ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-7588/2022 от 03.10.2022 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

17 октября  2022  г.                                                            Дело № А50-7588/2022

                   Резолютивная часть решения изготовлена 03.10.2022 г.

                   Решение в полном объёме изготовлено      17.10.2022 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Е.Д. Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гашевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (614045, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к ответчику – Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (614068, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании права собственности Российской Федерации на объект гражданской обороны,

заинтересованное лицо: Прокуратура Пермского края

Третьи лица:

1) Муниципальное казенное учреждение «Пермское городское Управление Гражданской Защиты» (614015, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

2)  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (сокращенное наименование - Управление Росреестра по Пермскому краю; 614990, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

3) ГУ МЧС России по Пермскому краю (614015, <...>),

4) ООО «Завод «ТОРГМАШ» (614068, <...>)

при участии:

от истца – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 г.), служебное удостоверение;

от ответчика - ФИО2 (доверенность от 10.01.2022 г.), паспорт;

от третьих лиц-1), 2) – не явились, извещены; 3) ФИО3 (доверенность от 15.03.2022 г.), паспорт; 4) ФИО4 (доверенность от 10.01.2022 г.), паспорт;

от заинтересованного лица-Орлова К.А., служебное удостоверение;

Истец, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае  обратился в Арбитражный  суд Пермского края с исковым заявлением к Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее  - ПКО ВОИ, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на объект гражданской обороны: нежилое помещение: ЗГ ГО № 00368-25, общей площадью 474,00 кв.м., расположенное по адресу: <...>, (лит. Б).

Определением суда от 01.04.2022 г.  в качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  МКУ «Пермское городское Управление Гражданской Защиты», Управление Федеральной службы государственной   регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

Определением суда от 12.07.2022 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  ГУ МЧС России по Пермскому краю; ООО «Завод «ТОРГМАШ».

В судебном заседании истец на иске настаивает.

Ответчик исковые требования не признал, просит отказать в их удовлетворении.

Третье лицо Главное управление МЧС России по Пермскому краю просит удовлетворить  исковые требования.

Третье лицо ООО «Завод «Торгмаш» в отзыве просит  отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Управление  Росреестра по Пермскому краю представило отзыв, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Прокуратура просит удовлетворить заявленные исковые требования.

В судебное заседание ответчик, третье лицо не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

         Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещённых третьих лиц,  по правилам ст. 156 АПК РФ.

      Исследовав материалы дела, доводы истца, ответчика, третьих лиц, суд установил.

 Как следует из материалов дела в составе государственной казны Российской Федерации учитываются сведения о следующем объекте гражданской обороны: нежилое: ЗС ГО № 00368-25 общей площадью 474,00 кв.м.,  расположенное по адресу: <...>, (лит. Б), РНФИ П13260001251, переданное на ответственное хранение и в безвозмездное пользование по договору от 04.06.2001 № 92 «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение  Мероприятий  гражданской обороны ООО «Завод «ТОРГМАШ».

Согласно информации, представленной ГУ МЧС России по Пермскому краю   защитное   сооружение   гражданской обороны № 00368-25 находится на 1 этаже 4-5-этажного здания инженерно-производственного  корпуса № 9 общей площадью 0 621,1 кв.м., расположенного  по адресу: <...>, (лит. Б) с кадастровым номером 59:01:4410019:74.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости указанное здание (кадастровый номер 59:01:4410019:74  по ул. Данщина, 7,  9621,1 кв.м., 4,5 этажей, год завершения строительства: 1975  находится в собственности Пермской краевой общероссийской  общественной    организации «Всероссийское общество инвалидов». Лицо, в пользу которого установлено  ограничение прав и обременение объекта недвижимости:  ООО «Завод «ТОРГМАШ». Основание государственной регистрации: дополнительное    соглашение  к договору  аренды недвижимого имущества, дата гос. регистрации 30.12.2014 г., договор  аренды недвижимого имущества № 01-09 гос. рег.: 01.01.2009 г., дополнительное   соглашение  к  договору аренды недвижимого имущества  № 01-09 от 01.01.2009г., дата гос. рег.: 28112011 г., дополнительное соглашение от 09.01.2012 к договору № 01-09 от 01.01.2009,  дата гос. рег.: 13.07.2012 г.

Здание, общей площадью 9621, 1 кв.м., расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. С. Данщина, 7,  19.12.2000 зарегистрировано право собственности Пермской краевой организации  общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» на  основании решения  Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов № 619 от 22.03.1993, акта по передаче от 23.03.1993 г., с приложением № 1.

16.03.2009  внесены  записи об аренде,  о государственной регистрации договора   аренды на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.01.2009 № 01-09,  дополнительного  соглашения к договору аренды недвижимого имущества от 14.11.2011,дополнительного соглашения  к договору от 09.01.2012,  дополнительного соглашения  к  договору аренды от 15.12.2014 г. Арендатор-ООО «Завод  «ТОРГМАШ»,  арендодатель-Пермская краевая организация   ООО «Всероссийское общество инвалидов».

28.11.2011 внесена запись о государственной регистрации дополнительного  соглашения на основании дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества от 14.11.2011 г.

13.07.2012 внесена запись о государственной регистрации дополнительного соглашения на основании дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества от 09.01.2012 г.

30.12.2014 внесена запись о  государственной  регистрации  дополнительного соглашения на основании дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества от 15.12.2014 г.

Согласно сведениям ЕГРН здание не имеет связи с иными объектами недвижимости, в том числе помещениями.

Из учётной карточки защитного сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационного укрытия) № 059/ № 351 00368-25  следует, что арендатором является ООО «Завод «ТОРГМАШ»,  здание находится на балансе ООО «Пермская областная общественная организация ВОИ» -арендодатель. Назначение ЗС ГО в мирное время по проекту: класс  ГО, склад хранения противогазов; класс убежища: А-II; группа ПРУ: П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, общей площадью 474 кв.м., в здании 5 этажей,  1976 года ввода в эксплуатацию, требует капитального ремонта, не используется, соответствует учётным данным; герметизация нарушена, двери покрыты коррозией, профильную резину требуется заменить (т.1, л.д. 61-64).

Из представленного инвентаризационного  паспорта на убежище гражданской  обороны № 25.11.1994 г.  № 351, расположенного: <...>, Пермский завод «ТОРГМАШ»,  ведомственная принадлежность: Всероссийское общество инвалидов (для рабочих и служащих завода); год ввода в эксплуатацию: декабрь 1976 г., на 25.11.94 г. убежище не пригодно до устранения замечаний, отмеченных в акте от 25.11.94 г., срок выполнения которых-15.06.95 г.  (т.1, л.д. 50-52).

Согласно  паспорта защитного сооружения гражданской обороны

№ 00368-25 по адресу: <...>   помещение принадлежит Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», дата приёмки в эксплуатацию: декабрь 1976 г., вместимость чел. 600, общей площадью 442,1 кв.м., общий объём 1392,3 куб. м, встроенное в здание 4-5 этажей; количество дверей и ставней (с указанием марки или шифра): защитно-герметических 0,8Х1,8; герметических 1,2Х2;  Класс ЗС ГО А-П. (т.1,л.д. 41-42). Приложения экспликация к поэтажному плану нежилого здания (строения), расположенного в <...> и план строения (т.1, л.д. 43, 44, 45).

          На  основании договора  от 04.06.2001 № 92  ООО «Завод «ТОРГМАШ»  и Госимущество России (территориальное агентство Госимущества России) Комитет по управлению государственным имуществом администрации Пермской области передал, а ООО «Завод «ТОРГМАШ»  принял  в  безвозмездное пользование средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны: Средства защиты гражданской обороны: а) коллективные (защитное сооружение):  встроенный, класс II № по реестру 351, вместимостью 600 чел., на 400 чел., удовлетворительное состояние систем жизнеобеспечения; б) индивидуальные: противогаз ГП-5, 1975 года выпуска, 500 шт. условия хранения: убежище), патроны ДПГ-3, 1992 года выпуска, 40 штук, условия хранения: убежище, респиратор РУ-6 о, 2000 года выпуска, 50 штук, условия хранения: кладовая. (т.1, л.д. 46-47).

          Согласно условий договора (раздел II) ООО «Завод «ТОРГМАШ» обязуется  сохранить защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в  соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объёмах и номенклатуре. (пункты 1, 2 договора).

Из заключения управления по делам ГО и ЧС Дзержинского района г. Перми следует, что  при приватизации предприятия «Пермский завод  торгового машиностроения»,  принадлежащего Всероссийскому обществу инвалидов и преобразования его в ООО завод «ТОРГМАШ», последний имеет  Средства защиты ГО: а) коллективные (защитные сооружения) встроенное; б) индивидуальные. (т.1, л.д. 48).

На основании акта комплексной проверки защитного сооружения  04.11.2003 г. комиссией в составе зам. председателя КЧС Дзержинского района, представителей   Департамента имущественных отношений Пермской области, специалиста управления по делам ГО и ЧС района, начальника штаба ГО ООО «Завод «ТОРГМАШ»,  ОАО «Пермский мукомольный завод» в результате проверки  выявлено, что определённые работы по устранению недостатков выявленных в ходе предыдущих проверок проводились. Финансовые затраты осуществлялись ООО «Завод «ТОРГМАШ» и ОАО «Пермский мукомольный завод» по договору от 21.06.2001 г. В настоящее время финансирование прекратилось. Руководство ООО «Завода «ТОРГМАШ» считает, что договор № 92 от 04.06.2001 г., заключённый с комитетом по управлению имуществом Пермской области юридической силы не имеет, так как на момент заключения договора собственником здания  является «Пермская общественная организация Всероссийское общество инвалидов». ЗО №351 к приёму укрываемых не готово, система фильтровентиляции и дизельная электростанция в нерабочем состоянии, противовзрывные устройства на воздухозаборе и вытяжке отсутствуют. Комиссией принято решение: организовать встречу по вопросу возврата защитного сооружения № 351 в Федеральную собственность.

Согласно Техническому паспорту нежилого здания (строения) по ул. Данщина, 7, лит. Б по состоянию на 23.02.2000 г.;  год постройки 1975, число этажей 4-5, площадью 2545, 3 кв.м, здание имеет назначение - инженерно-производственный корпус № 9 и включает в себя, в том числе спецподвал площадью 436,3 кв.м; субъект права Пермский завод торгового машиностроения всероссийского общества инвалидов (свидетельство права на землю № 36-3 от 25.05.98 г., приложение: экспликация к поэтажному плану). (т.1, л.д. 65-71).

Из акта комплексной проверки защитного сооружения ГО Дзержинского района г. Перми инв. № 00368-25 (351) от 11.09.2009 следует, что проведена проверка ЗС, находящегося в собственности ПКО ВОИ и являющегося спецподвалом инженерно-производственного корпуса № 9, адрес ЗС ГО - <...>. В ходе проверки выявлено несоответствие ЗС требованиям Правил № 583 по ряду пунктов, сделан вывод о неготовности ЗС к приему укрываемых.

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 20.08.2010 № 874-р и приложения к нему в перечень ЗС ГО, подлежащих включению в реестр федерального имущества, включено ЗС ГО № 00368-25 по адресу: <...>, площадью 474 кв.м (л.д. 142-143).

Из информации, представленной в служебной записке заместителя начальника главного управления по защите, мониторингу и предупреждению ЧС, в журнале учета ЗС ГО Пермского края учтено ЗС ГО № 00368-25 (351), встроенное, 2 класса защиты, вместимостью 600 чел. (л.д. 144).

Из указанных документов судом установлено, что ЗС ГО представляет собой убежище, находится в инженерно-производственном корпусе № 9, расположенном в 4-5 этажном здании по адресу: <...>, принадлежащем на праве собственности ответчику.

В соответствии со статьёй 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания права собственности.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее, в том числе на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (статья 214 ГК РФ).

Если  иное   не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права  (пункт 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление N 10/22)).

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении N 10/22, при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями к Постановлению N 3020-1.

В соответствии с пунктом 2 раздела III приложения N I к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление N 3020-1) объекты оборонного производства - защитные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Защитные  сооружения  гражданской  обороны-инженерные сооружения,  предназначенные   для   защиты  населения от воздействия опасных факторов, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий или террористических актов.

Статьёй  6  Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»  предусмотрено, что порядок создания убежищ и иных объектов  гражданской обороны утверждён  постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309.

Согласно   пункту  14  Порядка  от  29.11.1999 № 1309   создания убежищ и иных объектов гражданской обороны МЧС России принимает в пределах  своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов  гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организует согласование типовых и индивидуальных проектом объектов гражданской обороны; организует учёт  существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;  осуществляет методическое  руководство и  контроль  за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии, постоянной готовности к использованию.

        Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 585 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» предусмотрено, что учёт защитных сооружений гражданской обороны ведётся в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,  органах   исполнительной  власти субъектов  Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации  и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учёта защитного сооружения гражданской обороны    (пункт 2.1 Правил от 15.12.2002 № 583).

В режиме повседневной деятельности допускается  использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной  областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга   и   муниципальную собственность»   объекты гражданской  обороны  являются объектами исключительно федеральной собственности, ограниченными в обороте.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской федерации от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны  приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы  приватизации   государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества  приватизируемого    предприятия  и  передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

В   силу   указанного  постановления, положений  Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п.6 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п.2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации  государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, п.2 постановления Правительства  Российской Федерации от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» защитные сооружения гражданской обороны не подлежат приватизации.

В соответствии с п.1 ст. 302 ГК РФ  от  30.11.1994 г. если имущество возмездно   приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чём приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество  утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путём помимо их воли.

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать  своё имущество из чужого незаконного владения.

Факт   какой-либо  фактической   передачи  спорного ЗС ГО № 00368-25 публичным собственником Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское  обществом инвалидов» не установлен.

Из представленных  документов следует, что  ЗС ГО № 00368-25 представляет собой объект гражданской обороны  и может находиться только в федеральной собственности. Регистрация права частной собственности на спорное убежище противоречит приведённым ранее положениям, регулирующим правовой режим и способы использования объектов гражданской  обороны.

В соответствии с пунктом 1.2 правил эксплуатации защитных сооружений документальным основанием для ведения учёта защитных сооружений гражданской обороны является  паспорт, в котором указываются его основные технические характеристики  и перечень оборудования  систем жизнеобеспечения (пункт 2.2 Правил от 15.12.2002 № 583).

Также в целях идентификации сооружения как защитного для целей гражданской обороны, такое имущество помимо паспорта, должно  определяться копиями поэтажных планов и эксплуатаций помещений,  заверенных органами технической инвентаризации.

В материалы дела  третьим лицом ГУ МЧС России по Пермскому краю представлена Выписка из журнала защитных сооружений города Перми (<...>), (общей площадью 474, 1976 год ввода в эксплуатацию).

Спорный  объект гражданской обороны статус  защитного сооружения гражданской обороны не утратил,   с учёта не снят. Доказательств  иного, в суд не представлено.

При этом в соответствии с пунктом 2.5 Правил от 15.12.2002 № 583 защитные  сооружения  гражданской обороны снимаются с учёта в следующих случаях:  при  утрате расчётных защитных свойств ограждающих  и несущих  строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строит реконструкцией, техническим  переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.  При  этом в планах  технического переоснащения и реконструкции организаций   предусматривается  восполнение снимаемого с учёта фонда защитных сооружений гражданской обороны; при отсутствии организаций, которым возможна передача защитных сооружений гражданской обороны в оперативное управление,  хозяйственное ведение, и потребности в защитных сооружениях гражданской обороны на данной территории для защиты категорий населения,  установленных Порядком от 29.11.1999 № 1309.

Также, суд принимает во внимание вступившее в законную силу решение  Арбитражного суда Пермского края от 07.03.2017 г. по делу № А50-25955/2016  по заявлению ПКО ВОИ к Главному Управлению МЧС России по Пермскому краю о признании недействительным предписания от 20.10.2016 № 40/3/1-21,   которым  в   удовлетворении заявленных  требований отказано. В рамках рассмотрения данного спора, судом установлено, что  обязанность содержания ЗС ГО возложена на заявителя, факт нарушения  заявителем требований  законодательства о гражданской обороне подтверждается представленными в  материалы дела доказательствами.

Доводу заявителя  – ПКО ВОИ   о том, что в документах 1976 года и 1994 года  указаны  разные адреса (ул. Лесозаводская, 12 и ул. Данщина, 7), а также площади защитных   сооружений  различаются на 171 кв.м.  судом  при рассмотрении дела №  А50-25955/2016  также дана оценка.

По правилам части 2 статьи  69 АПК РФ  обстоятельства,   установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В рамках рассмотрения дела № А50-25955/2016 суд, исследовав акты проверки содержания защитного  сооружения, из  которых   следовало фактическое наличие  помещения, принимая во внимание представленную необходимую документацию, в которой зафиксировано состояние помещения,  а также принимая во внимание технический, инвентаризационный  паспорта  на  нежилое помещение (убежище)  и   инвентаризационную  карточку   защитного сооружения гражданской   обороны  (ЗС ГО)  суд пришёл к выводу о том, что ЗС ГО представляет  собой убежище, находится в инженерно-производственном корпусе № 9,  расположенном   в 4-5 этажном здании по адресу: <...>, принадлежащем на праве собственности заявителю.

Данный судебный акт ПКО ВОИ не обжаловался.

Суд  также  отмечает, что в мирное время объекты  гражданской обороны в установленном  порядке могут  использоваться  в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов,  вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в  состояние  готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка от 29.11.1999 № 1309).

Указанными нормативными актами предусмотрена возможность передачи объектов гражданской обороны в пользование коммерческим организациям, при этом безвозмездность указанного пользования  законодателем не презюмируется, императивно не установлена.

Доводы  ответчика, третьего лица  ООО «Завод «ТОРГМАШ»  подлежат отклонению.

Довод о пропуске истцом срока исковой давности для обращения с настоящим иском  суд признает несостоятельным.

В соответствии с абз. 5 ст. 208 ГКРФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

В абзаце 3 пункта 57 Постановления N 10/22 разъяснено, что, в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ, в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск,  направленный  на  оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.

При  указанных   выше  обстоятельствах  нарушение права собственности Российской  Федерации  путем внесения недостоверной записи  в  ЕГРН не связано с лишением владения, и, в соответствии с пунктом 57 постановления N 10/22,  данные требования, направлены   на  оспаривание   зарегистрированного   права,  в связи с чем, исковая давность на них не распространяется  (абзац 5 статьи 208, статья 304 ГК РФ).

        Отличие  площади  спорного  ЗС  ГО,  указанной  в  инвентаризационном паспорте на убежище гражданской обороны от 25.11.1994 № 351, инвентаризационной   карточке  защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) № 25/00368 (474 кв.м.),  от площади объекта, указанной в техническом паспорте, составленном  по состоянию на 23.02.2000 (463,3 кв.м.), может свидетельствовать об уменьшении площади здания (и, как следствие, о приведении  здания  в состояние, не соответствующее   строительным нормам и правилам, предъявляемым к объектам гражданской обороны)   в  результате его эксплуатации заявителем. Данное обстоятельство  установлено судом  при  рассмотрении дела № А50-25955/2016. (ч.2 ст. 69 АПК РФ).  

        При этом при наличии расхождений данных, содержащихся в техническом паспорте  объекта  недвижимости относительно расположенного в нём помещения (убежища) и в паспорте защитного сооружения, вопрос квалификации объекта как защитного сооружения гражданской обороны подлежит разрешению с учётом совокупности доказательств, свидетельствующих об идентичности нежилого помещения, и защитного сооружения. (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от   01.11.2017 г. № 17АП-14421/2017,  постановление Арбитражного суда Уральского   округа  от 01.03.2018 № Ф09-225/18 по делу № А60-15332/2017).

Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в вышеназванных  документах, не представлено. Представленные документы с указанием различных площадей сторонами не исключены из числа доказательств  в порядке ст. 161 АПК РФ

Следовательно, адрес ул. Лесозаводская, 12 существующий.  При этом доказательств того, что какое-либо имущество с целевым назначением убежище  в   технической информации значится по данному адресу при рассмотрении настоящего дела не представлено.

Суд  полагает, что указанные ответчиком расхождения в представленных документах (инвентаризационных паспортах, инвентаризационной карточке от 01.04.2014 г.) сами по себе не свидетельствуют о недостоверности представленных сведений при регистрации объекта согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, поскольку адрес ул. Данщина, 7 соответствует правоподтверждающим   документам.

Правилами  от   15.12.2002  №  583 предусмотрено, что  статус защитного сооружения как объекта  гражданской обороны определяется наличием паспорта    защитного сооружения гражданской обороны (абзац 2 пункта 1,2 Правил от 15.12.2002;  5830);  документальным основанием для  ведения учёта защитного сооружения гражданской обороны  является паспорт сооружения,  в котором указываются его основные  технические характеристики и перечень  оборудования систем жизнеобеспечения   и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской  обороны  (пункт 2.2. Правил от 15.12.2002 № 583).

Суд принимает во внимание и то, что в отношении спорного объекта имела место государственная регистрация права собственности соответственно, документы, представленные на такую регистрацию, прошли правовую экспертизу, оснований для отказа в регистрации установлено не было.

        Кроме   того,   вступившее  в законную силу решение Арбитражного суда   Пермского   края  от   07.03.2017г. по делу № А50-25955/2016   об отказе  в признании  недействительным предписания от 20.10.2016 № 40/3/1-21 ответчиком не обжаловалось.  При рассмотрении дела  судом установлено, что ПКО  ВОИ   является  собственником и  эксплуатирующей организацией ЗС ГО.

          При этом сама по себе ссылка ответчика на отсутствие копий поэтажных планов и экспликаций помещений  объекта ЗС ГО, существенным нарушением не является, поскольку присвоение статуса «защитное сооружение гражданской обороны» зависит в большей степени не от воли собственника, а от  изначального предназначения помещения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что данные, определяющие   расположение недвижимости в составе другого недвижимого имущества, позволяют определенно установить недвижимое  имущество, переданное  ответчику (здание, общей площадью 9621, 1 кв.м., расположенное   по адресу:   Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. С. Данщина, 7,  19.12.2000)  на  основании решения  Малого Совета Пермского   областного   Совета   народных  депутатов № 619 от 22.03.1993, акта по передаче от 23.03.1993 г., с приложением № 1.

В данном  случае  спорное имущество - нежилое помещение фактически  ответчику  передано  и им  принято.

         По доводам ответчика относительно того, что спорный объект к объектам гражданской обороны не отнесён, поскольку в соответствии   с законодательством, действующим в момент приватизации и передачи заявителю   комплекса   зданий  по адресу: <...>,  ЗС ГО исключались из плана приватизации и оставались в государственной  собственности, и соответственно, спорный объект в случае отнесения его к объектам гражданской обороны не мог быть передан ответчику, суд отмечает, что само по себе указанное обстоятельство не опровергает факт отнесения спорного объекта к ЗС ГО при установленных по делу обстоятельствах.

          Как  было указано выше, из представленных в дело доказательств судом  установлено, что  в принадлежащем заявителю инженерно-производственном корпусе № 9, расположенном в 4-5 этажном здании по адресу: <...>, лит. Б, находится ЗС ГО, которое представляет собой убежище, в экспликации к поэтажному плану нежилого здания (строения)  поименовано как спецподвал. Данное сооружение учтено ГУ МЧС по Пермскому краю как ЗС ГО № 00368-25 (351).

Как   несостоятельная  подлежит  отклонению   ссылка ответчика на п.2 ст. 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР».

В силу части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 «О собственности в РСФСР» (действовавшей в период создания спорного объекта) гражданин или другое лицо приобретают право собственности на имущество, полученное по не противоречащим закону основаниям, в том числе на созданные ими вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Определении  от   27.09.2016 N 1748-О,   государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производимая соответствующим учреждением, будучи юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права.

В соответствии со статьей 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом (пункт 1 Постановления N 10/22).

На   момент передачи  объектов по указанному адресу (решение Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 22.03.1993 № 619 и акта по передаче от 23.03.1993 с приложением № 1), в том числе спорного   убежища    ПКО  ВОИ  отсутствовало  специальное  регулирование  процедуры приватизации. Переход права собственности регулировался общими правилами пункта 2 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 «О собственности в РСФСР», в соответствии с которым право собственности у приобретателя имущества возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил, что в принадлежащем заявителю инженерно-производственном   корпусе № 9, расположенном в 4-5 этажном здании по адресу: <...>, лит. Б, находится ЗС ГО,  которое  представляет  собой   убежище, в экспликации к поэтажному плану нежилого здания (строения) поименовано как спецподвал. Убежище  и подвал  данного здания один и тот же объект. Судом установлено, что в принадлежащем заявителю здании находится ЗС ГО,  учтённое органом управления по делам гражданской   обороны  и  чрезвычайным  ситуациям   в качестве такового.

При этом расположение помещения в подвале, его геометрические параметры и площади   внутри   подвального помещения, заполнение дверных проемов защитно-герметическими дверными блоками,  наличие ёмкости запаса питьевой воды, защитно-герметических ставней ЗС ГО, наличие герметических клапанов и пускателей в подвальном помещении указывают на дислокацию в подвальном помещении именно защитного сооружения убежища и соответствие этого сооружения паспорту убежища гражданской обороны. (дело № А50-25955/2016).

Таким образом, судом  установлено, что в подвальном помещении здания расположено защитное сооружение гражданской обороны, оборудованное как убежище. Указанный факт исключает как фактическую передачу спорного убежища публичным собственником Обществу и переход права собственности на убежище к Обществу в результате приватизации.

Факт добросовестного приобретения спорного имущества Обществом также исключается ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Исходя  из приведенных положений постановка вопроса о наличии добросовестного приобретателя возможна в ситуации, когда вещь выбыла из владения собственника (пункты 5, 6 Обзора судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 126).

В  силу  пункта   52  Постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, а в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 Постановления N 10/22). (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2020 N 306-ЭС19-23752 по делу N А57-23624/2018).

Подлежит  отклонению  довод  ответчика  о  разрушении спорного защитного сооружения со ссылкой на подтверждающие данное обстоятельство документы, в том числе заключение комиссии, в состав которой входит представитель истца, акт о снятии учёта, рекомендации о дальнейшему использовании, подписанными истцом.

Названное защитное сооружение гражданской обороны обществу на ответственное хранение или в безвозмездное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не передавалось.

Договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, одним из условий которого является: сохранение защитного сооружения, принятие мер по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, в отношении защитного сооружения гражданской обороны с заводом (обществом) не заключался.

При рассмотрении дела N А50-25955/2016 суд пришел к выводу, что вопреки утверждениям ПКО ВОИ  материалами дела не подтверждено, что спорный объект прекратил свое фактическое существование в связи с гибелью или уничтожением. Из представленных в дело документов следует, что спорный объект в настоящее время не разрушен, физически существует. Возможное изменение параметров либо неудовлетворительное состояние объекта (аварийное), несоответствие объекта требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям, не свидетельствуют об утрате объекта. Ссылки истца на то, что спорный объект в настоящее время не отвечает требованиям, предъявляемым к сооружениям гражданской обороны, в данном случае не имеет правового значения.

Достоверные доказательств, объективно подтверждающих, что принадлежащий ответчику  на праве собственности объект не отвечает признакам объекта гражданского сооружения, ответчиком в материалы дела не представлено.

Суд  отмечает, что само по себе разрушенное состояние объекта, не является основанием для прекращения зарегистрированного права собственности на него, поскольку из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации таким основанием может являться только полная физическая гибель объекта, тогда как таких доказательств ответчиком не представлено. При этом суд  принимает во внимание то обстоятельство, что публичный собственник объекта недвижимого имущества, исходя из его назначения, как защитного сооружения, не лишен права на его восстановление в обеспечение публичных интересов.

Так, в соответствии с пунктами 2.6 - 2.8 Правил в целях подготовки документации для снятия с учета защитного учреждения создается комиссия, в том числе решением руководителя организации в отношении защитного учреждения, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

То обстоятельство, что указанный объект не поставлен на кадастровый учет, отдельный технический паспорт на объект не составлялся, вопреки мнению ответчика, не свидетельствует о необоснованности требований истца и не может являться основанием для отказа в  удовлетворении заявленных исковых требований. Данный объект имеет технический паспорт на здание 9621,1 кв.м., инвентаризационный паспорт на убежище ГО, инвентаризационную карточку ЗС ГО и может быть индивидуализирован в составе другого имущества.

Доказательств того, что указанный объект изначально не являлся защитным сооружением гражданской обороны, а был оборудован в качестве такового самим ответчиком, последним в материалы дела не представлено.

Как следует, в настоящее время   рассматриваемый объект не снят с учета в установленном порядке.

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, в принадлежащем ответчику здании находится ЗС ГО, учтённое органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в качестве такового.         

          Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним-юридический акт признания и подтверждения возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

          Государственная  регистрация является  единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов  защиты, применяемых с учётом характера последствия соответствующего правонарушения.

          Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать  характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения  требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных и оспариваемых прав.

          В соответствии с ч.2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются одним из оснований для  осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

          Согласно ч.1 ст. 58 Закона № 218-ФЗ  государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

          В силу п.52 Постановления Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других  вещных прав», если в резолютивной части судебного акта  решён вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения  недвижимого имущества, о  возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.

          Положения Закона № 218-ФЗ исключают  наличие в ЕГРН одновременно сведений о зарегистрированных правах на здание и зарегистрированных правах на помещения в таком здании.

          Таким образом, в целях внесения в ЕГРН сведений о праве на спорное помещение  в здании необходимо запись о регистрации права на здание погасить и внести записи о регистрации права на спорное помещение в здании в порядке, предусмотренном Законом  № 218-ФЗ (на основании соответствующих заявлений и предусмотренного законом основания). Основанием может являться соответствующий судебный акт.

         Исковые требования подлежат удовлетворению.

         Судебные расходы подлежат отнесению на ответчика (ст. 110 АПК РФ).

В силу пункта 52 Постановления N 10/22 данное решение является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на спорный объект и аннулирования записи о праве собственности на этот объект за Обществом.

   Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

      Исковые требования удовлетворить.

      Признать право собственности Российской Федерации на объект гражданской обороны: нежилое помещение: ЗС ГО № 00368-25 общей площадью 474,00 кв.м., расположенное по адресу: <...> (лит. Б).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                           Е. Д. Антонова