АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 ноября 2016 года
Дело №
А55-12309/2016
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Шабанова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Миняевой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании 11 ноября 2016 года дело по иску
Товарищества собственников жилья "Львовская",
к Муниципальному унитарному предприятию "Подстепновка",
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Администрации сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, Государственной жилищной инспекции Самарской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области,
о взыскании 110 246руб. 78коп.
при участии в заседании
от истца – председателя ФИО1, протокол № 1 от 06.12.2013;
от ответчика – представителя ФИО2, доверенность от 20.07.2016 № 02/16;
от 1-го третьего лица – не участвовал, извещен 20.10.2016, уведомление № 54413;
от 2-го третьего лица – не участвовал, извещен 18.10.2016, уведомление № 54414;
от 3-го третьего лица – не участвовал, извещен 18.10.2016, уведомление № 54415;
установил:
Товарищество собственников жилья "Львовская" обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к Муниципальному унитарному предприятию "Подстепновка", с учетом уточнений исковых требований поступивших до принятия искового заявления к производству, о взыскании денежных средств по договору холодного водоснабжения № 8/1 от 01.09.2014 за период с 01.09.2014 по 01.05.2016 в сумме 110 246руб. 78коп.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, дополнения к отзыву, иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск, дополнениях к нему, указав, что документы, свидетельствующие о подаче коммунального ресурса не надлежащего качества отсутствуют, также поступили дополнения к отзыву.
Определением суда от 21.09.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца были привлечены: Администрация сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, Государственная жилищная инспекция Самарской области, Управление Роспотребнадзора по Самарской области.
От Управления Роспотребнадзора по Самарской области поступил отзыв на исковое заявление, где управление свое мнение изложило в отзыве.
Администрация сельского поселения Верхняя Подстепновка представила отзыв на исковое заявление, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Государственная жилищная инспекция Самарской области отзыв на исковое заявление не представила.
Информация о движении дела, а также о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по веб-адресу: http://www.samara.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, отзыве, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных в суд документов, между МУП «Подстпеновка» (Организация ВКХ) и ТСЖ «Львовская» (Абонент) заключен договор холодного водоснабжения №8/1 от 01.09.2014, по условиям которого Муниципальное Унитарное Предприятие «Подстепновка» (Организация ВКХ) обязуется отпускать воду из водопроводной сети холодного водоснабжения здания (помещения), расположенного по адресу: <...>. ТСЖ «Львовская» обязуется принять и оплатить стоимость воды Организации ВКХ в порядке, установленном договором и действующим законодательством РФ.
Оплата за холодную воду ТСЖ «Львовская» осуществляет по тарифам, установленным на питьевую воду согласно Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.08.2014 №179
Согласно п.6.2 договора Организация ВКХ несет ответственность за качество и условия подачи холодной воды. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Как указал истец, свои обязанности по вышеназванному договору им выполняюся в полном объеме. ТСЖ «Львовская» в срок до 10 числа месяца следующего за расчетным производит оплату отпущенной воды, на расчетный счет Организации ВКХ.
Однако Организация ВКХ не исполняет надлежащим образом условия договора. В нарушении п.6.2 договора осуществляет отпуск вода из водопроводной сети для холодного водоснабжения здания (помещения) по адресу: <...> ненадлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов» установлены требования к предоставлению коммунальных услуг, однако с октября 2014года предоставляемые коммунальные услуги не соответствуют установленным требованиям.
Согласно ст.542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям. Установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент может отказаться от оплаты данной энергии.
Согласно п.2 ст.546 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединительную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются.
В соответствии со ст.547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушавшая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п.2., ст. 15 Кодекса).
Согласно Протоколу лабораторных испытаний №36201 от 29.12.2014, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» вынесено заключение о том, что питьевая вода из подземного источника централизованного водоснабжения, отобранная из разводящей сети, кухонного смесителя помещения, расположенного по адресу: <...>, не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Заказчиком по договору №6415 от 02.12.2014 на проведение лабораторных исследований воды из водопровода выступал ФИО3 (потребитель, проживающий по адресу: <...>).
Повторное лабораторное испытание холодной воды было проведено 23.09.2015 по заказу Администрации п. Верхняя Подстепновка. Вновь выдано заключение, что питьевая вода подаваемая в помещения не соответствует требованиям ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1074-001, ст.11, ст. 19, ст.32 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п.2.6 СП 1.1.1058-01 (дополнение СП 1.1.2193-07) «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии со ст.469 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.4 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
При этом согласно пункта 5статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пункта 49 подпункта «б» «Правил предоставления коммунальных услуг» каждый потребитель имеет право на то, чтобы ему предоставлялись коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни и здоровья и соответствующие условиям договора. При отклонении качества услуг от установленного оплата потребителям соответственно уменьшается (п.п. «Ж», пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг»).
Федеральным законом «О защите прав потребителей», ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Холодное водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества. Исполнитель жилищно-коммунальных услуг в соответствии с п.49 «Правил предоставления коммунальных услуг» обязан принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства, обеспечивая, таким образом, строгое соблюдение п. 4.12.1 ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 22.07.2003.
Оплата по договору холодного водоснабжения №8/1 от 01.09.2014 ТСЖ «Львовская» производит на основании счетов на оплату, выставляемых МУП «Подстепновка». (Товар) Вода, отпускаемая из водопроводной сети для холодного водоснабжения здания (помещения) не соответствует установленным требованиям.
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающие установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги при проведении ремонтных работ и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги, (п.98 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
В соответствии с пунктом 101 Правил 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленной суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, случаях предусмотренных приложением №1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Пунктом 105 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Однако, при обращении в МУП «Подстепновка» потребителям контактные телефоны аварийно-диспетчерской службы Организация ВКХ не представила. Что является нарушением п.п. «п» п.31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В октябре ТСЖ «Львовская» в составе товарищей собственников жилья был составлен акт об обнаружении некачественной питьевой холодной воды поставляемой в квартиры («...идет вода холодная коричневого цвета, имеющая запах сероводорода и масляничная на ощупь...»).
Подпунктом «ж» п.69 Постановления Правительства 354 установлен исчерпывающий перечень оснований для производства перерасчетов, в том числе и в связи с предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Председателем ТСЖ «Львовская» 12.01.2016 было направлено заявление вх. №3 от 13.01.2016 в МУП «Подстепновка» (Организация ВКХ) о проведении перерасчета платы за холодное водоснабжение за период с октября 2014 года по декабрь 2015 года, а также о применении тарифа, соответствующего качеству воды. По результатам проверки Управления Роспотребнадзора по Самарской области за выявленные нарушения юридическое лицо МУП «Подстепновка» и ответственное должностное лицо были привлечены к административной ответственности по статьям 6.3., 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде 2 штрафов на сумму 21 000руб. Также Администрации МУП «Подстепновка» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Тарифы для организаций в сфере водоснабжения, водоотведения устанавливаются Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства самарской области, согласно Постановлению Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». В соответствии с ФЗ от 06.12.2003 №131-Ф3 и от 07.12.2011 №416-ФЗ органы местного самоуправления обязаны организовывать в границах поселения водоснабжение населения и обеспечивать условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Многократные обращения ТСЖ «Львовская» в Муниципальное Унитарное Предприятие «Подстепновка» (Организация ВКХ), к Главе администрации сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжского Самарской области, в Управление Федеральной службы по надзору с сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Государственную жилищную инспекцию Самарской области, не привели к устранению нарушений законодательства РФ.
В случае нарушения Энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, Абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (п.2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Главой X Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 установлен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с п. 104 Правил 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
При этом согласно п. 111 Правил 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а)дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей;
б)дата и время доведения потребителем до сведения исполнителя о факте нарушения качества коммунальной услуги;
в)дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения;
г)дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг.
Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным (п. 112 Правил 354):
а)с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям;
б)с даты и времени доведения потребителем до сведения исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в)с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги;
г)с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения.
В соответствии с ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вопросы установления факта поставки некачественных услуг регламентируются Правилами "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно главой 10, в которой определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в соответствии с которым товарищество собственников жилья обязано: сначала зафиксировать несоответствие поставки горячей воды бесперебойному круглосуточному горячему водоснабжению, затем снизить размер платы за горячее водоснабжение гражданам, на основании чего предъявлять требования к поставщику тепловой энергии. Исходя из системного толкования пунктов статей главы 10 Правил, по результатам проверки по факту непредоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг. Надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт установления и фиксации нарушения поставки некачественной энергии.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила договоров энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (542 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы, в случае нарушений требований к качеству поставляемого ресурса энергоснабжающая организация не вправе требовать оплату данного ресурса по установленному тарифу, при этом на абоненте лежит обязанность оплаты неосновательного обогащения, возникшего ввиду пользования данным некачественным ресурсом.
Положения указанной статьи не означают, что в случае оплаты некачественного ресурса абонент теряет право требовать возврата оплаченного, так как в рамках заявленного иска о возврате денежных средств устанавливается факт надлежащего либо ненадлежащего исполнения обязательств ресурсоснабжающей организацией, а следовательно, и факт нарушения прав абонента, которые подлежат судебной защите.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец факт оказанных услуг и объем энергии не оспаривает, при этом вопрос о качестве поставленного ресурса, может быть решен только при рассмотрении спора между сторонами по соответствующему иску о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По общему правилу распределения бремени доказывания, на основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство по правилам части 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие размер взыскиваемой суммы, подлежащей взысканию с ответчика.
В силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Так как, истцом не доказан факт правомерности заявленных требований, в иске следует отказать.
Расходы по государственной пошлине по иску, судебные расходы, в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца. Истцу в порядке ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и согласно подпункта 3 пункта 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, следует возвратить государственную пошлину в сумме 1 326руб. 60коп., перечисленную по чек-ордеру от 07.06.2016.
Руководствуясь ч. 1 ст. 110, ст.ст. 167-170, 180-182, ч.1 ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Львовская", уплаченную в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 326руб. 60коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
А.Н. Шабанов