ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8219/19 от 17.07.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-8219/2019

24 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Калягина А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Носовой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Уссурийского городского округа к Департаменту гражданской защиты Приморского края, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Департамента финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», на стороне ответчика Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, о взыскании 481 584 рублей,

при участии в судебном заседании:

от истца: - представитель ФИО1 – доверенность от 25.12.2018, служебное удостоверение;

от ответчика: - до перерыва - представитель ФИО2 – доверенность от 15.05.2019, служебное удостоверение;

от третьего лица - Департамента финансов Приморского края: - после перерыва – представитель ФИО3 – доверенность от 15.09.2016, служебное удостоверение;

от третьего лица - Администрации Приморского края: - после перерыва - представитель ФИО4 – доверенность от 18.10.2018, служебное удостоверение;

от третьего лица - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»: - ;

от третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации: - до перерыва – представитель ФИО5 – доверенность от 22.03.2019, паспорт; после перерыва – представитель ФИО6 – доверенность от 08.07.2019, служебное удостоверение;

от третьего лица - Министерства внутренних дел Российской Федерации: - представитель ФИО7 – доверенность от 26.12.2018, служебное удостоверение;

установил: Истец – Администрация Уссурийского городского округа обратился с исковыми требованиями к ответчику – Департаменту гражданской защиты Приморского края о взыскании в порядке регресса 481 584 рублей, складывающихся из суммы основного долга в размере 469 200 рублей по заключенным истцом и третьим лицом – Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» контрактам № 121 от 23.11.2015, № 123 от 23.11.2015, № 124 от 23.11.2015, № 135 от 07.12.2015, № 136 от 07.12.2015, № 137 от 07.12.2015, № 145 от 25.01.2016, № 146 от 25.01.2016, а также из суммы 12 384 рублей уплаченной названным третьим лицом госпошлины, взысканных с истца в пользу данного третьего лица решением арбитражного суда Приморского края от 31.05.2018 по делу № А51-25474/2017.

В обоснование своих исковых требований истец ссылается на те обстоятельства, что приведенные контракты были заключены в целях временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, прибывших на территорию Приморского края, однако выделенные для исполнения этих контрактов истцу ответчиком в 2016 году денежные средства частично, в вышеназванной сумме 469 200 рублей не были оплачены истцом третьему лицу – Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» по причине их возврата ответчику в связи с поздним перечислением ответчиком истцу 26.12.2016.

Ответчик, третьи лица - Департамент финансов Приморского края, Администрация Приморского края иск оспорили, ссылаясь на недоказанность неправомерного поведения ответчика, указывая на то, что выделение денежных средств для оплаты взысканного решением арбитражного суда Приморского края от 31.05.2018 по делу № А51-25474/2017 основного долга относится к обязательствам федерального бюджета.

Третьи лица – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», Министерство финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации иск не оспорили.

Третьи лица - Департамент финансов Приморского края, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», Администрация Приморского края в судебное заседание 10.07.2019 не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), в связи с чем судебное заседание 10.07.2019 было проведено согласно ст. 156 АПК РФ в отсутствие указанных третьих лиц.

В судебном заседании 10.07.2019 арбитражный суд в порядке ст. 163 АПК РФ определил объявить в судебном заседании перерыв до 10 часов 00 минут 17.07.2019. О дате и времени продолжения судебного заседания по настоящему делу арбитражным судом размещено объявление в сети Интернет на официальном сайте арбитражного суда Приморского края.

После окончания перерыва ответчик, третье лицо - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» в судебное заседание 17.07.2019 не явились, о времени и месте продолжения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ, в связи с чем судебное заседание было продолжено 17.07.2019 после окончания перерыва согласно ст. 156 АПК РФ в отсутствие ответчика, третьего лица - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет».

Из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела следует, что третье лицо - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» на основании заключенных с истцом контрактов № 121 от 23.11.2015, № 123 от 23.11.2015, № 124 от 23.11.2015, № 135 от 07.12.2015, № 136 от 07.12.2015, № 137 от 07.12.2015, № 145 от 25.01.2016, № 146 от 25.01.2016 оказывало содействие временному размещению, социально-бытовому обустройству граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 470-р на финансирование указанных мероприятий из федерального бюджета бюджету Приморского края было выделено 10 468 750 рублей.

В целях освоения данных денежных средств авансовый платеж в размере 5 234 375 рублей межбюджетного трансферта был доведен в виде лимитов бюджетных обязательств по лицевому счету в УФК по Приморскому краю в апреле 2016 года, денежные средства были освоены в полном объеме.

Вторая часть названного межбюджетного трансферта была доведена в виде лимитов бюджетных обязательств по лицевому счету получателя бюджетных средств 13.12.2016.

Из полученных денежных средств 1 070 400 рублей 26.12.2016 были направлены ответчиком истцу. 27.12.2016 данные денежные средства поступили на счет истца.

29.12.2016 истец направил полученные денежные средства в сумме 469 200 рублей для оплаты по вышеуказанным контрактам третьему лицу – Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Дальневосточный федеральный университет».

Однако, поскольку на момент подготовки платежа изменились реквизиты банковского счета названного третьего лица, указанные денежные средства 30.12.2016 были возвращены истцу.

В связи с этим названные денежные средства в сумме 469 200 рублей, как не использованный на 1 января текущего финансового года остаток иных межбюджетных трансфертов, в соответствии с п. 14 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 37 от 26.01.2016 Правил предоставления в 2016 и 2017 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения (далее Правила на 2016 год) 27.01.2017 были возвращены в федеральный бюджет на лицевой счет, открытый третьему лицу – Министерству внутренних дел Российской Федерации.

В ответ на запрос ответчика о предоставлении данных денежных средств в 2017 году в связи с необходимостью оплаты вышеприведенных контрактов третье лицо - Министерство внутренних дел Российской Федерации в письме № 20/5798 от 13.03.2017 ответило отказом.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Приморского края от 31.05.2018 по делу № А51-25474/2017 указанная сумма долга по контрактам, не оплаченная истцом по причине ее возврата в федеральный бюджет, а также сумма расходов третьего лица - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» по уплате госпошлины были взысканы с истца в пользу данного третьего лица, но не возмещены истцу на момент рассмотрения настоящего дела.

Истец считает, что данные суммы подлежат взысканию в порядке регресса с ответчика, в связи с чем обратился с иском по настоящему делу в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О беженцах» мероприятия по приему, проезду и размещению лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также расходы на прием лиц, получивших временное убежище, установленные положениями подпунктов 1, 3 - 6 пункта 1 статьи 6, подпунктов 1, 4 - 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 4528-1, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Как предусмотрено в ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О беженцах» в случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц, ходатайствующих о признании беженцами или о предоставлении временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, места пребывания данных лиц и условия их содержания определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 690 от 22.07.2014 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» были утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке (Временные правила), которые определяют порядок предоставления указанным лицам, а также прибывшим с ними в поисках убежища членам их семей в соответствии с Законом о беженцах возможности временного пребывания на территории Российской Федерации по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1502 от 26.12.2014 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения» (вместе с «Правилами предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения») (Правила на 2015 год) финансирование пребывания граждан Украины на территории Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления межбюджетных трансфертов на их финансовое обеспечение.

Правила предоставления в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 37 от 26.01.2016 (Правила на 2016 год), содержат аналогичные положения о порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов в 2016 году.

Пунктом 3 Правил на 2016 год определено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Правил на 2016 год иные межбюджетные трансферты, предоставленные в текущем году и не использованные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации, подлежат возврату в текущем году на лицевой счет получателя средств федерального бюджета, открытый Министерству внутренних дел Российской Федерации в Федеральном казначействе, по истечении 60- дневного срока с даты их поступления с представлением высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Министерство дополнительного соглашения к соглашению, предусматривающего возврат иных межбюджетных трансфертов, за исключением иных межбюджетных трансфертов, предоставленных после 1 ноября 2016 г.

Из приведенных норм законодательства, обстоятельств дела следует вывод о том, что финансирование спорных расходов истца в сумме 469 200 рублей относится к обязательствам федерального бюджета.

Спорная сумма в размере 469 200 рублей иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2016 году и не использованных уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации, подлежала возврату и фактически была возвращена на лицевой счет получателя средств федерального бюджета, открытый Министерству внутренних дел Российской Федерации в Федеральном казначействе.

Доказательствами по делу подтверждается то обстоятельство, что спорная сумма в размере 469 200 рублей в составе межбюджетного трансферта была доведена ответчиком до истца в разумный срок после получения трансферта из федерального бюджета, что позволило истцу в установленный срок, до истечения финансового 2016 года подготовить и направить в банк платежные документы для перечисления этой суммы третьему лицу.

Таким образом, возврат данной суммы истцу банком по причине ненадлежащих реквизитов счета третьего лица и последующий возврат этой суммы в 2017 году ответчику с последующим возвратом данной суммы в федеральный бюджет не связаны с каким-либо доказанным неправомерным поведением Приморского края в лице ответчика либо в лице иных органов государственной власти, иных субъектов, представляющих Приморский край. Более того, ответчик в 2017 году принял меры по получению данных средств от третьего лица – МВД России, в чем ответчику было отказано.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Так как истец не доказал наличие законного либо договорного обязательства по возмещению ему ответчиком спорной суммы в порядке регресса, также поскольку финансирование спорных расходов истца в сумме 469 200 рублей относится к обязательствам федерального бюджета, кроме того, учитывая то обстоятельство, что фактически осуществленный возврат данной суммы истцом ответчику и в дальнейшем ответчиком в федеральный бюджет не связан с неправомерным поведением ответчика, Приморского края в лице иных уполномоченных субъектов и не повлек сбережение данных денежных средств Приморским краем, арбитражный суд расценивает предъявленные по делу исковые требования в качестве незаконных, необоснованных и не подлежащих удовлетворению.

В соответствии со ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты госпошлины по делу.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Приморского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в Арбитражный суд Дальневосточного округа, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                         Калягин А.К.