АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-288/2019
02 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года
В полном объеме решение изготовлено апреля 2019 года
В судебном заседании принял участие представитель заявителя ФИО1 (доверенность № Д-56907/19/25-АО от 22.03.2019).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее по тексту – заявитель, административный орган, УФССП России по Оренбургской области) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агентство ликвидации долгов»(далее по тексту – общество, ООО «Агентство ликвидации долгов», лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 22.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО2 (далее – третье лицо, ФИО2).
В обоснование заявления о привлечении к административной ответственности заявитель указывает, что общество, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, совершило действия, направленные на возврат просроченной задолженности, нарушающие законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности и третье лицо отзывы на заявление о привлечение к административной ответственности не представили.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО2 18.09.2018 обратился в ОП № 1 МУ МВД России «Оренбургское» с жалобой на действия неизвестных лиц, требующих от него погашения задолженности (л.д. 15).
Материал проверки направлен в УФССП России по Оренбургской области.
Управлением на основании Федерального закона от 03.07.2016 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ), Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», 02.10.2018 года направлен запрос в ООО МКК «Срочноденьги» за № 56922/18/22256-АО о предоставлении сведений и документов по предоставлению ФИО2 займа, а именно, копий заявок (заявлений, анкет), поданных заемщиком, договоров со всеми приложениями (включая дополнительные соглашения и изменения), сведений о дате передачи сведений о заемщике третьему лицу в целях совершения последним действий, направленных на возврат задолженности, сведений о состоявшейся уступке прав (требований) (л.д. 48).
Согласно полученному ответу от 10.10.2018 за № 7325, ООО МКК Срочноденьги» сообщило, что 08.06.2018 между ФИО2 и ООО МКК «Срочноденьги» заключен договор микрозайма № 128/2141202 о предоставлении займа на индивидуальных условиях договора потребительского займа, обязательства по которому не были исполнены надлежащим образом. ООО МКК «Срочноденьги» самостоятельно не осуществляет взаимодействие с должниками и третьими лицами по вопросам взыскания просроченной задолженности (л.д. 49).
Копии запрашиваемых документов Управлению не были предоставлены.
Управлением 02.10.2018 направлен запрос в ООО «Агентство ликвидации долгов» № 56922/18/22257-АО о предоставлении информации о совершении действий в отношении ФИО2, направленных на возврат задолженности по договору микрозайма № 128/2141202 от 08.06.2018.
В ответе на запрос ООО «Агентство ликвидации долгов» указало, что государственным органом не раскрыты основания для запроса сведений (л.д. 53).
31.10.2018 года Управлением вынесен Приказ № 696 о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности (л.д. 55-56).
В соответствии с пунктом 1 указанного Приказа внеплановая проверка проводится в отношении ООО «Агентство ликвидации долгов».
В рамках проведения внеплановой документарной ООО «Агентство ликвидации долгов» письмом № 8508 от 23.11.2018 года направило в адрес Управления копии документов, являющихся правовым основанием взаимодействия ООО «Агентство ликвидации долгов» с ФИО2, копию аудиозаписей телефонных переговоров, СМС сообщений, осуществленных обществом в рамках взаимодействия с ФИО2
ФИО2 03.12.2018 обратился в УФССП России по Оренбургской области с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО «Агентство ликвидации долгов», осуществляющего с ним взаимодействие по вопросу просроченной задолженности, возникшей из договора микрозайма № 128/2141202 от 08.06.2018 (далее – договор микрозайма), заключенного с ООО Микрофинансовая компания «Срочноденьги».
Согласно объяснениям ФИО2 от 03.12.2018, им был заключен договор микрозайма 08.06.2018, своевременно погасить задолженность не имел возможности и с августа 2018 года на его абонентский номер стали поступать текстовые СМС – сообщения от ООО «Агентство ликвидации долгов» в интересах компании «Срочноденьги», в которых сообщалось о наличии просроченной задолженности с оказанием психологического давления, угрожали физической расправой всей семье, использовали выражение грубой нецензурной брани, унижающие честь и достоинство (л.д. 20-22).
Согласно сведениям и документам, поступившим от ООО «Агентство ликвидации долгов», а также предоставленной ПАО «Вымпел - Коммуникации» - Билайн детализации услуг связи за период с 01.08.2018 года по 15.09.2018 года на абонентский номер, принадлежащий ФИО2 от ООО «Агентство ликвидации долгов» с абонентского номера <***>, с целью возврата просроченной задолженности, поступило 9 (девять) телефонных звонков (время московское), то есть осуществлено непосредственное взаимодействие посредством телефонных переговоров, а именно: 29.08.2018 года, 30.08.2018 года, 31.08.2018 года, 31.08.2018 года, 09.09.2018 года, 10.09.2018 года, 11.09.2018 года, 13.09.2018 года, 04.10.2018 года, в ходе которых должнику ФИО2 не был сообщен предусмотренный обязательный перечень информации, должник не был предупрежден о записи разговора, допущены действия, связанные с использованием выражений, унижающих честь и достоинство, совершены действия, связанные с оказанием психологического давления, с частотой более одного раза в сутки, более двух раз в неделю.
05.12.2018 года Управлением составлен акт проверки, в соответствии с которым в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований пункта 4 части 2 статьи 6 и пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 230-ФЗ при взаимодействии общества с ФИО2 (л.д. 57-59).
Установив нарушение обществом положений Федерального закона № 230-ФЗ, Управление направило в адрес общества извещение от 10.12.2018 года № 56922/18/29431-АО о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – 16.01.2019 года в 09 часов 00 минут, <...>, кабинет № 317 (л.д. 89).
Начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, УФССП России по Оренбургской области ФИО3 16.01.2019 года составлен протокол об административном правонарушении № 02/19/56922-АП (в отсутствии потерпевшего ФИО2 и ООО «Агентство ликвидации долгов», которые надлежащим образом уведомлены о дате и месте составления протокола) по части 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 10-14).
Указанным протоколом установлено, что ООО «Агентство ликвидации долгов» нарушило нормы Федерального закона № 230-ФЗ. На абонентский номер, принадлежащий ФИО2, поступили телефонные звонки, состоялись телефонные переговоры, в ходе которых ФИО2 не был сообщен предусмотренный перечень обязательной информации (лицо не предупреждено о записи разговора), допущены действий, связанные с использованием выражений, унижающих честь и достоинство.
Копия протокола письмом № 56922/19/738 от 16.01.2019 года направлена ООО «Агентство ликвидации долгов».
На основании части 2 ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности по части 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает требования административного органа подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
Лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
По смыслу статей 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании доказательств, полученных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.57Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что совершение юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере потребительского кредита (займа).
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, образуют действия, направленные на возврат просроченной задолженности, которые нарушают законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, является юридическое лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Согласно части 1 ст. 1 Федерального закона № 230-ФЗ, он в целях защиты прав и законных интересов физических лиц устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 230-Ф3 предусмотрено, что взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности вправе осуществлять только: кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования, а также лицо действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности ФССП России, общество с ограниченной ответственностью «Агентство ликвидации долгов» включено в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности ФССП России 01.03.2017г., свидетельство № 001008, регистрационный № 5/17/52000-КЛ под № 81.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона № 230-ФЗ предусмотрено, что при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.
Пунктом 3 части 3 и частью 4 статьи 7 Федерального закона № 230-Ф3 установлено, что по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником: посредством телефонных переговоров: более одного раза в сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц, при этом в начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, должнику должны быть сообщены: фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие; фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 230‑ФЗ, при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.
Согласно пункту 4 части 2 указанной статьи, не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
Суд отмечает, что унижение чести и достоинства – это отрицательная оценка личности в обобщенном виде, направленная на ее дискредитацию, подрыв авторитета человека как в глазах окружающих, так и в своих собственных, честь и достоинство - это нравственные категории, связанных с оценкой личности окружающими и самооценкой человека в его сознании конкретной личностью.
Таким образом, обществом допущено нарушение части 1, п. 4 части 2 ст. 6 Федерального закона № 230-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона № 230-ФЗ, юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр, обязано вести аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленного на возврат просроченной задолженности, предупреждать должника и иных лиц о такой записи в начале взаимодействия, а также обеспечивать хранение на электронных носителях аудиозаписей до истечения не менее трех лет с момента осуществления записи.
Требования указанного положения ООО «Агентство ликвидации долгов» нарушены. Из телефонных разговоров следует, что ФИО2 не был предупрежден сотрудником общества о ведении записи телефонных разговоров.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие исключительные обстоятельства, которые предшествовали совершению правонарушения и препятствовали исполнению нормативных требований.
ООО «Агентство ликвидации долгов» включено в государственный реестр юридических лиц осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, свидетельство от 01.03.2017 года № 5/17/52000-КЛ.
17.01.2019 года ООО «Агентство ликвидации долгов» исключено из государственного реестра юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.
При этом на момент совершения правонарушения общество было включено в государственный реестр юридических лиц осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, таким образом, совершенное правонарушение подпадает под действие части 2 статьи 14.57 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд считает доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Процессуальных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не выявлено.
Частью 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что обществом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Вместе с тем, в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с абзацем 2 пункта 19.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
Как следует из статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из материалов дела следует, что ООО «Агентство ликвидации долгов» решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2018 года по делу № А47-1945/2018 привлечено к административной ответственности по части 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф наложен в размере 50 000 рублей, постановлением № 18АП-5461/2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 года решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2018 года по делу № А47-1945/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «Агентство ликвидации долгов» - без удовлетворения; постановлением № 18АП-5931/2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 года решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2018 года по делу № А47-2481/2018 оставлено без изменения (назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей), апелляционная жалоба ООО «Агентство ликвидации долгов» - без удовлетворения.
Таким образом, имеются обстоятельства, отягчающие административную ответственность заинтересованного лица.
Арбитражный суд считает, что привлечение общества к административной ответственности по части 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 65 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей, установленных ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях а также согласуется с принципами юридической ответственности.
Государственной пошлиной данная категория споров не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования, заявленные Управлением Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Агентство ликвидации долгов» (603022, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 65 000 (шестьдесят пять тысяч) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Агентство ликвидации долгов» (603022, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) в доход бюджета штраф в размере 65 000 (шестьдесят пять тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (УФССП России по Оренбургской области)
Банк получателя: отделение Оренбург г.Оренбург
л/с <***>
расчетный счет <***> БИК 045354001 ИНН <***> КПП 561101001
ОКТМО 53701000
КБК 322 116 170000 160 17140
УИН 32256000190000002019.
Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа (ее копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера судебного дела.
Решение направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ, ст. 32.2 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина