ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-10417/10 от 20.04.2011 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25

Именем Российской Федерации 

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2011 года

Дело №

А55-10417/2010

Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2011года

Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2011года

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уваровой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании 20 апреля 2011 года дело по иску

Министерства имущественных отношений Самарской области, Управления государственной архивной службы, 443068, <...>, <...>

От 13 мая 2010 года

к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, 443010, Самарская область, ул. Л.Толстого, 20

третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Красноармейская, 12

о признании права собственности

при участии в заседании

от истца – представитель ФИО2 доверенность от 29.12.2010 г. №341, ФИО3 доверенность от 04.03.2011г. №03-78/187, ФИО4 доверенность от 04.03.2011г. № 03-78/186

от ответчика – представитель ФИО5 доверенность №2077 от 02.11.2010г.

от третьего лица - не явился, извещен

Установил:

Истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском, измененным в соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением арбитражного суда от 30 марта 2011г., о признании права собственности Самарской области на объект недвижимого имущества площадью 2 575,5 кв.м., расположенный по адресу: <...> порядке п. 5 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением арбитражного суда от 18 июня 2010г. к участию в дело привлечено в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истцов.

Определением арбитражного суда от 02 августа 2010г. производство по делу №А55-10417/2010 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-11033/2010 по иску Министерства имущественных отношений Самарской области, Управления государственной архивной службы Самарской области к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным внесение объекта недвижимого имущества площадью 2575,5кв.м., расположенного по адресу: <...> реестр муниципальной собственности и об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самара исключить из реестра муниципальной собственности указанного объекта недвижимого имущества.

Решением арбитражного суда Самарской области по делу №А55-11033/2010 от 26.10.2010г., вступившим в законную силу, признаны незаконными действия Департамента по внесению объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...> реестр муниципальной собственности, суд обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара исключить из реестра муниципальной собственности указанный объект недвижимого имущества.

Определением арбитражного суда от 10.02.2011г. производство по делу в связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление производство по делу, возобновлено.

В судебном заседании 14.04.2010г. истцом уточненные исковые требования поддержаны в полном объеме.

В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 14 апреля 2011г. в судебном заседании был объявлен перерыв до 20 апреля 2011г. до 16час. 15мин. Сведения о времени и месте судебного разбирательства были опубликованы на сайте арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: www. samara. arbitr. ru и на доске объявлений в здании суда. По окончании перерыва судебное заседание продолжено.

Ответчик - Департамент управления имуществом городского округа Самара в отзыве на иск, представленном в соответствии со ст.131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по окончании перерыва, в удовлетворении исковых требований просит отказать, считая их незаконными и необоснованными, в соответствии со ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации заявил о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному требованию.

Третье лицо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, отзыв на иск не представило, в судебное заседание не явилось.

О времени и месте судебного разбирательства третье лицо в силу п.1 ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом извещено, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления №65468 (л.д.4 том 2), что позволяет суду в силу ч.1,3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица и по имеющимся в деле материалам.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства согласно ст.ст.71,162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении и отзывах на иск, заслушав пояснения представителя истца, ответчика в судебном заседании, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Положению о министерстве имущественных отношений Самарской области (далее – министерство), утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007г. №79, министерство является органом государственной власти субъекта РФ, осуществляющим управление и распоряжение имуществом Самарской области.

29 марта 2010 г. в адрес министерства обратилось Управление государственной архивной службы Самарской области с просьбой в судебном порядке признать право собственности Самарской области на здание, расположенное по адресу: г.Самара, у л .Молодогвардейская, д. 35.

Из обращения Управления государственной архивной службы усматривалось, что указанный объект недвижимого имущества состоит в реестре муниципальной собственности на основании Решения Малого Совета Самарского городского округа народных депутатов №222 от 17.09.1992г., под реестровым номером 005646 и в настоящее время передан по договору безвозмездного пользования Управлению государственной архивной службы Самарской области.

По мнению истца, включение спорного объекта в реестр муниципального имущества является незаконным, поскольку объект отсутствует в перечне имущества решения Малого Совета.

При этом с 15 мая 1925 г. на основании решения Самарского горсовета за Губернским архивным бюро было закреплено право на владение дома № 53 (в настоящее время № 35) по ул.Кооперативной, которое Управление, как правопреемник, использует по настоящее время.

Кроме того, постановлением Администрации г.Самары от 28.04.1993 г. № 670 государственному архиву в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 0,275 га по улице -Молодогвардейская, 35.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, по мнению истца, что объект, расположенный по адресу: <...>, с 15.05.1925 г. и по настоящее время находился в пользовании государственного учреждения Самарской области.

Содержание объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...> полностью осуществляется Управлением государственной архивной службы Самарской области, что подтверждается хозяйственными договорами, в том числе, на техническое обслуживание и ремонт автоматических установок, пожаротушения, электроснабжения, на проведение систематических дератизационных мероприятий, на отпуск питьевой воды, на оказание услуг охраны, по вывозу мусора бытовых отходов и т.д.

Более того, за время владения спорным объектом недвижимого имущества, Управлению из бюджета Самарской области были выделены денежные средства на проведение текущего и капитального ремонта.

Согласно Закону СССР от 06.03.1990 «О собственности в СССР» и Закону РСФСР от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР» имущество, находившееся в государственной собственности РСФСР, было отнесено соответственно к федеральной собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей, исходя, прежде всего из того, в ведении какого уровня органов государственной власти и управления находилось то или иное имущество.

В дальнейшем разграничение единой государственной собственности и передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации производились на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1), а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (далее - Положение об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядка оформления собственности).

При этом разграничение имущества осуществлялось в соответствии с перечнями объектов, содержащихся в Приложении № 1-3 к Постановлению № 3020-1.

Имущество архивных учреждений не указано в приложениях 1-3 к Постановлению № 3020-1.

Как следует из пунктов 3, 6 Постановления № 3020-1, объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации на основании положений их законодательных органов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Передача данных объектов в собственность субъектов Российской Федерации осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации, которое принимает окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений соответствующих Советов народных депутатов в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Если по истечении срока такое постановление не было принято, предложения Советов народных депутатов считаются удовлетворенными, а принятие объектов в собственность оформляется решением органа, внесшего предложения (п. 8 Постановления № 3020-1).

Таким образом, анализ вышеназванных положений нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности, должны передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации на основании предложений их законодательных органов.

Однако Самарским областным Советом народных депутатов решение по вопросу передачи спорного объекта недвижимого имущества в собственность Самарской области не принималось.

Вместе с тем, как полагает истец, данные правовые акты своими императивными положениями определяют потенциального собственника спорного имущества при разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность, а именно субъект Российской Федерации.

Положения, определяющие порядок приобретения права собственности субъекта Российской Федерации носят процедурный характер, и неисполнение данных норм, по мнению истца, не может свидетельствовать об отсутствии оснований для признания права собственности Самарской области в судебном порядке на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 2 575,5кв.м.

Указанные выше обстоятельства и послужили истцу основанием в соответствии с п.5 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации настоящего иска.

Решением арбитражного суда Самарской области по делу №А55-11033/2010, вступившим в законную силу (л.д.139-146 том1), установлено, что в перечне предприятий, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары, утвержденном решением Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов № 222 от 17.09.1992, спорное имущество отсутствует.

В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 12.11.1992г. №1352 «О закреплении имущества за органами и учреждениями государственной архивной службы России», имущество, находящееся или передаваемое в оперативное управление органам и учреждениям государственной архивной службы России, закрепляется за ними на праве бессрочного владения, пользования и распоряжения им.

В развитие указанной нормы Приказом Роскомархива №213 от 24.11.1992г. установлено, что имущество, в том числе недвижимое, находящееся или передаваемое в оперативное управление органам и учреждениям Государственной архивной службы России, закрепляется за ними на праве бессрочного владения, пользования и распоряжения им.

Указанным решением установлено, что нежилое здание площадью 2575,5 кв.м., расположенное по адресу: <...>, начиная с 1925 года по настоящее время использовалось учреждениями Самарской области для обеспечения сохранности архивных документов. Из технического паспорта, экспликации к плану строения, на объект недвижимости, расположенный по улице Молодогвардейской, д. 35, по состоянию на 2001 год, то есть до заключения договора №000239Л о передаче в безвозмездное пользование, следует, что помещение предназначено для архива.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, формирование и содержание архивных фондов субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона РФ для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться, в частности, архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения.

Материалами дела данного решения установлено, что содержание здания госархива полностью осуществляется за счет заявителей, что подтверждается хозяйственными договорами, а также справкой о затратах архивной службы по содержанию здания, расположенного по адресу: <...>, произведенных за счет средств бюджета Самарской области и внебюджетных средств архива.

Кроме того, суд по делу №А55-11033/2010 отметил, что Комитетом по управлению имуществом г. Самара (в настоящее время Департамент) предпринимались меры по безвозмездной передаче спорного объекта недвижимости в государственную собственность Самарской области или федеральную собственность, что подтверждается предложением, оформленным в форме письма исх. № 19-07-09/25709 от 12.04.2005г. Данное обстоятельство, как указал суд, свидетельствует об отсутствии оснований использования спорного объекта недвижимости для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и необходимости его использования учреждениями Самарской области.

Таким образом, арбитражный суд по делу №А55-11033/2010 сделал вывод о том, что заинтересованное лицо каких-либо доказательств, подтверждающих правомерность включения спорного объекта в реестр муниципального имущества в порядке, предусмотренном вышеуказанными положениями Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», в материалы дела не представило.

Далее, судом установлено, что оспариваемые действия по включению спорного объекта недвижимости в реестр муниципального имущества не соответствуют положениям действующего гражданского законодательства и Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также распоряжению Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 5 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законом.

Права владения, пользования, и распоряжения своим имуществом всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владение, пользование и распоряжение им в зависимости от того, находится имущество в собственности граждан или юридических лиц, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь Законом.

Ответчиком в нарушение требований ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств включения спорного имущества в реестр муниципального имущества, не указаны основания, перечисленные в Законе.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрен такой способ как признание права.

При указанных обстоятельствах, суд считает требования истца о признании права собственности обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, арбитражным судом отклоняется, поскольку Управление государственной архивной службы владеет спорным зданием и из владения истца данный объект с 1925г. не выбывал, в связи с чем на основании ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования собственника, связанные с устранением нарушения его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, исковая давность не распространяется. Указанная позиция отражена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №5870/09 от 13.04.2010г., а также в п.49 совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010г. №О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Руководствуясь ч.1 ст.110,163, ст.ст.167-170,176-180

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать право собственности Самарской области на объект недвижимого имущества площадью 2575,5 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1