Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
30 июня 2022 года Дело №А41-60437/20
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2022 года
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2022 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи О.А. Кузьминой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.А. Гайрабековым,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО "Астра ТМ" (115035, <...>, эт 1 п III к 5 оф А6К, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.06.2006, ИНН: <***>, КПП: 770501001, Генеральный директор: ФИО1) к
-Администрации городского округа Красногорск Московской области (143404, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.08.2002, ИНН: <***>, КПП: 502401001)
-Комитету лесного хозяйства Московской области (143407, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 10.07.2012, ИНН: <***>, КПП: 502401001)
третьи лица:
-ГК "Российские автомобильные дороги" (9127006, Москва город, Страстной бульвар, дом 9, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 14.08.2009, ИНН: <***>, КПП: 770701001)
-ГБУ МО "Мосавтодор" (143404, <...>, А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2002, ИНН: <***>, КПП: 502401001)
-АО Банк "Национальный стандарт" (115093, Москва город, Партийный переулок, дом 1, корпус 57, строение 2, 3, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 14.05.2015, ИНН: <***>, КПП: 772501001, Председатель правления: ФИО2)
-МЧС России (109012, Москва город, проезд Театральный, 3, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.11.2002, ИНН: <***>, КПП: 770701001)
об установлении сервитута в отношении части земельного участка
при участии: согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Астра ТМ" обратилось в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области, со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
1. Установить в пользу общества с ограниченной ответственностью «Астра ТМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115035, <...>, эт 1 п III к 5 оф абк) право ограниченного пользования (сервитут) в отношении земельного участка подлежащего образованию (формированию) из земель государственной неразграниченной собственности, общей площадью 81 кв. м, кадастровый номер 50:11:0020401:ЗУ1, распоряжение землями осуществляет Администрация городского округа Красногорск Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 143404, <...>) на следующих условиях:
-срок действия сервитута - 27.09.2064 г.;
-цель установления сервитута: право круглосуточного проезда легкового, пассажирского, грузового автомобильного транспорта (включая прицепы), строительной, самоходной техники и иных механических транспортных средств как ООО «Астра-ТМ», так и любых третьих лиц, имеющих намерение проехать к земельному участку с кадастровым номером № 50:11:0020401:181 или выехать с него;
-плата за сервитут определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 ст, 39.253К РФ, Постановлением Правительства Московской области от 08.06.2015 № 407/21 «Об утверждении Порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Московской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»;
-площадь сервитута 81 кв. м.;
-описание границ земельного участка с к.н. 50:11:0020401:ЗУ1, в отношении которого необходимо установление сервитута:
2. Установить в пользу общества с ограниченной ответственностью «Астра ТМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115035, <...>, эт 1 п III к 5 оф абк) право ограниченного пользования (сервитут) в отношении земельного участка подлежащего образованию (формированию) из земель государственной неразграниченной собственности, общей площадью 54 кв. м., кадастровый номер 50:11:0020401:ЗУ2, распоряжение землями осуществляет Администрация городского округа Красногорск Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 143404, <...>) на следующих условиях:
-срок действия сервитута - 27.09.2064 г.;
-цель установления сервитута: право круглосуточного проезда легкового, пассажирского, грузового автомобильного транспорта (включая прицепы), строительной, самоходной техники и иных механических транспортных средств как ООО «Астра-ТМ», так и любых третьих лиц, имеющих намерение проехать к земельному участку с кадастровым номером № 50:11:0020401:181 или выехать с него;
-плата за сервитут определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 39.253К РФ, Постановлением Правительства Московской области от 08.06.2015 № 407/21 «Об утверждении Порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Московской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»;
-площадь сервитута 54 кв. м.;
-описание границ земельного участка с к.н. 50:11:0020401:ЗУ2, в отношении которого необходимо установление сервитута:
3. Установить в пользу общества с ограниченной ответственностью «Астра ТМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115035, <...>, эт 1 п III к 5 оф абк) право ограниченного пользования (сервитут) в отношении земельного участка подлежащего образованию (формированию) из земель лесного фонда, общей площадью 16 кв. м., кадастровый номер 50:11:0020401:Зу3) распоряжение землями осуществляет Комитет лесного хозяйства Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 143407, <...>) на следующих условиях:
-срок действия сервитута - 27.09.2064 г.;
-цель установления сервитута: право круглосуточного проезда легкового, пассажирского, грузового автомобильного транспорта (включая прицепы), строительной, самоходной техники и иных механических транспортных средств как ООО «Астра-ТМ», так и любых третьих лиц, имеющих намерение проехать к земельному участку с кадастровым номером № 50:11:0020401:181 или выехать с него;
-плата за сервитут определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1461 «Об утверждении правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности», Постановлением Губернатора МО от 21.12.2020 N 578-ПГ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по заключению соглашений об установлении сервитутов»;
-площадь сервитута 16 кв. м.;
-описание границ земельного участка с к.н. 50:11:0020401:ЗУЗ, в отношении которого необходимо установление сервитута:
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ГК "Российские автомобильные дороги", ГБУ МО "Мосавтодор", АО Банк "Национальный стандарт", МЧС России.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Представитель истца дал пояснения, поддержал заявленные требования. Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области дал пояснения, возражал в удовлетворении требований.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в отсутствие Администрации городского округа Красногорск Московской области и третьих лиц.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Между ООО «Астра ТМ» и Комитетом лесного хозяйства Московской области заключен договор аренды лесного участка №50-0476-05-12-07 от 28.09.2015г. в соответствии с которым арендатору передается лесной участок с кадастровым номером 50:11:002040:181, с целью строительства и эксплуатации системы осушения и обводнения лесных площадей общей площадью 0,4062га, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, Истринское лесничество, Истринское участковое лесничество, квартал 2 выдел 9,10 (т. 1, л.д. 13-22).
В целях прохода, проезда к земельному участку с кадастровым номером 50:11:002040:181 между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и ООО «Астра ТМ» заключено соглашение об установлении сервитута земельного участка «2-с от 17.06.2016г. в соответствии с которым уполномоченный орган предоставляет пользователю право ограниченного пользования земельным участком площадью 354 кв.м., расположенный по адресу: <...>.
В период окончания срока действия указанного соглашения об установлении сервитута земельного участка, истец обращался неоднократно в адрес администрации с просьбой о заключении соглашения на новый срок.
Вместе с тем, администрацией отказано в заключении соглашения сервитута.
Изучив доводы сторон, оценив все представленные в материалы дела письменные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы судебной защиты лицом своих нарушенных или оспариваемых прав определены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), согласно которой в тех случаях, когда для защиты того или иного права закон предусматривает определенные способы защиты, лицо, считающее свое право нарушенным, может воспользоваться только предусмотренным законом способом.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В силу положений статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.
Таким образом, из положений статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что сервитут может устанавливаться в интересах собственника недвижимого имущества исключительно в том случае, если нужды собственника, связанные с использованием указанного имущества, не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Из указанных норм права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости (Постановление Президиума ВАС РФ от 28 февраля 2012 года N 11248/11).
Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.
Требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Согласно пункту 3 статьи 274 ГК РФ спор собственников соседних участков при недостижении соглашения между ними о сервитуте либо его условиях может быть разрешен судом.
По смыслу приведенной нормы материального права по результатам разрешения такого спора суд, исходя из баланса интересов сторон, не лишен возможности самостоятельно при наличии имеющихся разногласий определить условия предоставления истцу права ограниченного пользования чужим земельным участком.
В связи с этим при рассмотрении дел соответствующей категории в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, суд должен исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.
Кроме того, при установлении сервитута в судебном порядке необходимо установить факт возможности исполнения истцом своих обязательств перед третьими лицами иным способом или может выполнить другими альтернативными путями.
Задачей суда при осуществлении выбора из таких альтернативных вариантов является соблюдение баланса интересов сторон и определение из них варианта наиболее экономичного (менее затратного) для собственника господствующей вещи и наименее обременительного для собственника служащего земельного участка.
Условиями для установления сервитута в судебном порядке являются наличие между собственниками земельных участков спора, препятствующего подписанию соглашения о сервитуте; выявленная судом в ходе рассмотрения этого спора объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным участком.
Исходя из указанных норм права, истец для установления частного земельного сервитута в силу статьи 65 АПК РФ обязан представить доказательства, подтверждающие, что нужды истца как собственника принадлежащего ему недвижимого имущества не могут быть обеспечены без установления требуемого им сервитута.
Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса собственник участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Аналогичная норма предусмотрена также пунктом 6 статьи 23 Земельного кодекса.
Следовательно, в тех случаях, когда в деле имеются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим имуществом, судам необходимо в соответствии с приведенными положениями определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обремененного земельного участка.
Плата за сервитут может быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам). На размер платы за сервитут влияют также характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлен сервитут (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.10.2013 по делу № А41-58255/12).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2009 № 1464-О-О, закрепленное в статье 82 АПК РФ право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В соответствии со статьей 82 АПК РФ по ходатайству истца определением Арбитражного суда Московской области от 09.04.2021г. по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО "Экспертный центр "Юнион" ФИО3, ФИО4.
На разрешение эксперта судом поставлены следующие вопросы:
1. Имеется ли проход (проезд) легкового и грузового транспорта с земель общего пользования к земельному участку с кадастровым номером 50:11:0020401:181 без установления сервитута?
2. Определить варианты возможного установления сервитута с наименьшими затратами как для истца так и для собственников земельных участков, обременяемых сервитутом (сервитутами) с учетом пожарных, строительных, санитарно-эпидемиологических, и других норм и правил, с учетом нормативного регулирования организации дорожного движения по Пятницкому шоссе, для прохода (проезда) к земельному участку кадастровым номером 50:11:0020401:181.
Приложить картографический материал.
3. Определить площадь, конфигурацию, поворотные точки возможного варианта (вариантов) установления обременения (обременений).
4. Определить рыночную стоимость права пользования земельным участком (земельными участками) в определенных согласно предыдущему пункту границах.
Экспертиза поступила в адрес суда, экспертами предложены варианты прохода, проезда с земельному участку с кадастровым номером 50:11:0020401:181.
Экспертами предложен в том числе вариант установления сервитута посредством земельных участков 50:11:0020401:244, 50:11:0020401:2, 50:11:0020401:20, 50:11:0020401:180, а также по землям государственной неразграниченной собственности.
Поскольку экспертом неверно определена рыночная стоимость права пользования сервитутом, по ходатайству назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту экспертной организации АНО "Экспертный центр "Юнион" ФИО4.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
- Определить рыночную стоимость права пользования земельным участком с кадастровым номером 50:11:0020401:244, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, 7-й км Пятницкого шоссе, по дороге Солнечногорск-Спасс, согласно установленным границам сервитута по варианту №2 экспертного заключения.
- Определить рыночную стоимость права пользования земельным участком с кадастровым номером 50:11:0020401:2, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Красногорский, 7-й км. Пятницкого ш. у поворота на д. Марьино, согласно установленным границам сервитута по варианту №2 экспертного заключения.
- Определить рыночную стоимость права пользования земельным участком с кадастровым номером 50:11:0020401:20, категория земель – Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – размещение выезда большегрузного автотранспорта с полосой для движения в одностороннем направлении, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Красногорский, 7 км Пятницкого шоссе, в районе ООО "Русская промышленная компания Эльт", согласно установленным границам сервитута по варианту №2 экспертного заключения.
- Определить рыночную стоимость права пользования земельным участком с кадастровым номером 50:11:0020401:180, категория земель – Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – предпринимательство, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного по адресу: <...> у поворота на д.Марьино, согласно установленным границам сервитута по варианту №2 экспертного заключения.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07.02.2022г. прекращено производство по дополнительной судебной экспертизе, назначенной определением суда от 23 ноября 2021 года проведение которой поручено эксперту экспертной организации АНО "Экспертный центр "Юнион" ФИО4.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07.02.2022г. назначена дополнительная судебная экспертиза экспертам ООО "АМС ГРУПП".
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
- Определить рыночную стоимость права пользования земельным участком с кадастровым номером 50:11:0020401:244, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, 7-й км Пятницкого шоссе, по дороге Солнечногорск-Спасс, согласно установленным границам сервитута по варианту №2 экспертного заключения.
- Определить рыночную стоимость права пользования земельным участком с кадастровым номером 50:11:0020401:2, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Красногорский, 7-й км. Пятницкого ш. у поворота на д. Марьино, согласно установленным границам сервитута по варианту №2 экспертного заключения.
- Определить рыночную стоимость права пользования земельным участком с кадастровым номером 50:11:0020401:20, категория земель – Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – размещение выезда большегрузного автотранспорта с полосой для движения в одностороннем направлении, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Красногорский, 7 км Пятницкого шоссе, в районе ООО "Русская промышленная компания Эльт", согласно установленным границам сервитута по варианту №2 экспертного заключения.
- Определить рыночную стоимость права пользования земельным участком с кадастровым номером 50:11:0020401:180, категория земель – Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – предпринимательство, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного по адресу: <...> у поворота на д.Марьино, согласно установленным границам сервитута по варианту №2 экспертного заключения.
Экспертиза поступила в адрес суда и приобщена к материалам дела.
В рамках рассмотрения дела, по результатам проведения экспертиз, между истцом и ИП ФИО5, ООО "Русская промышленная компания Эльт" представлены мировые соглашения. Которые в последующим утверждены арбитражным судом, производство по делу в отношении данных ответчиков прекращены.
По результатам экспертизы, экспертом предложены варианты на земли неразграниченной государственной собственности, а именно:
- в отношении земельного участка подлежащего образованию (формированию) из земель государственной неразграниченной собственности, общей площадью 81 кв. м, кадастровый номер 50:11:0020401:ЗУ1,
- в отношении земельного участка подлежащего образованию (формированию) из земель государственной неразграниченной собственности, общей площадью 54 кв. м. кадастровый номер 50:11:0020401:ЗУ2;
- в отношении земельного участка подлежащего образованию (формированию) из земель лесного фонда, общей площадью 16 кв. м., кадастровый номер 50:11:0020401:Зу3).
Суд не может удовлетворить данные требования в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 39.23 Земельного кодекса РФ, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с указанными нормами сервитут может быть установлен по требованию лица, нуждающегося в пользовании чужим земельным участком только в том случае, если у него отсутствуют иные возможности использования принадлежащего ему имущества, в частности земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении
всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;
3) сведения о сторонах соглашения;
4) цели и основания установления сервитута;
5) срок действия сервитута;
6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;
9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
В силу положений пункта 1 статьи 39.26 Земельного кодекса РФ, в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.
Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.
Следовательно, предметом сервитута может быть земельный участок прошедший государственный кадастровый учет, либо часть указанного земельного участка согласно прилагаемой схеме границ сервитута на кадастровом плане территории.
В силу положений пунктов 3, 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
При этом, в силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством (пункт 6 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что земельный участок, на который истец просит установить сервитут, не сформирован.
Таким образом, требования заявителя об установлении сервитута на несформированный земельный участок не могут быть удовлетворены, поскольку фактически границы зоны сервитута не определены, что не позволяет установить и определить границы действия сервитута.
Заявитель вправе обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления необходимого ему испрашиваемого земельного участка на ином праве на основании соответствующих положений Земельного кодекса Российской Федерации.
П. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Позиция истца о том, что сервитут может устанавливаться на земельном участке, который не сформирован, судом отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Таким образом, в требованиях, заявленных к администрации, надлежит отказать.
Требования, заявленные к комитету лесного хозяйства Московской области, также не подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 8ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
Из положения ч.3 ст.274 ГК РФ также следует, что суд разрешает спор об установлении сервитута в случае недостижения согласия о сервитуте между заявителем и собственником земельного участка, на который испрашивается сервитут.
В данном случае доказательств о том, что общество обращалось к собственнику земельного участка с указанным вопросом об установлении сервитута до подачи настоящего иска в суд, в материалах дела не имеется.
Таким образом, обществом не соблюдена законодательно предусмотренная процедура установления сервитута на лесной участок. Истец не лишен возможности обратиться в установлением законом порядке за соответствующей услугой в Комитет лесного хозяйства Московской области.
На основании изложенного, требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 75, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья Кузьмина О.А.