ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-1007/13 от 19.05.2014 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-1007/2013  

21 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена        мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено        мая 2014 года

Арбитражный суд Оренбургской области

в составе судьи Бабиной О. Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Солоповой Я. Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Государственное предприятие по реализации военного имущества", г. Москва (ИНН 7728120916, ОГРН 1027739064121)

к 1. Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838); 2. Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)

третьи лица: 1. Федеральное агентство  по управлению государственным имуществом, г. Москва

2. Администрация города Оренбурга, г. Оренбург

3. Общество с ограниченной ответственностью "Региональная земельная компания", г. Оренбург

4. Комитет по управлению имуществом города Оренбурга, г. Оренбург

5. Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области, г. Оренбург

6. Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, г. Оренбург

7. Саркисян Ашот Гаврилович, г. Оренбург

8. Саркисян Ирина Ашотовна, г. Оренбург

о разделе земельного участка и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования

при участии представителей:

от истца: Иванов Дмитрий Леонидович – представитель (доверенность постоянная)

от ответчиков: 1.Бакина Ирина Ивановна – представитель (доверенность без номера от 16.09.2013 г., сроком – 1 год);

2. не явились

от третьих лиц: не явились

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без учета выходных и праздничных дней с 07.05.2014 г. по 19.05.2014 г., 12-40.

УСТАНОВИЛ:

  Иск заявлен о разделе земельного участка общей площадью 3 793 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:1 на земельный участок общей площадью 907 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:227, местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Советская дом 3, на земельном участке расположена двухэтажная гостиница; земельный участок общей площадью 1 665 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:225, местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Советская, дом 3, на земельном участке расположено складское помещение; земельный участок общей площадью 1 231 кв. м., с  кадастровым номером 56:44:0236001:226, местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Советская, дом 3, на земельном участке расположен двухэтажный жилой дом и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированного за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района", правопреемником которого является Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 3 793 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:1.

Лица, участвующие в деле (второй ответчик, третьи лица), извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, истец, Администрация города Оренбурга, Общество с ограниченной ответственностью "Региональная земельная компания" заявили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В порядке пункта 2 ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные лица арбитражному суду об изменении адреса во время производства по делу не сообщали. Информация о дате, времени и месте судебного заседания, объявлении перерывов в судебном заседании в установленном порядке размещена на официальном сайте арбитражного суда и в порядке пункта 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. В связи с изложенным последние, в порядке пунктов 1, 6 ст. 121, пунктов 1, 3 ст. 123, пункта 2 ст. 124, ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаются судом надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания и оно проводится в их отсутствие.

          Как следует из искового заявления, дополнительных пояснений (том 2, л. д. 13-24, том 3, л. д. 46-51) и приложенных к нему документов, на основании Распоряжений № 1280-р от 27.06.2022 г., № 1576-р от 16.07.2003 г. Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области, истцу передано в хозяйственное ведение, зарегистрированное в установленном порядке (том 1, л. д. 18-20), пристроенное складское помещение № 3 литер ББ1Б2Б3Б4, общей площадью 754,8 кв. м., расположенное на первом этаже одно-двухэтажного жилого дома с встроенно-пристроенными помещениями строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4 по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, д. 3 (том 3, л. д. 11-13).

         Строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4 расположено на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0236001:1 общей площадью 3 793 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение военного городка № 69 (гостиница), местоположение: установлено относительно ориентира здание гостиницы, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская, № 3, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации (том 1, л. д. 21, 28-30). Указанное строение (гостиница литер АА1) является памятником истории и культуры (том 3, л. д. 14-18, 29-35).

        В строении литер АА1ББ1Б2Б3Б4 также расположены гостиница и двухэтажный жилой дом, принадлежащие на праве оперативного управления Федеральному государственному учреждению Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района (ИНН 5610037025).

        Постановлением Главы города Оренбурга № 4669-р от 17.07.2007 г. жилищно-коммунальное хозяйство Администрации города Оренбурга приняло от Федерального государственного учреждения Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района неприватизированные квартиры и помещения, в том числе, расположенные по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, д. 3 (том 1, л. д. 24-27).

        В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0236001:1 расположены объекты недвижимости, принадлежащие разным юридическим и физическим лицам на разных правах, истец письмом № 1080 от 10.12.2010 г. (том 1, л. д. 52-53) обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области в целях оказания содействия при осуществлении межевых работ по разделению земельного участка с кадастровым номером 56:44:0236001:1 на самостоятельные земельные участки.

        Согласно ответу № ЛК 56/15-5373 от 04.08.2011 г., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области признало победителем в открытом конкурсе на выполнение кадастровых работ за счет средств федерального бюджета по межеванию земельного участка с кадастровым номером 56:44:0236001:1 Общество с ограниченной ответственностью "Региональная земельная компания" (том 1, л. д. 54), которое после проведения кадастровых работ (том 1, л. д. 37-51) разделило земельный участок с кадастровым номером 56:44:0236001:1 на три земельных участка: земельный участок общей площадью 907 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:227, для размещения и эксплуатации гостиницы, разрешенное использование - размещение военного городка № 69 (гостиница) (том 1, л. д. 35-36), земельный участок общей площадью 1 665 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:225, для размещения и эксплуатации складского помещения, принадлежащего истцу, разрешенное использование - размещение военного городка № 69 (гостиница) (том 1, л. д. 31-32), земельный участок общей площадью 1 231 кв. м., с  кадастровым номером 56:44:0236001:226,  для размещения и эксплуатации жилого дома, разрешенное использование - размещение военного городка № 69 (гостиница) (том 1, л. д. 33-34).

        В порядке пунктов 1, 4, ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, образование, разделение земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей, земельных участков, из которых, при разделе, образуются земельные участки.

        Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области направило пакетов документов по разделению земельного участка в Федеральное агентство  по управлению государственным имуществом, которое письмом № ПП-10/41213 от 25.09.2012 г. сообщило о невозможности согласования границ новых земельных участков, так как земельный участок с кадастровым номером 56:44:0236001:1 на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство № 791 от 08.02.1994 г., выданное Администрацией города Оренбурга, свидетельство о государственной регистрации права от 11.05.2010 г. № 56-АБ 051187) предоставлен Федеральному государственному учреждению Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района, ликвидированному путем присоединения к Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (пункт 3 ст. 31 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. "О государственных и муниципальных предприятиях" (том 1, л. д. 21-23, 55).

        В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

        Истец письмом № 997 от 21.11.2012 г. (том 1, л. д. 56-57) обратился в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о согласовании границ разделенного земельного участка и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, но ответа не получил.

        На основании п. 1 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка, является решение о разделе или об объединении, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, соглашение о разделе, объединении, перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков, иной документ на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

       Исходя из положений пунктов 6, 8 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке, образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

       На основании изложенного истец просит разделить земельный участок общей площадью 3 793 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:1 на земельный участок общей площадью 907 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:227, местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Советская дом 3, на земельном участке расположена двухэтажная гостиница; земельный участок общей площадью 1 665 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:225, местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Советская, дом 3, на земельном участке расположено складское помещение; земельный участок общей площадью 1 231 кв. м., с  кадастровым номером 56:44:0236001:226, местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Советская, дом 3, на земельном участке расположен двухэтажный жилой дом и прекратить право постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированное за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района", правопреемником которого является Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 3 793 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:1.

          Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации не согласны с заявленными требованиями по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзывам (том 2, л. д. 7-11, 42-45, 83, том 4, л. д. 76-78, том 5, л. д. 104-106).

          По мнению ответчиков, единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на разделение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества - Министерства обороны Российской Федерации. Принятие соответствующего решения иными органами, неуполномоченными распоряжаться федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.

         Положениями ч. 1 ст. 27, пунктами 4 и 5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены ограничения оборота земельных участков, изъятие земель из гражданского оборота, при котором такие земли не могут быть предоставлены в частную собственность, быть объектом иных сделок.

         С учетом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 56:44:0236001:1 - для размещения военного городка, ответчики считают, что спорный земельный участок в силу п. 10 ст. 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31.05.1996 г. Об обороне", пункта 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям обороны и безопасности, то есть является ограниченным в обороте, не подлежит разделению и передаче в частную собственность.

         Также истцом в нарушение требований ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не представлено документов, что образование самостоятельных земельных участков не привело к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости, и другим препятствующим использованию и охране земель недостаткам.

         Кроме того, истцом в нарушение ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0236001:1 является делимым.

          Законом установлены основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования (ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации), названный перечень исчерпывающий, истцом в иске таких оснований не заявлено.

         В дополнительных возражениях ответчики указали, что истцом не представлено доказательств отдельного/пристроенного размещения складского помещения №3 литер ББ1Б2Б3Б4 на спорном земельном участке, поскольку согласно кадастровому паспорту здания от 16.06.2008 г. в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 56:44:0236001:1 располагается одно здание - здание гостиницы 1825 года постройки общей площадью 2311,4 кв. м. (том 2, л. д. 84-85, 140-142).

         Делимость земельного участка ввиду расположения на нем объектов недвижимости, принадлежащих различным правообладателям не свидетельствует о делимости такого участка.

         Предъявляя требования о разделе земельного участка на три земельных участка, истец выходит за пределы, предоставленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации полномочий, так как ему не представлено право действовать от имени и в интересах правообладателей других объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке - физических лиц и муниципального образования "город Оренбург".

         Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, выступая заказчиком рассматриваемых межевых и кадастровых работ, вышло за пределы своих полномочий, так как право распоряжения имуществом принадлежит собственнику или лицу, управомоченному на то законом или собственником (ст. ст. 218, 260, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации) - Министерству обороны Российской Федерации.

         На основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1034-р от 21.06.2010 г. единственным исполнителем, оказывающим услуги по проведению землеустроительных работ, работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и регистрации объектов недвижимости, закрепленных за учреждениями и предприятиями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации является ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости".

         То есть осуществленное разделение земельного участка не является надлежаще проведенным.

         На основании Постановления Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 г., здание гостиницы, расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 3 является объектом культурного наследия федерального значения (том 2, л. д. 86-87), код памятника № 5610013000, и в соответствии со ст. ст. 3, 5 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

         Согласно положениям ст. ст. 94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации, земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), используются только в соответствии с их целевым назначением, и относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, то есть ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

        На основании положений пункта 1 ст. 64, ст. 46 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры, принятые на государственную охрану на день вступления в силу настоящего Закона, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, подлежат государственной охране. Режим использования территории культурного наследия всеми заинтересованными лицами должен соблюдаться.

         Статья 31 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает обязательное проведение историко-культурной экспертизы до начала землеустроительных, земляных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

         Истцом такая экспертиза проведена после завершения кадастровых работ и обращения в арбитражный суд, что служит основанием для её критической оценки.

         Кроме того, истцом не обоснованы размеры образуемых земельных участков. Так, земельный участок, на который претендует истец имеет площадь 1655 кв. м., в то время как, принадлежащий ему объект недвижимости составляет площадь всего 754,8 кв. м., что в 2,5 раза меньше площади испрашиваемого земельного участка.

         У истца отсутствует согласование и полномочия собственников жилого дома на образование земельных участков.

         Также ответчики не согласны со ссылкой Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области на ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующий переход права на земельный участок, при условии, что объект недвижимости и земельный участок принадлежат различным лицам.

         Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права собственником пристроенного складского помещения № 3 и земельного участка с кадастровым номером 56:44:0236001:1 является Российская Федерации, то есть собственники объекта недвижимости и земельного участка совпадают.

          Также из свидетельства о регистрации права следует, что складское помещение № 3 литер ББ1Б2Б3Б4 является пристроенным.

          Пунктом 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации запрещено отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.

          То есть истец не обосновал и не доказал необходимость раздела спорного земельного участка и прекращение в отношении него права постоянного бессрочного пользования.

         Помимо изложенного, ответчики считают, что истцом избран ненадлежащий способ защиты, так как, оспаривание бездействия государственного органа осуществляется по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Федеральное агентство  по управлению государственным имуществом (том 2, л. д. 26-29) считает требования обоснованными, так как на земельным участке с кадастровым номером 56:44:0236001:1 расположены объекты недвижимости, принадлежащее различным лицам - истцу, физическим лицам, муниципальному образованию "город Оренбург". По мнению ответчика,  земельный участок является делимым, что и послужило основанием для проведения в 2011 года рассматриваемых кадастровых работ по разделению земельного участка.

         После постановки новых земельных участков на кадастровый учет        Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области проведена первичная правовая экспертиза документов и все документы направлены в Федеральное агентство  по управлению государственным имуществом в целях получения поручения на издание распорядительного акта о разделе земельного участка, но ввиду наличия зарегистрированного права постоянного (бессрочного,) пользования, документы возвращены для обращения заинтересованного лица к полномочной структуре  - Министерству обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

         Истец обращался в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, но ответа не получил, что препятствует истцу в реализации его права на оформление земельного участка, занимаемого складским помещением, в аренду (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

         Также по мнению третьего лица земельный участок с кадастровым номером 56:44:0236001:1 не является ограниченным в обороте, поскольку ответчики в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названные обстоятельства не доказали.

         Делимость земельного участка подтверждается кадастровыми паспортами и проведенными кадастровыми работами по результатам которых земельный участок разделен на три.

         Третье лицо не согласно с возражениями ответчиков о невозможности прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в рамках настоящего иска, поскольку в порядке ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации к новому правообладателю объект недвижимости, расположенного на земельном участке в силу прямого указания закона переходит право пользования этим земельным участком, то есть с момента регистрации за истцом права хозяйственного ведения к нему перешло право постоянного (бессрочного) пользования в отношении той части земельного участка, на которой это складское помещение расположено.

         Администрация города Оренбурга (том 1, л. д. 146-147) указала, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 56:44:0236001:1 находится жилой дом строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4, двухэтажный жилой дом и гостиница. На баланс Управления жилищно-коммунального хозяйства принят жилой дом, в котором расположены неприватизированные квартиры и помещения, подлежащие принятию в муниципальную собственность муниципального образования "город Оренбург", а также приватизированные квартиры.

         На основании ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен жилой многоквартирный дом  является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме, земельный участок при этом переходит собственникам помещений в собственность бесплатно. Поэтому раздел земельного участка возможен только при наличии согласия участников общей долевой собственности, в том числе, собственников приватизированных квартир.

          Общество с ограниченной ответственностью "Региональная земельная компания" (том 2, л. д. 88-90)  пояснило, что процедура раздела земельного участка выполнена в соответствии с требованиями ст. ст. 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Особенность образования земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, заключается в том, что, не требуется согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей этих участков на образование новых.

         Также согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, для принятия решения уполномоченным органом об образовании земельных участков необходимы кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. То есть решение об образовании земельных участков принимается уполномоченным органом государственной власти уже после осуществления кадастровых работ и государственного кадастрового учета земельных участков.

         Комитет по управлению имуществом города Оренбурга сообщил (том 2, л. д. 108), что на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области № 249-р от 14.03.2007 г. (том 2, л. д. 109-115) в собственность муниципального образования "город Оренбург" передано имущество, являющееся федеральной собственностью и закрепленное ранее на праве оперативного управления за Оренбургской КЭЧ. В последующем в это распоряжение внесено изменение (том 2, л. д. 116-121) и фактически в муниципальную собственность передана жилая часть - помещение № 4 коммунального заселения общей площадью 289,5 кв. м. (в том числе квартиры №№ 10, 12, 14, 16, 17 общей площадью 177,3 кв. м. и места общего пользования площадью 112,2 кв. м.), квартира № 9.

      В связи с тем, что одна из частей домовладения является одно-двухэтажным жилым домом, то согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, является общим имуществом многоквартирного дома.

       Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области (том 3, л. д. 36-37) пояснило, что к объектам культурного наследия федерального значения отнесен объект - "Здание Оренбургского ордонанс-гауза, где в 1828 году находились под арестом члены тайного кружка "Оренбургские декабристы" и в 1847 году - в заключении украинский поэт Шевченко Тарас Григорьевич", расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 3. Учитывая особый правовой статус указанного объекта, для принятия решения о возможности разделения необходимо руководствоваться положениями главы 5 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

       Иные лица письменных отзывов на иск не представили.

       Истцом дополнительно представлен в материалы дела акт государственной историко-культурной экспертизы от 14.03.2014 г. о возможности раздела земельного участка объекта культурного наследия " Здание Оренбургского ордонанс-гауза, где в 1828 году находились под арестом члены тайного кружка "Оренбургские декабристы" и в 1847 году - в заключении украинский поэт Шевченко Тарас Григорьевич" (далее - памятник), расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская, д. 3, проведенной  с 13.02.2014 г. по 04.03.2014 г., согласно которому раздел земельного участка домовладения по улице Советской, 3 возможен, раздел земельного участка не противоречит действующему законодательству в сфере охраны объектов культурного наследия (том 5, л. д. 88-101).

  В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, пояснили, что все имеющиеся доказательства в материалы дела представлены в полном объеме, необходимость предоставления дополнительных доказательств отсутствует. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства в совокупности, суд установил следующее.

 В  соответствии  с  требованиями  ч.  8  ст.  75  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускается представление в арбитражный суд письменных доказательств в форме надлежащим образом заверенных копий. 

 Согласно ч. 6 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный  суд  не  может  считать  доказанным  факт, подтверждаемый  только  копией  документа  или  иного  письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого  документа,  представленные  лицами,  участвующими  в  деле,  не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

Поскольку  представленные  лицами, участвующими в деле,  копии  документов  не  оспорены,  и  в  деле  не  имеется  копий  документов,  не  тождественных представленным,  представленные  копии  документов принимаются  судом также в  качестве  надлежащих доказательств.

 Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером 56:44:0236001:1  по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 3, также принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, а именно, пристроенного складского помещения № 3 литер ББ1Б2Б3Б4, расположенного на первом этаже одно-двухэтажного жилого дома с встроенно-пристроенными помещениями, литер АА1ББ1Б2Б3Б4 с подвалом, номера на поэтажном плане 1-12, общая площадь 754,8 кв. м.   (том 1, л. д. 20). За истцом на указанный объект недвижимости зарегистрировано право хозяйственного ведения (том 1, л. д. 19).

В связи с тем, что в литере АА1ББ1Б2Б3Б4 часть помещений зарегистрирована за Российской Федерацией, часть за физическими лицами, часть передана в муниципальную собственность, истец считает, что для надлежащей эксплуатации, принадлежащего ему объекта недвижимости, а также других объектов недвижимости, и частей земельных участков на которых они расположены, земельный участок с кадастровым номером 56:44:0236001:1  следует разделить в соответствии с представленными истцом результатами межевых работ и кадастровыми паспортами, однако, в разделе земельного участка истцу препятствует наличие зарегистрированного за правопредшественником ответчика (Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации) -  Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района" - права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.

В связи с изложенным истец обратился с настоящим иском о разделе земельного участка и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Согласно кадастровому паспорту, спорный земельный участок, учтенный под кадастровым номером 56:44:0236001:1 общей площадью 3 792+/-22 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение военного городка № 69 (гостиница), местоположение: установлено относительно ориентира здание гостиницы, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская, № 3, расположен на территории муниципального образования "город Оренбург" и относится к государственной собственности Российской Федерации.

На этом участке расположено строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4.

Доказательства того, что литер А, литер А1, литер ББ1Б2Б3Б4 являются самостоятельными, отдельно стоящими объектами недвижимости, а не частями, составляющими одно строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4 в дело лицами, участвующими в деле, не представлены. Из представленных истцом доказательств такие обстоятельства также не усматриваются.

В соответствии со всеми представленными в дело доказательствами судом установлено, что на спорном земельном участке расположено строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4, представляющее собой единый объект недвижимости, в котором права на отдельные помещения зарегистрированы за разными лицами.

Указанные обстоятельства следуют из характеристик объекта недвижимости, зарегистрированного на праве хозяйственного ведения за истцом, квартиры, зарегистрированной за физическими лицами, а также документов технического учета.

Согласно ответу Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" от 22.04.2014 г. № 01-17/914, по результатам технической инвентаризации на домовладение, расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская, 3, по состоянию на 13.08.2002 г., на 14.12.2007 г. на земельном участке расположено строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4 (жилой дом с нежилыми помещениями). Помещение № 1 коммунального заселения литер АА1 учтено в реестре муниципальной собственности, пристроенное складское помещение № 3 литер ББ1Б2Б3Б4 учтено в государственной собственности Российской Федерации.

Согласно кадастровому паспорту (том 3, л. д. 11) пристроенное складское помещение № 3 литер ББ1Б2Б3Б4 общей площадью 754,8 кв. м., расположено на первом этаже одно-двухэтажного с подвалом, жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями литер АА1ББ1Б2Б3Б4.

Из технической документации Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" (том 3, л. д. 12-13) также следует, что зданием (строением) является именно литер АА1ББ1Б2Б3Б4.

То есть строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4 представляет собой единый объект, который имеет составные части.

На основании части 1 ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

В соответствии с представленными в дело доказательствами, исследованными в полном объеме, на основании положений части 1 ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4 является неделимой вещью, а литеры А, А1, ББ1Б2Б3Б4 являются его составными частями.

        Истец обратился о разделе земельного участка, на котором расположено строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4 в связи с тем, что помещения в этом литере принадлежат различным лицам.

        Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области в целях оказания содействия при осуществлении межевых работ по разделению земельного участка с кадастровым номером 56:44:0236001:1 на самостоятельные земельные участки, провело открытый конкурс на выполнение кадастровых работ за счет средств федерального бюджета по межеванию земельного участка с кадастровым номером 56:44:0236001:1, и указанные работы проведены с образованием трех земельных участков, поставленных на кадастровый учет: земельный участок общей площадью 907 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:227, для размещения и эксплуатации гостиницы, разрешенное использование - размещение военного городка № 69 (гостиница) (том 1, л. д. 35-36), земельный участок общей площадью 1665 кв. м. с кадастровым номером 56:44:0236001:225, для размещения и эксплуатации складского помещения, принадлежащего истцу, разрешенное использование - размещение военного городка № 69 (гостиница) (том 1, л. д. 31-32), земельный участок общей площадью 1 231 кв. м., с  кадастровым номером 56:44:0236001:226,  для размещения и эксплуатации жилого дома, разрешенное использование - размещение военного городка № 69 (гостиница) (том 1, л. д. 33-34).

       Указанный раздел земельного участка не согласовывался с физическими лицами, ответчиками, муниципальными органами, представляющими интересы муниципального образования в части переданных в ведение муниципалитета помещений в строении литер АА1ББ1Б2Б3Б4.

Следует отметить, что несоблюдение формальных процедур, допущенных при проведении межевания, само по себе, при недоказанности нарушения прав и законных интересов заинтересованных лиц, не влечет незаконность такого межевания. Однако, при разрешении настоящего спора судом учитываются дополнительно установленные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 этой статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Процедура образования новых земельных участков может проводиться для целей последующей реализации собственниками недвижимого имущества своего исключительного права на приобретение в собственность или аренду занятых такими объектами участков в соответствии с нормами статьи 36 Земельного кодекса. При этом предельные размеры земельных участков, подлежащих предоставлению собственникам недвижимости, согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса по общему правилу определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Из системного толкования приведенных норм земельного законодательства следует, что образование новых земельных участков из состава имеющегося участка для целей, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, возможно лишь в том случае, если исходный земельный участок является делимым, а сам раздел, и как следствие формирование из него новых участков, не нарушает установленные нормы отвода и иные обязательные публичные требования.

Согласно обстоятельствам настоящего дела, свидетельствующим о том, что на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0236001:1  расположена неделимая вещь - строение литер АА1ББ1Б2Б3Б4, следует признать, что и земельный участок, сформированный для размещения этой вещи, также является неделимым, поскольку в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, и обеспечение возможности эксплуатации объектов недвижимости неотделимо от использования земельного участка. То есть, при неделимости объекта недвижимости, земельный участок под такой вещью также следует признавать неделимым.

Поскольку земельный участок не подлежит разделу, права истца под принадлежащими ему объектом недвижимости могут быть оформлены применительно к пунктам 3, 4 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данная норма предусматривает, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.09.2011 г. № 4275/11, названный порядок приобретения прав на землю действует и в отношении собственников отдельных объектов недвижимости, находящихся на неделимом земельном участке. Таким образом, исключительное право на приобретение земли под принадлежащими им объектами может быть реализовано этими лицами только посредством приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.

Предоставление неделимого земельного участка на указанных условиях предполагает совместное его использование всеми собственниками недвижимости для эксплуатации существующих объектов. Следовательно, раздел этого участка в нарушение требований земельного законодательства означает изменение существующего режима землепользования и неизбежно затрагивает права и законные интересы каждого из собственников объектов недвижимости, находящихся на соответствующем участке.

Кроме того, неделимый земельный участок является единым объектом гражданских прав, часть которого в силу его естественных характеристик не может фактически передаваться по гражданско-правовой сделке и выбывать из владения всех собственников находящихся на таком земельном участке объектов недвижимости.

        В рамках заявленного иска истец никаких прав на земельный участок или долю в земельном участке не заявляет, основания возникновения прав иных лиц на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0236001:1  не оспаривает.

        Само по себе наличие зарегистрированных прав на земельный участок (в том числе права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) не влечет невозможность раздела такого земельного участка, однако, установление признака неделимости земельного участка, влечет самостоятельное основание для невозможности раздела земельного участка в натуре.

       Таким образом, основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в рамках заявленных истцом требований, последним, суду не приведены. У суда нет оснований для самостоятельного выхода за пределы заявленных требований.

        Судом исследованы, представленные в материалы дела межевые материалы и результаты кадастровых работ, акт государственной экспертизы, подготовленной по заявлению истца ввиду наличия у части строения литер АА1ББ1Б2Б3Б4 статуса памятника истории и культуры, в которых указано на делимость спорного земельного участка.

        Названные выводы оценены судом критически, поскольку Общество с ограниченной ответственностью "Региональная земельная компания" является организацией, специализирующейся в сфере земельных вопросов, но не технического учета объектов недвижимости, расположенных на земельных участках. Также из представленных в дело межевых материалов не следует, что при выполнении рассматриваемых кадастровых работ третьему лицу были представлены документы, подготовленные в отношении строения литер АА1ББ1Б2Б3Б4 Государственным унитарным предприятием Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости".

        Исходя  из документов представленных для составления акта государственной историко-культурной экспертизы (том 5, л. д. 88-101), следует, что эксперту были предоставлены только паспорт объекта культурного наследия, письма, приказы, кадастровые паспорта на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0236001:1  и на образованные из него земельные участки, свидетельство о государственной регистрации права. То есть документы технического учета на объект недвижимости не предоставлялись. Сам эксперт не является специалистом в области технического учета объектов недвижимости, поскольку по образованию он является архитектором, а сфера его экспертной деятельности: объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр, документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения, проекты зон охраны объектов культурного наследия. Выводы сделаны экспертом на основании визуального осмотра объекта и изучения представленных документов.

Согласно ст. ст. 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде судопроизводство осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон, которые в том числе заключаются в том, что стороны пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, дают объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

   В порядке пункта 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

В связи с изложенными обстоятельствами, носящими объективный характер, в удовлетворении иска отказывается.

  Расходы по госпошлине в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на истца. Поскольку при подаче искового заявления истцом оплачена госпошлина в сумме 4 000 руб. за требование о разделе земельного участка, а второе требование (о прекращении права (постоянного) бессрочного пользования) не оплачено, с истца надлежит довзыскать в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 4 000 руб.

         Руководствуясь статьями 110, 167, 169, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд               

Р Е Ш И Л:

         1.В удовлетворении исковых требований отказать.

         2.Расходы по госпошлине в сумме 4000 руб. отнести на истца.

         3.Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Государственное предприятие по реализации военного имущества», г. Москва в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 руб.

         4.Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать налоговому органу по месту нахождения истца.

      Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Челябинск в течение месяца  со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                                  О. Е. Бабина