ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-18597/2021 от 16.11.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846)207-55-15

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 ноября 2021 года

Дело №

А55-18597/2021

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Рагуля Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брызгаловой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании 16.11.2021 дело по заявлению

Публичного акционерного общества «Тольяттиазот»,

к Отделению по Самарской области Волго-Вятского главного управлению Центрального банка РФ, г. Самара, Самарская область,

об оспаривании постановления,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Акционерное Общество «Объединенная химическая компания «Уралхим»

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 25.08.2021г.;

от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 18.08.2021г.;

от третьего лица – не явился, извещен;

установил:

Публичное акционерное общество «Тольяттиазот» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управлению Центрального банка РФ №21-1369/3110-1 от 09.06.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №ТУ-36-ЮЛ-21-1369, прекратить производство по делу №ТУ-36-ЮЛ-21-1369.

В судебном заседании представитель ПАО «Тольяттиазот» требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-8, т.1).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица требования не признает по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 48-56, т.1, 87-92, т.2).

В судебное заседание представить третьего лица не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии со статьей 123 АПК РФ, позиция изложена в отзыве (л.д.2-7, т.3), в удовлетворении требований просит отказать.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 121-124, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания.

Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, оценив в совокупности в соответствии со ст.ст. 71, 168 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, постановлением №21-1369/3110-1 от 09.06.2021 на заявителя Отделением по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение Самара) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ наложен административный штраф в размере минимальной санкции, предусмотренной КоАП РФ для данного административного правонарушения в сумме 700 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением №21-1369/3110-1 от 09.06.2021, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В указанном заявлении ПАО «Тольяттиазот» ссылается на истечение срока давности для привлечения к административной ответственности, а также на малозначительность совершенного административного правонарушения.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (далее - ГК РФ) акционерные общества являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

В силу статьи 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Согласно части 1 статьи 97 ГК РФ акционерное общество приобретает статус публичного акционерного общества, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Согласно части 1 статьи 66.3 ГК РФ к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным, применяются правила о публичных обществах.

В силу части 6 статьи 97 ГК РФ публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

В соответствии с положениями КоАП РФ Банк России является правомочным органом по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Как следует из материалов административного дела, согласно поступившему в адрес Банка России обращению АО «ОХК «УРАЛХИМ» (вх. №4-10679 от 08.02.2021):

- АО «ОХК «УРАЛХИМ» является акционером ПАО «ТОАЗ», владеющим 42,982572 штук обыкновенных именных акций (9,97% в уставном капитале Общества);

- 20.01.2021 в 17:48, 17:50, 17:53, 17:55 ПАО «ТОАЗ» раскрыло на официальном сайте в ленте новостей информационного агентства «Интерфакс» существенные факты «Совершение эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность», содержащие сведения о совершении ПАО «ТОАЗ» сделок, в совершении которых имелась заинтересованность члена Совета директоров ПАО «ТОАЗ» ФИО3;

- АО «ОХК «УРАЛХИМ» полагает, что Обществом раскрыты недостоверные сведения в сообщении о существенном факте «Совершение эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность», раскрытом эмитентом 20.01.2021 в 17:50 на. официальном сайте в ленте новостей информационного агентства «Интерфакс» в отношении сделки - Кредитный договор <***> от 24.09.2019 между ПАО «Тольяттиазот» и АО «Тольяттихимбанк» на сумму 1 000 000 000 рублей;

- существенный факт содержит недостоверную информацию в части сведений о принятии решения о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ), публичное общество обязано раскрывать, в числе прочего, годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, сообщение о проведении общего собрания акционеров, а также иные сведения, определяемые Банком России.

Состав, порядок и сроки раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлены Положением Банка России от 30.12.2014 №454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение №454-П).

Согласно пункту 69.2 Положения № 454-П публичное акционерное общество обязано раскрывать:

годовой отчет публичного акционерного общества;

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;

устав и внутренние документы публичного акционерного общества, регулирующие деятельность органов публичного акционерного общества;

сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества;

решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг публичного акционерного общества;

уведомление о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества;

уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества;

дополнительные сведения, предусмотренные главой 75 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 69.3 Положения №454-П, публичное акционерное общество, помимо информации, предусмотренной пунктом 69.2 настоящего Положения, обязано также раскрывать:

- ежеквартальные отчеты в соответствии с требованиями раздела IV настоящего Положения;

- сообщения о существенных фактах в соответствии с требованиями раздела V настоящего Положения.

Согласно пункту 12.1 Положения №454-П существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг эмитента.

По каждому существенному факту составляется отдельное сообщение (пункт 12.6 Положения № 454-П).

Согласно пункту 13.1 Положения №454-П раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта:

- в ленте новостей - не позднее одного дня;

- на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.

В силу пункта 2.9 Положения №454-П публикуемые эмитентом в соответствии с Положением №454-П сообщения о существенных фактах, а также иные сообщения, копии которых предоставляются эмитентом владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию, должны быть составлены по форме согласно Приложению 1 к Положению №454-П.

Согласно пункту 46.1 Положения №454-П, в форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о совершении эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в числе прочего, если размер такой сделки составляет для эмитентов, балансовая стоимость активов которых на дату окончания последнего завершенного отчетного периода, предшествующего принятию решения о согласии на совершение сделки уполномоченным органом управления эмитента, а если решение о согласии на совершение сделки не принималось - на дату окончания последнего завершенного отчетного периода, предшествующего совершению эмитентом такой сделки, составляет не более 100 миллиардов рублей, - более 500 миллионов рублей либо два процента или более балансовой стоимости активов эмитента на указанную в настоящем абзаце дату.

В соответствии с пунктом 46.2 Положения №454-П, в сообщении о существенном факте о совершении эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, указываются:

категория сделки (сделка, в совершении которой имелась заинтересованность; сделка, в совершении которой имелась заинтересованность, которая одновременно является крупной сделкой);

вид и предмет сделки;

содержание сделки, в том числе гражданские права и обязанности, на установление, изменение или прекращение которых направлена совершенная сделка;

срок исполнения обязательств по сделке, стороны и выгодоприобретатели по сделке, размер сделки в денежном выражении и в процентах от стоимости активов эмитента;

стоимость активов эмитента на дату окончания последнего завершенного отчетного периода, предшествующего совершению сделки (заключению договора);

дата совершения сделки (заключения договора);

полное и сокращенное фирменные наименования (для некоммерческой организации - наименование), место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество (если имеется) физического лица, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом, заинтересованным в совершении эмитентом сделки, основание (основания), по которому (по которым) такое лицо признано заинтересованным в совершении сделки, доля участия заинтересованного лица в уставном (складочном) капитале (доля принадлежащих заинтересованному лицу акций) эмитента и юридического лица, являющегося стороной в сделке;

сведения о принятии решения о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки в случае, когда такое решение было принято уполномоченным органом управления эмитента (наименование органа управления эмитента, принявшего решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки, дата принятия указанного решения, дата составления и номер протокола собрания (заседания) органа управления эмитента, на котором принято указанное решение, если оно принималось коллегиальным органом управления эмитента), или указание на то, что решение о согласии на совершение или о последующем одобрении такой сделки не принималось.

Согласно пункту 46.3 Положения №454-П моментом наступления существенного факта о совершении эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, является дата совершения эмитентом соответствующей сделки (заключения эмитентом соответствующего договора).

В соответствии с данными из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенного на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, юридическое лицо ПАО «ТОАЗ» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером - ОГРН <***>.

Согласно пунктам 1.1 и 2.1 Устава ПАО «ТОАЗ», утвержденного общим собранием акционеров ОАО «Тольяттиазот» (протокол №38 от 03.05.2017) (с учетом изменений и дополнений в устав ПАО «ТОАЗ», утвержденных общим собранием акционеров ПАО «ТОАЗ» (протокол №40 от 29.04.2019), Общество учреждено как Публичное акционерное общество «Тольяттиазот».

ПАО «ТОАЗ», являясь публичным акционерным обществом, обязано раскрывать информацию в соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона №208-ФЗ, пунктами 69.2, 69.3 Положения №454-П, в том числе в форме сообщений о существенных фактах.

Как указывалось выше, АО «ОХК «УРАЛХИМ» на конец операционного дня 21.01.2021 принадлежит 42.982572 акций ПАО «ТОАЗ».

В ходе рассмотрения обращения АО «ОХК «УРАЛХИМ» Банком России в адрес ПАО «ТОАЗ» был направлен запрос о предоставлении документов (№С59-7-2-7/2988 от 13.02.2021).

Согласно поступившим от ПАО «ТОАЗ» документам (вх. №4-19281 от 03.03.2021) установлено следующее:

20.01.2021 ПАО «ТОАЗ» были опубликованы на странице в сети Интернет сообщения о существенных фактах о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (кредитный договор №3982 от 30.04.2019, кредитный договор №4251 от 24.09.2019, дополнительное соглашение №2 от 21.11.2019, дополнительное соглашение №3 от 25.11.2019, дополнительное соглашение №1 от 26.12.2019); сделки являются сделками, в совершении которых имеется заинтересованность члена Совета директоров ПАО «ТОАЗ» ФИО3; балансовая стоимость активов Общества составляла по состоянию на 1 квартал 2019 года - 90 896 238 000 руб., по состоянию на 2 квартал 2019 года - 93 582 577 000 руб., по состоянию на 3 квартал 2019 года - 93 976 819 000 руб.;

Сообщения о существенном факте раскрыты ПАО «ТОA3» 20.01.2021 в 17:48, 17:50, 17:53, 17:55, то есть во исполнение письма Банка России о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации.

В сообщении, опубликованном 20.01.2021 в 17:50, Обществом в пункте 2.7 раскрыта следующая информация «Решение о согласии на совершение сделки или о ее последующем одобрении не требуется», в то время как 10.10.2019 Советом директоров ПАО «ТОАЗ» (протокол заседания Совета директоров ПАО «ТОАЗ» б/н от 11.10.2019) по вопросу №2 повестки собрания «Об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» было принято решение об одобрении сделки, указанной в этом сообщении (кредитный договор №4251 от 24.09.2019).

В силу пункта 1 статьи 1 и пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принцип достоверности информации отнесен к основным принципам правового регулирования отношений в сфере распространения информации.

Письмом Банка России от 10.04.2014 №06-52/2463 до сведения акционерных обществ был доведен Кодекс корпоративного управления. Разделом VI Кодекса корпоративного управления установлено, что общество должно своевременно раскрывать полную, актуальную и достоверную информацию об обществе для обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами.

В соответствии с пунктом 46.2 Положения о раскрытии информации в сообщении о существенном факте о совершении эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должны указываться сведения, которые уже известны этому акционерному обществу. В противном случае нарушается принцип информационной прозрачности на рынке ценных бумаг.

Следовательно, на момент размещения информации в сети Интернет (20.01.2021) ПАО «ТОАЗ» должно было разместить информацию о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность с учетом уже имеющегося принятого решения Совета директоров ПАО «ТОАЗ» от 11.10.2019 об одобрении сделки.

Таким образом, суд соглашается с доводом административного органа о том, что действия ПАО «ТОАЗ» квалифицируются как нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, и являются нарушением требований статьи 92 Федерального закона №208-ФЗ.

Соответственно, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «ТОАЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, установлена и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

ПАО «ТОАЗ» имело возможность для соблюдения требований пункта 46.2 Положения о раскрытии информации, однако не предприняло для этого всех зависящих от него мер.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих выполнению ПАО «ТОАЗ» требований действующего законодательства Российской Федерации, не представлено.

В этой связи административным органом доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена.

Довод заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ судом отклоняется.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

В качестве объективной стороны правонарушения ПАО «ТОАЗ» вменено раскрытие недостоверных сведений в сообщении, опубликованном 20.01.2021 в 17:50 на странице в сети Интернет, что является нарушением пункта 46.2 Положения Банка России от 30.12.2014 №454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее – Положение о раскрытии информации).

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и/или о рынке ценных бумаг постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

По факту раскрытия ПАО «ТОАЗ» недостоверных сведений о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, следует, что административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку является оконченным в момент его совершения и датой совершения противоправного деяния является дата раскрытия недостоверной информации в сети Интернет (20.01.2021).

Следовательно, установленный ст. 4.5. КоАП годичный срок привлечения к административной ответственности истекает 20.01.2022.

В силу изложенного, суд соглашается с доводом административного органа о том, что ссылка заявителя на положения пунктов 13.1, 46.3 Положения о раскрытии информации, касающиеся срока раскрытия информации о сделке в совершении которой имеется заинтересованность, является несостоятельной, относятся к иному событию и объективной стороне части 2 статьи 15.19 КоАП РФ - нераскрытие информации, чего в рассматриваемом случае административным органом не было установлено.

В обоснование заявленных требований ПАО «ТОАЗ» ссылается на то, что допущенное им правонарушение является малозначительным, в связи с чем, просит освободить от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, суд отклоняет, поскольку, рассмотрев материалы дела, не усматривает оснований для применения в настоящем случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Вменяемое обществу правонарушение имеет непосредственным объектом посягательства правоотношения при раскрытии информации акционерным обществом.

Существенность угрозы данного правонарушения заключается не в самом факте наступления негативных последствий в результате неправомерных действий общества, а в пренебрежительном отношении общества к своим публично-правовым обязанностям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 02.03.2000 №38-О, фундаментальным принципом функционирования фондового рынка является его информационная прозрачность. Соблюдение этого принципа является гарантией защиты прав не только самих владельцев ценных бумаг, но и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, то есть всех потенциальных владельцев ценных бумаг.

При этом из материалов дела не следуют обстоятельства исключительности допущенного правонарушения.

То обстоятельство, что ПАО «ТОАЗ» раскрыло сведения о совершении сделки от 24.09.2019, в совершении которой имеется заинтересованность в составе годового отчета Общества за 2019, а также в сообщении о существенных фактах, принятых решением советом директоров от 11.10.2019, не отменяет обязанность ПАО «ТОАЗ» раскрывать достоверную информацию в сети Интернет в соответствии с требованиями пункта 46.2 Положения о раскрытии информации и не может свидетельствовать о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Кроме того, обязанность по раскрытию информации заявитель исполнил только после получения от административного органа письма о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно материалам дела, доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств не установлено, на рассмотрение дела об административном правонарушении также не представлены, таким образом правовые основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела отсутствуют.

Согласно статье 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектам малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, по состоянию на 09.06.2021 ПАО «ТОАЗ» субъектом малого и среднего предпринимательства не является.

Оснований для замены ПАО «ТОАЗ» административного наказания на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельства смягчающие административную ответственность за административное правонарушение предусмотренные ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, а также отягчающие административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, не установлены.

Согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установление для юридических лиц за нарушение требований законодательства, касающихся раскрытия информации на финансовых рынках, штрафов, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, свидетельствует об особой защите государством отношений в сфере оборота ценных бумаг как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков.

При этом законодатель предусмотрена возможность уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа, дополнив статью 32.2 КоАП РФ частью 1.3-1 (введена Федеральным законом от 23.06.2020 №187-ФЗ).

В оспариваемом постановлении от 09.06.2021 данный порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа заявителю разъяснен.

В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление от 09.06.2021г. №21-1369/3110-1 Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управлению Центрального банка РФ о привлечении Публичного акционерного общества "Тольяттиазот" к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, вынесено законно.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ вопрос о взыскании судом государственной пошлины не разрешается.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 09.06.2021г. №21-1369/3110-1 Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управлению Центрального банка РФ о привлечении Публичного акционерного общества "Тольяттиазот" к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Н. Рагуля