ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6063/14 от 09.04.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                         Дело № А51-6063/2014

09 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2014 года .

Полный текст решения изготовлен апреля 2014 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.К.Бойко,

При ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Н.Кучминой,

рассмотрев дело по заявлению 6150266 учреждения администрация Высокогорского сельского поселения (ИНН 5009110 , ОГРН 2515000020 )

к  отделу надзорной деятельности Кавалеровского муниципального района УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю  (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об отмене постановления №31 от 11.02.2014 о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: глава администрации ФИО1, решение от 29.10.2010 №11-л

от административного органа: не явились, извещены

         установил: учреждение администрация Высокогорского сельского поселения  (далее по тексту - заявитель, учреждение, администрация) обратилась в арбит­ражный суд с заявлением об отмене постановления №31 от 11.02.2014 о привлечении учреждения к ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), вынесенного отделом надзорной деятельности Кавалеровского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту - административный орган).

  Административный орган в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, в связи с чем суд на основании ст. 123, 156 и 210 АПК РФ рассматривает заявление в отсутствие отдела надзорной деятельности по имеющимся в материалах дела документам.  

Настаивая на заявленных требованиях, заявитель пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности не выполняются по причине отсутствия финансирования, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в бюджете поселения не заложено, главой администрации  предпринимались все возможные меры для выделения надлежащего финансирования администрацией Кавалеровского района, однако денежных средств в бюджете нет. Глава администрации пояснила, что часть нарушений исправлена, размер штрафа является непомерно большим для бюджета сельского поселения, просит снизить назначенный штраф.

Согласно письменному отзыву административный орган считает, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку материалами дела полностью подтверждается факт совершения  учреждением административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

С учетом отсутствия возражений от лиц, участвующих в деле, относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, суд, руководствуясь п.4 ст.137 АПК РФ, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании 07.04.2014 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 13 часов 00 мин. 09.04.2014, о чем сделано публичное объявление путем размещения информации о перерыве и продолжении судебного заседания на официальном сайте суда (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 19.09.2006 года № 113 «О применении статьи 163 АПК РФ»). По окончании перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании распоряжения главного государственного инспектора Кавалеровского района по пожарному надзору от 28.01.2014 №43 в отношении администрации Высокогорского сельского поседения по адресу: с.Высокогорск, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки установлено, что учреждением нарушены следующие требования пожарной безопасности:  минерализованная полоса не очищена от сухой травы и опавших листьев, не созданы условия для забора воды на нужды пожаротушения, место для забора воды не оборудовано знаком пожарной безопасности, направления движения к пожарному водоему не обозначено соответствующими знаками, отсутствует система звукового оповещения при пожаре, о чем 04.02.2014 составлен акт №43.

Государственным инспектором 04.02.2014 составлен протокол №31 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

11.02.2014 административным органом вынесено постановление №31 о назначении учреждению административного наказания по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ  в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

При соблюдении требований пожарной безопасности следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390; нормами пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры общие технические требования" (НПБ 160-97)".

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает санкцию за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 указанной статьи, в виде  наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти  тысяч до двухсот тысяч рублей.

Факт нарушения администрацией требований пожарной безопасности нашел свое подтверждение материалами дела. Акт проверки и протокол об административных правонарушениях подписаны законным представителем юридического лица. Факт наличия нарушений не оспаривается заявителем. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административный орган сделал правомерный вывод о наличии в действиях учреждения событий административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, административный орган на законных основаниях привлек заявителя к административной ответственности.

Поскольку рассматриваемое административное правонарушение с учетом конкретных обстоятельств его совершения представляет общественную опасность ввиду несоблюдения требований пожарной безопасности, суд не может признать  совершенное административное правонарушение малозначительности, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Наказание выбрано с учетом требований положений статей 4.1, 4.2, 4.3, 4.6 КоАП РФ. Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения администрации к административной ответственности не установлено.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер возложенного на учреждение административного штрафа со 150 000 руб. до 50 000 руб. ввиду следующего.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В доказательство принятия администрацией всех возможных и своевременных мер для соблюдения требований пожарной безопасности в материалы дела представлении письма №134 от 23.08.2011, №32 от 05.02.2014 в адрес главы Кавалеровского муниципального района с просьбой о внесении изменений в бюджет Кавалеровского муниципального района и предоставить дотации Высокогорскому сельскому поселению для выполнения мероприятий по пожарной безопасности. Глава администрации пояснила, что такие обращения с просьбой выделения денежных средств направляются регулярно в течение нескольких лет, однако, денежные средства не выделяются в нужном объеме. Собственные доходы бюджета сельского поселения составили 243 000 руб. на дорожную деятельность, расходы 1 751 140 руб. Высокогорскому сельскому поселению были выделены максимальные субвенции, но их крайне недостаточно для исполнения полномочий по решению практически ни одного из вопросов местного значения.

Вместе с тем, заявителем устранена часть допущенных нарушений, созданы условия для забора воды на нужды пожаротушения, места для забора воды оборудованы знаком пожарной безопасности, направления движения к пожарному водоему обозначено соответствующими знаками, о чем представлены фотоматериалы. Заявитель указал, что специальные знаки устанавливаются регулярно, однако, срываются вандалами; а систему звукового оповещения планируется установить с использованием железнодорожных рельс.

Подводя итог изложенному, по мнению суда, заявителем представлено достаточно доказательств принятия им возможных и своевременных мер для соблюдения требований пожарной безопасности.

В своем Постановлении от 25.02.2014 №4-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1., ч. 1ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч.ч. 2, 5 ст. 15.23-1, ст. 19.7-3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, в той мере, в какой они не допускают назначение штрафов ниже низшего предела, указанного в санкции, т.е. не позволяют учесть характер и последствия правонарушения, степень вины, его имущественное и финансовое положение, а также другие обстоятельства.

До внесения в КоАП РФ изменений, вытекающих из постановления, минимальный размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим названные правонарушения, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела,предусмотренного санкцией статьи.

По мнению суда, в рассматриваемом конкретном случае сумма наложенной санкции в размере 150 000 руб. представляет собой несоразмерное ограничение экономической деятельности сельского поселения. Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, учитывая, что сам факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита. Применение к заявителю административного штрафа в сумме 150 000 руб. в данном конкретном случае будет носить неоправдательно карательный характер, не соответствующий степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности.

Учитывая изложенное, суд считает возможным снизить размер административного штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, до 50 000 руб.

Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части  4 статьи  208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

         Отменить постановление  №31 от 11.02.2014 отдела надзорной деятельности Кавалеровского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю о привлечении учреждения администрация Высокогорского сельского поселения к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа, превышающего сумму в размере 50 000 руб.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                    Ю.К.Бойко