ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-19504/17 от 19.09.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-19504/2017

25 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2017 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вечерской В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003)

к федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ИНН <***>; ОГРН <***>, дата регистрации 19.03.2009)

3-и лица: Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю, Хасанская таможня, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту в лице Дальневосточного отдела,

о взыскании 1 406 165 руб. 15 коп.,

при участии в заседании представителя истца ФИО1 по доверенности № ДВОСТ НЮ-158/Д от 14.09.2017, представителя ответчика ФИО2 по доверенности №8 от 09.01.2017, и в отсутствие представителей третьих лиц,

установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее ФГКУ Росгранстрой) неосновательного обогащения в размере 1 406 165 руб.15 коп., образовавшегося из расходов за потребление государственными контрольными органами электроэнергии на ст. Камышовая за II-IV квартал 2015 года и 4 месяца 2016 года на общую сумму 762 964 руб. 85 коп, а также расходов за оказание услуг по техническому обслуживанию интегрированной системы безопасности во II и III квартале 2015 года в размере 643 200 руб. 30 коп.

Ответчик, не оспаривая размер заявленных требований, с иском не согласился, указав, что, поскольку ФГКУ Росгранстрой не пользовалось объектами ЖДПП Махалино, то, соответственно, не могло сберечь или приобрести за счет истца неосновательное обогащение в сумме 1 406 165,15 руб.; кроме того, ссылаясь на обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-18404/2015, указал, что истцу на праве собственности принадлежал объект незавершенного строительства «Новая железнодорожная линия Камышовая-Хуньчунь», объекты незавершенного строительства в отличие от зданий, строений или сооружений не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию; в спорный период объекты ЖДПП Махалино в безвозмездное пользования ФГКУ Росгранстрой не передавались, договорные отношения между истцом и ответчиком отсутствовали, факт самостоятельного нахождения государственных контрольных органов в помещениях не свидетельствует о наличии правоотношений между ФГКУ Росгранстрой и ОАО «РЖД».

Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю в представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление требования истца поддержало.

Иные третьи лица, в суд не явились, о дате судебного разбирательства извещены надлежащим образом. С учетом своевременного размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, спор рассмотрен в их отсутствие, на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ»; относительно исковых требований, своей позиции не выразили.

При исследовании материалов дела, установлено следующее.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 № 1041-р, на Российско-Китайской границе для двустороннего грузового пассажирского международного сообщения открыт пограничный железнодорожный пункт пропуска Камышовая (РФ) - Хуньчунь (КНР).

Открытие движения через железнодорожный пункт пропуска Махалино (Камышовая) - Хуньчунь осуществлено ОАО «Золотое звено», согласно пункту 3.16 Правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов железнодорожного транспорта и метрополитенов, утвержденных министром путей сообщения СССР 11.09.1981, действующему на тот момент законодательством, на основании Акта государственной межведомственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченным строительством пускового комплекса международного железнодорожного пункта пропуска Камышовая-Хуньчунь от 11.08.1998.

На основании приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 17.11.2004 № 16 «О внесении изменений и дополнений в тарифное руководство № 4», открыта станция Камышовая, расположенная на линии ОАО «Золотое звено» Камышовая - государственная граница Российской Федерации, при этом, в силу пункта 1.1.3 приказа, станции Камышовая присвоен статус пограничной передаточной в прямом международном железнодорожном сообщении между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой с присвоением кода единой сетевой разметки и экспорта кода.

Согласно пункту 216 Перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, являющегося приложением к распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 1724-р, пункт пропуска Махалино, расположенный в Приморском крае, с классификацией «грузо-пассажирский постоянный многосторонний» обозначен как действующий.

В дальнейшем, в связи с банкротством ЗАО «Золотое звено», деятельность государственных контрольных органов железнодорожного пункта пропуска Махалино (Камышовая) - Хуньчунь приостановлена.

В 2011 году ОАО «РЖД», на основании договора купли-продажи, приобрело право собственности на объект незавершенное строительство «Новая железнодорожная линия Камышовая-Хуньчунь», в котором осуществило ремонт и достройку существующей инфраструктуры, обеспечивающей функционирование железнодорожного пункта пропуска.

Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 08.07.2013 № 251 Дальневосточная железная дорога - филиал ОАО «РЖД» включена в перечень железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций как владелец участка инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Блок-пост 207 км - Камышовая - Государственная граница Российской Федерации протяженностью 19985м и железнодорожной станции Камышовая.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что станция Камышовая (пункт пропуска Малахино) стала эксплуатироваться для пропуска грузовых составов на регулярной основе с 28.12.2013.

На основании приказа Хасанской таможни от 14.07.2014 № 529 «О создании постоянной зоны таможенного контроля», создана постоянная зона таможенного контроля, расположенная на территории ОАО «РЖД» ст. Камышовая.

Согласно писем Хасанской таможни от 03.07.2015 № 25-26/4531, Россельхознадзора № 01-25/3143 от 14.07.2015, актам осмотра от 07.10.2014, от 11.06.2015, 20.12.2016, с начала 2014 года на территории железнодорожного пункта пропуска специалисты ПУ ФСБ России по Приморскому краю, Хасанской таможни, Управления Россельхознадзора по ПК и Сахалинской области и Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. Должностные лица Россельхознадзора осуществляют деятельность на территории пункта пропуска Махалино в выездном режиме (по факту прибытия подконтрольного груза) с момента возобновления работы пункта пропуска - июль 2013 года.

Приказом Росграницы от 29.10.2014 № 231-ОД утвержден перечень помещений государственных контрольных органов в железнодорожном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Махалино (Приморский край), в соответствии с которым, определены помещения пункта контрольного досмотра под размещение пограничной и таможенной служб, а также помещения санитарно-карантинного пункта под размещение службы Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

В период с 01.04.2015 по 30.04.2016 ОАО «РЖД» самостоятельно несло расходы по содержанию железнодорожного пункта пропуска Махалино (Камышовая) – Хуньчунь.

ОАО «РЖД», полагая, что, в результате размещения государственных контрольных органов в помещениях пункта пропуска Махалино (Камышовая) – Хуньчунь, на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение в общей сумме 1 406 165 руб. 15 коп., обратилось в суд с рассматриваемым иском.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

То есть, при обращении в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения, истец должен доказать совокупность таких условий, как факт получения ответчиком имущественной выгоды за счет истца при отсутствии соответствующих оснований, установленных законом, иными правовыми актами или договором, и размера неосновательного обогащения.

Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как утверждает истец, на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение вследствие несения им расходов по содержанию железнодорожного пункта пропуска Махалино (Камышовая) – Хуньчунь в сумме 1 406 165 руб. 15 коп., в том числе, расходов по оплате: электроэнергии за период с 01.04.2015 по 30.04.2016 в сумме 762 964 руб. 85 коп. и оказанных услуг по техническому обслуживанию интегрированной системы безопасности в II, III квартале 2015 года в сумме 643 200 руб. 30 коп.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» (в действовавшей в спорный период редакции), функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», которое отнесено к ведению Росграницы.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 40, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено; функции упраздняемого Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации переданы Министерству транспорта Российской Федерации.

Приказом Росграницы от 09.07.2013 № 152-ОД утверждены Условия передачи, учета и хранения имущества, предоставляемого Росграницей государственным контрольным органам для организации пограничного таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее Условия), в целях обеспечения пребывания должностных лиц подразделений государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и допуска к эксплуатации указанного имущества.

Согласно пункту 2 Условий, взаимодействие Росграницы, при передаче, учете и хранении имущества, осуществляется непосредственно и через территориальные органы, а также ФГКУ «Росгранстрой» в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления и находящегося в пользовании ФГКУ «Росгранстрой» на основании заключенных им гражданско-правовых договоров и предоставляемого подразделениям государственного контроля для организации и осуществления в пунктах пропуска государственного контроля.

В соответствии с пунктами 3, 5 Условий, техническое содержание и обслуживание имущества пунктов пропуска, используемого ФГКУ «Росгранстрой» на основании договоров аренды либо безвозмездного пользования, осуществляет ФГКУ «Росгранстрой» через свои филиалы, если иное не предусмотрено заключенными им в качестве арендатора (ссудополучателя) договорами аренды либо безвозмездно пользования.

Расходы по содержанию (эксплуатации) имущества пунктов пропуска, в том числе по оплате коммунальных и прочих услуг, оказываемых подразделениям государственного контроля в пункте пропуска (за исключением услуг связи, технического обслуживания и ремонт специального оборудования государственных контрольных органов), несет ФГКУ «Росгранстрой» на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с исполнителями услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За период с 01.04.2015 по 30.04.2016 расходы ОАО «РЖД» по содержанию железнодорожного пункта пропуска Махалино (Камышовая) - Хуньчунь составили 1 406 165 руб. 15 коп., из которых: расходы истца по оплате: электроэнергии за период с 01.04.2015 по 30.04.2016 в сумме 762 964 руб. 85 коп. и оказанных услуг по техническому обслуживанию интегрированной системы безопасности в II, III квартале 2015 года в сумме 643 200 руб. 30 коп.

При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что ОАО «РЖД» неоднократно обращалось с предложением оформления договорных отношений с ФГКУ «Росгранстрой», фактически постоянно с 2013 года использующего спорные помещения, для последующего оформления ответчиком договоров с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, суд приходит к выводу, что истцом правомерно заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения, так как обязанным лицом по несению расходов по оплате электроэнергии и обслуживанию интегрированной системы безопасности за период с 01.04.2015 по 30.04.2016 является фактический пользователь - ФГКУ «Росгранстрой».

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ФГКУ «Росгранстрой» об отсутствии возможности установления обязанности и пределов ответственности ФГКУ «Росгранстрой» по техническому содержанию и обслуживанию спорного имущества, судом отклоняются, поскольку доказательств использования инфраструктуры пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Махалино (Камышовая) – Хуньчунь иными лицами, кроме контрольных органов, работу которых обеспечивает ФГКУ «Росгранстрой», не представлено.

Не принимаются доводы ответчика о том, что истцу на праве собственности принадлежал объект незавершенного строительства «Новая железнодорожная линия Камышовая-Хуньчунь», объекты незавершенного строительства в отличие от зданий, строений или сооружений, не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию, а также, что ФГКУ Росгранстрой не пользовалось объектами ЖДПП Махалино, поскольку суд считает, что отсутствие у истца в спорный период акта ввода объекта в эксплуатацию, при наличии решений государственных органов об открытии пограничного пункта, не снимает с уполномоченных органов, каковым является ответчик, обязанности нести бремя содержания имущества, находящегося в фактическом пользовании; бездействие соответствующих лиц в отношении надлежащего оформления имущественных прав, при наличии в материалах дела доказательств неоднократного обращения истца с предложениями по заключению договоров безвозмездного пользования движимого недвижимого имущества железнодорожного пункта пропуска, также не может являться основанием для возложения бремени содержания этого имущества исключительно только на истца.

Расходы истца по оплате государственной пошлины, суд, в силу статьи 110 АПК РФ, относит на ответчика.

Суд, руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» сумму неосновательного обогащения в размере 1 406 165 (один миллион четыреста шесть тысяч сто шестьдесят пять) рублей 15 копеек, государственную пошлину по иску на 27 062 (двадцать семь тысяч шестьдесят два) рубля.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Карандашова Е.В.