ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-19957/20 от 08.12.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203 Б, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 декабря 2020 года

Дело №

А55-19957/2020

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2020 года. Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Степановой И.К.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной Е.Е.

рассмотрев 08 декабря 2020 года в судебном заседании дело по исковому заявлению

Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш"

к Департаменту управления имуществом городского округа Самара

о взыскании

при участии в заседании

от истца – Бессонова Г.В., доверенность 10/1531 от 27.08.2020

от ответчика – не явился

установил:

ЗАО «СЗ Нефтемаш» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика задолженности за фактически потребленную тепловую энергию в размере 126 963 руб. 35 коп., пени в размере 2 319 руб. 72 коп.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке ст. 123 АПК РФ, возражает против иска по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец, являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе городского округа Самара, эксплуатирует котельную в комплекте с технологическим оборудованием, а также имуществом, необходимым для использований котельной в соответствии с ее целевым назначением по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 88, которая принадлежит обществу на праве собственности.

С 01 сентября 2017г. на основании заключенного с Департаментом управления имуществом городского округа Самара договора аренды муниципальной казны № 000191М от 15.01.2018 ЗАО «СЗ Нефтемаш» эксплуатирует тепловые сети и сети горячего водоснабжения в Куйбышевском районе городского округа Самара.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ЗАО «СЗ Нефтемаш» в порядке статьи 157.2 ЖК РФ.

От указанного теплоисточника осуществляется поставка тепловой энергий на отопление, тепловой энергии и воды на ГВС на объекты недвижимости, находящиеся в казне муниципального образования.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Федеральном законом «Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ» от 16.10.2003 № 131-ФЗ обязанность по организации теплоснабжения в границах муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления. Указанным Законом предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления.

Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 № 154 утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара», в соответствий с пунктом 1,2 которого, Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее – департамент, ответчик) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиям и по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

В соответствий с пунктом 2.2. данного положения, объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд нежилые помещения.

Согласно статьи 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет департамент.

Полномочия департамента по решению вопросов местного значения определяются статьей 47 вышеуказанного Устава, департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведёт его реестр.

В соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 № 710 «Об утверждении формы отчета о работе Департамента управления имуществом городского округа Самара» департамент осуществляет права собственника в отношений муниципального имущества и предоставляет отчеты о своей работе в Думу городского округа Самара за отчетный период, в том числе данные об использований нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществляет контроль за соблюдением условий по использованию муниципального имущества, выявлению пустующих помещений.

Поскольку департаментом не переданы находящиеся в казне муниципального образования упомянутые объекты недвижимости на праве аренды или ином праве, в силу закона (статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федераций) является абонентом и на нем лежит обязанность по оплате тепловой энергий, принятой от энергоснабжающей организации.

В случае, когда подача через присоединенную сеть энергии в целях оказания соответствующих коммунальных услуг на жилое помещение, эти отношений подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). В этом, случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федераций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ведение аналитического учета операций по расчётам за коммунальные услуги и пени, в том числе:

- начисление (перерасчеты) платы потребителям коммунальных услуг в жилищном фонде городского округа Самара в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок начисления населению платы за коммунальные услуги и пени,

- представление населению платёжные документы на оплату коммунальных услуг с учетом начисления пеней по форме, рекомендованной действующим законодательством,

- получение от собственников, нанимателей и членов их семей сведений об изменений количества потребителей коммунальных услуг в каждом жилом помещений и другие сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги,

- обработка поступивших сведений о показаниях индивидуальных (квартирных) и общедомовых приборов учета коммунальных услуг, в том числе через интернет - сайт,

- учет поступивших денежных средств потребителей коммунальных услуг и прочие обязанности, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами РФ, Самарской области и городского округа Самара, осуществляет муниципальное предприятие городского округа Самара «Единый информационно-расчётный центр» на основании заключенного с ЗАО «СЗ Нефтемаш» Агентского договора № 18/18-ПД от 01.09.2018.

Объём оказанных коммунальных услуг, а также расшифровка его начисления отражается в выписке по лицевому счету за соответствующий месяц, из которой усматривается, что начисления платы произведено по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов исходя из общей площади жилого помещения, поскольку квартиры являются изолированными, нормативов потребления тепловой энергий и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 № 131 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению».

Начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО «СЗ Нефтемаш».

В соответствий с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федераций, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствий с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

ЗАО «СЗ Нефтемаш» оказало коммунальные услуги по поставке тепловой энергий на отопление, тепловой энергии и воды на горячее водоснабжение, однако внесение платы за фактически потребленную тепловую энергию не производилась по настоящее время и задолженность составляет 126 963,35 руб. по следующим объектам недвижимости:

п/п

Адрес объекта недвижимости

Период образования задолженности

Сумма задолженности,

руб.

1

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 30 кв. 12

август 2019 - февраль 2020

21 748,38

2

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 32 KB, 47

Май - ноябрь 2019

14 945,48

3

г, Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 81 кв. 50

Декабрь 2019 - март 2020

11 379,44

4

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 95 кв. 58

Февраль – апрель 2020

4 975,77

5

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 103А кв. 101

Февраль - май 2020

3 212,40

6

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 114 кв. 5

Сентябрь 2019 - май 2020

13 561,29

7

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д, 118 кв. 1

Сентябрь 2018 - май 2020

13 829,61

8

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 120 KB, 7

Декабрь 2019 - апрель 2020

13 725,15

9

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Флотская, д. 11 кв. 35

Февраль - май 2020

6 454,04

10

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Флотская, д. 11 KB, 89

Февраль - май 2020

6 468,44

11

г. Самара, Куйбышевский район, ул. Флотская, д. 13 кв. 43

Февраль – апрель 2020

6 481,86

12

г. Самара, Куйбышевский район,

ул.Флотская, д. 15 кв. 35

Февраль – апрель 2020

5 173,71

13

г. Самара, Куйбышевский район, ул.

Флотская, д. 15 кв. 54

Февраль – апрель 2020

5 007,78

Данные жилые помещения (квартиры) подключены к внутридомовой инженерной системе многоквартирного дома, тем самым, ЗАО «СЗ Нефтемаш» поставка тепловой энергии осуществляется, а пользователем коммунальных услуг принимается в необходимом объеме, надлежащем качестве и сроки.

Уклонение от своевременной оплаты оказанных услуг противоречит нормам ст. ст. 309, 310 ГК РФ, в силу которых обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии с условиями обязательства и требованием закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.

На оснований ч. 9.4. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных, жилищным законодательством.

В силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федераций, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня следующего за днем наступления срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федераций, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

В связи с нарушением сроков оплаты услуг теплоснабжения объекта недвижимости, ЗАО «СЗ Нефтемаш» произведен расчет пени в соответствии с указанной нормой закона, размер которой составляет 2 319 руб. 72 коп. Расчет судом проверен и признан арифметически правильным.

Истец направил ответчику претензии №№ 10/904, 10/903 от 08.05.2020, № 10/950 от 14.05.2020, №№ 10/1113, 10/1114, 10/1115 от 17.06.2020, № 10/1139 от 23.06.2020, которые оставлены ответчиком без исполнения.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии и в порядке, предусмотренном правовыми актами или соглашением сторон.

Департамент в обоснование возражений ссылается на отсутствие доказательства несения истцом реальных затрат на услуги по теплоснабжению жилых помещений, считает, что собственником муниципального имущества является муниципальное образование городской округ Самара, а департамент лишь осуществляет полномочия по управления и распоряжению имуществом городского округа Самара. Департамент указывает на то, что жилое помещение по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 30, кв. 12 предоставлено Архиповой Г.И., Архипову Д.С., Архипову Д.В. в собственность по соглашению об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд и предоставлении жилого помещения взамен изымаемого от 21.02.2020. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 27.12.2013 № 4411 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» дом № 120 по ул. Белорусской признан аварийным и подлежащим сносу. Демьяненко Е.В. с составом семьи 3 (три) человека проживала в кв. 7 указанного дома. Приказом Департамента № 3171 от 18.11.2019 жилое помещение по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 32, кв. 47 предоставлено Демьяненко Е.В. по договору социального найма. Комната №101 в доме 103а по ул. Белорусской является нежилым помещением. Жилые помещения по адресам: г. Самара, ул. Флотская, д. 11, кв. 35, г. Самара, ул. Белорусская, д. 81, кв. 50 в настоящее время являются не заселенными.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 27.12.2013 № 4412 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 118 литера Б, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 27.12.2013 № 4411 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 120 литера В, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 05.06.2014 № 2208 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 114 литера Ф, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанные аварийные дома включены в Государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года» (утв. Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179). Жилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 118, кв. 1, до настоящего времени не расселенное в рамках Программы, занимает Шаронов А.Б. Жилые помещения, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 120, д. 114, кв. 5, расселены вне Программы, ранее нанимателями являлись Щетинин И.В., Корчагина В.Н. Довод истца о том, что все указанные в иске объекты не переданы во владение или пользование третьим лицам департамент считает несостоятельным.

Однако департаментом не учтены следующие обстоятельства. В соответствии с п. 13 Соглашения об изъятий жилого помещения для муниципальных нужд и предоставления жилого помещения взамен изымаемого от 21.02.2020 в результате заключения настоящего соглашения у граждан с момента государственной регистрации перехода права возникает право общей долевой собственности на квартиру.

Из выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 20.06.2020 № 99/2020/333945474 следует, что правообладателем объекта недвижимости по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 30, кв. 12 с 09.08.2019 является Муниципальное образование городской округ Самара, а с 26.02.2020 - Архипов Д.В., Архипова Г.И., Архипов Д.С. и соответственно период требований по внесению платы по данному объекту к ответчику с февраля 2020 является обоснованным.

Согласно справки Службы по учету потребителей жилищно-коммунальных услуг № 19 Куйбышевского района г. Самара Муниципального предприятия городского округа Самара «Единый информационно-расчетный центр» гр. Демьяненко Е.В. и члены ее семьи сняты с регистрационного учета по месту жительства 26.11.2019, а требования истца по данному объекту заявлены с декабря 2019г.

В отношении многоквартирных домов по адресам: г. Самара, ул. Белорусская, д. 118, г. Самара, ул. Белорусская, д. 114, которые признаны аварийными и подлежащими сносу, департаментом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено документальных доказательств передачи во владение и (или) пользование данных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Согласно справкам службы по учету потребителей жилищно-коммунальных услуг № 19 Куйбышевского района г. Самара МП городского округа Самара «Единый информационно-расчетный центр», в данных квартирах никто не зарегистрирован.

При отсутствии надлежащих доказательств фактического отключения в спорный период жилого дома от системы теплоснабжения, сам по себе факт признания многоквартирного жилого дома аварийным и принятия мер к его расселению, а также то, что жилые помещения не используются для проживания в указанный момент, не являются основанием для освобождения их собственника от оплаты отпущенного ресурса.

Ответчик утверждает, что комната № 101 в доме 103а по ул. Белорусской является нежилым помещением. Вместе с тем, согласно письму департамента от 23.05.2019 № 15-07-06/17917 в реестре муниципального имущества городского округа Самара на оснований распоряжения Территориального управления Росимущества по Самарской области № 16-р от 30.01.2006 за реестровым номером 016255 учтены сведения об объекте недвижимости - жилом помещении № 101, расположенном в общежитии по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 103а. Согласно выписке по лицевому счету спорный объект является коммунальной квартирой, согласно справки службы по учету потребителей жилищно-коммунальных услуг № 19 Куйбышевского района г. Самара МП городского округа Самара «Единый информационно-расчетный центр» в данной квартире никто не зарегистрирован. Обратного ответчиком не доказано.

По объяснениям истца, в большинстве затраты при заключенных договорах энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях выработки тепловой энергий, являются личными расходами истца и не относятся на ответчика.

Начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО «СЗ Нефтемаш».

Истец также поясняет, что проверка показаний, правильность работы и правильность подключения прибора учета не представляется возможной, поскольку спорные помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, в связи с этим, начисления по оплате коммунальных услуг по поставке тепловой энергий производятся исходя из площади жилого помещения, нормативов потребления тепловой энергий и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара от 18.12.2007 № 1153 «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара», а с 01.07.2019 - нормативов, утвержденных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 № 131 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению».

Исходя из изложенного доводы ответчика отклоняются судом.

Ответчик доказательства оплаты полученной тепловой энергии своевременно и в полном объеме не представил, доводы истца не опроверг.

Согласно части 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Принцип состязательности арбитражного процесса закреплен также в части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, гарантирующей право каждому лицу, участвующему в деле, право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. При этом, установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

При таких обстоятельствах, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по оплате госпошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на ответчика и взыскать с него в пользу истца в размере 4 878 руб.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить. Взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара, 443010, Самарская область, г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 20, ИНН 6315800001 в пользу Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" задолженность за фактически потребленную тепловую энергию в размере 126 963 руб. 35 коп., пени в размере 2 319 руб., 72 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 4 878 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

И.К. Степанова