ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-10994/08 от 10.11.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2008 года

г. Владивосток

«13» ноября 2008 года Дело № А51-10994/2008 37-297

Арбитражный суд Приморского края в составе:

судьи   Л.А. Куделинской

при ведении протокола секретарём судебного заседания   А.Ю. Шкредовой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Тернейлес»

к   Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае

об   отмене  постановления от 21.08.2008 № 05-08/609П

при участии в заседании:   от административного органа – начальник отдела валютного контроля ФИО1, доверенность от 11.11.2008, б\н; заместитель начальника отдела валютного контроля ФИО2, доверенность от 08.09.2008, б\н.

установил  : открытое акционерное общество «Тернейлес» (далее - «заявитель», «общество», «ОАО «Тернейлес») обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - «административный орган», «ТУ Росфиннадзор в Приморском крае») от 21.08.2008 № 05-08/609П о назначении административного наказания.

Одновременно заявитель обратился в суд с ходатайством о восстановлении срока для обжалования постановления.

Рассмотрев указанное ходатайство, суд считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд своего представителя не направил.

В соответствии с положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие заявителя по имеющимся в деле доказательствам.

Административный орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что требования заявителя он не признает, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.

Заслушав пояснения административного органа, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

С 26.05.2008 по 25.07.2007 ТУ Росфиннадзор в Приморском крае проведена проверка соблюдения ОАО «Тернейлес» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.04.2007 по 01.04.2008.

В ходе проверки административный орган установил, что 12.12.2007 ОАО «Тернейлес» (Покупатель) и компания «SumitomoCorporation», Япония (Продавец), заключили контракт № NSFE-07-4017 (далее по тексту «Контракт») на поставку расходных материалов для техники, деталей на сумму 1 398 600 японских йен.

В соответствии с условиями указанного Контракта товар поставляется на условиях ФОБ японские порты. Оплата товара должна быть произведена в японских йенах телеграфным переводом в течение семи дней после получения уведомления Продавца о готовности груза. Стоимость груза, готового к отгрузке, должна быть получена Продавцом до отгрузки. Товар должен быть поставлен в течение января-марта 2008 года.

28.01.2008 общество по указанному Контракту оформило в открытом акционерном обществе Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации Филиал (далее – «Банк») № 8635 паспорт сделки № 08010045/1481/1160/2/0 (далее по тексту «ПС»).

13.03.2008 года по платежному поручению № 71 общество осуществило авансовый платеж на сумму 1 398 600 японских йен.

11.04.2008 года по грузовой таможенной декларации №10714030/110408/0000476 общество ввезло товар на территорию Российской Федерации.

В целях учёта валютных операций по Контракту и осуществления контроля за их проведением, общество представило в Банк ПС справку о валютных операциях, оформленную на платежное поручение № 71. В графе 6 строки 2 справки общество указало код валютной операции - 11050 «предоставление резидентом нерезиденту коммерческого кредита на срок до 180 дней в виде предварительной оплаты при импорте товаров, за исключением платежей с кодом 11030 (авансовый платеж)» на сумму 1 398 600 японских йен.

Фактически общество, в соответствии с Приложением 1 к Контракту, осуществило по грузовой таможенной декларации №10714030/110408/0000476 ввоз товара, относящегося к разделу XVI (группы 84 и 85) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности товаров на сумму 1 376 600 японских йен и товар, относящийся к разделу XVIII (группа 90) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности товаров – на сумму 22000 японских йен.

Таким образом, в соответствии с пунктом 7 Приложения 1, Приложения 2 к Инструкции Центрального Банка российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкамдокументов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее по тексту «Инструкция № 117-И») общество обязано было указать следующие коды валютных операций: «11030» - на сумму 1 376 600 японских йен и «11050» - на сумму 22 000 японских йен.

Указав в графе 6 строки 2 справки о валютных операциях от 13.03.2008 года код вида валютной операции «11030» на общую сумму 1 398 600 японских йен, общество нарушило требования пункта 1.2 Инструкции № 117-И, пункта 7 Приложения 1 к Инструкции №117-И, подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпункт 10 пункта 4 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - «Закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ»).

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

25.07.2008 административный орган составил акт проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

Факт правонарушения административный орган зафиксировал в протоколе от 25.07.2008 № 05-08/609 об административном правонарушении.

21.08.2008 административный орган принял в отношении ОАО «Тернейлес» постановление № 05-08/609П о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту «КоАП РФ») за несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Заявитель считает, что отсутствуют основания для его привлечения к административной ответственности, так как отсутствует угроза охраняемым общественным интересам, а, следовательно, данное правонарушение является малозначительным.

В связи с этим, заявитель не согласился с постановлением административного органа и обратился в суд с требованием отменить постановление от 21.08.2008 № 05-08/609П.

Суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 24 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в том числе представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Пункт 4 статьи 5 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ предусматривает, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации установлен Инструкцией № 117-И.

В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции № 117-И, резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели (далее - резиденты)) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк) следующие документы:

- справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции (далее - справка о валютных операциях);

- иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

В соответствии с пунктом 1.3. Инструкции № 117-И, документы, указанные в пункте 1.2 настоящей Инструкции, представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

Порядок заполнения справки о валютных операциях установлен в Приложении 1 к Инструкции № 117-И. Пункт 7 Приложения предусматривает указание кода вида валютной операции в графе 6 справки о валютных операциях, в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банком, установленным в Приложении 2 к Инструкции № 117-И. Из чего следует, что графе 6 справки о валютных операциях указывается вид операции: «11030» - при представлении резидентом нерезиденту коммерческого кредита на срок до трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности товаров (авансовый платеж); «11050» - при представлении резидентом нерезиденту коммерческого кредита на срок до 180 дней в виде предварительной оплаты при импорте товаров, за исключением платежей с кодом 11030 (авансовый платеж).

Общество же по грузовой таможенной декларации № 10714030/110408/0000476 от 11.04.2008 ввезло товар, относящийся к разделу XVI (группы 84 и 85) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности товаров на сумму 1 376 600 японских йен и товар, относящийся к разделу XVIII (группа 90) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности товаров – на сумму 22000 японских йен.

Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» (далее - «Указание ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У»).

Так в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указания ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У формой учёта по валютным операциям является справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции N 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к Инструкции N 117-И.

Согласно статье 25 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Суд отклоняет, как необоснованный довод заявителя о малозначительности совершённого правонарушения в силу следующего.

Статьёй 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее по тексту «постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Ненадлежащему исполнению резидентом обязанностей, связанных с порядком представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах законодатель придаёт определённую значимость, о чём свидетельствует санкция части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Безразличное отношение резидента к исполнению своих обязанностей в сфере валютного регулирования представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным отношениям.

Правонарушение в виде нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования посягает на установленный порядок осуществления валютных операций, цель установления такого порядка - обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, а также защита внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Кроме того, правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным, с момента нарушения требований, установленных законодательством.

В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в области соблюдения порядка осуществления валютных операций.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Осуществляя внешнеторговую деятельность ОАО «Тернейлес» могло и должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования, но и обеспечить их выполнение.

Однако обществом не были приняты все зависящие от него меры, то есть не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения требований актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, что свидетельствует о наличии вины, выраженной в форме неосторожности.

Общество ранее к административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ за аналогичное правонарушение не привлекалось, что согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим ответственность общества.

Также отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность общества, предусмотренные статьёй 4.3 КоАП РФ.

Следовательно, минимальный штраф в размере 40 000 рублей, предусмотренный санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, назначен обществу обоснованно.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд отказывает обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку основания для признания постановления от 21.08.2008 № 05-08/609П незаконным и его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

  В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления от 21.08.2008 № 05-08/609П о назначении административного наказания, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае в отношении открытого акционерного общества «Тернейлес» отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий 10 дней со дня его принятия.

Судья   Л.А. Куделинская