ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-28056/20 от 18.01.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

22 января 2021 года                                                 Дело № А50-28056/2020

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2021года.

Полный текст решения изготовлен 22 января 2021года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Завадской Е.В., приведении протокола судебного заседания помощником судьи Коноваловой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

товарищества собственников жилья «Юрша, 60» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения от 31.12.2019 №11-03/05333 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии:

от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом,

от налогового органа – ФИО1, по доверенности от 11.01.2021, предъявлено служебное удостоверение и диплом; ФИО2, по доверенности от 15.10.2020 б/н, предъявлено служебное удостоверение и диплом,

У С Т А Н О В И Л :

товарищество собственников жилья «Юрша, 60» (далее – заявитель,  Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее – налоговый орган, Инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 31.12.2020 №11-03/05333 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обосновании заявленных требований заявитель указывает на неправомерное доначисление и предъявление к уплате страховых взносов по итогам отчетных и расчетных периодов 2017, 2018 годов, применение штрафа за неуплату страховых взносов, начисление пени, поскольку с позиции страхователя, выплаты председателю Правления Товарищества не связаны с исполнением ими гражданско-правовых договоров, не относятся к трудовым отношениям,  и не подлежат обложению страховыми взносами.

Налоговый орган в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и полагает, что исходя из существующего нормативно-правового регулирования, выплаты председателю Правления Товарищества обусловлены выполнением ими в интересах Товарищества управленческих функций и оказанием услуг, что предопределяет отнесение таких выплат к категории облагаемых страховыми взносами.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Неявка представителя заявителя в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ  не является препятствием для рассмотрения спора по существу.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что налоговым органом, на основании решения заместителя начальника ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми  о проведении проверки от 13.11.2019 № 3, проведена выездная налоговая проверка ТСЖ «Юрша, 60» представленных страхователем расчетов по страховым взносам за первый квартал 2017 года, полугодие 2017 года, 9 месяцев 2017 года, 2017 год, первый квартал 2018 года, полугодие 2018 года, 9 месяцев 2018 года, 2018 год, по итогам которой выявлены и отражены в акте выездной проверки от 22.11.2019 № 11-03/04645дсп нарушения законодательства о налогах и сборах (установлено неотражение в составе базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование выплат председателю правления Товарищества).

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки 31.12.2019 Инспекцией вынесено решение № 11-03/05333 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения о доначислении страховых взносов за 2017, 2018 годы в общем размере 269 265,60 руб., пени в размере 47 274,35 руб. и привлечении плательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 13 503,28 руб.

Не согласившись с решением Инспекции от 31.12.2019 № 11-03/05333, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган – УФНС России по Пермскому краю. Решением УФНС России по Пермскому краю от 06.03.2020 № 18-18/168 апелляционная жалоба Товарищества оставлена без удовлетворения.

Установленный пунктом 2 статьи 138 Кодекса досудебный порядок урегулирования налогового спора заявителем соблюден (статья 138 НК РФ, часть 5 статьи 4, пункт 7 части 1 статьи 126 АПК РФ), как и установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов Инспекции, с учётом обращения в Управление ФНС, в связи с чем, заявление Товарищества подлежит рассмотрению судом по существу.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки, оформления ее результатов, процедура вынесения решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки нормативно регламентируется статьями 88, 100, 101 НК РФ. Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что акты проверок вручены заявителю, заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов каждой проверки.

Основания для признания решений Инспекции недействительными, в связи с несоблюдением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки либо наличием иных нарушений (пункт 14 статьи 101 НК РФ), судом не установлены.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик, плательщик страховых взносов обязан платить законно установленные налоги, страховые взносы.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 статьи 44 НК РФ), обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса определено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 9 статьи 45 НК РФ), установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов предусмотрено начисление пени (пункт 1 статьи 72, статья 75 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 57 Кодекса при уплате налога, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик, плательщик страховых взносов уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 7 статьи 75 НК РФ), пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени по общему правилу принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).

Исходя из пункта 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как определено подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420, пункта 1 статьи 421 НК РФ следует, что объектом обложения и  базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Статьей 422 Кодекса определен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 423 НК РФ для целей исчисления и уплаты страховых взносов расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Пунктом 1 статьи 425 НК РФ закреплено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ.

Исходя из подпунктов 1, 3 пункта 2 статьи 425 Кодекса, тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ: - на обязательное пенсионное страхование: - в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента, свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов; - на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Пунктом 1 статьи 431 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определено, что в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

На основании пункта 4 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Пунктом 6 статьи 431 НК РФ нормативно закреплено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу пункта 7 статьи 431 Кодекса плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с пунктом 11 статьи 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 этой статьи.

Исходя из статьи 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 108 НК РФ закреплено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (пункт 6 статьи 108 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (пункт 4 статьи 110 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Кодекса (в действующей в проверенные периоды редакции) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе, в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости.

В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 65.1 ГК РФ товарищества собственников недвижимости являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ определено, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом. Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 3 статьи 65.3 ГК РФ в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53 ГК РФ). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо. В случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 123.14 Гражданского кодекса Российской Федерации в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в силу пункту 4 статьи 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В связи с этим нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после 1 сентября 2014 года и являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.

Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) товариществом собственников жилья (далее также - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Исходя из пунктов 4, 6 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе, в том числе - выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги; - передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (часть 2 статьи 151 ЖК РФ). Правление товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества (часть 4 статьи 151 ЖК РФ).

В соответствии с положениями статей 144, 145 ЖК РФ органами управления ТСЖ являются собрание членов товарищества и правление товарищества.

К компетенции общего собранием членов товарищества собственников жилья относится избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества (пункты 3, 8, 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.

Обязанности правления товарищества собственников жилья нормативно закреплены в статье 148 ЖК РФ, в свою очередь, компетенция председателя правления ТСЖ определена в статье 149 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

В соответствии с частью 2 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

Из положений пункта 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ следует, что члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.

Как следует из материалов дела основанием для доначисления заявителю страховых взносов за отчетные и расчетные периоды 2017, 2018 годов, начисления пеней и применения штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса послужили выявленные налоговым органом факты невключения в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование выплат председателю правления Товарищества.

В соответствии с Уставом, утвержденным решением общего собрания собственников от 15.03.2013, ТСЖ «Юрша, 60» является добровольным объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и иными законодательными актами РФ, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения.

Из пункта 11.1 Устава следует, что Органами управления Товарищества собственников жилья являются общее собрание членов Товарищества, правление Товарищества.

В соответствии с п.п. 11 п. 12.2 Устава к компетенции общего собрания членов Товарищества относится определение размера вознаграждения членов правления Товарищества.

Как определено пунктами 14.1, 14.3, 14.4 Устава, руководство деятельностью Товарищества собственников жилья осуществляетсяправлением Товарищества. Правление Товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя Товарищества. Правление Товарищества собственников жилья является исполнительным органом Товарищества, подотчетным общему собранию членов Товарищества.

На основании пункта 16.1 Устава председатель правления Товарищества собственников жилья избирается на срок два года (на срок избрания Правления) простым большинством голосов от общего числа
членов Правления. Председатель Правления Товарищества обеспечивает выполнение решений Правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам Товарищества и наемным работникам, исполнение которых для указанных лиц обязательно
.

В соответствии с пунктом 16.3 Устава, Председатель Правления Товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени Товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, Уставом Товарищества не требуют обязательного одобрения правлением Товарищества или общим собранием членов Товарищества, разрабатывает и выносит па утверждение общего собрания членов Товарищества правила внутреннего распорядка Товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

Как установлено налоговым органом на основании исследованных в рамках мероприятий налогового контроля документов ТСЖ «Юрша, 60» в спорные периоды произвело выплаты денежного вознаграждения председателю правления Товарищества ФИО3

Протоколом общего собрания членов Товарищества № 2/2016 от 20.12.2016 утверждено ежемесячное вознаграждение председателю ТСЖ в размере 36 000 руб.

Выплаченное за период с 2017 по 2018 годы вознаграждение председателю ТСЖ «Юрша, 60» ФИО3 подтверждается справками о доходах физического лица формы 2-НДФЛ за 2017, 2018 годы.

Вопреки доводам заявителя спорные выплаты по экономико-правовой природе и содержанию являются вознаграждением, выплачиваемым физическим лицам в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением ими в интересах Товарищества услуг по осуществлению управленческих, организационных и контролирующих функций, и спорные выплаты подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за спорные отчетные периоды 2017 и 2018 годов.

Отмеченные выплаты вознаграждения осуществлялись в рамках гражданско-правовых правоотношений между Товариществом и председателем и обусловлены выполнением председателем в интересах Товарищества услуг по осуществлению управленческих, организационных и контролирующих функций, в связи с чем, в силу нормативных положений пункта 1 статьи 420, пункта 1 статьи 421 Кодекса, как не относящиеся к числу необлагаемых страховыми взносами сумм, подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Выводы Инспекции соответствуют сформированной по данному вопросу с учетом правовой позиции, приведенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 № 1169-О и № 1170-О, в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 № 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога» правоприменительной судебной практике, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации, в частности Определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 № 301-КГ17-22172, от 21.03.2016 № 307-КГ16-1739, от 12.09.2016 № 309-КГ16-10703.

Аргументы заявителя об отсутствии в данном случае договорных отношений между председателем правления Товарищества и Товариществом, нормативном регулировании решений собраний (глава 9.1 ГК РФ) и сделок, видах сделок, арбитражным судом рассмотрены и не принимаются, поскольку в силу правовой позиции, отраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 № 1169-О и № 1170-О, отношения, связанные с участием и управлением в корпоративных организациях, к числу которых относится и ТСЖ (пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ) входят в предмет регулирования гражданско-правового законодательства, как он установлен в пункте 1 статьи 2 ГК РФ, действующая редакция данной нормы прямо включает в предмет гражданско-правового регулирования отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), при этом как отметил в указанных Определениях Конституционный Суд Российской Федерации режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты не может ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие договора), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.

Отсутствие трудовых отношений между Товариществом и указанным лицом не является основанием для невключения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов, поскольку данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами как выплаты в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (пункт 1 статьи 420 НК РФ).

Таким образом, денежные выплаты (вознаграждение за осуществление управленческих функций) председателю правления Товарищества, осуществлявшиеся в рамках гражданско-правовых отношений между Товариществом и названным лицом связаны с оказанием председателем в интересах заявителя услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций и в силу пункта 1 статьи 420 НК РФ являются объектом обложения страховыми взносами, включаемым в базу для исчисления взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Согласно правовой позиции, отраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 № 1169-О и № 1170-О, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование составляют финансовую основу для предоставления застрахованным лицам страхового обеспечения, и возложение на страхователей, в том числе организации, обязанности по их уплате является необходимым элементом правового механизма, гарантирующего реализацию конституционных прав застрахованных лиц.

Исходя из представленных в дело документов, налоговым органом доказаны факты занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, что предопределило корректировку в сторону увеличения обязательств Товарищества по уплате страховых взносов за спорные отчетные и расчетный периоды, начисление пеней в порядке статьи 75 НК РФ за неуплату в установленный срок указанных страховых взносов (пункт 2 статьи 57, пункт 1 статьи 72, статья 75 НК РФ).

Наличие события и состава налогового правонарушения (подпункт 1 пункта 3.4, пункт 5 статьи 23, статьи 106, 108, 110 НК РФ) в связи неуплатой страховых взносов за периоды 2017, 2018 годов при установленной форме вины Товарищества (вина в форме неосторожности) предопределили привлечение заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

При оценке обоснованности применения мер публичной ответственности и налоговой ответственности в частности, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, подлежат учету, наряду с личностью правонарушителя и степенью его вины, характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, с тем, чтобы обеспечить адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от правонарушений.

Неуплата или неполная уплата страховых взносов, исходя из конституционно-правовой природы страховых взносов как необходимой экономической основы существования и деятельности государства, посягает на публичные имущественные отношения, связанные с формированием доходной части бюджетов внебюджетных фондов.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, необоснованно широкие пределы усмотрения при снижении размера штрафа в процессе правоприменения противоречили бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям наказания за нарушение положений законодательства Российской Федерации, в том числе предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Основания для дальнейшего снижения размера налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Кодекса суд не усматривает, поскольку это может нивелировать значение института налоговой ответственности, направленного, в том числе на предупреждения новых нарушений законодательства о налогах и сборах (общая и частная превенции).

Таким образом, решение Инспекции является законными и обоснованными и не подлежит признанию недействительным.

Иные доводы сторон судом исследованы и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

В порядке подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований товарищества собственников жилья «Юрша, 60» отказать.

Возвратить товариществу собственников жилья «Юрша, 60» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                         Е.В. Завадская