АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск Дело № А45-13869/2018
13 июля 2018 года
резолютивная часть решения вынесена 09 июля 2018 года
решение изготовлено в полном объёме 13 июля 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Айдаровой А.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киль Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Центрального банка Российской Федерации (ИНН <***>), г Москва в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Новосибирск,
к 1. Обществу с ограниченной ответственностью «Ломбард Алита» (630054, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), 2. ФИО1, г. Новосибирск,
о ликвидации,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области (630108, <...>),
при участии в судебном заседании представителей:
истца – ФИО2, нотариально удостоверенная доверенность 54АА2764905 от 30.01.2018, зарегистрирована в реестре за № № 54/109-н/54-2018-1-243, паспорт,
ответчиков 1-2 - не явились, извещены;
третьего лица - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – истец) обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Ломбард Алита», ФИО1 о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Алита».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области.
Межрайонная ИФНС России № 16 по Новосибирской области в отзыве на исковое заявление указало на право Центробанка обратиться в суд с иском о ликвидации общества в порядке ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, приведенные Центробанком доводы о ликвидации общества с функциями регистрирующего органа не связаны, поэтому указанный вопрос оставляет на усмотрение суда как органа, в полномочия которого входит содействие укреплению законности и предупреждению в гражданско-правовой деятельности.
Судебные извещения, направленные в адрес общества, ФИО1 возвращены органом почтовой связи с отметкой «истек срок хранения».
Согласно п. 34 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (ред. от 13.02.2018) "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" почтовые отправления разряда "судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
В соответствии с п. 2 ч. 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В соответствии с п.п. 63, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с учетом положения пункта 1 и 2 статьи 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Дело рассматривается в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом уведомленных ответчиков и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства.
Отзывов ответчиками не представлено.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Алита» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в качестве юридического лица 18.02.2011 года за основным государственным регистрационным номером <***> и имеет в соответствии с п. 1 ст. 2 от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») и другими положениями данного закона, статус ломбарда, как специализированной коммерческой организации, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей, предметом которых является движимое имущество, принадлежащее заемщику (поклажедателю) на законном основании, полностью оборотоспособное, используемое для личного потребления.
Участником (учредителем) ООО «Ломбард Алита» является ФИО1, исполнительным органом общества (директором) является ФИО1.
Законом «О ломбардах» установлена обязанность ломбардов представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и о персональном составе своих руководящих органов (статья 2.4).
Формы и сроки представления указанных документов определены Банком России в Указании Банка России от 05.08.2014 №3355-У, от 30.12.2015 г. № 3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» (далее – Указания № 3355-У, Указания № 3927-У).
В силу п. 4 Указаний № 3355-У документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или) отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда, годовая бухгалтерская отчетность за год должны быть представлены в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25.03.2010 года № 10-21/пз-н «Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам».
В соответствии с п. 2 Указаний № 3355-У, Указаний № 3927-У сроки представления отчетности за первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года должны представляться не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода, за календарный год должны представляться дважды: не позднее 30 и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
В п. 3 Указаний № 3355-У установлено, что отчет о первоначальном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в составе руководящих органов ломбарда, не позднее 15 рабочих дней после отчетного года или даты изменений сведений.
В результате мониторинга представления отчетов о деятельности ООО «Ломбард Алита» за девять месяцев 2014 года, за 2014 год, за первый квартал 2015 года, за полугодие 2015 года, за девять месяцев 2015 года, за 2015 год, за первый квартал 2016 года, за полугодие 2016 года, за девять месяцев 2016 года, за 2016 год, за первый квартал 2017 года, за полугодие 2017 года, за девять месяцев 2017 года, за 2017 год, истцом установлено, что ООО «Ломбард Алита» в Банк России не предоставило отчетов за указанные периоды по установленной форме.
Указанные факты явились основанием для выдачи ответчику в соответствии с п. 2.3 Закона «О ломбардах» предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 15.12.2014 № 16-5-11/31385, от 17.03.2015 № 16-4-3/9052, от 25.05.2015 № Т6-16-4-3/20374, от 17.08.2015 № Т6-16-4-3/35234, от 17.02.2016 № Т6-16-4-3/5943, от 11.04.2016 № Т6-16-4-3/15151, от 17.05.2016 № Т6-16-4-3/21938, от 09.08.2016 № Т6-16-4-3/37620, от 11.11.2016 № Т6-16-4-3/55602, от 19.04.2017 № Т6-16-11/20315, согласно которым ответчик в силу ч. 8 ст. 2 Закона «О ломбардах» обязан был устранить указанные нарушения в установленные в предписаниях сроки, фактически полученные ответчиком предписания им не выполнены, отчеты в Банк России не представлены.
Факт неисполнения указанных предписаний подтвержден неисполнением указанных предписаний в установленные в них сроки.
В связи с не предоставлением отчетности о деятельности ломбарда у Банка России отсутствуют полные и достоверные данные, необходимые для расчета среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) и, соответственно, для установления точного размера ограничения полной стоимости потребительского кредита (займи). В результате, в должной мере не будет обеспечена одна из основных задач законодательства – защита прав потребителей финансовых услуг, которая имеет не только правовое, но и существенное социальное значение.
Из приведенных данных следует, что ответчиком допущено неоднократное нарушение требований Федерального закона «О ломбардах» и неоднократное неисполнение ответчиком предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, что послужило основанием для обращения в суд о ликвидации ООО «Ломбард Алита».
Доказательств опровергающих доводы истца об исполнении требований закона о представлении отчетности и устранения нарушений, указанных в предписаниях, обществом и его учредителем в соответствии с ст. ст. 1, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, приведенные в исковом заявления обоснования по правилам данных статей не опровергнуты.
Согласно статье 57 Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон «Об ООО») общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества, а также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 61).
Согласно с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).
На основании подпункта 6 пункта 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах, статьи 6 Федерального закона «О Центральном банке» Банку России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности предоставлено право обращаться в суд с требованием о ликвидации ломбарда в случае неисполнения ломбардом предписания об устранении выявленных нарушений.
Приведенные истцом обоснования и представленные доказательства, не опровергнутые ответчикам, свидетельствуют о длительном неоднократном нарушении ООО «Ломбард Алита» гражданского законодательства Российской Федерации, в связи с чем на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО «Ломбард Алита» подлежит ликвидации.
В силу пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62ГК РФ) за счет имущества юридического лица.
При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).
В пунктах 7, 8, 9, 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что на основании пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами; в этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.
Истец в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому расходы по государственной пошлине в соответствии п.3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета в равных долях.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-182, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Алита» (630054, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
Обязанности по осуществлению процедуры ликвидации возложить на учредителя общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Алита» – ФИО1.
Установить срок для проведения процедуры ликвидации – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области внести в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры ликвидации на основании решения арбитражного суда.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Алита» (630054, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО1 3 000 руб. государственной пошлины с каждого в доход федерального бюджета.
Исполнительные листы выдать после вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья А.И. Айдарова