ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-8367/14 от 07.08.2014 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 07.08.14.

Полный текст решения изготовлен 11.08.14.

августа 2014 года

Дело №

А55-8367/2014

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Рысаевой  С.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Царьковой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании   августа 2014 года  дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная система"

к  Муниципальному образованию  муниципальный район Волжский Самарской области в лице Администрации муниципального района Волжский Самарской области

о взыскании 5 269 197 руб. 87 коп.

при участии в заседании:

 от истца – ФИО1 по дов. №62 от 12.05.14., ФИО2 по дов. №61 от 12.05.14

от ответчика – ФИО3 по дов. №09 от 10.01.14.

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальная система» (далее – ООО «Коммунальная система») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному образованию муниципальный район Волжский Самарской области в лице Администрации муниципального района Волжский Самарской области о взыскании 5 273 700 руб. 91 коп.  убытков, возникших при предоставлении гражданам услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам не обеспечивающим возмещение затрат ООО «Коммунальная система»  поставщику тепловой энергии – МУП «Тепло Волжского района» за 2013 год, в указании предельной платы (тарифа) для граждан на отопление в первом полугодии 2013 года.

Ответчик  отзыва на иск  не представил, в судебном заседании исковые требования не признал.

До принятия судом решения истец уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчика 5 269 197 руб. 87 коп. убытков возникших при предоставлении гражданам услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам не обеспечивающим возмещение затрат ООО «Коммунальная система»  поставщику тепловой энергии – МУП «Тепло Волжского района» за 2013 год, в указании предельной платы (тарифа) для граждан на отопление в первом полугодии 2013 года. В соответствии со ст.49 АПК РФ суд принимает уточнения исковых требований. Сумма иска равна 5 269 197 руб. 87 коп.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил: 

Как следует из материалов дела, ООО «Коммунальная система» по итогам проведенного конкурса по отбору управляющей организации для управления с 01.01.2012

 осуществляет управление многоквартирными домами в муниципальном районе Волжский Самарской области

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ООО «Коммунальная система» в 2013 г. оказывало услуги водоснабжения и водоотведения гражданам, проживающим в управляемых истцом многоквартирных домах.

ООО «Коммунальная система» заключило с МУП «Тепло Волжского района» договор на отпуск на теплоснабжение №95 от 01.01.13 в соответствии с которым энергоснабжающая организация подавало через присоединённую сеть тепловую энергию на отопление и ГВС для населения, а истец обязался принимать и оплатить потреблённую тепловую энергию, а также соблюдать режим теплопотребления в порядке, в объеме и на условиях, установленных договором.

Расчеты с ресурсоснабжающими организациями за потребленную воду и принятые  сточные воду в 2013 г. истец производил по тарифам, установленным для МУП «Тепло Волжского района» уполномоченным регулирующим органом.

Тарифы на тепло, установленные для муниципальных предприятий Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.11.12 №386, составили:

         - в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 1 395,94 руб./Гкал с учетом НДС;

         - в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 1 569,40 руб./Гкал с учетом НДС.

        Тариф на горячую воду, установленный для МУП «Тепло Волжского района» приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.11.2012 г. № 418, составил:Компонент на холодную воду (водоснабжение МУП «Петра-Дубравский ПЖРТ»):в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 23,46 руб./мЗ (без учета инвест, надбавки) с учетомНДС;в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 26,33 руб./мЗ (без учета инвест, надбавки) с учетомНДС.

Компонент на холодную воду (водоснабжение МУП «Курумоченский производственный жилищно-ремонтный трест»):в период с 01.01.2014 г. по 30.06.2013 г. - 23,72 руб./мЗ (без учета инвест, надбавки) с учетомНДС;в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 26,88 руб./мЗ (без учета инвест, надбавки) с учетомНДС.

Компонент на тепловую энергию:в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 1 395,94 руб./Гкал (без учета инвест, надбавки) с учетом НДС;в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 1 569, 40 руб./Гкал (без учета инвест, надбавки) с учетом НДС.

Объем поставленной тепловой энергии и горячей воды подтверждается актами оказания услуг, подписанных истцом и МУП «Тепло Волжского района».

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.

В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Основами формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.08.2009 № 708, предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.

       Во исполнение указанного постановления Правительства РФ в период с 01.01.2013 г. по 30.06.13г. был установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области в размере 100 %, в период с 01.07.2013 г. по 31.12.13.г. предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был равен 112%.

В целях недопущения превышения указанных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, Администрацией муниципального района Волжский Самарской области были изданы постановления от 17.12.2012 г. № 3908 «Об оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг в муниципальном районе Волжский Самарской области на I полугодие 2013 года» и от 11.06.2013 г. № 2279 «Об оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг в муниципальном районе Волжский Самарской области на II полугодие 2013 года», согласно которым для населения были установлены следующие ставки платы за тепловую энергию (тарифы на тепловую энергию):

В г. п. Смышляевка:

-в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 1 206,06 руб./Гкал с учетом НДС;

-в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 1 350,00 руб./Гкал с учетом НДС.

В с.п. Спиридоновка:

-в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 1 206,06 руб./Гкал с учетом НДС;

-в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 1 340,00 руб./Гкал с учетом НДС.

В с.п. Черновский:

-в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 1 206,06 руб./Гкал с учетом НДС;

-в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 1 340,00 руб./Гкал с учетом НДС.

В с.п. Черноречье:

-в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 1 206,06 руб./Гкал с учетом НДС;

-в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 1 340,00 руб./Гкал с учетом НДС.

В г.п. Петра-Дубрава:

-в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 1 321,60 руб./Гкал с учетом НДС;

-в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 1 480,00 руб./Гкал с учетом НДС.

В с.п. Курумоч:

-в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 1 395,94 руб./Гкал с учетом НДС;

-в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 1 549,00 руб./Гкал с учетом НДС

В обоснование исковых требований истец указывает, что  исходя из данных величин (тарифов), с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, производил во первом полугодии 2013 г. начисление населению платы за тепловую энергию. Истец не мог применить при расчете платы граждан тарифы на тепло установленные регулирующим органом – Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области для МУП «Волжсксельхозэнерго», МУП «Курумоченский ПЖРТ» и МУП «Петра-Дубравский ПЖРТ» и при взимании платы с населения за услуги теплосанбжения руководствовался льготными тарифами, установленными для населения постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 11.06.2013 № 2279, от 17.12.13 №3908.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что разница в тарифах на теплоснабжение, установленных Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для указанных муниципальных предприятий, и платой за коммунальные услуги, утвержденной для населения постановлениями Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 11.06.2013 г. № 2279, от 17.12.13 №3908 оказанные ООО «Коммунальная система» за первое полугодие 2013 года составил   5 269 197   руб. 87 коп.

ООО «Коммунальная система» неоднократно обращалось в Администрацию муниципального района Волжский о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в, возникших в связи с оказанием населению услуг теплосанбжения. За спорный период – первое полугодие 2013 г. субсидии Администрацией муниципального района Волжский истцу предоставлены не были, что послужило основанием настоящего иска.

Указанную сумму межтарифной разницы между экономически обоснованными тарифами на холодную воду и водоотведение, установленными для ресурсоснабжающих организаций (муниципальных предприятий) регулирующим органом и тарифами (ставками платы) на теплоснабжение, начисляемыми истцом населению по тарифам, утвержденным ответчиком, истец считает своими убытками.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Возмещение причиненного вреда осуществляется по правилам, установленным статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ, включающим обязательные элементы состава правонарушения (вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, размер ущерба и причинно-следственную связь).

В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение

Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 608, в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования

Согласно пунктам 4.1, 4.2 постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 608 «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области» формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования.

Во исполнение постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 608 постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 26.01.2012 № 147 установлен порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных кооперативов, возникших в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения и водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Пунктом 2 указанного постановления установлено, что расходное обязательство муниципального района Волжский Самарской области, возникающее на основании настоящего, исполняется муниципальным районом Волжский за счет средств бюджета муниципального района Волжский в пределах бюджетных ассигнований.

Ставки платы (тариф на теплоснабжение) для населения на 2013 год установлены Администрацией муниципального района Волжский Самарской области постановлениями от 11.06.2013 г. № 2279, от 17.12.12 №3908.

Кроме того, Администрацией муниципального района Волжский принято постановление, утвердившее Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных доходов, и именно в муниципальной казне муниципального района Волжский предусмотрены бюджетные ассигнования для целей компенсации недополученных доходов управляющих организаций.

В соответствии со ст.ст. 84, 85, 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования возникают, в том числе в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, муниципальных правовых актов.

Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» также разъяснено, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Таким образом, отсутствие возмещения экономически обоснованных затрат ответчика является его убытками, в связи с чем исковые требования подлежит удовлетворению, поскольку установлена совокупность всех элементов ответственности ответчика.

В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 126 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

Таким образом заявленная сумма убытков подлежит взысканию с муниципального образования муниципальный район Волжский Самарской области в лице Администрации муниципального района Волжский Самарской области за счет казны Муниципального образования муниципальный район Волжский Самарской области

       В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 49 345 руб. 98 коп., относятся на ответчика и  подлежат взысканию в пользу истца. Согласно ст. 104 АПК РФ истцу из федерального бюджета надлежит возвратить 42 руб. 16 коп. и выдать справку на её возврат.

Руководствуясь ст.ст.49,110,167-171,176,259  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

         Уточнения исковых требований принять. Сумму иска считать равной 5 269 197 руб. 87 коп.        

        Взыскать с Муниципального образования муниципальный район Волжский Самарской области в лице Администрации муниципального района Волжский Самарской области за счет казны Муниципального образования муниципальный район Волжский Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная система" 5 269 197 руб. 87 коп. убытков, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме   49 345   руб.   98  коп.

       Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальная система" из федерального бюджета госпошлину в сумме 42 руб. 16 коп. и выдать справку на её возврат.

         Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.Г. Рысаева