ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-38239/21 от 10.03.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   10 марта 2022 г.

Полный текст решения изготовлен            17 марта 2022 г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Парамоновой А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гречка Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» (ОГРН 1116164001546, ИНН 6164302805)

к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области

о признании недействительным предписания №58-21-10/21-13091 от 05.10.2021 года,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора  ООО « Веселовское ДСУ» и ООО «Кубань ДорСтрой», ООО «Югэкспертиза»

при участии представителей:

от заявителя: представитель  Роев А.А. дов. от 14.12.2021 года № 3/д/АО/21-218;

от ответчика: представитель  Булаева Ж.В. дов от 28.06.2019 года;

от ООО « Веселовское ДСУ»: представитель Пантюхин В.А. дов. от 11.01.2021 года;

от ООО « Кубань ДорСтрой»: представитель не явился;

от ООО «ЮгЭкспертиза»: представитель не явился.

установил: Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» (ОГРН 1116164001546, ИНН 6164302805)  (далее «заявитель») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее «казначейство») №58-21-10/21-13091 от 05.10.2021 года.

К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены ООО «Веселовское ДСУ», ООО «Кубань ДорСтрой», ООО «Югэкспертиза».

Представитель заявителя явился в судебное заседание, поддержал  заявленные требования в полном объеме.

Представитель казначейства возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнительных пояснениях.

Представитель третьего лица ООО «Веселовское ДСУ» явился в судебное заседание и поддержал доводы заявителя, указав, что расходы на перевозку персонала являлись необходимыми, непредвиденные расходы произведены с целью улучшения качества дорожного покрытия. 

Представитель ООО «Кубань ДорСтрой» не явился в судебное заседания, общество извещено надлежащим образом, в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ, что не препятствует рассмотрению спора в порядке статьи 156 АПК РФ.

Представитель третьего лица ООО «Югэкспертиза» не явился в судебное заседание, направил письменный отзыв на заявление, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

 Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, судом установлено следующее.

Управлением, на основании приказа от 27 июля 2021 г. № 714 «О назначении плановой выездной проверки федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», в ФКУ «ОСК Южного военного округа» проведена проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта «Автомобильные дороги Минобороны России» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

По результатам проведенной проверки установлено следующее.

В нарушение пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3.6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» в 2019 году ФКУ «ОСК Южного военного округа» в рамках исполнения государственного контракта от 31.05.2019 № 0858100000119000136­0858100000119000136-2509-291 необоснованно приняты актом о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 04.10.2019 № 1 и оплачены на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) № 1 платежным поручением 24.10.2019 № 380334 затраты на перевозку рабочих в общей сумме 57 940,72 рубля.

В нарушение пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.96 МДС 81-35.2004, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в 2019 году ФКУ «ОСК Южного военного округа» в рамках исполнения государственного контракта от 31.05.2019 № 0858100000119000136­0858100000119000136-2509-291 необоснованно приняты актом о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 04.10.2019 № 1 и оплачены на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) № 1 платежным поручением от 24.10.2019 № 380334 непредвиденные работы и затраты 117 040,26 рубля.

В нарушение пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3.6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» в 2019 году ФКУ «ОСК Южного военного округа» в рамках исполнения государственного контракта от 04.07.2019 № 0858100000119000183­0858100000183-2509-312 необоснованно приняты актом о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 25.11.2019 № 1 и оплачены на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) 25.1 1.2019 № 1 платежным поручением от 27.11.2019 № 529022 затраты на перевозку рабочих в общей сумме 112 447,41 рубля.

На основании изложенного, Управление пришло к выводу, что ФКУ «ОСК Южного военного округа» неправомерно использовало бюджетные средства на общую сумму 287 428, 39 рублей.

Нарушения, выявленные в ходе проверки, зафиксированы в Акте выездной проверки от 27 августа 2021 г.

На Акт выездной проверки ФКУ «ОСК Южного военного округа» 6 сентября 2021 г. исх. № 60/37/1628 направило в Управление возражения.

5 октября 2021 г. по результатам рассмотрения акта и материалов проверки, Управлением выдано предписание № 58-21-10/21-13091 (далее -Предписание), в соответствии с которым, ФКУ «ОСК Южного военного округа» в срок до 1 апреля 2022 г. включительно необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в размере 287 428,39 руб.

ФКУ «ОСК Южного военного округа»  не согласившись с выданным предписанием, обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 05.10.2021 № 58-21-10/21-13091.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в признании предписания недействительным по следующим основаниям.

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования
предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование
бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя
бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю)
бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами
(муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные
правоотношения.

При этом получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В связи с чем, государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон №44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон №44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии сметодиками и нормативами(государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 9 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет  средств  регионального  оператора,  товарищества собственников  жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

В целях реализации мероприятий федерального проекта «Автомобильные дороги Минобороны России» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации ФКУ «ОСК Южного военного округа» заключены Государственные контракты (договоры).

Планом работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог необщего пользования Южного военного округа на 2019 год, утвержденным Командующим войсками Южного военного округа 29.12.2018 и согласованным руководителем Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 14.12.2018, за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий федерального проекта «Автомобильные дороги Минобороны России» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году, предусмотрен капитальный ремонт двух дорог, включенных в Перечень автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил) от 25 мая 2019:

- «Автомобильная дорога от 3 км автомобильной дороги Ml 61-238 Новочеркасск-Каменоломни до КПП в/ч 11659» (подъезд к полигону «Кадамовский»);

- «Автомобильная дорога от 1256 автомобильной дороги М4 «Дон» до КПП в/ч 40771».

Ремонт данных дорог осуществлен согласно контрактам от 31.05.2019 №0858100000119000136-0858100000119000136-2509-291 с ООО «Веселовское ДСУ» и от 04.07.2019 № 0858100000119000183-0858100000119000183-2509-312 с ООО «КубаньДорСтрой».

ФКУ «ОСК Южного военного округа» с ООО «Веселовское ДСУ» заключен государственный контракт от 31.05.2019 № 0858100000119000136-0858100000119000136-2509-291 на ремонт автомобильной дороги необщего пользования «Автомобильная дорога от 3 км автомобильной дороги М161-238 Новочеркасск-Каменоломни до КПП в/ч 11659» (подъезд к полигону «Кадамовский»), идентификационный номер №6165021701 НП ЧС 60 202-0018 в интересах автомобильной службы управления транспортного обеспечения Южного военного округа (далее - государственный контракт от 31.05.2019 № 0858100000119000136-0858100000119000136-2509-291).

Цена государственного контракта от 31.05.2019 № 0858100000119000136-0858100000119000136-2509-291 составила 43 241 107, 92 рубля. Согласно Соглашению о расторжении государственного контракта от 31.05.2019 №0858100000119000136-0858100000119000136-2509-291 от 28.10.2019 стоимость исполненных обязательств по ремонту автомобильной дороги необщего пользования составила 41 123 777,98 рубля.

Проверкой акта о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 04.10.2019 №1 по Государственному контракту от 31.05.2019 № 0858100000119000136-0858100000119000136-2509-291 (далее - Госконтракт от 31.05.2019) установлено, что акт составлен с применением федеральных единичных расценок (ФБР, ФЕРм, ФЕРп, ФССЦпг) и федеральных сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ФССЦ) в сметно-нормативной базе 2000 года в редакции 2014 года (приказ Минстроя РФ от 30 января 2014 г. № 31/пр.), которые включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Сметная стоимость материалов и оборудования, отсутствующих в сметной нормативной базе, принята по прайс-листам в текущем уровне цен с пересчетом в базисный уровень цен 2001 года (на 01.01.2000) методом «обратного счета». Стоимость оборудования в локальных сметных расчетах определена с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. Сметная цена определена на основании информации об отпускных ценах (ценах реализации). Информация об отпускных ценах (ценах реализации) и объемах реализации материальных ресурсов, применяемая для определения сметных цен, предоставлена производителями (поставщиками) по прайс-листам, коммерческим предложениям и МДС 81-25.2001 с учетом положений письма Росстроя от 18.11.2004 №АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве».

При этом в акте о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 31.05.2019 ООО «Веселовское ДСУ» включена перевозка рабочих в процентном отношении в размере 1% от стоимости выполненных строительно-монтажных работ в сумме 57 940,72 рубля (54251,61 X 1,2(НДС) х 0,8900000010414627 (коэффициент аукционного удешевления)).

В соответствии с пунктом 3.6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 6 (далее - МДС 81-33.2004), затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта, являются затратами, не учитываемыми в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы затраты по перевозке.

В соответствии с пунктом 1.5 МДС 81-33.2004 накладные расходы в акте о приемки выполненных работ КС-2 от 04.10.2019 № 1 к Госконтракту определены от фонда оплаты труда по видам работ в соответствии с МДС 81-33.2004 и оплачены подрядной организации ООО «Веселовское ДСУ» в полном объеме.

Согласно Приложению № 9 к Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов  культурного  наследия  (памятников  истории  и  культуры)  народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04 августа 2020 г. № 421/пр., затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсация расходов по организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта определяются расчетами на основе расчетов на основании проектной документации. Проектная документация для выполнения работ по Госконтракту не разрабатывалась.

Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3.6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» в 2019 году ФКУ «ОСК Южного военного округа» в рамках исполнения государственного контракта от 31.05.2019 № 0858100000119000136-0858100000119000136-2509-291 необоснованно приняты актом о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 04.10.2019 № 1 и оплачены на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) 04.10.2019 № 1 платежным поручением 24.10.2019 № 380334 затраты на перевозку рабочих в общей сумме 57 940,72 руб.

Кроме того, в акте о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 31.05.2019 ООО «Веселовское ДСУ» предъявлены непредвиденные работы и затраты в процентном отношении в размере 2% от стоимости выполненных строительно-монтажных работ в сумме 117 040,26 рубля (109588,26 х 1,2(НДС) X 0,8900000010414627 (коэффициент аукционного удешевления)).

В соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (далее - МДС 81 35.2004) резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

В ответ на запрос о представлении информации, документов, материалов и объяснений, необходимых для проведения контрольного мероприятия, получены пояснения врио начальника автомобильно-дорожной службы управления транспортного обеспечения Южного военного округа К. Иванченко, документы, подтверждающие факт изменений, внесенных в проектную документацию в результате разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте, отсутствуют.

Поскольку в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие необходимость выполнения непредвиденных работ и затрат, а также документы, подтверждающие их фактическое выполнение, Управление правомерно  установило, что в нарушение пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.96 МДС 81-35.2004, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в 2019 году ФКУ «ОСК Южного военного округа» в рамках исполнения государственного контракта от 31.05.2019 № 0858100000119000136-0858100000119000136-2509-291 необоснованно приняты актом о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 04.10.2019 № 1 и оплачены на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) 04.10.2019 № 1 платежным поручением от 24.10.2019 № 380334 непредвиденные работы и затраты 117 040,26 руб. за счет средств федерального бюджета.

Проверкой акта о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 25.11.2019 №1 по Государственному контракту от 04.07.2019 № 0858100000119000183-0858100000183-2509-312 (далее - Госконтракт 312) установлено, что акт составлен с применением федеральных единичных расценок (ФБР, ФЕРм, ФЕРп, ФССЦпг) и федеральных сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ФССЦ) в сметно-нормативной базе 2000 года в редакции 2014 года (приказ Минстроя РФ от 30 января 2014 г. № 31/пр.), которые включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Сметная стоимость материалов и оборудования, отсутствующих в сметной нормативной базе, принята по прайс-листам в текущем уровне цен с пересчетом в базисный уровень цен 2001 года (на 01.01.2000) методом «обратного счета». Стоимость оборудования в локальных сметных расчетах определена с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. Сметная цена определена на основании информации об отпускных ценах (ценах реализации). Информация об отпускных ценах (ценах реализации) и объемах реализации материальных ресурсов, применяемая для определения сметных цен, предоставлена производителями (поставщиками) по прайс-листам, коммерческим предложениям и МДС 81-25.2001 с учетом положений письма Росстроя от 18.11.2004 №АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве».

Кроме того, в акте о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 25.11.2019 № 1 ООО «КубаньДорСтрой» также включена перевозка рабочих в процентном отношении в размере 1% от стоимости выполненных строительно-монтажных работ в сумме 112 447,41 рубля (93 706,18 х 1,2(НДС))

В соответствии с пунктом 3.6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 6 (далее - МДС 81-33.2004), затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта, являются затратами, не учитываемыми в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы затрат по перевозке.

В соответствии с пунктом 1.5 МДС 81-33.2004 накладные расходы в акте о приемки выполненных работ КС-2 от 25.11.2019 № 1 к Госконтракту 312 определены от фонда оплаты труда по видам работ в соответствии с МДС 81-33.2004 и оплачены подрядной организации ООО «КубаньДорСтрой» в полном объеме.

Согласно Приложению № 9 к Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04 августа 2020 г. № 421/пр., затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсация расходов по организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта определяются расчетами на основе расчетов на основании проектной документации. Проектная документация для выполнения работ по Госконтракту 312 не разрабатывалась.

Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3.6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» в 2019 году ФКУ «ОСК Южного военного округа» в рамках исполнения государственного контракта от 04.07.2019 № 0858100000119000183-0858100000183-2509-312 необоснованно приняты актом о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 25.11.2019 № 1 и оплачены на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) 25.11.2019 № 1 платежным поручением от 27.11.2019 № 529022 затраты на перевозку рабочих в общей сумме 112 447,41 руб. за счет средств федерального бюджета.

Заявитель, оспаривая сумму непредвиденных расходов, указал, что расходы фактически произведены и оплачены.  В локально-сметном расчете резерв средств на непредвиденные затраты согласно пункта 4.96 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции» принят в размере 2%. В соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 при расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачиваются заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 109588,26 рублей использован исполнителем контракта для возмещения стоимости затрат, потребность в которых возникла в ходе выполнения работ, а именно для приобретения щебня марки 800, фракции 5(3)-10 мм в объеме 361,86975 м3, щебня марки 800, фракции 10-20 мм в объеме 247,5 м3, перевозки грузов автосамосвалами в объеме 834,83656 тонн.

Судом указанные доводы исследованы и отклонены по следующим основаниям.

Согласно пункту 4.96 Методики в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

То есть конкретного перечня работ (затрат), стоимость которых компенсируется за счет резерва средств на непредвиденные расходы, ни вышеназванный пункт Методики, ни ее другие разделы, равно как иные нормативные акты не содержат.

Между тем такое понятие как резерв средств на непредвиденные работы и затраты встречается в актах, регулирующих выполнение строительных работ. Так основным нормативным документом, регулирующим вопросы, связанные с технической документацией, при проведении строительных работ является Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 1.02.01-85).

Согласно п. 4.6. СНиП 1.02.01-85. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (утв. Постановлением Госстроя СССР от 23.12.1985 № 253) часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты (в размерах 1-3 % от общей стоимости строительных и монтажных работ по объектной смете) служит для возмещения затрат подрядчика в случае изменения им способов производства работ, замены механизмов, а также замены по его инициативе в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в рабочих чертежах, выданных на производство работ.

Остальная часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты остается в распоряжении заказчика и может расходоваться на:

- оплату дополнительных работ, вызванных уточнением заказчиком в установленном порядке объемно-планировочных, конструктивных, технологических решений

- уточнение сметной стоимости объектов, расчеты по которым в разрешенных случаях производятся за фактически выполненные объемы работ по единичным расценкам на строительные работы и расценкам на монтаж оборудования;

- уточнение стоимости при выявлении в процессе строительства работ, не учтенных в рабочих чертежах и смете, или ошибок в проектно-сметной документации;

- оплату дополнительных расходов, связанных с поставками материалов и изделий, обеспечение которыми лежит на обязанности заказчика;

- оплату разницы в стоимости оборудования при отклонении цен промышленности от принятых в сметах, а также в связи с заменой в установленном порядке отдельных видов оборудования;

- оплату других работ и затрат, которые на основании действующего законодательства подлежат возмещению за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Таким образом, из приведенных норм Методики и Инструкции следует, что сумма затрат на непредвиденные работы является суммой, используемой на выполнение дополнительных работ и затрат, которые подрядчик должен выполнить в ходе производства работ.

В случае, если в ходе исполнения контракта не возникла необходимость дополнительного объема работ, сумма затрат на непредвиденные работы и затрат подрядчику не передается.

При этом, анализ предоставленных документов: локальных сметных расчетов, расчетов стоимости учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (унифицированная форма № КС-2) позволяет установить, что выполненные работы принимались и оплачивались заявителем с указанием в КС-2 непредвиденных работ и затрат в процентном отношении в размере 2 % от стоимости выполненных строительно-монтажных работ, что фактически необоснованно увеличивало стоимость каждой позиции выполненных работ на 2%.

При этом, отсутствуют изменения, внесенные в проектную документацию в результате разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте, как и отсутствуют документы, подтверждающие необходимость проведения непредвиденных работ и фактическое выполнение непредвиденных работ.

Таким образом, отсутствуют документы, подтверждающие необходимость выполнения непредвиденных работ и затрат, а также документы, подтверждающие их фактическое выполнение.

Тогда как, согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе, лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Суду представлена локальная смета и письма, составленные ООО «Веселовское  ДСУ», о приобретении и перевозке щебня. Однако такие документы не являются доказательством фактических расходов, кроме того, отсутствует документальное обоснование их непредвиденности и внесение изменений в проектную документацию. Как пояснили стороны,  досыпка щебня иной фракции была осуществлена для  улучшения качества дороги, однако данные действия не соответствует утвержденной смете, которой установлены все материалы, затраты и работы, для выполнения определенного объема работ и их качества. Следовательно, никаких дополнительных затрат в данном случае не требовалось. Документально невозможность выполнения работ согласно смете не подтверждена.     

На основании изложенного, заявителем  необоснованно приняты согласно акта о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 31.05.2019 предъявленные ООО «Веселовское ДСУ» непредвиденные работы и затраты в процентном отношении в размере 2% от стоимости выполненных строительно-монтажных работ в сумме 117 040,26 рубля (109588,26 х 1,2(НДС) X 0,8900000010414627 (коэффициент аукционного удешевления)). Данная позиция подтверждается судебной практикой, сформированной в рамках дел №А53-38750/2017, А53-2986/2019, А53-19545/2021.

Оспаривая предписание в части пунктов  один и три заявитель указал, что доставка рабочих до места производства работ по данному объекту предусмотрена на расстояние 140 км. С учетом требований пункта 3.6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» затраты связанные с перевозкой рабочих в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу «Временные здания и сооружения» и главу «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства. «Автомобильная дорога от 3 км автомобильной дороги М161-238 Новочеркасск - Каменоломни до КПП войсковой части 11659» (подъезд к полигону «Кадамовский»), является автомобильной дорогой необщего пользования протяженностью 1,3 км, используется исключительно в интересах войсковой части 11659. Движение пассажирского транспорта общего пользования по данной дороге не предусмотрено и не осуществляется. Как следствие ООО «Веселовское ДСУ» доставка рабочих к месту выполнения была организована и осуществлялась за счет средств организации, что подтверждается соответствующим расчетом. В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, результативность, целевой характер расходования выделенных бюджетных ассигнований со стороны получателя средств ФКУ «ОСК Южного военного округа», обеспечены. Отступлений, в соответствии со 1 статьей 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, от условий контракта не допущено.

Суд, проверив доводы сторон, пришел к выводу о неправомерном включение перевозки рабочих отдельной строкой в размере 1%.

Проектно-сметная документация была оформлена ООО «Югэкспертиза», в связи с  чем, данное лицом привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

От ООО «Юээкспертиза» поступили письменные пояснения по данному вопросу.

Общество указало, что  согласно п.3.6 МДС 81-33.2004 не учитываются в нормах накладных расходов, но относятся на накладные расходы следующие затраты - затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта. Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства. В соответствии с п. 4.34 "МДС 81-35.2004" в тех случаях, когда стоимость объекта определена по одной локальной смете, объектная смета не составляется. При этом роль объектной сметы выполняет локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и для объектных смет. При совпадении понятий объекта и стройки в сводный сметный расчет стоимости строительства включаются также данные из локальных смет. При составлении на один и тот же вид работ двух или более локальных сметных расчетов (смет) эти расчеты (сметы) объединяются в объектный сметный расчет (смету) в одну строку под общим названием.

Согласно предоставленным ООО «КДС» и ООО «Веселовское ДСУ» расчетам затрат, связанных с перевозкой автомобильным транспортом работников, доставка рабочих до места производства работ по объектам, указанным в государственном контракте, предусмотрена на среднее расстояние 140 км. Так как по условиям государственного контракта сводный сметный расчет не составлялся, расходы по «Перевозке рабочих» были выделены в локальном сметном расчете отдельным учетом.

Таким образом, исходя из условий государственного контракта, расчетов по перевозкам и действующих методических указаний Гостроя России статья расходов - «Перевозка рабочих» отнесена к отдельному учету и не включена в статью расходов «Накладные расходы».

Вместе с тем, суд считает,  что данные  расходы выделены отдельной строкой не правомерно и не могут быть оплачены в размере процентной стоимости, как это отражено в актах выполненных работ подрядчиками и оплачено заказчиком.

В соответствии с пунктом 9.3 приложения № 8 МДС 81-35.2004 Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (далее - МДС 81-35.2004) затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсация расходов по организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта определяются расчетами на основе Проекта организации строительства (далее — ПОС) с учетом обосновывающих данных транспортных предприятий.

Проект организации строительства (ПОС) - организационный документ, разрабатываемый в составе проекта и определяющий объемы, сроки строительства, потребность в ресурсах и общую технологию строительных работ.

Между тем, Объединенным стратегически командованием ПОС не разрабатывался.

Согласно пункту 3.6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 6 (далее - МДС 81-33.2004) Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в приложении 6.

Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы".

К ним относятся, в том числе, затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3.6 МДС 81-33.2004 затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстояние более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта относятся на накладные расходы затрат по перевозке и не могут быть выделены отдельной строкой.

В связи с чем, Объединенным стратегическим командованием в рамках исполнения государственных контрактов необоснованно приняты актами о приемке выполненных работ (формы КС-2) и оплачены на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат расходы «на перевозку рабочих».

 Доводы заявителя о том, что  раздел V "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы"  свидетельствует о том, что указанные затраты не относятся к накладным расходов судом отклонены как основанные на неверном толковании указанной нормы, поскольку в данном случае речь идет о том, что указанные расходы не учитываются при нормировании, однако исчисляются и  отражаются в накладных расходах, исходя из действительной их стоимости.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что предписание Управления Федерального казначейства по Ростовской области законно и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

Пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд расходы по госпошлине относит на заявителя с учетом освобождения заявителя от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                               Парамонова А. В.