ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-26862/14 от 05.05.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь      

13 мая 2015 года                                                                    Дело № А50-26862/2014

Резолютивная часть решения вынесена 05 мая 2015 года. Полный текст решения изготовлен 13 мая 2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Морозовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                        Злобиной Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску «Smeshariki GmbH» («Смешарики ГмбХ»)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)

о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак в размере 20 000 руб. 00 коп.

при участии:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен,

установил:

«Smeshariki GmbH» («Смешарики ГмбХ») (далее – истец) обратился в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик) о взыскании компенсации в размере 20 000 руб. 00 коп. за нарушение принадлежащих истцу исключительных прав на товарный знак, зарегистрированный в соответствии со свидетельством на товарный знак: «Кар-Карыч» (свидетельство № 321868), выразившееся в хранении, предложении к продаже и продаже (реализации) ответчиком контрафактного товара, на котором незаконно использовано (воспроизведено) изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца.

Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 200 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины за получение выписки из ЕГРИП в отношении ответчика.

Исковые требования обоснованы тем, что ответчик осуществил реализацию товара – аппликации, на котором использовано (воспроизведено) изображение, схожее до степени смешения с товарными знаками, правообладателем которых является истец. Требования истца обоснованы правовыми ссылками на статьи 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому считает, что суд должен исходить из необходимости сохранения баланса прав и законных интересов сторон, а именно, учитывать размер выгоды полученной ответчиком при продаже аппликации равной 35 рублей, кроме этого, однократность правонарушения и его характер, а также отсутствие негативных последствий для истца. Учитывая данные обстоятельства, считает, что размер компенсации в данном случае не должен превышать минимального предела, установленного абз. 2 ст. 1301 ГК РФ

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие сторон, спор разрешен по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы дела в соответствии со ст. ст. 65, 71, 162 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.

В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).

В силу ст. 1478 ГК РФ, обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В соответствии с п. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договоров об отчуждении исключительного права на товарный знак компании Smeshariki GmbH принадлежат права на комбинированный товарный знак, включающий словесное обозначение «Смешарики» и изображения образов персонажей анимационного мультипликационного сериала «Смешарики», как-то: логотип «Кар-карыч» и его словесное обозначение, отраженное в выданном Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, на основании статей 1477, 1481 ГК РФ Свидетельстве на товарный знак (знак обслуживания):

- № 321868 - словесное и графическое изображение «Кар-Карыч» с указанием названия сериала «Смешарики», заявка № 2006719885, приоритет товарного знака 18.07.2006, зарегистрировано 01.03.2007, срок действия регистрации истекает 18.07.2016 в отношении товаров и услуг 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41, 42, 43 классов МКТУ;

В иске истец указывает, что 03.06.2013 в торговой точке, принадлежащей предпринимателю ФИО1, расположенной по адресу: <...>, в отделе «Швейная фурнитура» истцом был приобретен товар – аппликация, на котором использовано (воспроизведено) изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца № 321868 («Кар-Карыч»).

Факт покупки истец обосновывает товарным чеком на сумму 35 руб. и видеозаписью, произведенной в целях самозащиты гражданских прав, на основании статей 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, факт продажи ответчиком упомянутой аппликации  подтверждается материалами дела. 

Обозрев спорный товар – аппликацию, суд соглашается с доводом истца о том, что данная аппликация содержит изображение, сходное с товарным знаком истца, указанным выше.

Вместе с тем в силу п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

В силу под. 3 п. 3 ст. 1492 ГК РФ заявка на товарный знак должна содержать перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

В соответствии с п. 2 ст. 1481 ГК РФ свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 1503 ГК РФ в Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Исходя из смысла изложенных положений, исключительное право на товарный знак распространяется только на те товары и услуги, которые были заявлены правообладателем при регистрации товарного знака, и в отношении которых последний получил правовую охрану, что должно быть отражено в свидетельстве на товарный знак.

При этом никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

При решении вопроса об однородности товаров необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утвержденными приказом Роспатента от 31.12.2009 № 198 (далее – Методические рекомендации).

Методические подходы, предложенные в рекомендациях, включают признаки однородности товаров, и основаны на положениях раздела VII части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что в качестве инструмента для проведения поиска тождественных и сходных обозначений и определения однородности товаров применяется Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков. При этом каждый класс МКТУ содержит заголовок и сопровождается необходимым пояснением. В заголовке класса указываются в общем виде области, к которым товары данного класса в принципе могут относиться. Заголовок класса может рассматриваться в качестве краткой характеристики содержания класса (аннотации). В связи с этим заголовок класса не может быть отнесен к эквивалентной замене перечня товаров, содержащихся в данном классе. В пояснении к классу перечисляются обобщенные названия основных групп товаров, содержащихся в классе. В пояснении также приводятся некоторые конкретные товары, относящиеся или не относящиеся к данному классу.

Согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.

Для установления однородности товаров могут приниматься во внимание такие обстоятельства, как, в частности, род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров и другие признаки.

Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа по перечисленным признакам в их совокупности в том случае, если товары по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.

Признаки однородности товаров подразделяются на основные и вспомогательные. К основным признакам относятся: род (вид) товаров; назначение товаров; вид материала, из которого изготовлены товары. Остальные признаки относятся к вспомогательным. Основные признаки однородности товаров могут учитываться как каждый в отдельности, так и в совокупности один с другим и со вспомогательными признаками. При этом основные признаки могут переходить в разряд вспомогательных.

В иске истец указывает, что спорный товар используется ответчиком по 16 (наклейки самоклеящиеся) и 24 (этикетки из текстильных материалов) классам МКТУ.

Как следует из пояснений к 16 классу МКТУ, данный класс включает в себя, в основном, бумагу, изделия из бумаги и конторские принадлежности. Принадлежащие к данному классу товаров наклейки самоклеящиеся относятся к товару индивидуального потребления, изготавливаются из бумаги, имеют различное функциональное назначение, в частности используются для украшения различных поверхностей (поверхность тетради, поверхность стены и т.д.), в делопроизводстве – как наклейки для нанесения различной информации, продаются в розницу в канцелярских отделах и магазинах для широкого круга потребителей, имеют особенность крепления с помощью клеевого слоя, нанесенного на наклейку.

Согласно пояснениям к 24 классу МКТУ, данный класс включает в себя, в основном, ткани, покрывала постельные и скатерти, одеяла. Принадлежащие к данному классу товаров этикетки из текстильных материалов относятся к товару промежуточного потребления (товары для дальнейшего производства товаров и услуг), изготавливаются из текстиля, имеют функциональное назначение ярлыка, сопровождающего товар, с указанием названия и других характеристик товара, не имеют специального назначения для продажи населению, продаются оптом для производителей (изготовителей товаров широкого потребления), имеют различные способы крепления  к товару.

Согласно пояснениям к 26 классу МКТУ, данный класс включает в себя, в основном, галантерейные и басонные изделия. Принадлежащие к данному классу товаров заплаты для ремонта текстильных изделий, приклеиваемые путем нагревания; изделия декоративные, текстильные, приклеиваемые нагреванием относятся к товару индивидуального потребления, изготавливаются из текстиля, применяются для ремонта одежды, при этом несут дополнительную декоративную функцию, продаются в розницу в магазинах и отделах, где продаются ткани, фурнитура для одежды, товары для рукоделия, галантерея и т.п., для широкого круга потребителей, имеют особенность крепления с помощью клеевого слоя путем нагревания.

Оценив в совокупности род (вид) спорного товара, его потребительские свойства и функциональное назначение, вид материала, из которого он изготовлен, условия его реализации, суд приходит к выводу о том, что спорный товар относится к товарам 26 класса МКТУ и не является однородным по отношению к товарам 16, 24 классов МКТУ. Так, в частности, наклейки самоклеящиеся, этикетки из текстильных материалов и спорная аппликация имеет различные функции, не могут быть применимы для одних и тех же нужд, а также продаются в отделах (магазинах) различного функционального назначения. Кроме того, этикетки из текстильных материалов не имеют специального назначения для продажи населению и используются в качестве ярлыка, сопровождающего товар.

Таким образом, рассматриваемые товары (наклейки самоклеящиеся, этикетки из текстильных материалов и спорная аппликация) по причине их природы и назначения не могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения, т.е. являются неоднородными товарами.

Учитывая, что правовая охрана спорных товарного знака не распространяется на товары 26-го класса МКТУ, к которому относится реализованный ответчиком товар – аппликация, суд считает, что  отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

С учетом вышеизложенного, иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины  относятся на истца.

Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

          Р Е Ш И Л :

         В удовлетворении заявленных требований отказать.

         Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в полном объеме через  Арбитражный суд Пермского края.

         Судья                                                                                        Т.В. Морозова