АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-15899/2015
14 сентября 2015 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.К. Бойко,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлениюФедерального казённого учреждения «Исправительная колония №31 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (ИНН <***>; ОГРН <***>)
к департаменту по тарифам Приморского края (ИНН <***>; ОГРН <***>)
о признании действия ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю крайней необходимостью, отмене административного наказания в виду его малозначительности,
установил:
федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №31 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (далее по тексту – заявитель, учреждение, ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к департаменту по тарифам Приморского края (далее по тексту – административный орган, департамент) о признании действия ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю крайней необходимостью, отмене административного наказания в виду его малозначительности.
Заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
В соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ стороны надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству и о возбуждении производства по делу.
В обоснование заявленных требований учреждение ссылается на письмо департамента по тарифам Приморского края от 19.01.2015, согласно которому необходимо было представить документы по водоснабжению для включения в реестр естественных монополий на 2016 год без указания конкретной даты, к которой необходимо представить такие сведения. Вместе с тем, по мнению учреждения, такие документы необходимо было представить лишь в случае внесения изменения в реестр, а поскольку таких изменений не было – не представил их вовсе. Также в своем заявлении учреждение указало, что действия допущенного правонарушения характеризуются низкой степенью общественной опасности и не наносят значительного ущерба государственным органом и охраняемым общественным правонарушениям, в связи с чем просит признать малозначительными.
Согласно письменному отзыву, административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку выявленное правонарушение посягает на установленный государством порядок предоставления сведений о своей деятельности, а, следовательно, не является малозначительным. Кроме того, административный орган указал, что письмо департамента от 19.01.2015, на которое ссылается заявитель, не имеет отношения к стандартам раскрытия информации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В результате проведения контрольных мероприятий в форме наблюдения и анализа за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, оказывающими услуги водоснабжения и водоотведения, департаментом было выявлено нарушение ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю п. 3 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 №6 (далее – Стандарт), а именно за период с 22.06.2014 по 22.06.2015 на официальном сайте департамента http://primorsky.ru не раскрыта следующая информация:
1. Информация о тарифах на регулируемые товары (услуги), предусмотренная пп. «а» п. 15, п. 16 Стандартов, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, предусмотренная п. 23 Стандартов, и информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения, предусмотренная п. 24 Стандартов, на 2015 год, которая должна быть раскрыта регулируемой организацией, согласно п. 27 Стандартов, не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) на очередной период регулирования.
Тарифы на питьевую воду для потребителей ФКУ ИК-31 ГУФСИИ России по Приморскому краю на 2015 год установлены постановлением департамента от 22.10.2014 № 47/3. Соответственно, информация, предусмотренная пп. «а» п. 15, п. 16, п. 23 и п. 24 Стандартов, подлежала раскрытию учреждением в срок до 22 ноября 2014 года.
2. Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности), предусмотренная п. 18 Стандартов, информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям, предусмотренная п. 19 Стандартов, за 2014 год, которая подлежит раскрытию, согласно п. 28 Стандартов, не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, т.е. не позднее 30 апреля 2015 года.
3. Информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, предусмотренная п. 21 Стандартов, за 3, 4 кварталы 2014 года и 1 квартал 2015 года, которая, согласно п. 32 Стандартов, должна быть раскрыта учреждением в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается, т.е. в сроки до 30 октября 2014 года, 30 января 2015 года и 30 апреля 2015 годасоответственно.
В связи с выявленными правонарушениями, письмом от 04.06.2015 №27/2044 представитель учреждения приглашен в департамент 22.06.2015 в 15 часов 30 минут для дачи пояснений по вопросу неисполнения требований Стандарта и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
22.06.2015 в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя учреждения составлен протокол об административном правонарушении №27-60П/2015.
07.07.2015 заместитель директора департамента по тарифам Приморского края, рассмотрев материалы административного дела №27-60П/2015, в присутствии представителя учреждения, вынес постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса российской федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Не согласившись с постановлением административного органа №27-60П/2015 от 07.07.2015 по делу об административном правонарушении, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.
По правилам части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Во исполнение указанного пункта постановлением правительства Российской Федерации от 17.01.2013 №6 утверждены стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Указанные Стандарты устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации).
Согласно п/п а пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу п/па пункта 15 Стандартов информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения содержит сведения об утвержденных тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Пунктом 16 Стандартов предусмотрено, что в отношении сведений, предусмотренных пунктом 15, указывается информация:
а) о наименовании органа регулирования, принявшего решение об утверждении тарифов;
б) о реквизитах (дата и номер) такого решения;
в) о величине установленного тарифа;
г) о сроке действия тарифа
Пунктом 23 Стандартов установлено, что информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, должна содержать сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
В пункте 24 Стандартов говорится о том, что информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения, содержит:
а) форму заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения;
б) перечень документов, представляемых одновременно с заявкой о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения;
в) реквизиты нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении;
г) телефоны и адреса службы, ответственной за прием и обработку заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
В силу пункта 27 Стандартов информация, вышеуказанная в пунктах 15, 23 и 24, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
Пунктами 18 и 19 Стандартов установлены требования к сведениям, которые должна содержать информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) и информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям.
Информация, указанная в пунктах 18 - 20, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 20 настоящего документа (пункту 28 Стандартов).
Согласно пункту 21 Стандартов информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения содержит сведения:
а) о количестве поданных заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала;
б) о количестве исполненных заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала;
в) о количестве заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин), в течение квартала;
г) о резерве мощности централизованной системы холодного водоснабжения в течение квартала.
Данная информация раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация, что предусмотрено пунктом 32 Стандартов.
Невыполнение указанных требований образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в соответствии с которой непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с постановлением администрации Приморского края от 06.08.2007 №214-па «О переименовании региональной энергетической комиссии Приморского края и об утверждении положения о департаменте по тарифам Приморского края» департамент по тарифам Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
В соответствии с пп. «б» п. 5, п. 9 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации осуществляется уполномоченными должностными лицами департамента посредством систематического наблюдения и анализа.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, ФКУ ИК-31 ГУФСИИ России по Приморскому краю является организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения, в связи с чем обязано раскрывать информацию в объемах и сроки, предусмотренные Стандартами.
Вместе с тем, департаментом по тарифам Приморского края было выявлено, что требования указанных выше норм Стандартов учреждением не выполняются.
Факт совершения заявителем административного правонарушения подтвержден материалами дела, в частности, протоколом об административном правонарушении от 22.06.2015 №27-60П/2015, справками отдела правовой экспертизы, при таких обстоятельствах в деянии заявителя доказаны формальные признаки состава административного правонарушения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Кроме того, заявитель не оспаривает факт установленных в ходе проверки нарушений в связи с не размещением информации на сайте в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
В основу судебного акта не могут быть положены доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения, в связи с тем, что в запросе департамента от 19.01.2015 №27/150 не был установлен срок предоставления документов для включения в реестр естественных монополий.
Как установлено судом, указанным письмом учреждению предложено представить документы для включения в реестр естественных монополий, в то время как оспариваемым постановлением общество привлечено к ответственности за нарушение Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем письмо департамента от 19.01.2015 №27/150 не может являться доказательством, подтверждающим отсутствие вины учреждения во вменяемом правонарушении.
Кроме того, учреждение должно самостоятельно следить за сроками исполнения возложенных на него законом обяханностей.
Учитывая изложенное, у департамента имелись основания для привлечения учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ за невыполнение требований Стандартов.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В определении суда от 30.07.2015 о принятии заявления к производству у заявителя запрашивались сведения и документы о наличии смягчающих или исключающих вину обстоятельств; доказательства принятия мер к устранению допущенных нарушений и предотвращению лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; сведения, привлекался ли ранее к административной ответственности за однородное административное правонарушение; имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности сведения, однако, никаких дополнительных документов заявитель не представил.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий при совершении либо несовершении процессуальных действий.
На основании изложенного, суд делает вывод, что заявителем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что обществом были приняты все зависящие от него меры, которые необходимы для надлежащего исполнения обязательств по раскрытию информации в сфере водоснабжения, что свидетельствует о наличии его вины, кроме того общество не оспаривало сам факт выявленных нарушений. Более того, административный орган указал, что выявленные нарушения не были устранены ни к моменту составления протокола об административном правонарушении, ни к моменту рассмотрения материалов административного дела; также указанные документы не были представлены в суд. Согласно справке департамента по тарифам от 09.09.2015 информация не раскрыта и на момент рассмотрения настоящего дела, что подтверждает пренебрежительное отношения учреждения к своим обязанностям.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, носит формальный характер, то есть, по мнению законодателя, наступление каких-либо негативных последствий от содеянного правового значения не имеет. Указанное свидетельствует о том, что законодатель придал особую значимость исполнению субъектами естественных монополий публичной обязанности и посчитал, что социальная опасность заключается как раз в нераскрытии информации.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. В рассматриваемом случае, пренебрежительность к своим публично-правовым обязанностям подтверждается и тем обстоятельством, что по настоящее время ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю так и не исполнило, возложенные на него как на субъект естественных монополий в сфере водоснабжения обязанности по раскрытию информации в соответствии с требованиями, установленными Стандартами.
Кроме того, в ходатайстве от 06.07.2015, поданном учреждением в департамент при рассмотрении дела об административном правонарушении, заявитель указал, что ввиду сокращения должности специалиста предоставляющего сведения в департамент по тарифам Приморского края, соответствующая информация не была предоставлена. Вместе с тем, указанные обстоятельства, по мнению суда, не являются обстоятельством, не зависящим от заявителя, находящимся вне его контроля. Учреждением не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка, в связи с чем, данное обстоятельство не освобождает заявителя от ответственности за совершенное правонарушение, а свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за работой своих сотрудников. Заявитель имел реальную возможность для обеспечения исполнения возложенных не него законом обязанностей, однако, не принял надлежащих мер по ее реализации.
На основании изложенного отсутствуют основания для применения норм о малозначительности правонарушения и снижения штрафа.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Наказание выбрано с учетом требований положений статей 4.1, 4.2, 4.3, 4.6 КоАП РФ и назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (часть 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать федеральному казённому учреждению «Исправительная колония №31 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» в удовлетворении заявления о признании действия ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю крайней необходимостью, отмене административного наказания в виду его малозначительности.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Бойко Ю.К.