АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-21742/2020
г.Нижний Новгород 18 января 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области
в составе судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-417),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садековой Г.У.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Ждановский" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 29.04.2020 №897 "Об установлении публичного сервитута",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО "МРСК Центра и Приволжья", индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2,
при участии представителей
от заявителя: ФИО3 (по доверенности от 26.11.2020 №11), ФИО4 (по доверенности от 09.01.2020 №1),
от заинтересованного лица: ФИО5 (по доверенности от 30.12.2020 №07/111),
от ИП ФИО1: лично (паспорт, личность установлена),
от ИП ФИО2: не явились, извещены надлежащим образом,
установил: общество с ограниченной ответственностью "Ждановский" (далее - заявитель, ООО "Ждановский", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) от 29.04.2020 №897 "Об установлении публичного сервитута".
Оспариваемым постановлением установлен публичный сервитут на земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0030034:544, 52:26:0030034:411, находящиеся в собственности ООО "Ждановский" в целях подключения (технологического присоединения) "заявителя" к сетям инженерно-технического обеспечения. Наименование объекта размещения ВЛ-0,4 кВ, новой КТП-6/0,4 кВ, ВЛ-6 КВ от Л-601 ЦРП-1 ПС Федяково сроком на 49 лет.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления с нарушением норм земельного законодательства, а именно пунктов 4, 5 статьи 39.43, пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушением прав и законных интересов Общества, поскольку допускает в обход статей 263, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение на принадлежащих на праве собственности ООО "Ждановский" земельных участках объекта электросетевого хозяйства.
ИП ФИО2 считает, что требование Общества является обоснованным.
Между ООО "Ждановский" и ИП ФИО2 заключен договор аренды земельного участка №6/2 от 01 октября 2020 года, согласно которому в пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:544 для подготовки, разработки и утверждения проекта планировки межевания территории комплексной жилой застройки, получения технических условия на подключение, элетро-, газо- и водоснабжения, и водоотведения.
Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:544, арендуемый ФИО2, относится к категории земель земли населенных пунктов, имеет разрешенный вид использования отдельно стоящие односемейные дома с приусадебными участками.
Размещение на этом участке опор ЛЭП не позволит ИП ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:544 для жилой застройки из-за ограничений пользования земельным участком в связи с размещением ЛЭП, для прокладки которой установлен публичный сервитут.
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором указало, что по обстоятельствам настоящего спора видно, что Общество обратилось с заявлением об оспаривании нормативного правового акта об установлении публичного сервитута, принятого в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в котором прямо не предусмотрена возможность обжалования такого нормативного правового акта в арбитражном суде. Отсутствуют и специальные федеральные законы, относящие дела об оспаривании нормативных актов органов местного самоуправления в области регулирования земельных правоотношений, к компетенции арбитражных судов.
С учетом вышеприведённых положений и доводов, заинтересованное лицо считает, что требования, заявленные Обществом, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Касаемо существа спора, согласно позиции заинтересованного лица, оснований для отказа ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в предоставлении публичного сервитута, предусмотренных статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось. Установленный публичный сервитут соответствует положениям статей 23, 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, а оспариваемое постановление об установлении публичного сервитута принято Администрацией по вопросу, относящемуся к её компетенции, и в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением установленной процедуры, опубликовано в уставленном порядке.
По мнению Администрации, доказательств нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не имеется.
На основании изложенного, заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третьи лица - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ИП ФИО1 в письменном отзыве и непосредственно в судебном заседании поддержали позицию заинтересованного лица, просили отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Третье лицо - ИП ФИО2 явку представителя в суд не обеспечила, о месте и времени проведения судебного разбирательства по делу извещена надлежащим образом.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Ждановский" принадлежат на праве собственности:
- земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:544, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома с приусадебными участками, общая площадь 402 345 кв.м., адрес (местонахождение объекта): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир центр д.Крутая. Участок находится примерно в 1,25 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, Кстовский район;
- земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:411, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 11 705 кв.м., адрес (местонахождение объекта): Нижегородская область, Кстовский район, примерно в 0,2 км по направлению на север от ориентира д.Крутая, расположенного в границах участка.
Между ООО "Ждановский" и ИП ФИО2 заключен договор аренды земельного участка №6/2 от 01.10.2020, согласно которому в пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:544 для подготовки, разработки и утверждения проекта планировки межевания территории комплексной жилой застройки, получения технических условия на подключение, элетро-, газо- и водоснабжения, и водоотведения.
Администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области принято постановление №897 от 29.04.2020 об установлении публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0030034:544, 52:26:0030034:411, находящиеся в собственности ООО "Ждановский" в целях подключения (технологического присоединения) "заявителя" к сетям инженерно-технического обеспечения. Наименование объекта размещения ВЛ-0,4 кВ, новой КТП-6/0,4 кВ, ВЛ-6 КВ от Л-601 ЦРП-1 ПС Федяково сроком на 49 лет; утверждены границы публичного сервитута в соответствии с схемой расположения границ сервитута на кадастровом плане территории общей площадью 2041 кв.м., в том числе:
- на часть земельного участка с кадастровым номером 52:26:0030034:544 площадью 1950,94 кв.м, находящегося в собственности ООО "Ждановский", расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир центр д.Крутая. Участок находится примерно в 1,25 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, Кстовский район;
- на часть земельного участка с кадастровым номером 52:26:0030034:411 площадью 90,03 кв.м, находящегося в собственности ООО "Ждановский", расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д.Крутая. Участок находится примерно в 0,2 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Нижегородская область. Кстовский район.
Земельный участокс кадастровым номером 52:26:0030034:411 имеет вид разрешённого использования "для сельскохозяйственного производства"; земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:544 имеет вид разрешённого использования "для объектов жилой застройки".
Публичный сервитут установлен в отношении ПАО "МРСК Центра и Приволжья"; на основании ходатайства ПАО "МРСК Центра и Приволжья", являющегося субъектом естественных монополий (Приказ ФАС России от 10.12.2015 №1231/15 "О внесении изменений в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль").
Целью установления публичного сервитута является подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, строительство воздушной линии электропередачи потребителю (согласно приложенным документам - ИП ФИО1).
К ходатайству ПАО "МРСК Центра и Приволжья" прилагались: обоснование, ситуационный план ВЭ, договор №521034219 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 14.05.2019, схема расположения границ публичного сервитута.
Ходатайство об установлении сервитута было рассмотрено Администрацией, правообладатель земельных участков был извещён путем размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте Администрации Кстовского муниципального района и в официальном печатном органе - муниципальной газете "Маяк".
Администрацией принято решение об установлении публичного сервитута, решение об установлении публичного сервитута было опубликовано на официальном сайте Администрации Кстовского муниципального района и в официальном печатном органе - муниципальной газете "Маяк", копия решения направлена правообладателю земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и обладателю публичного сервитута.
ООО "Ждановский", полагая, что постановление Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 29.04.2020 №897 "Об установлении публичного сервитута" нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Данная правовая позиция выражена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.01.2020 года №Ф03-6298/2019, в пересмотре которого было отказано Определением Верховного Суда РФ от 12.05.2020 №303-ЭС20-6459.
Постановление Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области №897 от 29.04.2020 не носит нормативного характера, поскольку не содержит правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, а касается исключительно размещения линий электропередач на земельных участках, принадлежащих ООО "Ждановский" для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, строительство воздушной линии электропередачи потребителю - ИП ФИО1
Учитывая вышеизложенное, суд отклоняет доводы заинтересованного лица относительно того, что оспариваемое постановление является нормативным актом и что заявление не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Суд рассматривает заявление ООО "Ждановский" в рамках своей компетенции, в порядке 24 главы АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 ГК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В силу пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно статье 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 №2509/10 по делу №А53-5239/2009 следует, что по смыслу статьи 274 ГК РФ собственник господствующей недвижимой вещи, нужды которого не могут быть обеспечены без установления сервитута на чужую недвижимую вещь, вправе требовать от собственника последней (собственника служащей вещи) установления сервитута на данную вещь, если именно в этом случае будут реально обеспечены потребности собственника господствующей вещи.
В силу пунктов 1, 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
В пункте 2 статьи 23 ЗК РФ указано, что сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Согласно пункту 9 статьи 23 ЗК РФ установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: 1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения); 2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта.
Согласно пунктам 1-3, 5 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса.
Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: 1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; 3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: 1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; 2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; 3) испрашиваемый срок публичного сервитута; 4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; 5) обоснование необходимости установления публичного сервитута; 6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; 7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; 8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены: 1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования; 2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории; 3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения; 4) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; 5) проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 6) договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта (пункт 2 статьи 39.41 ЗК РФ).
Обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать: 1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса; 2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам (пункт 3 статьи 39.41 ЗК РФ).
Решение об установлении публичного сервитута, в соответствии с пунктом 4 статьи 39.43 ЗК РФ, должно содержать цель установления публичного сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если: 1) в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 настоящего Кодекса, или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса; 2) не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 настоящего Кодекса.
Изучив текст оспариваемого постановления и документов, на основании которых установлен публичный сервитут, судом пришел к следующим выводам.
Из текста постановления не усматривается цель установления публичного сервитута. Размещение ВЛ-0,4 кВ, новой КТП-6/0,4 кВ, ВЛ-6 KB от Л-601 ЦРП-1 ПС ФИО6 не отражает цели публичного сервитута, а означает принятие сервитута в интересах одного субъекта права.
В обжалуемом постановлении, в нарушение положения пункта 4 статьи 39.43 ЗК РФ, не указана цель его установления, которая должна отвечать требованиям пункта 2 статьи 23 и пункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ, что является основанием для признания его недействительным.
Также нельзя отнести установление обжалуемого сервитута для государственных, муниципальных нужд или для нужд местного населения по следующим основаниям.
Размещение объекта электросетевого хозяйства на земельных участках ООО "Ждановский" для предпринимательских целей, не относится к нуждам населения.
Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:213, к которому подводится линия электропередачи, имеет категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и вид использования: для строительства производственно-складского комплекса класса V, что также не относится к нуждам населения.
Поскольку фактическая цель установления сервитута - для нужд индивидуального предпринимателя ФИО1, оформление публичного сервитута для такой цели является незаконным.
Также, земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:544 имеет категорию населенных пунктов и вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
В настоящее время указанный земельный участок арендует ИП ФИО2 для целей организации строительства на земельном участке индивидуальных жилых домов по договору аренды №6 от 01.11.2019.
Однако, в соответствии с частью 5 статьи 39.39 ЗК РФ не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 ЗК РФ, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
В своем письме №26/2587 от 09.12.2019 Администрация Большеельнинского сельсовета Кстовского муниципального района уведомляла Администрацию Кстовского муниципального района об указанном факте.
Учитывая обстоятельства, указанные выше, обжалуемое постановление вынесено с нарушением пункта 5 статьи 39.39 ЗК РФ.
Кроме того, постановление об установлении сервитута принято Администрацией в отсутствие документов, обосновывающих необходимость его установления в соответствии пунктами 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ.
Для установления публичного сервитута в орган местного самоуправления муниципального района подается ходатайство об установлении сервитута, которое должно соответствовать форме, утвержденной приказом Минэкономразвития №542 от 10.10.2018 и содержать обоснование необходимости установления сервитута.
Между тем, к ходатайству об установлении сервитута приложено обоснование необходимости установления публичного сервитута, не соответствующее требованиям законодательства, ходатайство ПАО "МРСК Центра и Приволжья" не содержит расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 ЗК РФ, а именно: публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием; установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
Также в ходатайстве отсутствует обоснование о невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.
К ходатайству не приложено документов, подтверждающих наличие на земельном участке с кадастровым номером 52:26:0030034:213 объектов капитального строительства.
На схеме расположения границ сервитута не отображены границы в пределах расположения инженерного сооружения электросетевого хозяйства и его охранной зоны от точки присоединения до точки подключения.
На схеме, приложенной к обжалуемому постановлению, граница сервитута оканчивается в пределах земельного участка ООО "Ждановский" с кадастровым номером 52:26:0030034:411 на опоре А29.
Однако согласно ходатайству ПАО "МРСК Центра и Приволжья" подключаемый объект находится на земельном участке с кадастровым номером 52:26:0030034:213.
Более того, непосредственно в районе расположения точки присоединения на земельном участке с кадастровым номером 52:26:0030034:411 примыкает соседний земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:2716 (согласно схеме, приложенной к обжалуемому постановлению).
Земельный участок 52:26:0030034:2716 расположен между земельным участком с кадастровым номером 52:26:0030034:411 и земельным участком с кадастровым номером 52:26:0030034:213, принадлежащим на праве собственности ИП ФИО1
Таким образом, чтобы подключить к сетям электроснабжения земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:213 необходимо провести воздушную ЛЭП через земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:2716, но на утвержденной схеме сервитута для подключения объекта ИП ФИО1 это земельный участок отсутствует.
Фактически, объект электросетевого хозяйства будет размещен на следующих земельных участках: 52:26:0030034:544, 52:26:0030034:411, 52:26:0030034:2716, но схема сервитута не учитывает расположение объекта электросетевого хозяйства на земельном участке с кадастровым номером 52:26:0030034:2716 и предполагает размещение объекта подключения на земельном участке ООО "Ждановский", что не соответствует поданному ходатайству ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Таким образом, граница сервитута не соответствует границе фактического размещения объекта электросетевого хозяйства для подключения объекта ИП ФИО1, поскольку не учитывает прохождение ЛЭП по земельному участку 52:26:0030034:2716 и предусматривает размещение объекта подключения на земельном участке 52:26:0030034:411, чем нарушаются права ООО "Ждановский".
Более того, утверждение сервитута по схеме, приложенной к обжалуемому постановлению, не позволит реализовать цель подключения ИП ФИО1 к электросети, поскольку сервитут установлен не на все протяженность объекта электросетевого хозяйства.
Таким образом, поскольку документы, подтверждающие обоснование установления публичного сервитута на земельных участках ООО "Ждановский" с кадастровым номерами 52:26:0030034:544 и 52:26:0030034:411 не были представлены, у Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области отсутствовали основания для принятия постановления №897 от 29.04.2020 об установлении публичного сервитута.
ООО "Ждановский" в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ имеет основной вид деятельности - 68.1 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества, а также дополнительный вид - 68.2 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030034:544 в настоящее время предоставлен в аренду ИП ФИО2 с целью подготовки и организации строительства индивидуальных жилых домов.
Размещение в спорной части земельного участка ООО "Ждановский" публичного сервитута для подключения ИП ФИО1 приведет к невозможности использования этой части земельного участка арендатором под его прямому назначению и не позволит ООО "Ждановский" извлекать предпринимательский доход.
Таким образом, неправомерные действия Администрации Кстовского муниципального района нарушают права и законные интересы ООО "Ждановский".
Доказательств иного Администрацией в порядке статьи 65, 200 АПК РФ материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд считает доказанной совокупность оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признания оспариваемого постановления незаконным, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы заявителя по оплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб. подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
требования общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" удовлетворить.
Постановление Администрации Кстовского муниципального района от 29.04.2020 №897 об установлении публичного сервитута признать недействительным.
Взыскать с Администрации Кстовского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрирована 15.04.1997) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 23.11.2010) расходы по госпошлине в сумме 3000,00 руб.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья И.С.Волчанская