ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4397/09 от 19.11.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-4397/2009

02 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 19.11.2009. Полный текст решения изготовлен 02.12.2009.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Калягина А.К., при ведении протокола судьей Калягиным А.К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления лесным хозяйством Приморского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесоперерабатывающее объединение «Пожарский» о взыскании 9 791 297 рублей 63 копеек,

при участии в судебном заседании:

от истца: - представитель ФИО1 – доверенность № 1 от 11.01.2009, служебное удостоверение № 2623;

от ответчика: - адвокат Панчук А.В. – доверенность от 30.04.2009, адвокатское удостоверение № 1608 от 23.12.2008,

установил: Истец – Управление лесным хозяйством Приморского края обратился с исковыми требованиями о взыскании с ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Лесоперерабатывающее объединение «Пожарский» 9 791 297 рублей 63 копеек основного долга, в том числе в федеральный бюджет 3 077 699 рублей 47 копеек, в бюджет Приморского края 6 713 598 рублей 16 копеек, по внесению арендной платы по заключенному сторонами договору № 227/29 аренды лесного участка для заготовки древесины от 08.12.2008 (далее договор от 08.12.2008).

Истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) уточнил, что периодом начисления спорного основного долга является период с 01.01.2008 по 31.12.2008, и основание предъявленного по настоящему делу иска, в качестве которого истец указывает на обстоятельство неисполнения ответчиком заключенного ответчиком и Федеральным государственным учреждением «Пожарский лесхоз» договора № 4 аренды участка лесного фонда от 24.08.2005 (далее договор № 4).

Ответчик иск оспорил, ссылаясь на ст. ст. 46, 47, 104 Лесного кодекса Российской Федерации от 20.01.1997 № 22-ФЗ (далее ЛК РФ от 20.01.1997 № 22-ФЗ), Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона Российской Федерации от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», постановление Правительства от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади земельного участка, находящегося в федеральной собственности» и указывая на то, что основание иска по настоящему делу не содержит обоснования применения повышающих коэффициентов, пояснил, что ответчиком произведена оплата арендных платежей в размере 300 000 рублей, признает обоснованной необходимость уплаты арендных платежей, исходя из ставок минимального размера арендной платы. Также ответчик указал на то обстоятельство, что понятие «лесная подать» содержалось в утратившем силу приказе Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 № 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», в настоящий момент законодательство не предусматривает взимание такого вида платы. Ответчик полагает, что исковые требования истца в части взыскания с ответчика задолженности по арендной плате с применением при расчете спорной суммы территориального коэффициента, установленного приведенным Приказом № 255, удовлетворению не подлежат, поскольку данные исковые требования истца не основаны на нормах права.

В судебном заседании 12.11.2009 ответчик заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства по настоящему делу в связи с необходимостью предоставления возможности урегулирования сторонами спора путем заключения мирового соглашения.

Истец названное ходатайство ответчика не оспорил.

В судебном заседании 12.11.2009 арбитражный суд в соответствии со ст. 163 АПК РФ определил объявить в судебном заседании перерыв до 16 часов 00 минут 19.11.2009, после окончания которого судебное заседание было продолжено при участии тех же представителей сторон.

В судебном заседании 19.11.2009 арбитражный суд определил в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства отказать в связи с отсутствием доказательств принятия сторонами мер к урегулированию спора, а также на основании ст. 130 АПК РФ определил выделить в отдельное производство предъявленные по настоящему делу исковые требования о взыскании основного долга в федеральный бюджет в сумме 3 077 699 рублей 47 копеек. В связи с этим по настоящему делу рассматриваются исковые требования о взыскании 6 713 598 рублей 16 копеек основного долга по внесению арендной платы в бюджет Приморского края.

Из пояснений сторон, материалов дела следует, что 24.08.2005 ответчик и Федеральное государственное учреждение «Пожарский лесхоз» (далее Лесхоз) заключили договор № 4 аренды участка лесного фонда (договор № 4), по условиям которого Лесхоз, как арендодатель, за плату предоставил во временное владение и пользование ответчика, как арендатора, находящиеся в федеральной собственности Российской Федерации участки лесного фонда в кварталах №№ 117 – 167, 176 – 204, 206, 208 – 219 участка № 29 Лермонтовского лесничества (далее спорный лесной участок). Условиями договора № 4, в том числе Приложением № 3 к этому договору, было предусмотрено внесение арендной платы за владение и пользование спорным лесным участком по названному договору в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в федеральный бюджет, а также в подлежащем внесению в бюджет Приморского края размере повышающих коэффициентов, установленных органом государственной власти Приморского края. По условиям п. 17 договора № 4 арендодатель вправе корректировать размер арендной платы в связи с изменением нормативных документов, известив предварительно арендатора в пятнадцатидневный срок.

08.12.2008 сторонами был заключен договор № 227/29 аренды лесного участка для заготовки древесины (договор от 08.12.2008), по которому истец по акту приема-передачи предоставил во временное владение и пользование ответчику находящийся в федеральной собственности Российской Федерации спорный лесной участок.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что предъявленные по настоящему делу исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Фактически по договорам № 4, от 08.12.2008 между истцом, как арендодателем, и ответчиком, как арендатором, сложились обязательственные отношения по договорам аренды согласно нормам Главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 606 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно (подп. 1 п. 2 ст. 614 ГК РФ).

Согласно нормам ст. 46 ЛК РФ от 20.01.1997 № 22-ФЗ, действовавшего на момент заключения договора № 4, к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относилось, в частности, установление минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.

Арендная плата за осуществление лесопользования определяется на основе ставок лесных податей (абз. 4 ст. 103 ЛК РФ от 20.01.1997 № 22-ФЗ).

По условиям ст. 105 ЛК РФ от 20.01.1997 № 22-ФЗ при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Как установлено в ст. 51 ЛК РФ от 20.01.1997 № 22-ФЗ, средства на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации, в частности, на осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрану, защиту и воспроизводство, предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренных бюджету субъекта Российской Федерации, определяется, исходя, в том числе, из поправочных коэффициентов, учитывающих виды лесохозяйственных работ, выполняемых на соответствующих участках лесного фонда, средний класс природной пожарной опасности, существующую рекреационную нагрузку и класс пожарной опасности по условиям погоды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 № 1199 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» (далее Постановление № 1199) были утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяемые при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации.

Приведенные нормы законодательства свидетельствуют о том, что полномочия субъектов Российской Федерации на взимание поправочных, повышающих коэффициентов к арендной плате за пользование участками лесного фонда были предоставлены этим субъектам ЛК РФ от 20.01.1997 № 22-ФЗ, Постановлением № 1199. То есть, именно приведенные нормативные акты явились основанием для заключения ответчиком и Лесхозом договора № 4, условия которого предполагали внесение ответчиком в бюджет Приморского края повышающих коэффициентов, начисляемых в соответствии с нормами ст. 51 ЛК РФ от 20.01.1997 № 22-ФЗ, Постановления № 1199 на арендную плату по договору № 4.

Положения п.п. 1, 4 ст. 73 ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ предусматривают, что размер арендной платы за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности Российской Федерации, определяется на основе минимального размера арендной платы в виде ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, которая для лесных участков, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее Постановление № 310).

Нормами ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Постановления № 310, иных нормативных актов не предусмотрена возможность осуществления субъектами Российской Федерации полномочий по установлению ставок арендной платы на аренду лесных участков, находящихся в федеральной собственности, по установлению, взиманию повышающих коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню. Таким образом, договор № 4 не является основанием для внесения ответчиком денежных средств, составляющих сумму повышающего коэффициента за 2008 год, в бюджет Приморского края, так как ранее установленный ЛК РФ от 20.01.1997 № 22-ФЗ, Постановлением № 1199 порядок начисления повышающих коэффициентов в 2008 году уже не применялся по причине введения в действие ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, не предусматривающего возможность начисления данных коэффициентов и предусматривающего отличный от установленного ранее действовавшим ЛК РФ от 20.01.1997 № 22-ФЗ порядок начисления арендной платы за владение спорным лесным участком по договору № 4.

Условия договора от 08.12.2008, к правоотношениям сторон по которому в силу ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» применяются нормы ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, также не устанавливают обязанность ответчика вносить в бюджет Приморского края денежные средства, составляющие сумму повышающего коэффициента. Кроме того, данный вывод арбитражного суда подтвержден письмом истца от 21.06.2007 № 590, согласно которому с июня 2007 года арендная плата за аренду лесных участков производится только по минимальным ставкам. Следовательно, основания для внесения ответчиком в бюджет Приморского края сумм повышающих коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, за аренду спорного лесного участка в 2008 году, как по договору № 4, так и по договору от 08.12.2008, отсутствуют.

Таким образом, поскольку истец в нарушение п. 1 ст. 65 АПК РФ не подтвердил достаточными и достоверными доказательствами обстоятельство наличия предусмотренных условиями договоров № 4, от 08.12.2008, нормами ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Постановления № 310, иных нормативных актов оснований для внесения ответчиком в бюджет Приморского края арендной платы по договорам № 4, от 08.12.2008 в сумме начисления повышающих коэффициентов за 2008 год, предъявленные и рассматриваемые по настоящему делу исковые требования о взыскании 6 713 598 рублей 16 копеек основного долга по внесению арендной платы в бюджет Приморского края расцениваются арбитражным судом в качестве незаконных, необоснованных и удовлетворению не подлежат.

Истец в силу ст. 105 АПК РФ, подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) освобожден от уплаты госпошлины по настоящему делу.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 105, 110, 167-170 АПК РФ, подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Калягин А.К.