ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3706/2010 от 22.12.2010 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

  183049, г. Мурманск, ул. Книповича, д.20

E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-3706/2010

«29» декабря 2010 года

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 22.12.2010 г.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 29.12.2010 г.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Кузнецова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Османкиной О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска

к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области

3-и лица:

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области;

Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области;

Муниципальное унитарное предприятие «Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр»;

Государственное областное учреждение «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска»

о взыскании 86 076 руб. 42 коп.

при участии представителей:

истца – ФИО1, по доверенности от 21.12.2009 г.

ответчика – ФИО2, по доверенности от 10.12.2010 г.

3-х лиц:

Минфина РФ в лице УФК по Мурманской области – не явился, извещен

Минздравсоцразвития Мурманской области – ФИО3, по доверенности от 01.02.2010 г.

МУП МРИВЦ – не явился, извещен, заявлено ходатайство

ГОУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» – ФИО4, по доверенности от 30.06.2010 г.

установил:

Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее – истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (далее – ответчик, Министерство финансов) о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению, за июль-декабрь 2007 года в сумме 255 453 руб. 24 коп.

В обоснование заявленного требования истец сослался на факт предоставления Комитетом как исполнителем коммунальных услуг в июле-декабре 2007 года льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг и получение возмещения льгот от Управления социальной защиты населения комитета по труду и социальному развитию Мурманской области в городе Мурманске (далее – УСЗН) за счет средств областного бюджета не в полном объеме. В результате отказа в проведении дополнительной сверки списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, истцу не были возмещены расходы, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в сумме 255 453 руб. 24 коп.

Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в которых против удовлетворения заявленного требования возражал, ссылаясь на недоказанность истцом как факта причинения ему убытков, так и их размера. Указал, что надлежащим представителем ответчика является Министерство здравоохранения и социального развития по Мурманской области (далее – Министерство здравоохранения).

Министерство здравоохранения, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором, ссылаясь на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 и постановление Правительства Мурманской области от 14.04.2010 г. № 160-ПП, указало, что не может выступать в качестве представителя ответчика. Кроме того, по мнению Министерства здравоохранения, истец не доказал факт понесенных убытков в связи с предоставлением гражданам, имеющим право на льготы, мер социальной поддержки, и размер исковых требований.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее – Минфин РФ), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представило письменный отзыв на исковое заявление. Минфин РФ считает, что истцом не доказано наличие убытков, а также не обоснован размер исковых требований.

Муниципальное унитарное предприятие «Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр» (далее – МУП «МРИВЦ»), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в письменном отзыве на исковое заявление пояснило, что согласно договору поручения от 01.06.2005 г., заключенному между МУП «МРИВЦ» и Комитетом, МУП «МРИВЦ» производит начисление мер социальной поддержки населению. На основании имеющихся данных МУП «МРИВЦ» производит расчет льгот и формирует выходные формы в формате, согласованном с Комитетом и УСЗН, после чего предоставляет эти данные в УСЗН для проведения автоматизированной сверки списков льготных категорий граждан. По итогам автоматизированной сверки за период с 01.07.2007 г. по 31.12.2007 г. УСЗН были подтверждены не в полном объеме списки льготников, которым предоставлены меры социальной поддержки. МУП «МРИВЦ» полагает, что УСЗН не были исполнены в полной мере обязательства по компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем Комитетом были понесены убытки.

В связи с ликвидацией 27.05.2010 г. Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области по городу Мурманску и передачей его функций Государственному областному учреждению «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» суд исключил из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УСЗН и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное областное учреждение «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» (далее – ГОУ «ЦСПН г.Мурманска»).

Определением от 22.11.2010 г. судебное заседание отложено на 22.12.2010 г.

В судебном заседании по результатам проведенной дополнительной сверки граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период с июля по декабрь 2007 года, представитель истца заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований. Просил взыскать с Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области за счет казны Мурманской области убытки, понесённые в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению в период с июля по декабрь 2007 года, в сумме 86 076 руб. 42 коп.

В соответствии с частью первой статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Уменьшение истцом размера исковых требований не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принято судом, о чем вынесено соответствующее протокольное определение.

На удовлетворении заявленных требований в сумме 86 076 руб. 42 коп. представитель истца настаивал по основаниям, изложенным в иске и дополнении к исковому заявлению, пояснив, что надлежащим представителем ответчика считает Министерство финансов Мурманской области.

Представитель ответчика против иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель Министерства здравоохранения поддержал свою позицию по делу, изложенную в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель ГОУ «ЦСПН г.Мурманска» поддержал позицию по делу, изложенную Министерством здравоохранения. Указал, что в результате проведенной сверки подтверждено право 683 граждан на меры социальной поддержки за период с июля по декабрь 2007 года на общую сумму 86 079 руб. 98 коп. Результаты сверки в виде актов сверки от 16.12.2010 г., оформленных в соответствии с приложением № 3 к контракту № 15р от 16.03.2007 г., направлены в адрес Комитета.

Минфин РФ и МУП «МРИВЦ», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили.

С учетом мнения представителей сторон, третьих лиц, обстоятельств дела, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть спор в отсутствие представителей Минфина РФ и МУП «МРИВЦ».

Исследовав материалы дела, суд установил.

В январе-декабре 2007 года истец являлся исполнителем жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению города Мурманска.

16.03.2007 г. между Комитетом и УСЗН заключен государственный контракт № 15р о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (т.1 л.д. 15-17).

В соответствии с пунктом 1.1 указанного государственного контракта предметом контракта является возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, указанных в приложении № 1 (льготоносители), в соответствии с нормативными актами:

- Закон Мурманской области от 23.12.2004 г. № 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»;

- Закон Мурманской области от 27.12.2004 г. № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг»;

- Постановление Правительства Мурманской области от 15.03.2007 г. № 120-ПП «О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и комму­нальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 де­кабря 2004 года, реабилитированным липам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области».

Перечень поставщиков по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласован сторонами в Приложении № 4 к государственному контракту № 15р от 16.03.2007 г. и изменен дополнительным соглашением № 1 от 11.09.2007 г. (т.1 л.д. 17 оборот, л.д. 18).

В силу пункта 2.1.1 государственного контракта № 15р от 16.03.2007 г. Комитет не позднее 10-го числа, следующего за отчетным, представляет, отдельно по поставщикам в соответствии с Приложением № 4, список граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в электронном виде (формат dbf в соответствии с Приложением № 2) на электронных носителях с сопроводительным письмом, в котором указано количество записей, сформированных МУП «МРИВЦ».

Согласно пункту 2.2.1. государственного контракта № 15р от 16.03.2007 г. УСЗН при поступлении от Комитета документов, указанных в пункте 2.1.1 данного контракта, производит автоматизированную сверку в течение 5-ти рабочих дней и составляет акт результатов сверки (Приложение № 3), подтверждающий численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, и сумму расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежащую возмещению в соответствии с нормативными актами, указанными в пункте 1.1. данного контракта.

По результатам автоматизированной сверки Комитет перевыставляет УСЗН счета по категориям льготников не позднее 20-го числа, следующего за отчетным, по предоставленным мерам социальной поддержки лицам по оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 2.1.3. государственного контракта № 15р от 16.03.2007 г.).

В соответствии с пунктом 2.2.2. государственного контракта № 15р от 16.03.2007 г. на основании акта по результатам автоматизированной сверки и поступления от Комитета сведений, указанных в пунктах 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5 контракта УСЗН производит перечисление средств предприятия (учреждениям, организациям) для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, в пределах выделенных средств.

Контракт действует с момента подписания по 31.12.2007 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. (пункт 4.1. государственного контракта № 15р от 16.03.2007 г.)

Согласно договору поручения от 01.06.2005 г., заключенному между Комитетом и МУП «МРИВЦ», МУП «МРИВЦ» производит начисление мер социальной поддержки населению. На основании имеющихся данных МУП «МРИВЦ» производит расчет льгот и формирует выходные формы в формате, согласованном с Комитетом и УСЗН, после чего предоставляет эти данные в УСЗН для проведения автоматизированной сверки списков льготных категорий граждан (т.2 л.д. 99).

По техническим причинам Комитетом и УСЗН своевременно и в полном объеме не была проведена в электронном виде автоматизированная сверка списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в июле-декабре 2007 года.

Письмом от 15.09.2009 г. № 08-10/2157, направленным Министерством здравоохранения в адрес заместителя главы администрации города Мурманска, сообщено, что в связи с завершением соответствующего финансового года и истечением срока действия государственных контрактов от 16.03.2007 г., заключенных между УСЗН и Комитетом и определяющих порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в настоящее время не может быть положительно решен вопрос финансирования обязательств 2007 года (т.1 л.д. 27).

Полагая, что уклонение УСЗН от компенсации затрат, которые были понесены Комитетом в связи с предоставлением населению льгот, предусмотренных Законами Мурманской области от 23.12.2004 г. № 550-01-ЗМО и от 27.12.2004 г. № 567-01-ЗМО, повлекло возникновение у Комитета убытков, истец в соответствии со статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с иском о возмещении убытков.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами этих органов, определяется статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из системного толкования статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения неправомерными действиями ответчика прав истца, наличие причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками, а также размер убытков.

Наступление гражданско-правовой ответственности возможно лишь при доказанности всей совокупности условий ответственности. Недоказанность хотя бы одного из элементов правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.

В соответствии с Законами Мурманской области от 23.12.2004 г. № 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» и от 27.12.2004 г. № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» отдельные категории граждан (ветераны труда и лица, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.; реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; многодетные семьи) имеют льготы по оплате жилья и комму­нальных услуг.

Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007 г. № 120-ПП «О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и комму­нальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 де­кабря 2004 года, реабилитированным липам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области» утверждены Правила расходования средств областного бюджета, выделяемых на реали­зацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.

Согласно пункту 6 Правил, возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых территориальными органами с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению (комитет городского хозяйства, управляющая организация, товарищество собственников жилья, службы муниципального заказчика и другие организации и лица на основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) (далее - Исполнитель).

Расчеты с Исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся территориальными органами на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки. Учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, по месту жительства (пребывания) ведут Территориальные органы. Территориальные органы вправе проверять правильность предоставления Исполнителем гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом Исполнитель должен предоставлять необходимые документы о начисленных мерах социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам (пункты 7, 8, 9 Правил).

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В спорный период между Комитетом и ресурсоснабжающими организациями, список которых является приложением № 4 к государственному контракту № 15р от 16.03.2007 г. (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 11.09.2007 г.), были заключены договоры, в соответствии с которыми населению, проживающему в многоквартирных домах, предоставлялись коммунальные услуги.

В силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Мурманской области от 23.12.2004 г. № 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» и Закона Мурманской области от 27.12.2004 г. № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» отдельным категориям граждан предоставлялись льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Начисление населению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляло МУП «МРИВЦ», располагающее соответствующей базой данных и осуществляющее формирование единого платежного документа. МУП «МРИВЦ» производило расчёт льгот и формировало выходные формы, которые в соответствии с государственным контрактом № 15-р от 16.03.2007 г. направлялись в УСЗН для проведения автоматизированной сверки списков льготных категорий граждан. По итогам автоматизированной сверки ресурсоснабжающим предприятиям производилось перечисление средств для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки населения.

Поскольку право части граждан на получение мер социальной поддержки своевременно подтверждено не было, расходы Комитета по предоставлению льгот не были возмещены в полном объёме, что привело к возникновению у Комитет убытков в виде расходов в сумме 86 076 руб. 42 коп., которые истец уже произвел и еще должен будет произвести для оплаты ресурсоснабжающим предприятиям полной стоимости оказанных льготным категориям граждан коммунальных услуг, в том числе:

1) ОАО «Мурманская ТЭЦ» по договору теплоснабжения № 787 от
 01.09.2006 г. по счету-фактуре № 7877072 от 31.07.2007 г. в сумме 82 545 руб. 31 коп.;

2) ММУП «ЖСК» по договору № 100 (диз.) от 02.07.2007 г. по счету-фактуре № 132 от 30.09.2007 г. в размере 6 руб. 32 коп.;

3) ООО «Сантех-Норд» по договору теплоснабжения № 6Н от 01.06.2005 г. за сентябрь-декабрь 2007 года в размере 12 руб. 56 коп., из них: за сентябрь 2007 года – 77 коп., за октябрь 2007 года – 5 руб. 18 коп., за ноябрь 2007 года – 1 руб. 58 коп., за декабрь 2007 года – 5 руб. 03 коп.;

4) ГОУП «Мурманскводоканал» по договору водоснабжения № 2-444 от 01.12.2005 г. в размере 3 506 руб. 61 коп., из них за сентябрь 2007 года – 1 062 руб. 45 коп., за октябрь 2007 года – 2 444 руб. 16 коп.

Кроме того, бюджет города Мурманска понес убытки в виде неполученной платы за социальный наём за октябрь 2007 года в сумме 5 руб. 62 коп.

Размер убытков подтверждается ведомостями распределения начисленных льгот по поставщикам услуг, выставленными ресурсоснабжающими предприятиями счетами-фактурами за предоставленные услуги, актами сверок с ГОУ «ЦСПН г. Мурманска», платёжными поручениями. Список граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на указанную сумму, подтвержден органами социальной защиты населения (ГОУ «ЦСПН г. Мурманска») в ходе сверки, проведённой во исполнение определения суда.

Довод представителя ответчика о недоказанности истцом наличия убытков и их размера судом не принимается.

Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 предусматривает, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что истец, как исполнитель коммунальных услуг, от своего имени заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями. Объем и стоимость приобретенных истцом коммунальных ресурсов (тепловой энергии, питьевой воды, оказанных услуг по приему сточных вод и т.д.) подтверждаются представленными в материалы дела счетами-фактурами, выставленными ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Указанное правило в силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, водой и другими товарами.

В силу указанных норм, а также положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации именно истец, являясь стороной договора, обязан оплатить ресурсоснабжающей организации весь объем поставленного населению коммунального ресурса (оказанной услуги) вне зависимости от предоставления части населения мер социальной поддержки в виде льготы по оплате потребленной жилищно-коммунальной услуги.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Таким образом, вопреки утверждению представителя ответчика, наличие доказательств полной оплаты приобретенного у ресурсоснабжающих организаций коммунального ресурса не является обязательным условием возмещения убытков. Само наличие задолженности Комитета перед ресурсоснабжающими организациями может быть связано, в том числе, с неполным возмещением расходов, связанных с предоставлением истцом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Согласно пункту 2.2.1. государственного контракта № 15р от 16.03.2007 г. составленный УСЗН акт результатов сверки по форме, утвержденной в приложении № 3 к государственному контракту, подтверждает численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, и сумму расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежащую возмещению. Согласно пункту 2.2.2 государственного контракта № 15р от 16.03.2007 г., именно на основании акта по результатам автоматизированной сверки производится перечисление средств для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Акты автоматизированной сверки, составленные Комитетом и ГОУ «ЦСПН г.Мурманска» за спорный период, составлены по форме, являющейся приложением № 3 к государственному контракту № 15р от 16.03.2007 г. и подтверждают сумму расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежащую возмещению истцу.

Таким образом, суд находит заявленные требования обоснованными по праву и размеру, в связи с чем иск подлежит удовлетворению в полном объеме за счет казны Мурманской области.

Довод Министерства финансов о том, что он является ненадлежащим представителем ответчика, суд также находит необоснованным.

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Постановление Правительства Мурманской области от 15.03.2007 г. № 120-ПП «О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области» признано утратившим силу с 01.07.2010 г. в связи с изданием постановления Правительства Мурманской области от 14.04.2010 г. № 160-ПП «О правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Мурманской области и правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области».

Таким образом, меры социальной поддержки отдельным категориям граждан предоставляются непосредственно этим гражданам центрами социальной поддержки населения. Возмещение расходов исполнителям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению, не производится.

Учитывая изложенное, суд полагает правомерным указание истцом в качестве представителя ответчика Министерства финансов Мурманской области.

Поскольку в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

РЕШИЛ:

Исковое заявление Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска удовлетворить.

Взыскать с Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области за счет казны Мурманской области в пользу Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска убытки, понесенные в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению, в размере 86 076 (восемьдесят шесть тысяч семьдесят шесть) рублей 42 копейки.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Судья О.В. Кузнецова