АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-17538/2017
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2017 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-357)
при ведении протокола судебного заедания секретарем Верещагиной В.С.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя: ФИО1 (по доверенности от 13.02.2015),
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Центрального Банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления о привлечении ПАО СК «Росгосстрах» (ОГРН <***> ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ФИО2, ФИО3,
установил:
заявитель просит привлечь ПАО СК «Росгосстрах» к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по оказанию страховых услуг с нарушением лицензионных требований, предусмотренных в лицензии на осуществление страховой деятельности.
В ходе судебного заседания представитель административного органа поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Общество и третьи лица, извещенные надлежащим образом, явку в судебное заседание не представили, письменных отзывов на заявление не представили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие названных лиц.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ПАО СК "Росгосстрах" на основании лицензии Банка России ОС №0001-03 от 23.05.2016 осуществляет деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Деятельность на территории Нижегородской области осуществляется через филиал, расположенный по адресу: 603000, <...>. Структурными подразделениями филиала Страховщика в Нижегородской области является страховой отдел в г.Павлово и Пункт урегулирования убытков в г.Павлово на Оке (<...>).
В соответствии с п.5.3.1 Положения о пункте урегулирования убытков в г.Павлово на Оке, утвержденного Приказом Филиала ПАО "Росгосстрах" в Нижегородской области №05-01/670 от 31.12.2015, в части урегулирования убытков ПУУ выполняет функцию по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах, соблюдая действующее законодательство РФ и Правила страхования, установленный в Обществе порядок урегулирования убытков, в том числе в части согласования сверхлимитных убытков.
В ходе рассмотрения обращений граждан ФИО2 (вх.№О-1481 от 14.03.2017), ФИО3 (вх.№О-1486 от 14.03.2017) должностными лицами административного органа установлено следующее.
02 марта 2017 года ФИО2 обратился в структурное подразделение ПАО СК "Росгосстрах" по адресу: <...>, с целью подачи заявления об осуществлении страховой выплаты по договору ОСАГО в связи с наступлением страхового события: причинение вреда транспортному средству в результате ДТП, произошедшего 28.02.2017.
Также 02 марта 2017 года в названное структурное подразделение обратился ФИО3 с целью подачи заявления об осуществлении страховой выплаты по договору ОСАГО в связи с наступлением страхового события: причинение вреда транспортному средству в результате ДТП, произошедшего 22.02.2017.
Однако, ФИО2 и ФИО3 (потерпевшим) в принятии документов о страховом случае отказано по причине необходимости предоставить поврежденные транспортные средства для осмотра до подачи заявления.
Усматривая в действиях страховщика признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, 24 мая 2017 года в отношении ПАО СК "Росгосстрах", в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом уведомлением от 10.04.2017 №С59-7-2-5/4774, полученным обществом 18.04.2017 (почтовое уведомление №60300810024084 - л.д.75), составлен протокол об административном правонарушении №С59-7-2-5/7173 в котором зафиксированы допущенные страховой организацией нарушения, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Центрального Банка России в лице Волго-Вятского главного управления в Приволжском федеральном округе в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменяется осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением законодательства о страховой деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности.
Лицензирование страховой деятельности в силу части 3 статьи 1 Закона о лицензировании осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела).
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
По правилам пункта 1 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Таким образом, режим лицензирования предполагает принятие лицензиатом дополнительных обязательств, соблюдение которых составляет часть лицензионного контроля. В силу чего, нарушение лицензиатом принятых в публичном порядке дополнительных частно-правовых по своей природе обязательств является не только нарушением гражданско-правового обязательства страховщиком, но и должно рассматриваться как публично-правовое нарушение режима лицензирования.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления, субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. При этом страховщики - лицензиаты обязаны осуществлять деятельность с соблюдением условий, установленных для выдачи лицензии, предусмотренных пунктами 2, 10 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Таким образом, из совокупного толкования упомянутых норм права следует, соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №13004/1 от 04.02.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причинённого его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной Законом об ОСАГО, путём предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона об ОСАГО если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховой выплате и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.
В силу пункта 3.9 Положения Банка России "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила ОСАГО), потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.
Потерпевшие или выгодоприобретатели предъявляют страховщику заявление о страховой выплате или о прямом возмещении убытков и документы, предусмотренные настоящими Правилами, в сроки и порядке, установленные пунктом 3.8 или пунктом 3.6 настоящих Правил соответственно.
В пункте 3.8 Правил ОСАГО установлено, что заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховой выплате.
Перечень документов, которые потерпевший обязан приложить к заявлению о страховой выплате на момент подачи такого заявления, установлен в пункте 3.10 Правил ОСАГО (заверенная в установленном порядке копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя); документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя; документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке; согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет; справка о дорожно-транспортном происшествии, выданная подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 года N 154, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции; извещение о дорожно-транспортном происшествии; копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации).
По смыслу п.21 ст.12 Закона об ОСАГО, п.4.22 Правил ОСАГО заявление потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенные к нему документы, предусмотренные правилами обязательного страхования, подлежат рассмотрению страховщиком в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению такого заявления. По результатам рассмотрения страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
Таким образом, законодатель связывает начало течения двадцатидневного срока рассмотрения заявления потерпевшего с моментом подачи такого заявления с приложением предусмотренных Правилами ОСАГО документов.
Согласно пункту 3.11 Правил ОСАГО при причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в соответствии с правилами, утвержденными Банком России, иное имущество - для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а страховщик - провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку).
Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) (в том числе посредством почтового отправления) в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате или о прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными настоящими Правилами, если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим.
Следовательно, пятидневный срок, в течение которого страховщик обязан провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший соответственно представить поврежденное транспортное средство, подлежит включению в установленный п.21 ст.12 Закона об ОСАГО и п.4.22 Правил ОСАГО срок рассмотрения заявления о страховой выплате, который в силу пункта 3.11 Правил ОСАГО может быть продлен, но не более чем на 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, по указанным в данной норме основаниям.
При этом, обязанность по приему заявления потерпевшего об осуществлении страховой выплаты не ставиться в зависимость от возможности проведения осмотра поврежденного транспортного средства.
Как указывалось выше, установленный законодательством срок рассмотрения Страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате подлежит исчислению с даты подачи такого заявления с приложенными документами, а не с даты проведения осмотра (независимой экспертизы) поврежденного транспортного средства.
Следовательно, отказ в принятии заявления о страховой выплате в связи с необходимостью первоначального направления поврежденного транспортного средства на осмотр противоречит вышеназванным нормам права и нарушает право потребителя на своевременное получение страхового возмещения.
Материалами дела подтверждается факт обращения 02 марта 2017 года граждан ФИО2 и ФИО3 в структурное подразделение ПАО СК "Росгосстрах" по адресу: <...>, с целью подачи заявлений об осуществлении страховой выплаты по договору ОСАГО в связи с наступлением страховых событий: причинение вреда транспортным средствам в результате ДТП, произошедших 28.02.2017 и 22.02.2017, соответственно.
Однако, в принятии документов о страховом случае ФИО2 и ФИО3 отказано по причине необходимости предоставления поврежденных транспортных средств для осмотра до подачи заявления.
Названные обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями ФИО2 и ФИО3 от 02.03.2017, полученными УУП МО МВД России "Павловский" старшим лейтенантом полиции ФИО4, а также письменными объяснениями администратора центра урегулирования убытков в г.Павлово ФИО5, также полученными 02.03.2017 УУП МО МВД России "Павловский" старшим лейтенантом полиции ФИО4
Вышеназванное свидетельствует о нарушении Страховщиком требований страхового законодательства и, как следствие, о наличии объективной стороны вменяемых правонарушений.
Субъектом указанных правонарушений следует признать общество, поскольку именно ответчик как лицензиат ответственен за соблюдение лицензионных требований и условий.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, как лицензиат, имело возможность для соблюдения требований страхового законодательства, однако не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела суд приходит к выводу о наличии событий административных правонарушений и виновности общества, привлекаемого к административной ответственности, в их совершении.
Факт нарушения ответчиком лицензионных условий установлен при проведении проверки по обращениям потребителей-граждан, в связи с чем, выявленные правонарушения касаются нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, и в силу части 1 статьи 4.5 КоАП по данному виду правонарушений предусмотрен срок привлечения к административной ответственности в один год со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в Особенной части КоАП административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
При указанных обстоятельствах вменяемые обществу административные правонарушения, исходя из его существа, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение услуги надлежащего качества в соответствии с установленными лицензионными требованиями, непосредственно посягает на права потребителя.
При таких обстоятельствах срок привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом не истек.
Нарушений заявителем процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, направленных на реализацию права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и фиксацию надлежащих доказательств, административным органом не допущено.
Исключительных обстоятельств для признания выявленного правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае не усматривается, в результате неправомерных действий (бездействия) страховщика нарушены права и законные интересы страхователей.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП влечет административную ответственность в виде предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, изложены в статье 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким обстоятельством признается, в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 названного Кодекса.
Судом установлено, что на основании решений арбитражных судов по делам №А43-1604/2016, №А43-2170/2016, №А43-2606/2016 и пр. Общество привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеназванные административные правонарушения являются однородными и отвечают признакам повторности. На день рассмотрения настоящего дела срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения, что является отягчающим административную ответственность обстоятельством.
На основании изложенного, учитывая характер допущенных правонарушений, степень вины общества, принимая во внимание наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд назначает ответчику административное наказания в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей по каждому из двух вмененных правонарушений, в общем размере 62 000рублей.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 — 170, 180 — 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь ПАО СК « Росгосстрах» (ОГРН 1027739049689 ИНН 7707067683; дата и место государственной регистрации в качестве юридического лица: 21.06.2016 Межрайонная инспекция ФНС №17 по Московской области; место регистрации: Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 62000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:
ИНН <***> КПП 526045005
УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России)
БИК: 042202001
Расчетный счет: <***>
КБК: 99911690010016000140
ОКТМО 22701000
УИН 0355263902200240517071734
ИП 27707067683502701001
назначение платежа - административный штраф (с указанием номера дела и даты судебного решения).
Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Нижегородской области.
По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, подлежит применению принудительное исполнение решения суда.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в десятидневный срок со дня принятия решения.
Судья Соколова Л.В.