ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-17967/20 от 09.10.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-17967/2020

октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено  16 октября 2020  года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Петровой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сухининой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (ИНН <***>), р.п. Колывань

к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу (ИНН <***>), г. Новосибирск

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Черепаново лес-сервис» (ИНН <***>),

о признании незаконным пункта 1 предписания от 08.07.2020 № 14/08-13 «Об устранении выявленных нарушений»,

при участии представителей:

заявителя  –  ФИО1, доверенность № 1 от 01.01.2020, паспорт, диплом № 42ю от 27.06.2002,

заинтересованного лица – ФИО2, доверенность № 821/06-40 от 28.02.2020, диплом № 52994 от 28.02.2005, паспорт,

третьего лица - не явился, уведомлен,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области  (далее – заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу  (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным пункта 1 предписания от 08.07.2020 № 14/08-13 «Об устранении выявленных нарушений».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Черепаново лес-сервис» (далее – третье лицо, ООО «Черепаново Лес-сервис»).

Заявление мотивировано тем, что заинтересованное лицо с нарушением пункта 42 Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Приказом Минприроды России от 03.07.2019 № 434 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», 10.07.2020 в день поступления акта проверки от 07.07.2020 в министерство департаментом вынесено предписание № 14/08-13 «Об устранении выявленных нарушений».

Заявитель указывает, что до 01.08.2012 действовал приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 № 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», который регулировал аналогичные правоотношения. Проект освоения лесов к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 07.12.2009 №1/31-3 был разработан арендатором ООО «Черепаново Лес-Сервис» в 2011 году. Положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов утверждено приказом департамента лесного хозяйства Новосибирской области (правопредшественник министерства) от 07.03.2012 № 77. Государственная экспертиза проекта освоения лесов, представленного ООО «Черепаново Лес-Сервис», проведена с применением норм приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 № 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», который действовал в том момент. Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» на момент проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Черепаново Лес-Сервис» еще не был опубликован, в законную силу не вступил. Пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 № 32, которым руководствовался департамент лесного хозяйства Новосибирской области при проведении  государственной  экспертизы     проекта     освоения     лесов ООО «Черепаново Лес-Сервис», определено, что проект освоения лесов разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет - для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). По мнению заявителя, для заготовки древесины проект освоения лесов должен быть разработан четко на период 10 лет. Слова «до», «не превышающий» законодателем, по мнению заявителя, употребляются лишь в отношении проектов освоения лесов, разработанных для остальных видов использования лесов. Срок действия проекта освоения лесов ООО «Черепаново Лес-Сервис» соответствует нормам законодательства, действовавшим на момент его разработки и проведения государственной экспертизы.

Министерство указывает, что Лесохозяйственный регламент Черепановского лесничества Новосибирской области на период 2019-2028 годов, утвержденный приказом министерства от 27.12.2018 №2183, разработан с учетом проектных решений, сделанных в проектах освоения лесов, имеющих положительное заключение государственной экспертизы, в связи с чем внесение изменений в проекты освоения лесов не требуется. Проекты освоения лесов арендаторов лесных участков на территории Черепановского лесничества Новосибирской области соответствуют параметрам осуществления мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, установленных Лесохозяйственным регламентом Черепановского лесничества Новосибирской области на период 2019-2028 годов.

Заявитель указывает, что факт истечения срока действия лесохозяйственного регламента Черепановского лесничества, действовавшего с 2009 по 2018 годы, на момент представления ООО «Черепаново Лес-Сервис» лесной декларации от 16.12.2019 № 2  не является основанием для того, чтобы квалифицировать действия министерства как противоправные.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований, представило отзыв на заявление (поступил 02.09.2020 посредством системы «МойАрбитр», том 1. л.д. 115-119), в котором указало, что акт проверки направлен департаментом в установленные сроки; в соответствии с заданием на проведение проверки, утвержденным приказом Департамента от 10.06.2020 № 212, проверяемый период с 01.01.2019 года по настоящее время (16 июня 2020), в этот период действовал приказ Рослесхоза от 29.02.2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», и согласно пункту 30  Состава проекта освоения лесов и порядка его разработкипроект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка); с 01.01.2019 вступили в силу новый Лесной план Новосибирской области, утвержденный постановлением Губернатора Новосибирской области от 10.01.2019 № 4, а также Лесохозяйственный регламент Черепановского лесничества, утвержденный приказом министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 27.12.2018 № 2183, соответственно, с этой же даты утратил силу ранее действовавший лесохозяйственный регламент, и утратили силу проекты освоения лесов на арендованные лесные участки, находящиеся на территории данного лесничества; осуществление деятельности ООО «Черепаново Лес-Сервис» в отсутствии проекта освоения лесов, разработанного в соответствии утвержденным лесохозяйственным регламентом Черепановского лесничества (2019-2028 гг.), является нарушением требования лесного законодательства, а именно части 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 30 и 33 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»; согласно проекту освоения лесов от 2011 года  ООО «Черепаново Лес-сервис» имело право осуществлять рубку лесных насаждений на территории Черепановского лесничества, в том числе на делянке 3 выдела 5 квартала 27 урочища с/з «Карасевский» Черепановского лесохозяйственного участка № 2Черепановского лесничества (декларация № 2 от 16.12.2019). Однако в связи с принятием Постановления Правительства Новосибирской области от 26.09.2012 № 444-п «Об утверждении положения о режиме особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения -государственного природного заказника «Инской» Новосибирской области данная лесосека находится на территории ООПТ заказника «Инской» и по материалам лесоустройства является особо защитным участком (Постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2017 № 66 «О внесении изменений в постановление главы администрации Новосибирской области от 12.10.2001 № 964» внесены изменения в площадь территории заказника «Инской»). В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 раздела III Постановления заготовка и трелевка лесных насаждений на особо защитных участках на территории заказника «Инской» запрещена; в соответствии с пунктом 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом Минприроды России от 16 января 2015 года № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме», если арендаторы лесных участков, находящихся на территории данного лесничества,  в  период,  когда  они  еще  не  имеют  новых,  прошедших государственную экспертизу, проектов освоения лесов, подают в уполномоченный орган лесные декларации, соответствующие утратившим силу проектам освоения лесов, то уполномоченный орган должен направить лицам, подавшим такие лесные декларации, письменные извещения об отказе в их приеме, с обоснованием несоответствия поданных лесных деклараций новому лесохозяйственному регламенту проектов освоения лесов.

Департамент представил дополнительный отзыв (поступил 09.09.2020 посредством системы «МойАрбитр», том 1. л.д.125-129), согласно которому  в соответствии с требованиями пункта 30 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Пунктом 33 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 установлено, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Таким образом, по мнению департамента, законодатель установил взаимосвязь проекта освоения лесов с лесохозяйственным регламентом, который в соответствии со статьёй 87 является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Срок его действия ограничен 10 годами. Изменение сроков использования лесов и других параметров их разрешенного использования отражаются в лесохозяйственном регламенте лесничества и обязательны для исполнения.

Общество с ограниченной ответственностью «Черепаново лес-сервис» в судебное заседание не явилось, представило письменные пояснения (том 2 л.д. 2-8), в которых указало, что заинтересованным лицом не приведено ни одной нормы права, которая бы обязывала орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере лесных отношений, отменить ранее изданный приказ об утверждении государственной экспертизы проектов освоения лесов только на том основании, что в настоящее время предъявляются иные требования к составу проекта освоения лесов, нежели те, которые действовали на момент проведения государственной экспертизы. В приказе Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», на который ссылается департамент, нет указания на то, что в связи с введением его в действие подлежат пересмотру все проекты освоения лесов, получившие положительное заключение государственной экспертизы, утверждённые ранее. В соответствии с приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 разработка нового проекта освоения лесов при наличии действующего проекта освоения лесов, срок которого не истек, не предусмотрена. Приказ департамента лесного хозяйства Новосибирской области от 07.03.2012 № 77 «Об утверждении заключения государственной экспертизы», которым утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов ООО «Черепаново Лес-Сервис», не признан утратившим силу, не отменен. У министерства отсутствуют правовые основания понуждать общество разрабатывать новый проект освоения лесов. По мнению третьего лица, в соответствии со статьями 68, 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) материалы лесоустройства, на которые ссылается заинтересованное лицо, как итоговый документ проведенного лесоустройства, содержит лишь информацию об участках, где запроектировано выделение особо защитных участков. Принятие решение о выделении особо защитных участков лесов в соответствии с предложенными в ходе лесоустройства проектными решениями относится к исключительной компетенции федерального органа государственной власти. В настоящее время соответствующее полномочие реализует Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с пунктом 5.4.4 Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736. До настоящего времени Федеральным агентством лесного хозяйство решения о выделении особо защитных участков лесов на территории Новосибирской области не принималось.

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ООО «Черепаново Лес-Сервис».

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

07.12.2009 между заявителем (арендодателем) и ООО «Черепаново Лес-Сервис» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 1/31-3 (том 2 л.д.31-52), согласно пункту 1.1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 и 80 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (об итогах аукциона) от 30 ноября 2009 года б/н, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки и части лесных участков, находящиеся в федеральной собственности, определенные в пункте 1.2 настоящего договора.

Согласно пункту 1.4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению 3.

В приложении № 3 к договору аренды лесного участка (в редакции дополнительного соглашения от 19.08.2013 том 2. л.д. 59), указаны цели и объем использования лесов на арендуемом лесном участке на 2013-2021 года, в том числе указаны ежегодные объемы заготовки древесины.

Приказом лесного хозяйства Новосибирской области от 07.03.2012 № 77 утвержденого заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 43393 га, переданного в аренду ООО «Черепаново Лес-Сервис» в целях заготовки древесины, недревесных лесных ресурсов и ведению сельского хозяйства в Черепановском лесничестве Новосибирской области (л.д.54-60 т.1).

В соответствии с пунктом 2.10 Проекта освоения лесов  проект освоения лесов разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет для заготовки недревесных лесных ресурсов и ведения сельского хозяйства.

Приказом Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу от 10.06.2020 № 212 (том 1 л.д. 16-19) в отношении заявителя назначена внеплановая документарная проверка с целью проверки доводов, изложенных в обращении от 22.05.2020, поступившем в департамент 22.05.2020 (вх. от 22.05.2020 № 1122). Срок проведения проверки назначен с 16.06.2020 по 07.07.2020, в качестве задач проверки указано установление факта соблюдения либо несоблюдения Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области обязательных требований при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

В результате проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 07.07.2020 (том 1 л.д. 22-25), в котором отражен вывод, что Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области не обеспечило контроль за проведением проекта освоения лесов 2011 года, арендатором лесохозяйственного участка ООО «Черепаново Лес-Сервис», осуществляющим деятельность на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 07.12.2009 № 1/31-3 в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Черепановского лесничества (утвержденного на 2019-2028 год), согласовало лесную декларацию на осуществление лесохозяйственной деятельности в 2020 году, а именно рубку лесных насаждений общим объемом 370 куб.м (по материалам отвода лесосеки в рубку) в кв. 27, выделе 5, делянка 3 урочища с/з «Карасевский» Черепановского лесохозяйственного участка № 2 Черепановского лесничества арендатором ООО «Черепаново Лес-Сервис», тем самым нарушив требования лесного законодательства в части 2 статьи 88 ЛК РФ, пункта 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Заинтересованным лицом 08.07.2020 вынесено предписание № 14/08-13 «Об устранении выявленных нарушений» (том 1 л.д. 27-28), в пункте 1 которого предписано обеспечить принятие мер по понуждению ООО «Черепаново Лес-Сервис» к разработке проекта освоения лесов в связи с принятием лесохозяйственного регламента Черепановского лесничества (2019-2028 год), в том числе с приостановлением деятельности ООО «Черепаново Лес-Сервис» (договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 07.12.2009 № 1/31-3), до разработки проекта освоения лесов и утверждения по нему положительного заключения государственной экспертизы на основании части 2 статьи 88 ЛК РФ, пункта 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области не согласившись с пунктом 1 предписания № 14/08-13 от 08.07.2020, полагая, что предписание в указанной части нарушает его права и законные интересы обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив доводы заявления и отзывов на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом суд исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» государственные органы, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 № 204 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, согласно подпункту 2 пункта 7 которого департамент наделен полномочиями на осуществление в сфере лесных отношений контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.

Приказом Минприроды России от 03.07.2019 № 434 утвержден Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Пунктом 7 указанного Порядка установлено, что при осуществлении контроля за переданными полномочиями применяются следующие формы проверок. Документарные проверки проводятся в целях изучения отчетности об осуществлении переданных полномочий и иных документов, представляемых подконтрольными органами, а также иной официальной информации, в том числе содержащейся в государственных информационных системах, без посещения подконтрольных органов. Выездные проверки проводятся в случаях, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности полученных в рамках документарной проверки выводов либо мероприятия по контролю за переданными полномочиями требуется проводить по месту нахождения подконтрольных органов.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выдается органом государственного контроля (надзора) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в целях устранения выявленных нарушений, с указанием сроков их устранения, и (или) с указанием на необходимость мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В предписании уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих обязательные требования, нарушение которых было выявлено по результатам проверки; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований и порядок, а также срок их исполнения.

Предписание должно содержать только законные требования, возлагающие на юридическое лицо обязанность по устранению нарушений лишь тех норм и правил, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.

Как установлено судом, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 27.12.2018 № 2183 утвержден лесохозяйственный регламент Черепановского лесничества Новосибирской области на период 2019-2028 годы.

По существу разногласия лиц, участвующих в деле, сводятся к сроку, на который разрабатывается проект освоения лесов для заготовки древесины: по мнению заявителя, указанный срок в соответствии пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32, составляет 10 лет и не ограничен сроком действия лесохозяйственного регламента лесничества, в то время как заинтересованное лицо, ссылаясь на пункт 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, полагает, что срок проекта освоения лесов не должен превышать срок действия лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд исходит из того, что как ранее действовавшее, так и ныне существующее правовое регулирование вопроса о сроке, на который разрабатывается проект освоения лесов, основано на императивном правиле, согласно которому срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия лесохозяйственного регламента лесничества. При этом возможность внесения изменений в проект освоения лесов связана с изменением лесохозяйственного регламента, а не утверждением нового.

Так, согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности; освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В силу частей 1, 6 статьи 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 89 ЛК РФ).

Указанные положения позволяют сделать вывод о том, что проект освоения лесов должен соответствовать лесохозяйственному регламенту.

Кроме того, как ранее (пункт 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32), так и в настоящее время (пункт 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69) закреплены положения о том, что срок действия проекта освоения лесов для заготовки древесины не должен превышать срок действия лесохозяйственного регламента лесничества. При этом доводы заявителя об ином содержании пункта 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32, основаны на неверном толковании.

Учитывая изложенное, предписание Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу основано на нормах действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал  в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Ю.А. Петрова