ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-11071/08 от 29.05.2009 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 мая 2009 года Дело № А55-11071/2008

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Зубковой О.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крайновой Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании 9-15 апреля 2009 года дело по иску

Чернореченской квартирно-эксплуатационной части района, 443539, Самарская область, Волжский район, п.Рощинский

к 1. Министерству финансов РФ, 109097. г.Москва, Ильинка, 9;

2. Министерству управления финансами Самарской области, 443006, г. Самара, Молодогвардейская. 210

Третьи лица: 1) .Администрация Волжского района г.о.Самара, 443045, г.Самара. ул.Дыбенко,

12б;

2) ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской

области, 443041, г.Самара, ул.Садовая, 175;

3) ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Волжскому району Самарской

области, 443041, г.Самара, ул.Садовая, 175«А»; г.Самара, ул.Карла Маркса, 274»Б»;

4) Управление социальной защиты населения Администрации муниципального

района Волжский Самарской области, 443045. г.Самара, ул.Дыбенко. 12»а».

о взыскании 969 015 руб.30 коп.

при участии в заседании

от истца – Белоус Н.Г., по дов. б/н 14.07.2008г., Борисевич О.С. по дов. б/н от 24.02.2009г.;

от ответчиков – 1. Тихоненко Н.В., по дов.№ 64 от 23.01.2009г.;

2. Инкина Н.В. по дов.№ 07-07/11 от 31.10.2008г.;

от третьих лиц – 1) Чернышов Г.В. по дов.№ 63 от 24.03.2009г.;

2) не явился, извещено (уведомление 45705);

3) не явился, извещено (уведомление 45704);

4) не явился, извещено (уведомление 45703).

Установил: Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района, п.Рощинский, Волжского района. Самарской области обратилась в арбитражный суд Самарской области с иском, в котором просило взыскать с Министерства финансов Российской Федерации 998 438 руб.41 коп. и с Министерства управления финансами Самарской области 366 749 руб.54 коп. убытков, образовавшихся за период апрель 2005г., август-декабрь 2005г. вследствие неполучения причитающейся из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ доли от стоимости коммунальных услуг, оказанных гражданам, имеющим льготы, предусмотренные Федеральными законами «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, законами Самарской области: «О социальной поддержке ветеранов ВОВ –тружениках тыла, ветеранах труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» от 28.12.2004г. № 164-ГД, «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» от 16.07.2004г. № 122-ГД.

До принятия решения истец неоднократно уточнял исковые требования и последним уточнением исковых требований « 983 от 14.04.2009г. истец уточнил наименование ответчиков и размер требований к каждому ответчику, заявив о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 708 317 руб.72 коп. убытков, с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области – 258 972 руб.28 коп. убытков.

Уточнения заявлены истцом в силу ч.1 ст.49 АПК РФ и принимаются судом с учетом ч.5 ст.49 АПК РФ, исходя из чего, ответчиками по делу следует считать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации и Самарскую область в лице Министерства управления финансами Самарской области, ценой иска следует считать 967 290 рублей.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих

самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Администрация

Волжского района г.о.Самара; ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по

Самарской области; ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Волжскому району Самарской

Области; Управление социальной защиты населения Администрации Муниципального

района Волжский Самарской области.

Министерство финансов РФ иск не признает по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление (.3 16-00/1095 от 25.02.09г.)-л.д.115-119, том 14.

Министерство управления финансами Самарской области иск не признает по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в уточнении к отзыву.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 9 апреля до 13 час.30 мин. 15 апреля в соответствии со ст.163 АПК РФ.

Сведения о перерыве были опубликованы на официальном сайте арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по веб-адресу: http//www/samara.arbitr.ru.

Требования истца (с учетом уточнений) обусловлены предоставлением в августе-декабре 2005 года установленной категории граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, где возмещение выпадающих доходов в соответствии с заключенным договором должно производиться как за счет казны государства (Российской Федерации) по Федеральным законам «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, «О статусе Героев…» от 15.01.1993г. № 4301-1, Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992г. № 1235 «О предоставлении льгот…», так и за счет казны субъекта РФ (Самарской области) по законам Самарской области: «О социальной поддержке ветеранов ВОВ – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненным к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» от 28.12.2004г. № 164-ГД, «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» от 16.07.2004г. № 122-ГД.

Рассмотрев исковое заявление, возражения ответчиков, пояснения третьих лиц, материалы дела суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает истец, Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Реализуя указанные конституционные положения Федеральными законами «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (в редакции от 19.12.2005г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (в редакции от 31.12.2005г.), «О статусе Героев…» от 15.01.1993г. № 4301-1, Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992г. № 1235 «О предоставлении льгот…», законами Самарской области: «О социальной поддержке ветеранов ВОВ – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненным к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» от 28.12.2004г. № 164-ГД, «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» от 16.07.2004г. № 122-ГД. установлены правовые гарантии социальной защиты указанным категориям граждан.

На основании указанных выше законов, устанавливающих меры социальной поддержки, указанные категории граждан оплачивают в размере 50% стоимости предоставленных им коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия).

Статьей 10 ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122) установлено, что меры социальной поддержки, установленные ст.ст.14-19, 21 закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Таким образом, установив Законами льготы в виде частичной оплаты коммунальных услуг, Российская Федерация приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет федерального бюджета.

На основании ст.47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» от 23.12.2004г. № 173-ФЗ, п.16 Правил предоставления льгот инвалидам, семьям, имеющим инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российсикой Федерации от 19.11.2004г. № 652, средства на реализацию указанных льгот выделяются из федерального бюджета, перечисляются в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций.

В свою очередь субвенции по муниципальным образованиям Самарской области распределяются министерством управления финансами Самарской области. Порядок предоставления муниципальным образованиям Самарской области субвенций в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 16.03.2005г. № 27.

В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», заявляет истец, размер субвенций бюджету Самарской области составил 516 765.3 тыс.рублей (Приложение № 20 к закону о федеральном бюджете на 2005 год).

Законом Самарской области от 25.12.2004г. № 166-ГД «Об областном бюджете на 2005 год», указывает истец, утвержден фонд компенсаций на 2005 год. Волжскому району на все категории льготников предусмотрены компенсации в размере 92 574 тыс.рублей. В соответствии с Законом самарской области от 07.07.2006г. № 61-ГД «Об исполнении областного бюджета на 2005 год» фонд компенсаций, указывает истец, исполнен от годового плана на 57 995 тыс.рублей, т.е. частично.

По договору от 11.01.2005г. на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, связанных с реализацией льгот отдельным категориям граждан, истец обязался представлять в администрацию Волжского района списки граждан, проживающих в жилом фонде Чернореченской КЭЧ района и имеющим право на получение льгот, с указанием размеров предоставленных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, а Администрация обязалась возмещать расходы, понесенные истцом в 2005 году в связи с предоставлением указанных льгот.

В соответствии с п.2.1 Положения о Чернореченской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации основными задачами части являются эксплуатация казарменно-жилищного фонда, контроль за своевременностью оплаты жилищно-коммунальных объектов и оказание других услуг пользователям жилищного и нежилого фонда, следовательно, на истца возложено бремя расходов по реализации принимаемых государством законом.

В целях реализации обусловленных задач истцом были заключены договора на покупку коммунальных услуг (л.д.15-26, том 1).

Согласно представленным в дело доказательствам стоимость энергоресурсов. Потребленных гражданами, проживающими в п.Рощинский, оплачивалась истцом в полном объеме без учета расходов по предоставлению льгот за счет федерального бюджета.

Российская Федерация, Самарская область, установив льготы по оплате коммунальных услуг, приняли на себя обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению указанных льгот.

Не компенсированные из бюджетов различных уровней расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч.2 ст.15 ГК РФ).

Российская Федерация, установив Законами «О социальной защите инвалидов», «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации» от 15.01.1993г. № 4301-1, Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992г. № 1235 «О предоставлении льгот…» льготы в виде 50% оплаты стоимости предоставляемых им услуг, обязана возмещать организациям расходы по их предоставлению.

Принимая Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год», государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона «О ветеранах» и Закона «О социальной защите инвалидов», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Поскольку бездействие государства и его субъекта выразилось в неисполнении обязанностей по возмещению коммунальной эксплуатационной части указанных затрат, истец в силу ст.16 ГК РФ, вправе требовать от государства и его субъекта их компенсации.

С учетом уточнения иск заявлен к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в размере 708 317 руб.72 коп. убытков.

Согласно представленному истцом расчету без НДС размер предоставленных льгот инвалидам 1 группы составил 12 410 руб.66 коп., инвалидам 2 группы – 64 551 руб.90 коп., инвалидам 3 группы – 47 134 руб.60 коп., семьям, имеющим детей инвалидов – 98 247 руб.17 коп., инвалидам по зрению – 8 177 руб.38 коп., инвалидам войны – 30 390 руб.48 коп., участникам ВОВ – 17 434 руб.10 коп., ветеранам боевых действия – 366 651 руб.14 коп., членам семей погибших инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий – 55 658 руб.60 коп., бывшим узникам концлагерей – 1 356 руб.26 коп., Героям Российской Федерации – 6 305 руб.43 коп.. а всего на общую сумму 708 317 руб.72 коп.

С учетом уточнения иск заявлен истцом к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области в размере 258 972 руб.28 коп.

Согласно представленному истцом расчету без НДС размер предоставленных льгот многодетным семьям составил 101 005 руб.96 коп., реабилитированным – 11 408 руб.06 коп., ветеранам труда – 146 558 руб.26 коп., ветеранам военной службы, приравненным к ветеранам труда в соответствии со ст.23 Федерального закона 2О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ в редакции 2004 года -1 725 руб.30 коп.

Расчеты основаны на списках конкретных лиц, сверенных с органом социальной защиты населения, проверенных ответчиками, на справках военного комиссариата, сводных реестрах на возмещение затрат, никем не оспоренных.

Право на получение льгот указанными категориями граждан и факт предоставления льгот на указанную сумму подтверждено представленными истцом в дело копиями удостоверений.

Факт оказания услуг лицам, имеющим право на указанные выше льготы, подтвержден представленными истцом уточненными списками граждан с учетом замечаний ответчиков, ответчиками уточненные списки льготников не оспорены.

Официальные разъяснения относительно применения вопросов разграничения

полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам социальной защиты населения даны в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 23.

В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19, 21 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ. Субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ, которые также являются расходными обязательствами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

В силу п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного бездействием государственных органов, от имени казны РФ выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработка проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а также разработка проекта федераль­ного закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год возложена на Министерство финансов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5.3 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержден­ного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет состав­ление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюд­жетной росписи федерального бюджета, доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигновани­ях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, ведение уче­та операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполне­нии федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Феде­рации.

Субсидии и субвенции, согласно постановлению Российской Федерации от 14.07.2001 года № 536, зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Ответственность за несоблюдение установленного порядка и достоверность представляемых органам федерального казначейства сведений возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и других получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидий и субвенций.

Исходя из вышеизложенного, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме: за счет средств федерального бюджета в лице Министерства финансов РФ в размере 708 317 руб.72 коп. убытков и за счет средств бюджета Самарской области – 258 972 руб.28 коп. убытков.

Изложенная в решении правовая позиция соответствует судебной практике ФАС Поволжского округа (Постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 07.07.2008г. по делу № А55-36589/05).

Истцу была предоставлена отсрочка в уплате госпошлины, ответчики от уплаты госпошлины освобождены по ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 49ч.1,ч.5,110ч.1, 167-171, 176ч.1,180-181,259ч.1. 319ч.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ответчиками по делу считать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации и Самарскую область в лице Министерства управления финансами Самарской области.

Иск считать заявленным в сумме 967 290 рублей, в том числе к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в размере 708 317 руб.72 коп., к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области в размере 258 972 руб.28 коп..

Взыскать в пользу Чернореченской квартирно-эксплутационной части района, 443539, п. Рощинский Волжского района Самарской области с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, 109097, Москва, Ильинка, 9, 708 317 руб.72 коп. убытков, с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области,. 443006, г.Самара, Молодогвардейская, 210, 258 972 руб.28 коп. убытков.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. г.Самара с направлением апелляционной жалобы через арбитражный суд Самарской области.

Судья О.И.Зубкова