АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-11953/2019
г. Нижний Новгород 19 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 июня 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56 - 269), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шлюндиной Ю.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мухтолово-ресурс", г.Дзержинск, Нижегородская область (ОГРН <***>, ИНН <***>), содержащему следующие требования:
1) признать незаконным отрицательное заключение на Проект освоения лесов, на лесной участок представленный в аренду в целях использования для переработки древесины ООО "Мухтолово-ресурс" в Мухтоловском участковом лесничестве Мухтоловского межрайонного лесничества по договору аренды №459 от 25.11.2010 года, утвержденное Приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области №2131 от 25.12.2018 года;
2) обязать Департамент лесного хозяйства Нижегородской области оформить положительное заключение на Проект освоения лесов, на лесной участок представленный в аренду в целях использования для переработки древесины ООО "Мухтолово-ресурс" в Мухтоловском участковом лесничестве Мухтоловского межрайонного лесничества по договору аренды №459 от 25.11.2010 года,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 23.08.2018), после перерыва – не явился, извещен,
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 27.12.2017),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Мухтолово-ресурс" (далее – заявитель, общество) с заявлением, содержащим указанное выше требование.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Оспариваемое заключение Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее – Департамент) заявитель полагает несоответствующим требованиям статей 7, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 10 приказа Минприроды России от 26.09.2016 №496 "Об утверждении порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее – Порядок №496).
Как отмечает заявитель, оспариваемое заключение не содержит указания на конкретные положения проекта освоения лесов, противоречащие законодательству, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту, а также не содержит указания на положения, требующие доработки.
Также заявитель отмечает расположение на предоставленном ему в аренду лесном участке законно возведенных объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, использование которых без утвержденного положения проекта освоения лесов невозможно.
Подробно позиция общества изложена в заявлении, дополнении к заявлению и поддержана представителем в судебном заседании.
Департамент не согласен с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку оспариваемое заключение является законным и обоснованным, представленный обществом проект освоения лесов не соответствует требованиям приказа Минприроды России от 01.12.2014 №528 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов" и лесохозяйственному регламенту Мухтоловского межрайонного лесничества, утвержденному приказом №141 от 16.02.2018, в соответствии с которым арендуемый обществом лесной участок расположен в зеленой зоне.
Ссылаясь на положения части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации Департамент отмечает отсутствие прямого запрета на переработку древесины и иных лесных ресурсов в зеленой зоне, при этом отмечает, что в силу части 2 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, к которым относится зеленая зона в силу статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы Департамента изложены в отзыве на заявление и поддержаны представителем в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 25 ноября 2010 года Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (Арендодатель) заключило с ГП НО «Мухтоловский лесхоз» (Арендатор) договор аренды участка №459 лесного фонда общей площадью 6,3га, расположенный на территории Ардатовского района Нижегородской области, Мухтоловское межрайонное лесничество, Мухтоловское участковое лесничество, квартал 169, выдел 36 часть (местоположение лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства 2004-2005 гг.: Мухтоловский лесхоз, Мухтоловское лесничество, квартал 94, выдел 36 часть).
Данный участок лесного фонда предоставлен обществу для переработки древесины и иных лесных ресурсов (Приложение №3 к Договору).
Дополнительным соглашением от 24.05.2012 заменен арендодатель по договору аренды участка №459 на Департамент лесного хозяйства Нижегородской области.
По договору №4 от 15.07.2013 уступки (передачи) права аренды (перенайм) по договору аренды недвижимого имущества №459 от 25.11.2010 права и обязанности арендатора переданы ООО "АрзамасЛесПром" (в настоящее время - ООО "Мухтолово-ресурс").
На указанном земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности следующие объекты недвижимости: гараж на 25 машин, котельная, мастерская, склад материальных ценностей, здание столярного цеха (год завершения строительства – 1987, 1975, 1969, 1989, 1978, соответственно).
В порядке статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации общество обратилось в Департамент с заявлением о государственной экспертизе проекта освоения лесов, составленного на арендуемый участок.
По результатам рассмотрения представленного обществом проекта приказом Департамента от 25.12.2018 №2131 утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов спорного лесного участка.
Основанием для выдачи отрицательного заключения экспертизы явилось несоответствие мероприятий по использованию лесов, предусмотренных проектом, Правилам использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2014 №528, лесохозяйственному регламенту Мухтоловского межрайонного лесничества, утвержденному приказом №141 от 16.02.2018.
Не согласившись с отказом Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
В соответствии с условиями статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1). Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов). Данным приказом установлены требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов- местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Так, пунктом 3 Состава проекта освоения лесов установлено, что проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
Пунктом 6 Состава проекта освоения лесов предусмотрено, что в разделе "Сведения о лесном участке" приводится, в том числе, перечень предоставленных в аренду, в постоянное (бессрочное пользование) лесных кварталов, лесотаксационных выделов (приложение N 2), год последнего лесоустройства лесничества, лесопарка, информация о распределении площади лесного участка по лесным и нелесным землям лесного фонда.
В разделе "Создание лесной инфраструктуры" должна содержаться характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение №8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), а также иные сведения (пункт 7 Состава проекта освоения лесов).
В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Названный порядок утвержден Приказом Минприроды России от 26.09.2016 №496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Порядок №496).
Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка №496).
В силу пункта 7.1 Порядка №496 экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках Экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее:
- соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов;
- соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию;
- правильность заполнения табличных форм;
- наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления;
- правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.
Проверка оформления проекта освоения лесов проводится в течение первых 5 рабочих дней срока Экспертизы.
В соответствии с пунктом 9 Порядка №496 результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Согласно пункту 10 Порядка №496 положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В рассматриваемом случае по результатам рассмотрения представленного обществом проекта освоения лесов Департаментом оформлено отрицательное заключение экспертизы, утвержденное приказом от 25.12.2018 №2131.
Как следует из материалов дела, основанием для утверждения отрицательного заключения явилось несоответствие проекта освоения лесов Правилам использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2014 №528 (далее – Правила №428), лесохозяйственному регламенту Мухтоловского межрайонного лесничества, утвержденному приказом №141 от 16.02.2018.
Согласно пункту 2 Правил №428 использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии с частью 1 статьи 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
В целях размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов размещения указанных объектов (пункт 4 Правил №528).
Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях в соответствии с частью 2 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Правил №528).
Согласно лесохозяйственному регламенту Мухтоловского межрайонного лесничества, утвержденному приказом Департамента №141 от 16.02.2018, переданный обществу в аренду лесной участок расположенный к квартале 169 Мухтоловского участкового лесничества относится к зеленой зоне.
В силу подпункта «в» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны относятся к защитным лесам категории «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов».
В соответствии с частью 2 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.
Частью 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в зеленых зонах запрещаются:
1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи;
2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства; 3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Лесной кодекс Российской Федерации вводится в действие с 1 января 2007 года и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие.
В силу названных положений запреты и ограничения, введенные Лесным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами, принятыми в его развитие, не могут распространяться на объекты и правоотношения, возникшие до вступления в силу указанных нормативных актов.
Противоположный подход ставит под угрозу обеспечение стабильности правовых отношений, нарушает принцип правовой определенности и принцип признания у участников правоотношений ранее возникших прав и обязанностей, нарушает права собственников.
Как следует из материалов дела, подтверждается представленными выписками из Единого государственного реестра недвижимости и не оспаривается сторонами, на лесном участке, переданном обществу по договору аренды №459 от 25.11.2010, расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости - гараж на 25 машин, котельная, мастерская, склад материальных ценностей, здание столярного цеха, год завершения строительства которых 1987, 1975, 1969, 1989, 1978, соответственно.
Таким образом, указанные объекты созданы до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации и имели место на момент заключения 26.11.2010 договора аренды лесного участка №459.
При этом согласно приложению №3 выше указанного договора аренды в качестве цели использования лесов на арендуемом лесном участке, относящемся к защитным лесам, определена переработка древесины и иных лесных ресурсов.
Вышеуказанные объекты, существовавшие на момент заключения договора аренды лесного участка, отражены в проекте освоения лесов общества. При этом согласно пункту 7.5. проекта новых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры не проектируется.
Проектом освоения лесов лесного участка предусматривается: эксплуатация существующих объектов лесной инфраструктуры, создание лесной инфраструктуры, эксплуатация существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, мероприятия по охране объектов животного мира, водных ресурсов.
Согласно пунктам 4.2 и 7.4 проекта освоения лесов лесных насаждений на арендуемом лесном участке нет. Рубка лесных насаждений на лесном участке не проектируются обществом.
Таким образом, возведение и размещение новых объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, рубка лесных насаждений обществом не предусматривается и не планируется. При этом доказательств обратного Департаментом в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Кроме того из материалов дела следует, что в период действия Порядка № 496 Департаментом в аналогичной ситуации отнесения лесного участка к защитным лесам ООО «Лесресурс» выдано положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденное приказом Департамента №599 от 22.05.2018.
Таким образом, с учетом принципа эстоппель, правил venire contra factum proprium (никто не может противоречить собственному предыдущему (никто не может противоречить собственному предыдущему поведению) доводы Департамента, изложенные в обоснование правомерности оспариваемого заключения, являются необоснованными.
Следовательно, изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого заключения положениям части 2 статьи 14, части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 5 Правил №528, а также пункта 10 Порядка №496 ввиду его вынесения без учета положений действующего договора аренды лесного участка, условий его заключения и исполнения.
Кроме того, оспариваемое заключение нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует последнему осуществлять использование арендуемого лесного участка.
В связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование заявителя подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязывает Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оформления и выдачи соответствующего требованиям Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496, экспертного заключения по проекту освоения лесов лесного участка, переданного по договору аренды №459 от 25.11.2010.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей подлежат взысканию с Департамента в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать незаконным отрицательное заключение на Проект освоения лесов, на лесной участок, представленный в аренду в целях использования для переработки древесины ООО "Мухтолово-ресурс" в Мухтоловском участковом лесничестве Мухтоловского межрайонного лесничества по договору аренды №459 от 25.11.2010 года, утвержденное Приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области №2131 от 25.12.2018.
Обязать Департамент лесного хозяйства Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Мухтолово-ресурс" путем оформления и выдачи соответствующего требованиям Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496, экспертного заключения по проекту освоения лесов лесного участка, переданного по договору аренды №459 от 25.11.2010.
Взыскать с Департамента лесного хозяйства Нижегородской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Мухтолово-ресурс", г.Дзержинск, Нижегородская область (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Е.И.Вершинина