Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
22 марта 2019 года Дело № А50-35453/2018
Резолютивная часть решения принята 28 января 2019 года. Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2019 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон и третьих лиц, дело по исковому заявлению Органа местного самоуправления Соликамского городского округа Администрации города Соликамска
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о взыскании средств гранта 200 535,07 руб.,
третьи лица - Муниципальное казенное учреждение «Контрольно-счетная палата Соликамского городского округа» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Финансовое управление администрации города Соликамска (ОГРН <***>, ИНН <***>),
лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства
и возможности представления в сроки, установленные в определении
о принятии искового заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения о принятии искового заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации
на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении
о принятии заявления к производству,
УСТАНОВИЛ:
Орган местного самоуправления Соликамского городского округа Администрации города Соликамска (далее – истец, Администрация) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о взыскании средств гранта 200 535,07 рубля.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2018 исковое заявление Администрации принято к производству с назначением рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, к участию в деле в статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены в порядке статьи 51 АПК РФ: 1) Муниципальное казенное учреждение «Контрольно-счетная палата Соликамского городского округа» (далее также - КСП), Финансовое управление администрации города Соликамска (далее также - Финансовое управление).
Требования истца мотивированы наличием оснований при существовавшем нормативном регулировании и условиях оформленного
с ответчиком соглашения для возврата части предоставленного ответчику гранта, поскольку документы, подтверждающие целевое использование предоставленных бюджетных средств им не представлены, средства гранта
в заявленной к взысканию сумме в установленном порядке и срок, а также
в рамках досудебного урегулирования спора, ответчиком возвращены.
Ответчик, и третьи лица: КСП и Финансовое управление отзывов на исковое заявление Администрации, документов, ходатайств в установленные определением Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2018 о принятии искового заявления к производству сроки в суд не представили.
Исходя из положений пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 228 АПК РФ, учитывая правовые позиции, отраженные в пунктах 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктах 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», необеспечение ответчиком своевременного получения корреспонденции, в том числе судебной, и не представление в установленные сроки отзыва на исковое заявление и доказательств, влечет для него негативные правовые
последствия (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, без вызова лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит
к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Администрацией (Грантодатель) и
ИП ФИО1 (Грантополучатель) на основании постановления Администрации города Соликамска от 02.02.2015 № 160-па
«Об утверждении Порядка предоставления грантов на благоустройство придомовых территорий», постановления администрации города Соликамска от 24.08.2015 № 1392-па «Об утверждении списка Грантополучателей», в рамках реализации мероприятия «Благоустройство придомовых территорий», подпрограммы «Благоустройство Соликамского городского округа» муниципальной программы «Развитие инфраструктуры и развития комфортной городской среды Соликамского городского округа», утвержденной постановлением Администрации города Соликамска
от 15.11.2013 № 1806-па, заключено 03.09.2015 Соглашение № СЭД-01-08-67 о предоставлении гранта на благоустройство придомовой территории многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа (далее также - Соглашение).
Исходя из пункта 1.2 Соглашения, предоставляемый ответчику грант носит целевой характер и может быть использован только на благоустройство придомовой территории многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа путем реализации социально-значимых проектов в области благоустройства.
Как установлено пунктом 1.3 Соглашения, размер предоставляемого гранта составляет 500 000 рублей.
Разделом 2 Соглашения определены обязательства Администрации как Грантодателя и ИП ФИО1 как Грантополучателя.
Так, в соответствии с пунктом 2.1 Соглашения Грантодатель обязуется: - предоставить грант Грантополучателю на безвозвратной и безвозмездной основе; - осуществлять контроль за целевым использованием и расходованием гранта, условиями, установленными при предоставлении гранта; - рассматривать предоставляемые Грантополучателем отчеты и уведомлять его о результатах проверки. На основании установленных пунктом 2.2 Соглашения и предопределенных публичным статусом Администрации правомочий она имеет право: - запрашивать у Грантополучателя документы и материалы, касающиеся предмета этого Соглашения; - осуществлять проверку использования Грантополучателем средств в соответствии с целями, предусмотренным Соглашением, в том числе с привлечением Контрольно-ревизионного отдела администрации города Соликамска и Контрольно-счетной палаты Соликамского городского округа; - осуществлять иные права и обязанности в соответствии с Порядком и этим Соглашением.
В свою очередь, на основании пункта 2.3 Соглашения Грантополучатель обязан: - использовать средства гранта исключительно на цели, определенные этим Соглашением; -обеспечить качественное и своевременное выполнение работ по благоустройству придомовой территории многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа; - предоставлять Грантодателю отчетность (в том числе финансовую) о выполнении работ (использованию гранта) в сроки и по формам, установленным Приложениями 1, 2 к этому Соглашению; - согласовывать с Грантодателем письменно вопросы необходимых изменений сметы расходов и других изменениях проекта.
Разделом 3 Соглашения установлены формы и сроки представления ответчиком как Грантополучателем отчетности об использовании гранта и выполнении работ.
Пунктом 3.3 Соглашения закреплено, что контроль за использованием средств гранта, а также за соблюдением условий, целей, порядка представления и использования гранта осуществляется Управлением городского коммунального хозяйства Администрации города Соликамска, Контрольно-ревизионным отделом администрации города Соликамска и Муниципальным казенным учреждением «Контрольно-счетная палата Соликамского городского округа».
Пунктом 4.3 Соглашения определено, что остаток невостребованных (экономия) Грантополучателем в отчетном финансовом году средств гранта после полного завершения работ по проекту подлежит возврату в бюджет Соликамского городского округа в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания итогового отчета выполненных работ.
Исходя из пункта 5.1 Соглашения, его стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по Соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации и Порядком предоставления грантов на благоустройство придомовых территорий, утвержденным постановлением администрации города Соликамска от 02.02.2015 № 160-па. При этом в случае установления факта нецелевого использования средств гранта, при выявлении недостоверности предоставленных Грантополучателем сведений, соответствующие суммы грантов (части грантов) подлежат возврату в бюджет Соликамского городского округа в безналичном порядке в течение 5 рабочих дней на счет, указанный в письменном требовании Грантодателя (пункт 5.2 Соглашения).
В рамках исполнения Соглашения ИП ФИО1 (Грантополучателю) из бюджета Соликамского городского округа перечислены денежные средства гранта в размере 500 000 руб.,
в подтверждение чего в материалы судебного дела представлены платежные поручения от 29.09.2015 № 47962, от 26.10.2015 № 53462.
Из материалов дела следует, что КСП, в рамках реализации компетенции, предусмотренной Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 268.1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее также -
БК РФ), а также раздела 3 Соглашения, в целях проверки законности и обоснованности расходования средств бюджета Соликамского городского округа, направленных на предоставление в 2015 году грантов на благоустройство придомовых территорий на основании Плана работы на 2015 год и распоряжения от 30.10.2015 № 54-р в период с 02.11.2015 по 20.11.2015 проведена проверка Администрации города Соликамска (управления городского коммунального хозяйства).
По итогам проведенной КСП проверки выявлены и зафиксированы нарушения при расходовании средств гранта ИП ФИО1 в ходе работ по ремонту придомовой территории по адресу: г. Соликамск,
ул. Черняховского, 16 (установлены: оплата фактически невыполненных работ, неправильное применение расценок, не соответствие используемого для проведения работ материала, завышение объемов примененных материалов), что привело к завышению стоимости ремонтных работ.
Исходя из отчета по проверке законности и обоснованности расходования средств бюджета Соликамского городского округа, направленных на предоставление в 2015 году грантов на благоустройство придомовых территорий от 14.01.2016 № 8 стоимость работ в соответствии
с представленными ИП ФИО1 актами выполненных работ по благоустройству придомовой территории дома по ул. Черняховского, д. 16 составила 608 372,18 руб., вместе с тем, проверочными мероприятиями выявлено, что фактически стоимость выполненных ремонтных работ по расчетам КСП составила 354 136,99 рубля. Как отражено в справке КСП
от 15.03.2016 завышение стоимости ремонтных работ по ул. Черняховского, д. 16 составило 254 235,20 рубля.
Впоследствии по результатам повторных замеров установлено, что стоимость выполненных работ по благоустройству придомовой территории по адресу: ул. Черняховского, 16, составила 332 738,81 руб.; указанные обстоятельства зафиксированы актом от 05.05.2016 сверки объемов выполненных работ по благоустройству придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Черняховского,
<...>, д. 16, который подписан ИП ФИО1, наряду с иными субъектами, участвовавшими в выполнение работ по благоустройству придомовых территорий указанных домов, без замечаний и возражений.
При выявленном нарушении, с учетом положений Порядка и условий Соглашения, исчисленная к возврату ответчиком сумма грантасостаивла 200 535,07 руб. (332 738,81 руб. (стоимость выполненных работ) - 33 273, 88 руб. (10 % собственные средства Грантополучателя) = 299 464,93 руб.;
500 000 руб. (сумма предоставленного гранта) - 299 464,93 руб. (фактически затраченные средства гранта) = 200 535,07 руб.).
В адрес ИП ФИО1 18.05.2016 и 08.11.2018 Администрацией направлены требования о возврате в бюджет Соликамского городского округа части средств предоставленного гранта в сумме 200 535,07 рубля.
Неисполнение ответчиком указанных требований Администрации
в рамках внесудебной процедуры урегулирования спора, предопределило обращение истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Арбитражный суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Исходя из статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее
в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как
на основание своих требований и возражений.
В силу закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа состязательности задача лиц, участвующих в деле, - собрать и представить в суд доказательства, подтверждающие их правовые позиции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012
№ 7204/12).
Исходя из статьи 6 БК РФ, получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ или услуг, фактически получая денежные средств из бюджета, не является «получателем бюджетных средств» в том смысле, который заложен в указанный термин
статьей 6 БК РФ.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ закреплено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов
- в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 5 статьи 78 БК РФ установлено, что при предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым
в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Как определено пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Статьей 28 БК РФ в числе принципов бюджетной системы предусмотрены принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Как предусмотрено статьей 34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает выделение средств
в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные
в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исходя из статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях,
не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора
(пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ).
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и
не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2
статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены
законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла
гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 ГК РФ).
Постановлением администрации города Соликамска от 02.02.2015
№ 160-па утвержден Порядок предоставления грантов на благоустройство придомовых территорий (далее - Порядок).
Исходя из пункта 1.1 Порядка, он разработан для привлечения юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, а также некоммерческих организаций, не являющихся казенными учреждениями, к решению социальных проблем города в области благоустройства, поддержки их деятельности в этой сфере на основе развития общественной инициативы и активности в решении вопросов местного значения Соликамского городского округа путём разработки и реализации социально-значимых проектов по благоустройству, направленных на улучшение содержания придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа.
Порядком определяются условия и порядок предоставления за счет средств бюджета Соликамского городского округа грантов в форме субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ в области благоустройства, направленных на улучшение содержания придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа, в том числе критерии отбора соискателей гранта, подавших заявки на участие в конкурсе социально-значимых проектов в области благоустройства (пункт 1.2 Порядка).
Пунктами 1.3, 1.4 Порядка установлено, что предоставление грантов осуществляется на конкурсной основе и грантом являются средства бюджета Соликамского городского округа, предоставляемые по итогам конкурса на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации социально-значимых проектов в области благоустройства.
В соответствии с пунктами 1.5, 1.6, 1.7 Порядка грантополучатель – соискатель гранта, признанный победителем конкурса, а грантодатель – администрация города Соликамска в лице Управления городского коммунального хозяйства (далее – Управление ГКХ), предоставляющее гранты в области благоустройства грантополучателям за счет средств бюджета Соликамского городского округа, предусмотренных на эти цели.
На основании пункта 1.8 Порядка социально-значимый проект в области благоустройства (далее – проект) – разработанный соискателями гранта, объединенный по функциональным, финансовым и иным признакам комплекс мероприятий, направленных на улучшение содержания придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа, не преследующих цели получения прибыли от реализации проекта и направленных на достижение социально-значимого результата в области благоустройства.
Согласно пункту 2.1 Порядка максимальная сумма гранта на реализацию одного проекта составляет пятьсот тысяч рублей.
В числе условий предоставления гранта предусмотрено условие об обеспечении работ, предусмотренных проектом в области благоустройства, за счет средств соискателя гранта (в том числе за счет привлеченных внебюджетных средств) в размере не менее 10% от общей сметной стоимости проекта (пункт 2.2.5 Порядка).
Пунктами 6.1, 6.2 Порядка определено, что по итогам конкурса Администрация города Соликамска заключает Соглашения с победителями конкурса, определяющие права, обязанности и взаимоотношения сторон.
Соглашение заключается в срок не позднее 14 календарных дней со дня размещения постановления администрации города Соликамска «Об утверждении списка Грантополучателей» и протокола заседания конкурсной комиссии на официальном сайте администрации города Соликамска (пункт 6.2 Порядка).
Обязательные условия и требования Соглашения о предоставлении гранта определены пунктом 6.3 Порядка, а процедура предоставления гранта пунктом 6.4 Порядка
Как закреплено пунктами 6.5, 6.6 Порядка, использование Грантополучателем гранта осуществляется исключительно на цели, определенные Соглашением о предоставлении гранта и Грантополучатель
не вправе произвольно изменять направление расходов, определенное Соглашением.
Контроль за исполнением Соглашения о предоставлении гранта осуществляется путем проверок, в том числе в ходе реализации социально значимого проекта или определенного его этапа в форме участия представителей Грантодателя в проводимых в рамках проекта мероприятиях, не вмешиваясь в текущую деятельность Грантополучателя (пункт 6.7 Порядка).
В случае нарушения Грантополучателем условий, установленных в Соглашении о предоставлении гранта, при выявлении недостоверности предоставленных Грантополучателем сведений соответствующие суммы грантов (части грантов) подлежат возврату в бюджет Соликамского городского округа в безналичном порядке в течение 5 рабочих дней на счет, указанный в письменном требовании Грантодателя (пункт 6.9 Порядка).
Пунктами 7.3, 7.4 Порядка предусмотрено, что контроль за целевым использованием средств гранта, хода, качества и сроков выполнения работ осуществляет Грантодатель путем проведения проверок, в том числе в ходе реализации проекта или определенного его этапа, в форме участия представителей Грантодателя в проводимых в рамках проекта мероприятиях, не вмешиваясь в текущую деятельность Грантополучателя; проведение проверки соблюдения условий, целей, порядка предоставления и использования гранта осуществляется Управлением городского коммунального хозяйства администрации города Соликамска, Контрольно-ревизионным отделом администрации города Соликамска и Муниципальным казенным учреждением «Контрольно-счетная палата Соликамского городского округа».
При обнаружении фактов нецелевого использования средств Грантодатель прекращает дальнейшее предоставление гранта и может привлечь Грантополучателя к ответственности в соответствии с настоящим Положением и действующим законодательством (пункт 7.5 Порядка).
Грантополучатель несет ответственность за реализацию мероприятий согласованного проекта и целевое расходование средств гранта
в соответствии с настоящим Порядком и действующим законодательством (пункт 7.6 Порядка).
Правоотношения по выполнению строительных подрядных работ регулируются, наряду с положениями части 1 ГК РФ, параграфами 1 и 3 главы 37 ГК - договор подряда и строительного подряда, при выполнении такой разновидности работ подлежат применению нормативно и нормативно-технические документы Госстроя Российской Федерации, при этом оплате подлежат именно фактически выполненные работы.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключено 03.09.2015 Соглашение № СЭД-01-08-67 о предоставлении гранта на благоустройство придомовой территории многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа, в рамках исполнения которого ИП ФИО1 (Грантополучателю) из бюджета Соликамского городского округа перечислены денежные средства гранта
в размере 500 000 руб., по платежным поручениям от 29.09.2015 № 47962,
от 26.10.2015 № 53462.
По результатам проведенной КСП проверки зафиксированы нарушения при расходовании средств гранта ИП ФИО1 в ходе работ по ремонту придомовой территории по адресу: г. Соликамск,
ул. Черняховского, 16, в частности установлены: оплата фактически невыполненных работ, неправильное применение расценок, не соответствие используемого для проведения работ материала, завышение объемов примененных материалов, что привело к завышению стоимости ремонтных работ. Выявленные и зафиксированные нарушения подтверждены представленными в дело относимыми и допустимыми доказательствами (часть 1 статьи 65, статьи 67, 68 АПК РФ) и ответчиком не оспорены (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
С учетом положений Порядка и условий Соглашения, исчисленная
к возврату ответчиком сумма гранта составила 200 535,07 рубля.
Исходя из Порядка и пункта 2.3 Соглашения ответчик как Грантополучатель обязан использовать средства гранта исключительно на цели, определенные Соглашением, нарушение нормативных требований и условий Соглашения предопределяет возврат средств гранта (пункт 6.9 Порядка, пункты 5.1, 5.2 Соглашения).
На основании подтвержденных представленными доказательствами аргументов Администрации ИП ФИО1 нарушил возложенные на него Соглашением обязательства по целевому использованию средств гранта (завысил объемы выполненных работ, стоимость фактически использованных материалов, допустил оплату фактически невыполненных работ), представил недостоверные сведения о стоимости выполненных ремонтных работ, что в силу пунктов 6.9 Порядка, 5.2 Соглашения предопределяет возврат неправомерно использованной части гранта в бюджет Соликамского городского округа.
Как указывается истцом, и не опровергнуто ответчиком (часть 2
статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 3.1 статьи 70 АПК РФ) условия Соглашения ответчиком частично не соблюдены, факт расходования всей суммы гранта с соблюдением нормативных требования и условий Соглашения и целевая направленность расходования средств гранта из местного бюджета, определенная Порядком и Соглашением, в заявленном истцом к взысканию размере, не подтверждена.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как предусмотрено частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства,
на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо
не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Часть 5 статьи 70 АПК РФ предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном этой статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.
Таким образом, положения части 5 статьи 70 АПК РФ распространяются на обстоятельства, которые считаются признанными стороной в порядке части 3.1 статьи 70 АПК РФ (названная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 № 8127/13).
Предпринимателем не представлено доказательств надлежащего исполнения договорных обязательств, расходования на цели Соглашения заявленной к взысканию суммы гранта, либо возврата по требованию Администрации денежных средств в заявленной к взысканию сумме, также ответчиком не оспорены подтверждающие заявленные требования документы, представленные истцом (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65,
часть 3.1, часть 5 статьи 70 АПК РФ).
При этом, исходя из правовой позиции, отраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 12.10.2010 № 8346/10, от 17.01.2012 № 9608/11, от 06.03.2012 № 12505/11,
от 08.10.2013 № 12857/12, основанной на применении частей 1, 2
статьи 9 АПК РФ, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо,
не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Учитывая, что ответчиком не исполнены договорные обязательства,
не представлены доказательства целевого и эффективного расходования средств гранта в части заявленной к взысканию суммы, как и доказательства исполнения в добровольном порядке требований Администрации о возврате денежных средств в сумме 200 535,07 руб., арбитражный суд, исходя из положений статей 8, 309, 310 ГК РФ, требований Порядка и условий Соглашения, в том числе предусматривающих возврат в бюджет остатка неиспользованного гранта и средств гранта, использованных
не по целевому назначению, с нарушением условий Соглашения, считает требования истца о взыскании с ответчика 200 535,07 руб. подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом. На основании части 1
статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими
в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с положениями части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку истец, являющийся органом местного самоуправления,
в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 7 011 руб. относится на ответчика
в соответствии со статьей 110 АПК РФ и подлежит взысканию с него непосредственно в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
1. Исковые требования Органа местного самоуправления
Соликамского городского округа Администрации города Соликамска
(ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в пользу Органа местного самоуправления Соликамского городского округа Администрации города Соликамска (ОГРН <***>, ИНН <***>) 200 535 (двести тысяч пятьсот тридцать пять) рублей 07 копеек, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7 011 (семь тысяч
одиннадцать) рублей.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин