ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-60913/19 от 14.08.2019 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

16 августа 2019 года                                            Дело №А41-60913/19

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2019 года

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2019 года

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи  Е.В. Васильевой

при видении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Сорокиным

рассмотрев в судебном заседании  дело по  заявлению Главгосстройнадзора Московской области

к АО «Мосстроймеханизация-5»

о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей: согласно протоколу судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее – Главгосстройнадзор Московской области, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении АО «Мосстроймеханизация-5» (далее – заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за не выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти.

Дело рассматривается в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся материалам дела.

В судебном заседании заслушан представитель  административного органа, который поддержал требование о привлечении к административной ответственности.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

 В период с 04.01.2019 по 04.05.2019 Главгосстройнадзором Московской области, на основании  распоряжения от 27.03.2019 №09-08-003404-2-17,  предписания об устранении нарушений от 21.01.2019 №09-08-003404-5-10, проведена внеплановая выездная проверка  объекта капитального строительства «Жилого дома» по адресу: <...>, позиция 4, в результате которой установлен ряд нарушений, поименованных в акте проверки  №09-08-003404-4-17 от 05.04.2019.

На основании указанного  акта должностным лицом административного органа Обществу выдано предписание  №09-08-003404-5-11 от 05.04.2019 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта  капитального строительства в срок до 03.06.2019. Указанное предписание 05.04.2019 получено на руку представителем общества.

Данное предписание АО «Мосстроймеханизация-5» ни в должностном, ни в судебном порядке не оспорено, следовательно, признано обоснованным и подлежит исполнению.

21.06.2019 на основании распоряжения от 11.06.2019 №09-08-003404-2-18 о проведении внеплановой выездной проверки,  Главгосстройнадзором Московской области при осуществлении проверки исполнения обществом предписания №09-08-003404-5-11 от 05.04.2019, установлено, что данное предписание заинтересованным лицом не исполнено, а именно:

- не закончена работы по устройству вентилируемых фасадов, не выполнена молниезащита металлических конструкций кровли; в проектном объеме не выполнены работы по гидроизоляции санузлов.

- не закончена чистовая окраска стен.

- не закончены работы по устройству межкомнатных перегородок.

- отопление жилой части не выполнена (не установлены котлы отопления, не выполнена трубная разводка, не установлены приборы отопления).

- система ХВС выполнена в с/у квартир без монтажа запорной арматуры и системы учета, не выполнена первичная система пожаротушения; отсутствуют приборы учета ХВС, запорная и регулирующая арматура; система ГВС не выполнена (не установлены котлы ГВС).

- системы водоотведения жилой части выполнены из ПВХ труб без устройства противопожарных муфт; не смонтированы бытовые вентиляторы в помещениях кухонь и санузлов.

- не смонтированы поквартирные щиты механизации; не смонтированы поэтажные приборы учета электроэнергии.

- не выполнены внутренние сети телефонизации, радиофикации, телевидения, аудио-домофонной связи, диспетчеризации, пожарной сигнализации и автоматики.

- не установлены дымовые пожарные извещатели; в квартирах не смонтированы тепловые, ручные пожарные извещатели.

- не смонтирована система оповещения людей при пожаре

- мероприятия по обеспечению доступа инвалидов не закончены; в жилых секциях отсутствуют механические подъемники; отсутствует искусственное занижение бордюрного камня на подходе к л/к и входам здания

- не представлен энергетический паспорт и тепловизионное обследование;    застройщиком не представлены акты о соответствии выполненных работ, акты в подлежащие представлению в соответствии с распоряжением начальника Главгосстройная Московской области от 29.05.2017 № 15.

- исполнительная документация на внутренние инженерные системы, отделочные работы, установка дверных блоков в т.ч противопожарные - не представлена.

- не представлена корректировка положительного заключения экспертизы проектной документации.

- не представлена положительное заключение экспертизы проектной документации по внутреннему и пара газоснабжению.

Данные нарушения подробно отражены в акте проверки от 21.06.2019 №09-08-003404-4-18.

По факту выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении от 21.06.2019 №09-08-003404-6-05, которая подпадает под действие диспозиции,  предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами  рассматривают судьи арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела в полном объёме, установив все обстоятельства необходимые для рассмотрения дела по существу, заявленных требований, и оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к  выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Главное управление государственного строительного надзора Московской области в силу Постановления Правительства МО от 11.04.2016 № 270/9  «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области» является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим на территории Московской области государственный строительный надзор, государственный надзор за эксплуатацией нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности.

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

Пунктом 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора предусмотрена выдача предписания по результатам проведенной проверки заказчику, застройщику или подрядчику в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание выдано надлежащим административным органом, в пределах своих полномочий.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц  от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 1 ГрК РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Согласно частям 3 и 4 статьи 52 ГрК РФ лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи. При этом застройщик или заказчик обязан получить и передать лицу, осуществляющему строительство, все необходимые документы, в том числе и разрешение на строительство.

В соответствии с ч.6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно  извещению в Главное управление  государственного строительного надзора Московской области о начале строительства, реконструкции, капитального  ремонта объекта капитального строительства АО «Мостроймеханизация-5»  является застройщиком и техническим заказчиком. Таким образом, на Обществе лежит обязанность, предусмотренная ч.6  ст. 52 ГрК РФ.

Факт неисполнения АО «Мосстроймеханизация-5» выданного административным органом предписания  от 05.04.2019 №09-08-003404-5-11 установлен судом, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 21.06.2019 и протоколом об административном правонарушении от 21.06.2019.

В силу приведенных норм права с учетом фактических обстоятельств дела, суд признает доказанным материалами дела, что по состоянию на 03.06.2019 Общество не исполнило требования предписания 05.04.2019 №09-08-003404-5-11, что указывает на наличие объективной стороны вменяемого правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В рассматриваемом случае у Общества была возможность для исполнения предписания административного органа в полном объеме и в установленные сроки, однако им не были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписания. Общество не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для предотвращения административного правонарушения. Объективных обстоятельств, препятствующих обществу в исполнении предписания, не выявлено.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что Обществом не представлено доказательств того, что предписание незаконно и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер и необходимых действий по исполнению выданного ему предписания в срок суду не представлено, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

При  указанных обстоятельствах арбитражный суд признает доказанным  административным органом, наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Судом установлено, что процедура привлечения заинтересованного лица к административной ответственности соблюдена, в связи с чем, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, не нарушены.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении заинтересованного лица протокола об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, не установлено.

Срок привлечения к ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание для  юридических лиц в виде наложения административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Назначая наказание за совершение административного правонарушения, суд обязан учитывать наличие или отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность за совершенное правонарушение, в соответствии со статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ.

Судом установлено, что Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2019 года по делу N А41-40134/19 общество уже привлекалось за аналогичное правонарушение, выявленное административным органом при осуществлении этого же объекта строительства, суд считает, что данный факт является отягчающим обстоятельством.

При изложенных обстоятельствах, при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность,  суд считает возможным назначить заинтересованному лицу наказание в виде штрафа в размере 90 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд -

РЕШИЛ:

Заявление Главгосстройнадзора Московской области удовлетворить.

Привлечь АО «Мосстроймеханизация-5» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 90 000 руб.

Штраф перечислить по следующим реквизитам:

Наименование получателя: УФК по Московской  области  (Главгосстройнадзор Московской области) ИНН <***>; КПП 507501001.

Банковские реквизиты: ГУ Банка России по ЦФО; р/с <***>;

БИК 044525000; к/с - нет.

Назначение   платежа:   (оплата  штрафа);   КБК   02611690040040000140;   ОКТМО 46766000; Л/с <***>; статус плательщика 08; НДС не облагается.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок  в Десятый  арбитражный апелляционный суд со дня принятия.

Суд разъясняет, что в случае если по истечении  шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ судебный акт  будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Обязанность об уведомлении суда об уплате административного штрафа возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Судья                                                                    Е.В. Васильева