ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-12745/2023 от 24.10.2023 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

31 октября 2023 года

№ дела

А46-12745/2023

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 24 октября 2023 года, полный текст решения изготовлен 31 октября 2023 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Малыгиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Агаповой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Земельный кадастр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 13 639 руб. 95 коп.,

в заседании суда приняли участие:

от истца – до перерыва не явились, надлежащим образом извещены; после перерыва ФИО1 по доверенности от 09.01.2023, личность удостоверена паспортом РФ;

от ответчика – до перерыва ФИО2 по доверенности от 09.01.2023 № ИСХ-22/МОИ/02-01/2; после перерыва не явились, извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Земельный кадастр» (далее - ООО «Земельный кадастр», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области, ответчик) о взыскании 13 639 руб. 95 коп.

Определением Арбитражного суда Омской области от 24.07.2023 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 05.09.2023.

Определением Арбитражного суда Омской области от 05.09.2023 дело признано подготовленным, назначено судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 18.10.2023. Явка истца признана обязательной. Ответчику повторно предложено представить письменный отзыв на исковое заявление с приложением документов в обоснование своих доводов и возражений, доказательства направления копии отзыва в адрес истца.

В судебном заседании, состоявшемся 18.10.2023, представитель ответчика возражал относительно обоснованности заявленных требований, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на исковое заявление.

Суд приобщил отзыв на исковое заявление к материалам дела.

Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 18.10.2023 в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 24.10.2023.

Информация об объявлении перерыва размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Картотека арбитражных дел».

20.10.2023 в материалы дела от Минимущества Омской области поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов.

В судебном заседании, продолженном после перерыва 24.10.2023, представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме. Ответчик не явился, явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика по имеющимся доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, между ООО «Земельный кадастр» (подрядчик) и Минимуществом Омской области (заказчик) были заключены следующие государственный контракты:

- № 31 от 11.07.2022 на выполнение кадастровых работ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и внесение соответствующих сведений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (Реестровый номер 2022.045852), извещение № 0152200003422000035;

- № 32 от 15.07.2022 на выполнение кадастровых работ, в отношении земельного участка, находящегося в собственности Омской области, и внесение соответствующих сведений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (Реестровый номер 2022.046666), извещение № 0152200003422000036;

- № 33 от 15.07.2022 на выполнение кадастровых работ, в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, и внесение соответствующих сведений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (Реестровый номер 2022.046669), извещение № 0152200003422000037.

Сроки выполнения работ: с даты заключения контрактов по 31.10.2022 (пункт 1.4 контрактов).

Как указал истец, работы в срок выполнены не были, в связи с чем 13.12.2022 заказчиком были приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов.

В связи с односторонними отказами заказчика от исполнения государственных контрактов:

- № 31, заключенного 11.07.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона «Проведение кадастровых работ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и внесение соответствующих сведений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (Реестровый номер 2022.045852)» (извещение № 0152200003422000035),

- № 32, заключенного 15.07.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона «Проведение кадастровых работ, в отношении земельного участка, находящегося в собственности Омской области, и внесение соответствующих сведений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (Реестровый номер 2022.046666)» (извещение № 0152200003422000036),

- № 33, заключенного 15.07.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона «Проведение кадастровых работ, в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, и внесение соответствующих сведений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (Реестровый номер 2022.046669)» (извещение № 0152200003422000037) Минимущество Омской области (вх. № 13355/22, 13356/22, 13357/22 от 29.12.2022) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омский УФАС России) о включении сведений об ООО «Земельный кадастр» в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

12.01.2023 комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области были вынесены решения №55/10/104-1181/2022, №55/10/104-1182/2022: не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:

- об ООО «Земельный кадастр»,

- о директоре, об участнике ООО «Земельный кадастр» (размер доли (в процентах) 50) ФИО3 (ИНН <***>).

При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что подрядчиком совершалисьдействия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта (подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая после устранения замечаний заказчика так и не была утверждена последним).

При этом нельзя признать добросовестными и разумными действия самого заказчика, поскольку заказчиком своевременно не предоставлялась необходимая для выполнения работ информация, не предпринимались необходимые действия для принятия решений о ходе выполнения работ, не осуществлялся должный контроль за надлежащим исполнением подрядчиком обязательств, что существенно повлияло на сроки исполнения обязательств по договору подрядчиком.

Комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области в решениях №55/10/104-1181/2022, №55/10/104-1182/2022 от 12.01.2023 указано, что вывод о наличии у подрядчика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнении контракта, не следует.

Ответственность подрядчика согласована сторонами в пункте 6.4 контрактов.

Пунктом 6.4.1 контрактов предусмотрено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства),

предусмотренных контрактом, подрядчик уплачивает штраф в размере 1 (Одного) процента цены контракта (этапа), но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб., что составляет 1000 руб. (пункт 6.4.2 контрактов).

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным с Подрядчиком как с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, предложившим наиболее высокую цену за право заключения Контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (Подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063» (далее - правила), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом,

Подрядчик уплачивает штраф в размере:

1) в случае если цена настоящего контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена настоящего контракта не превышает 3 млн. рублей.

2) в случае если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

а) 10 процентов цены настоящего контракта, если цена настоящего контракта

не превышает 3 млн. рублей.

б) 5 процентов цены настоящего контракта, если цена настоящего контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены настоящего контракта, если цена настоящего контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) (пункт 6.4.3 контрактов).

Обеспечение исполнения контракта, порядок и сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта согласованы сторонами в разделе 10 контрактов.

Способами обеспечения исполнения Контракта являются независимая гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяется подрядчиком самостоятельно (пункт 10.1 контрактов).

Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере 5 процентов цены контракта и составляет:

- по контракту №31 – 1 211 руб. 25 коп.,

- по контракту №32 – 1 150 руб.,

- по контракту №33 – 2 442 руб. 38 коп.

Предусмотренный частью 6 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливается от цены, по которой в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.

Если цена контракта составляет сумму на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения составляет:

- по контракту №31 – 1 816 руб. 288 коп.,

- по контракту №32 – 2 300 руб.,

- по контракту №33 – 4 884 руб. 77 коп. (в случае не предоставления заказчику информации, предусмотренной частью 3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ) (пункт 10.2 контрактов).

Подрядчик предоставляет заказчику обеспечение надлежащего исполнения обязательств по контракту, включая уплату штрафов и неустойки, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего контракта, в виде перечисления денежных средств на счет заказчика или независимой гарантии, срок действия которой должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ (пункт 10.4 контрактов).

При заключении контрактов ООО «Земельный кадастр» были выплачены Минимуществу Омской области следующие денежные суммы:

- по государственному контракту № 31 от 11.07.2022 – 4 894 руб. 17 коп. (размер обеспечения исполнения контракта - 1 211 руб. 25 коп., штраф и пеня – 3 682 руб. 92 коп.),

- по государственному контракту № 32 от 15.07.2022 – 4 697 руб. 25 коп. (размер обеспечения исполнения - 1 150 руб., штраф и пеня – 3 547руб. 25 коп.),

- по государственному контракту № 33 от 15.07.2022 – 8 852 руб. 06 коп. (размер обеспечения исполнения контракта - 2 442 руб. 38 коп., штраф и пеня – 6409 руб. 78 коп.).

Претензией от 02.05.2023 №9 ООО «Земельный кадастр» обратилось к ответчику с требованием о взыскании задолженности на общую сумму 13 639 руб. 95 коп. указав, что самим заказчиком своевременно не предоставлялась необходимая для выполнения работ информация, не предпринимались необходимые действия для принятия решений о ходе выполнения работ, не осуществлялся должный контроль за надлежащим исполнением подрядчиком обязательств, что существенно повлияло на сроки исполнения обязательств по договору подрядчиком, таким образом, применение заказчиком штрафных санкций не обоснованно, а обеспечительные платежи подлежат возврату.

Поскольку в добровольном порядке требования претензии не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском

Оценив предоставленные доказательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.

На основании статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несёт ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании пунктов 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путём уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или изменённым.

Пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право заказчика на отказ от исполнения договора в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным.

Согласно пункту 9.2 контрактов контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в одностороннем порядке отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8-11, 13-19, 21-23, 25 статьи 95 Федерального закона № 44-Ф3.

Как указано выше, Минимущество Омской области отказалось от исполнения контрактов, направив истцу соответствующее решение об одностороннем отказе от исполнения контрактов от 13.12.2022 со ссылкой на пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В качестве оснований для расторжения контрактов ответчик указывает на нарушение истцом сроков выполнения работ и расторжения контрактов исключительно по вине подрядчика.

Вместе с тем соответствующее обстоятельство ответчиком в ходе судебного разбирательства не доказано.

Более того с учетом установленных обстоятельств и хронологии событий, изложенных в решениях Комиссии Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области №55/10/104-1181/2022, №55/10/104-1182/2022 от 12.01.2023, а именно:

25.07.2022 подрядчиком на электронный адрес заказчика (указанный в контракте) post@mio.omskportal.ru направлен запрос о предоставлении «исходной документации» по контракту.

03.08.2022 (со служебной электронной почты (nkuzovnikova@mio.omskportal.ru) главного специалиста департамента учета собственности и земельных отношений Министерства имущественных отношений Омской области ………) были направлены запрашиваемые исходные данные подрядчику на электронный адрес указанный в контракте (zem.kad55@mail.ru).

18.08.2022 на электронный адрес указанного выше специалиста (nkuzovnikova@mio.omskportal.ru) подрядчиком был направлен запрос информации по исполнению контракта: «При камеральной обработки данных сооружение с кадастровым номером 55:17:000000:1742 расположено в границах вышеуказанных участков. Прикладываю две схемы, на схеме 1 общие границы ЗУ и ОКСа. На схеме 2 (более крупный масштаб) местоположение дороги и ЗУ, только в этой части дорога

вышла за границы ЗУ. На остальной протяженности дорога расположена в границах ЗУ 55:17:000000:385 и 55:17:00000:384.

Вопрос - каким образом делить ЗУ с кадастровыми номерами 55:17:000000:385 и 55:17:00000:384?

По работе:

Схема на КПТ по разделу каждого участка (Вы утверждаете) 2 штуки

Межевые планы по разделу - 2 штуки

P.S. Прочитала письмо учреждения, они просят провести КУ по отводу ЗУ для автомобильной дороги, говорят о том что, часть дороги выходит на неразграниченные земли, а так же на ЗУ находящиеся в собственности РФ. Может им надо сформировать ЗУ где неразграниченные земли, а также выделить под дорогой ЗУ из участков 55:17:240703:1, 55:17:240705:2, 55:17:220101:39».

07.09.2022, 09.09.2022 подрядчиком вновь направлен запрос на электронный адрес специалиста заказчика (nkuzovnikova@mio.omskportal.ru) на разъяснение заказчику информации по контракту.

14.10.2022 подрядчиком направлены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на электронный адрес специалиста заказчика (nkuzovnikova@mio.omskportal.ru).

25.10.2022, 07.11.2022, 10.11.2022 подрядчиком направлен запрос об утверждении направленной письмо от 14.10.2022 схемы.

10.11.2022 заказчиком (со служебной электронной почты (nkuzovnikova@mio.omskportal.ru) главного специалиста департамента учета собственности и земельных отношений Министерства имущественных отношений Омской области ФИО4) направлено сообщение о необходимости доработки схемы и направлении ее через канцелярию заказчика.

13.11.2022 обществом на электронный адрес (указанный в контракте) post@mio.omskportal.ru направлены заказчику схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для утверждения (в соответствии с условиями пункта 3 раздела 3 технического задания (Приложение № 1 к контракту), а так же запрос на подготовку доверенности для представления интересов заказчика.

30.11.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлен отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ИСХ-22/МИО/0303/15868 30.11.2022) по следующим причинам:

«1) на чертежах отсутствуют изображения всех границ исходных земельных участков с кадастровыми номерами 55:17:000000:384, 55:17:000000:385;

2) на чертежах отсутствуют изображения границ образуемых земельных участков, обозначена лишь:

- образуемая граница от точки 1 до точки 2 (в отношении образуемого земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 55:17:000000:384);

- образуемая граница от точки 3 до точки 4 (в отношении образуемого земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 55:17:000000:385);

3) не указана система координат, применяемая при ведении Единого государственного реестра недвижимости;

4) в схемах не указано наименование уполномоченного органа на утверждение схемы расположения земельного участка.

Кроме того, схемы изготовлены на двух листах, из которых утверждению подлежат только первые листы, содержащие сведения о координатах.

Учитывая изложенное, утвердить в рамках исполнения Контракта № 31 схемы, подготовленные с нарушением требований действующего законодательства, не представляется возможным».

Согласно пунктам 9 и 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа утверждены приказом Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 (приложение № 1 к данному приказу) (далее также – Требования).

Согласно пункту 6 Требований в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

список координат характерных точек границы каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости;

изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);

сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида

документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы расположения земельного участка соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Схему утверждает орган, уполномоченный на предоставление земельного участка (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации), в рассматриваемом случае - заказчик.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок

действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

На запрос Омского УФАС России (исх. № АЛ/10375/22 от 30.12.2022) ООО «Земельный кадастр» представлены пояснения, в которых указано, что общество не согласно с доводами заказчика, считает, что работы по контракту (в частности подготовка схем) выполнены в соответствии с Приказом Россреестра от 19.04.2022 № П/0148, относительно причин отказа заказчика в утверждении схем, поясняет следующее:

«1. На чертежах отсутствуют изображения всех границ исходных участков – согласно приказу не прописано, чтоб на чертеже был полностью изображен исходный участок.

Согласно пункту 6 приказа указано, что в схеме расположения земельного участка приводятся изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков. Речи обо всех границах нет.

2. На чертежах отсутствуют изображения границ образуемых земельных участков – границы образуемых земельных участков отображены на схемах. Так как границы исходных земельных участков установлены и закреплены в кадастре, они имеют приоритет при оформлении чертежа Схемы, в этом случае красная граница попадает под черную, в связи с чем, на схеме она отображается черной, так как считается уже закрепленной в кадастре, остальные границы образуемых земельных участков, которые

не проходят по границам ранее учтенных земельных участков, остаются красными. И в целом в приказе нет приложения с условными обозначениями существующих и образуемых земельных участков.

3. Не указана система координат, применяемая при ведении Единого государственного реестра недвижимости – Согласно Приложению N 2 к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 года N П/0148, «Схема расположения

земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» сведения о системе координат в Схеме на бумажном носителе не установлены приказом. Согласно пункту 6 приказа в Схеме приводится информация о системе координат. Данная информация о системе координат содержится в Схеме расположения земельного участка в форме электронного документа в формате XML.

4. В схемах не указано наименование уполномоченного органа на утверждении схемы расположения земельного участка – Действительно на бумажном носителе можно было дописать от руки. Программное обеспечение, в случае если Схема еще не утверждена, скрывает данные строки для заполнения, в том числе и наименование уполномоченного органа.

5. Кроме того, схемы изготовлены на двух листах, из которых утверждению подлежат только первые листы, содержащие сведения о координатах – Согласно приказа, не установлено подготовкой схемы на одном листе. Схема на двух листах не является нарушением действующего законодательства»,

установлено, что фактически заказчиком не представлены документальные доказательства со ссылкой на конкретные нормы специального законодательства, регулирующие земельные правоотношения, свидетельствующие о том, что подрядчиком обязательства по контракту были выполнены ненадлежащим образом, а также доказательства того, что заказчиком в рамках обязательства, установленного пунктом 4.2.1 контракта, своевременно оказывалось подрядчику содействие в выполнении работ.

Факт ненадлежащего исполнения Минимуществом Омской области встречных обязательств по договорам, а именно: заказчиком своевременно не предоставлялась необходимая для выполнения работ информация, не предпринимались необходимые действия для принятия решений о ходе выполнения работ, не осуществлялся должный контроль за надлежащим исполнением подрядчиком обязательств, что существенно повлияло на сроки исполнения обязательств по договору подрядчиком; факт отсутствия у подрядчика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнении контракта, наоборот, подрядчиком совершались действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта (подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая после устранения замечаний заказчика так и не была утверждена последним); факт (с учетом представленных сторонами доказательств) недобросовестности и неразумности действия самого заказчика, установлены и подтверждены решениями №55/10/104-1181/2022, №55/10/104-1182/2022 от 12.01.2023 комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил безусловных доказательств, подтверждающих принятие им мер по надлежащему исполнению контрактов – оказания содействия в выполнении работ в соответствии с условиями контракта.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о необоснованном отказе заказчика от контрактов, и, вопреки ошибочному доводу ответчика, взыскание с ООО «Земельный кадастр» штрафа и пени.

Согласно частям 2, 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении» при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В силу части 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частями 6, 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Допустимых доказательств, которые бы подтверждали обоснованность взыскания сумм штрафа и пени, связанных с отказом от контрактов, ответчиком не представлено (статья 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, приняв во внимание, что общество уплатило штраф и пени, что подтверждается платежными поручениями №150 от 16.12.2022 на сумму 6 409 руб. 78 коп., №151 от 16.12.2022 на сумму 3 682 руб. 92 коп., №153 от 16.12.2022 на сумму 3 547 руб. 25 коп., в отсутствие на то правовых оснований, на стороне Минимущества Омской области образовалось неосновательное обогащение.

При этом ответчиком в материалы настоящего дела была представлена не вся переписка сторон, а только те письма от 13.11.2022, которые направлялись ответчиком уже за пределами сроков исполнения контрактов, вместе с тем судом приняты во внимание фактические обстоятельства и переписка сторон (письма, переписка по электронной почте, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории), которые были представлены сторонами на рассмотрение комиссии Омского УФАС, что нашло свое отражение в его решении.

В главе 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением иска судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

взыскать с Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Земельный кадастр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 13 639 руб. 95 коп. задолженности, а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Омской области разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья Е.В. Малыгина