ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-9875/08 от 29.05.2009 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 мая 2009 года Дело № А55-9875/2008

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Зубковой О.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крайновой Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Муниципального унитарного предприятия «ЖЭС», 446020, Самарская область, Сызрань. ФИО1. 33А

к 1. Министерству управления финансами Самарской области, 443006, г. Самара, Молодогвардейская. 10;

2. Министерству финансов РФ, 109097. <...>;

третьи лица: 1 .Администрация городского округа Сызрань, 446001, Самарская область,

<...>;

2 Управление социальной защиты населения, <...>

о взыскании 5 564 руб.47 коп.

при участии в заседании

от истца – ФИО2 по дов.№ 3 от 12.01.2009г.;

от ответчиков – 1. ФИО3 по дов.№ 07-07/11 от 31.10.2008г.;

2. ФИО4, по дов.№ 64 от 23.01.2009г.;

от третьих лиц – 1. ФИО5 по дов. № 02-269/65 от 15.01.2009г.;

2. не явился, извещен (уведомление 38088)

Установил: МУП «ЖЭС» обратилось в арбитражный суд Самарской области с иском, в котором просило взыскать с Администрации г.о.Сызрань 3 021 руб.03 коп., в том числе 2 021 руб.03 коп. недополученной суммы льгот, 1 000 рублей госпошлины, с Управления социальной защиты населения г.Сызрани – 2 543 руб.44 коп.. в том числе 1 543 руб.44 коп. недополученной суммы льгот, 1 000 рублей госпошлины.

Определением от 14.07.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Министерство управления финансами Самарской области.

Администрация городского округа Сызрань в своем отзыве на исковое заявление иск не признала, ссылаясь на п.5 ст.86 Бюджетного кодекса РФ. в соответствии с которым органы местного самоуправления не вправе исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также заявила, что считает необходимым привлечь в качестве ответчика по данному делу Министерство финансов Российской Федерации.

Управление социальной защиты населения г.Сызрань в отзыве на исковое заявление заявило о том, что является ненадлежащим ответчиком, заявило о целесообразности привлечения в качестве ответчика Министерство управления финансами Самарской области либо Министерство финансов Российской Федерации –л.д.38-39, том 1.

Министерство управления финансами Самарской области в отзыве на исковое заявление (в качестве третьего лица) заявило о том, что меры социальной защиты, предусмотренные ст.84 Бюджетного кодекса РФ и преамбуле Закона «О защите инвалидов», являются расходными обязательствами Российской Федерации-л.д.46-49.

Определением от 15.10.2008г., по заявлению истца, была произведена замена ответчиков на Министерство управления финансами Самарской области с одновременным исключением его из числа третьих лиц.

В своем отзыве на исковое заявление в качестве ответчика Министерство управления финансами Самарской области заявило о том. Что не является надлежащим ответчиком, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация- л.д.103-105, 1 том.

Определением от 11.01.2009г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика была привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ. иск заявлен о солидарном взыскании с ответчиков 5 564 руб.47 коп.

Второй ответчик в отзыве на исковое заявлении иск не признал, ссылаясь на то, что инвалиды, являющиеся собственниками жилых помещений, имеют право на получение скидки только по оплате коммунальных услуг, внося оплату за содержание и ремонт жилого помещения в полном объеме; на недоказанность истцом наличия и размера понесенных убытков; на то, что в настоящее время действующей бюджетной классификацией РФ такой вид расхода бюджета, как выплата средств в порядке солидарной ответственности по долгам учреждений, не предусмотрен и соответственно не предусмотрен источник выплат в бюджете.

Определением от 20.02.2009г. Администрация городского округа Сызрань и Управление социальной защиты населения г.Сызрань были привлечены судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.

До принятия решения, в силу ч.2 ст.49 АПК РФ, представитель истца. действующий на основании доверенности № 3 от 12.01.2009г. с правом полного или частичного отказа от исковых требований (л.д.24. том 2) заявил отказ от иска к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области под роспись в протоколе судебного заседания от 3-9 апреля 2009 года. Данный отказ принят судом с учетом ч.5 ст.49 АПК РФ, исходя из чего, производство по делу в части иска к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области подлежит прекращению по п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 3 апреля до 13 час.30 мин. 9 апреля в соответствии со ст.163 АПК РФ.

Сведения о перерыве были опубликованы на официальном сайте арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по веб-адресу: http//www/samara.arbitr.ru.

Рассмотрев исковое заявление, возражения ответчиков, пояснения третьих лиц, материалы дела суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Основанием для предъявления иска о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 5 564 руб.47 коп. истец указывает решение Сызранского городского суда Самарской области от 18.03.2008г., в соответствии с которым истец произвел перерасчет платы за содержание и ремонт дома в размере 50% как инвалиду третьей группы за период с 01.06.2006г. по 31.12.2007г. с учетом инфляции. Указанным решением с истца также взыскана госпошлина в размере 2 000 рублей в доход федерального бюджета.

При этом перерасчет, заявляет истец, основан на Федеральном законе № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального фонда). В подтверждение произведенного перерасчета истец представил извещения за апрель 2008г. на сумму 734 руб.83 коп. и на сумму 2 829 руб.60 коп., в подтверждение убытков также представил платежное поручение № 775 от 04.05.2008г. на 2 000 рублей госпошлины, уплаченной по исполнительному листу-л.д.29-31, том 1. Общая сумма убытков составляет 5 564 руб.43 коп.

Названным решением, вступившим в законную силу, было установлено, что инвалид третьей группы ФИО6 является собственником жилых помещений по адресам: <...>, по которому ФИО6 был зарегистрирован до февраля 2007г.) и <...>/ФИО7. д.1/47. кв.12. по которому ФИО6 зарегистрирован с февраля 2007г.

Квартира 12 по адресу ул.Володарского/ФИО7. д.1/47 находится в доме, относящемся к муниципальному жилищному фонду, в подтверждение чего в дело представлена выписка из реестра муниципальной собственности (л.д.41, том 2), на настоящий момент дом № 30 по ул.Советская в реестре муниципальной собственности не значится –л.д.41-42, том 2.

Согласно письма Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006г. № 14316 РМ/07. в соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ. п.2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491. многоквартирный дом, в котором помещения принадлежат двум и более различным собственникам, независимо от сведений бухгалтерского учета муниципального (государственного) имущества и от состава муниципальной (государственной) казны не может считаться принадлежащим одному лицу. Общее имущество в таких многоквартирных домах находятся в общей долевой собственности всех собственников помещений.

Передача жилых помещений в собственность граждан в домах жилищного фонда не означает автоматического перевода данных домов в статус частного жилищного фонда.

Инвалидность ФИО6, принадлежность ему спорных квартир, наличие жилого дома № 30, расположенного по адресу: <...> и жилого дома № 1/47 по ул.Володарского/ул.Верхне-Пионерская в реестре муниципальной собственности городского округа Сызрань в спорном периоде установлены указанным выше решением Сызранского городского суда от 18.03.2008г.

Правовым основанием к принятию решения от 18.03.2008г. об удовлетворении иска указана ст.17 (абзацы 7 и 13) ФЗ РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), плата за жилое помещение и коммунальные услуги включают в себя плату за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения; а также указана ч.1 ст.154 Жилищного кодекса РФ, определяющая понятие и состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч.2 указанной статьи собственник жилого помещения в многоквартирном доме осуществляет аналогичные платежи, за исключением платы за наем. Указано в решении от 18.03.2008г.

В силу ч.3 ст.69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает истец, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Реализуя указанные конституционные положения Федеральными законами «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (в редакции от 19.12.2005г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (в редакции от 31.12.2005г.), установлены правовые гарантии социальной защиты указанным категориям граждан.

Таким образом, установив Законами льготы в виде частичной оплаты коммунальных услуг, Российская Федерация приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет федерального бюджета.

На основании ст.47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» от 23.12.2004г. № 173-ФЗ, п.16 Правил предоставления льгот инвалидам, семьям, имеющим инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российсикой Федерации от 19.11.2004г. № 652, средства на реализацию указанных льгот выделяются из федерального бюджета, перечисляются в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций.

Российская Федерация, установив льготы по оплате коммунальных услуг, приняла на себя обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению указанных льгот.

Не компенсированные из бюджетов различных уровней расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч.2 ст.15 ГК РФ).

Российская Федерация, установив Законами «О социальной защите инвалидов», льготы в виде 50% оплаты стоимости предоставляемых им услуг, обязана возмещать организациям расходы по их предоставлению.

Принимая Федеральные законы «О федеральном бюджете» на спорные годы, государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона «О социальной защите инвалидов», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Поскольку бездействие государства и его субъекта выразилось в неисполнении обязанностей по возмещению коммунальной эксплуатационной части указанных затрат, истец в силу ст.16 ГК РФ, вправе требовать от государства и его субъекта их компенсации.

Официальные разъяснения относительно применения вопросов разграничения

полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам социальной защиты населения даны в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 23.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

В силу п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного бездействием государственных органов, от имени казны РФ выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработка проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а также разработка проекта федераль­ного закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год возложена на Министерство финансов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5.3 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержден­ного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет состав­ление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюд­жетной росписи федерального бюджета, доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигновани­ях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, ведение уче­та операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполне­нии федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Феде­рации.

Субсидии и субвенции, согласно постановлению Российской Федерации от 14.07.2001 года № 536, зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Ответственность за несоблюдение установленного порядка и достоверность представляемых органам федерального казначейства сведений возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и других получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидий и субвенций. Ответчик не представил суду доказательств перечисление суммы льготы на счет бюджета субъекта РФ (Самарской области).

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме: за счет средств федерального бюджета в лице Министерства финансов РФ в размере 5 564 руб.43 коп. убытков. В части взыскания 0,04 рубля истец не обосновал требование и у суда нет оснований для их взыскания.

Уплаченную истцом госпошлину в размере 500 рублей следует возвратить из федерального бюджета, поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 49ч.2,ч.5, 110ч.1, 150п.ч. ч.1, 151, 167-171, 176ч.1,180-181,259ч.1. 319ч.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Принять отказ от иска к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области и производство по делу в этой части прекратить.

Ответчиком по делу считать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, 109097, Москва, Ильинка, 9, в пользу Муниципального унитарного предприятия «ЖЭС». 446020, <...> 564 руб.43 коп. убытков. В части взыскания 0,04 рубля в иске отказать.

Истцу выдать справку на возврат из федерального бюджета 500 рублей госпошлины, уплаченной по платежному поручению № 1208 от 27.06.2008г..

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. г.Самара с направлением апелляционной жалобы через арбитражный суд Самарской области.

Судья О.И.Зубкова