АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-13949/2010
г. Нижний Новгород 14 марта 2011 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Иванова Алексея Викторовича (шифр 10-240),
судей Когута Дмитрия Валерьевича и Мукабенова Игоря Юрьевича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косаревой Юлией Владимировной,
при участии:
представителей заинтересованного лица (ответчика) —заместителя начальника организационно-правового отдела ФИО1 (доверенность №39 от 27 декабря 2010 года), начальника отдела тарифообразования ФИО2 (доверенность №43 от 27 декабря 2010 года),
представителей третьего лица — ФИО3 (доверенность №209 от 17 января 2011 года), ФИО4 (доверенность №69 от 21 декабря 2010 года),
рассмотрев 4 марта 2011 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление
общества с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» г. Нижний Новгород о признании недействующим пункта 6.2 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 сентября 2009 года №46/6, в части утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, через тепловые сети открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №6» г. Нижний Новгород, расположенные в Балахнинском районе Нижегородской области, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №6» г. Нижний Новгород,
установил:
обращаясь за судебной защитой, общество с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» просило признать недействующим пункт 6.2 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 сентября 2009 года №46/6, в части утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, через тепловые сети открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №6», расположенные в Балахнинском районе Нижегородской области. При этом заявитель исходил из того, что спорный тариф не является экономически обоснованным и носит произвольный характер, что не соответствует принципам государственного регулирования тарифов, установленным в ст. 2, 4 Федерального закона от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
Оспариваемый тариф, установленный для открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №6», несмотря на то обстоятельство, что именно он был учтен для установления соответствующего тарифа для общества с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» в состав экономически обоснованных расходов заявителя, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере деятельности, поскольку приводит к снижению объема производства и реализации собственных регулируемых товаров (услуг).
Заинтересованное лицо (ответчик) в представленном отзыве и в объяснениях своих представителей в судебных заседаниях требования заявителя не признает. Полагает, что все нормы и правила действующего законодательства при установлении спорного тарифа регулирующим органом были соблюдены. Доводы заявителя, как полагают представители ответчика, основаны исключительно на предположениях и некорректных сравнениях тарифов, примененных к различным системам теплоснабжения, существующим в Балахнинском и Кстовском районах Нижегородской области.
Третье лицо, по отношению к товарам (услугам) которого установлен спорный тариф, требования заявителя также полагает необоснованными. При этом, поддерживая позицию ответчика, представители третьего лица дополняют ее тем, что спорный тариф установлен на основе метода экономически обоснованных расходов (затрат) открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №6». При этом экономическая обоснованность примененного метода был проверена экспертами ответчика в точном соответствии с требованием действующих на тот момент нормативно-правовых актов, к которым помимо Федерального закона от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» относились Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года №20-э/2, регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 8 апреля 2005 года №130-э.
В связи с удовлетворением судом ходатайства заявителя о назначении по делу судебной экспертизы, судебное разбирательство по делу приостанавливалось на период проведения экспертизы. При этом перед экспертами назначенной судом экспертной организацией ООО «Компания Бизнес Консалтинг» г. Домодедово Московской области — ФИО5 и ФИО6 был поставлен на разрешение вопрос: Является ли экономически обоснованным установленный открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №6» тариф на услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, через принадлежащие названному лицу тепловые сети, расположенные в Балахнинском районе Нижегородской области, в размере 336,07 руб./Гкал.
После поступления в арбитражный суд материалов судебной экспертизы и истечения установленного судом срока на ее проведение, производство по данному делу было возобновлено определением от 15 февраля 2011 года, которым судебное заседание по делу было назначено на 4 марта 2011 года на 13 час.30 мин. К открытию этого судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии общества с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО». При этом заявитель сообщил суду, что общество с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» с поступившим в суд экспертным заключением ознакомлено и возражений по нему не имеет, однако настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Судебное заседание, в котором рассмотрение данного дела по существу было завершено, слушалось в отсутствии представителей заявителя по правилам ст. 123, 156, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими отклонению, исходя из следующего.
В силу ч.1 ст.192, ч.4 ст.194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По своему юридическому содержанию правовой акт об установлении тарифа является нормативным, поскольку устанавливает обязательную для применения цену в отношении регулируемого вида деятельности, рассчитан на неоднократное применение в периоде тарифного регулирования, распространяется на неопределенный круг потребителей товаров (работ, услуг) регулируемой деятельности, и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом.
При этом в силу правила п.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение возмездного договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами.
Оспариваемым в данном деле правовым актом Региональной службы по тарифам Нижегородской области открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №6» установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, через принадлежащие названному лицу тепловые сети, расположенные в Балахнинском районе Нижегородской области, в размере 336,07 руб./Гкал.
Указывая на экономическую необоснованность данного тарифа и на нарушении прав общества с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» в сфере экономической (предпринимательской) деятельности, заявитель обратился за судебной защитой.
Разрешая настоящее дело по существу, арбитражный суд исходит из следующих правовых положений.
Деятельность третьего лица по передаче тепловой энергии в горячей воде, через принадлежащие ему тепловые сети, подпадает под регулируемую деятельность. Указанная деятельность осуществляется третьим лицом в условиях естественной монополии.
В момент установления спорного тарифа, регулирование цен (тарифов) таких субъектов естественных монополий осуществлялось в соответствии с нормами и правилами Федерального закона от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года №20-э/2, регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 8 апреля 2005 года №130-э.
Регулирующим органом для третьего лица является именно Региональная служба по тарифам Нижегородской области.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Региональная служба по тарифам Нижегородской области приняла спорный тариф в точном соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами. Так, из текста протокола заседания правления Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 ноября 2009 года №46 явствует, что установлению спорного тарифа предшествовала экспертиза представленных открытым акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания №6» материалов и предложений по установлению тарифов на 2010 год. Материалы этой экспертизы приобщены к материалам данного дела. Все процессуальные требования, установленные в вышеназванных нормативно-правовых актах, со стороны ответчика соблюдены.
Решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 сентября 2009 года №46/6, содержащее спорный тариф, включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области и опубликовано (обнародовано) для всеобщего сведения.
Все доводы заявителя в данном деле сводятся к тому, что спорный тариф экономически необоснован и явно завышен. С целью выяснения обстоятельств экономической обоснованности спорного тарифа по данному делу определением от 22 ноября 2010 года назначалась судебная экспертиза.
Согласно поступившему в суд экспертному заключению от 1 февраля 2011 года, осуществив исследование материалов тарифного дела об установлении тарифов открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №6» на 2010 год, открытому в Региональной службе по тарифам Нижегородской области, эксперты пришли к выводу о том, что установленный Региональной службой по тарифам Нижегородской области тариф на услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, через тепловые сети, расположенные в Балахнинском районе Нижегородской области, в размере 336,07 руб./Гкал, может быть пересмотрен только в сторону увеличения. В связи с чем, на вопрос суда эксперты ответили, что спорный тариф является экономически обоснованным.
Каких-либо иных доказательств, экономической необоснованности спорного тарифа в деле не имеется.
Заявитель, ознакомленный с содержанием экспертного заключения и не представивший возражений по нему, каких-либо доказательств экономической необоснованности спорного тарифа суде не привел.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
При таком исходе дела, судебные расходы, понесенные заявителем по оплате государственной пошлины и оплате счета экспертной организации, подлежат отнесению на его счет.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 — 170, 176, 180 — 182, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать соответствующими федеральному законодательству о государственном регулировании тарифов на тепловую энергию положения пункта 6.2 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 сентября 2009 года №46/6, в части утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, через тепловые сети открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №6» г. Нижний Новгород.
Обществу с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» г. Нижний Новгород (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебные расходы отнести на счет заявителя.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Председательствующий судья А.В. Иванов
Судья Д.В. Когут
Судья И.Ю. Мукабенов