Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
г.Санкт-Петербург
07 июля 2021 года Дело № А56-31249/2021
Резолютивная часть решения изготовлена 15 июня 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
заявитель – Закрытое акционерное общество «Картранссервис» (адрес: Россия 195279, г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, пр-кт Индустриальный 45/А; Россия, Санкт-Петербург; Россия 195279, СПБ, Индустриальный пр 45-А,пом402 );
заинтересованное лицо – Балтийская таможня (адрес: Россия 198184, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, остров КАНОНЕРСКИЙ 32-А );
об оспаривании постановления от 31.03.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10216000-202/2021, о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.,
без вызова сторон
установил:
Закрытое акционерное общество «Картранссервис» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «Картранссервис») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) от 31.03.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10216000-202/2021, о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
На момент рассмотрения дела сроки для представления доказательств и пояснений истекли, возражения против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства стороны не представили.
Решением в виде резолютивной части от 15.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 229 АПК РФ является основанием для составления мотивированного решения.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 26.01.2021 в Балтийскую таможню представлена транзитная декларация (далее – ТД) № 10216160/260121/0000451 с целью помещения товаров под таможенную процедуру «таможенный транзит».
Согласно сведениям, заявленным в ТД № 10216160/260121/0000451:
- Отправитель товара: компания «Logwin Air+Ocean China Ltd», (КНР);
- Получатель товара: ЗАО «Метро Кэш Энд Керри», (125445, Москва, ш. Ленинградское, д. 71 Г, ИНН <***>);
- Экспедитор: ЗАО «Картранссервис» (195279, Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. 45, лит. А, пом.402, ИНН <***>);
- товар в контейнере № GLDU 7351137: «мебель металлическая...», весом брутто 12320 кг.
27.01.2021 в рамках таможенного контроля в ходе таможенного досмотра (АТД №10216160/270121/000162) установлено, что фактический вес брутто товара превышает заявленный в ТД № 10216160/260121/0000451 на 316,3 кг.
Усматривая достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при помещении товаров под процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, 28.01.2021 должностным лицом т/п Бронка Балтийской таможни вынесено определение о возбуждении в отношении ЗАО «Картранссервис» дела об административном правонарушении № 10216000-202/2021 и проведении административного расследования.
В ходе производства по делу об административном правонарушении в Балтийскую таможню поступило обращение генерального директора ЗАО «Метро Кэш Энд Керри» Шумахер М.А.Б. с просьбой не изымать товар, явившийся предметом правонарушения по настоящему делу об административном правонарушении и разрешить его дальнейшее де1спарирование до завершения производства по делу. В соответствии со ст. 123 ТК ЕАЭС начальником Балтийской таможни принято решение о разрешении выпуска товара, являющегося предметом административного правонарушения.
В ответ на определение об истребовании сведений в Балтийскую таможню поступили объяснения, подписанные генеральным директором ЗАО «Картранссервис», из содержания которых следует, что Общество не признает вину, в связи с тем, что товар является гигроскопичным. При транспортировке и хранении вес товара увеличился в результате накопления влаги.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что обладая информацией о том, что товар обладает гигроскопичностью, перед подачей транзитной декларации таможенному органу Общество должно было обратиться за получением разрешения совершать операции по осмотру и взвешиванию груза, взвесить его и указать достоверные сведения о весе брутто.
Квалифицируя деяние ЗАО «Картранссервис», выразившееся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов, по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сотрудником отдела административных расследований 26.02.2021 составлен протокол об административном правонарушении №10216000-202/2021.
Постановлением от 31.03.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10216000-202/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п.1 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза от 29.05.2019 (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
В соответствии с частью 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа.
В соответствии с п.6 ст. 105 ТК ЕАЭС в качестве транзитной декларации (далее - ТД) допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.
Согласно п.1 ст. 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию сведения: об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике, о стране отправления и стране назначения товаров, о транспортном средстве, которым перевозятся товары, о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду ЕТН ВЭД ЕАЭС, о количестве грузовых мест.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 83 ТК ЕАЭС для заявления таможенной процедуры таможенного транзита в качестве декларанта может выступать экспедитор товара.
В соответствии с решением Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» в графе 50 транзитной декларации «Принципал и его уполномоченный представитель, место, дата и подпись» указываются наименование и адрес декларанта, место и дата представления ТД, оригинальная подпись представителя декларанта.
Статьей 84 ТК ЕАЭС установлены права, обязанности и ответственность декларанта при таможенном декларировании.
Согласно ч. 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в декларации.
Сообщение перевозчиком (декларантом) при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию 'Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификаций, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ для решения вопроса о виновности перевозчика таможенным органом определяется, какая правовая и реальная возможность была у перевозчика для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
До вступления в таможенные правоотношения перевозчик, заключив договор международной перевозки, вступает с отправителем (получателем) груза в гражданско-правовые отношения.
При этом, учитывая, что перевозчику предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами РФ, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза действительных документов на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.
Поскольку указанные меры принимаются перевозчиком, действующим в рамках гражданско-правовых отношений, как правило, на этапе приема груза к перевозке, круг его правовых возможностей предопределен правами, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок грузов, и законодательством Российской Федерации определяющим порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности (порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов), а также вытекающими из конкретного договора перевозки.
Транспортно-экспедиционная деятельность включает в себя оказание на договорной основе услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
Согласно п.п. 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2003 № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор (перевозчик) вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях, его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор (перевозчик) обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. Экспедитор (перевозчик) вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором (перевозчик) обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Статьей 1 Федерального закона от 30.06.2003 № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлено, что условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
В материалах дела административного правонарушения имеется заключенный между Перевозчиком (Исполнителем) и Заказчиком договор перевозки грузов № 25-04/2016/CTS от 25.04.2016.
В подпункте 4.4 пункта 4 «Технология организации и осуществления перевозки» договора перевозки грузов № 25-04/2016/CTS от 25.04.2016 сторонами установлено, что Заказчик обеспечивает погрузку на предоставленное Исполнителем (перевозчиком) транспортное средство груза с участием и под контролем водителя, совместно с водителем проверяет наличие исправных пломб, оформляет все необходимые для перевозки документы (товарно-транспортные документы и необходимые сертификаты на груз, требуемые соответствующим законодательством РФ, а при международных перевозках, также требованиям законодательства государств, в/через которые осуществляется конкретная перевозка).
В подпункте 5.7 пункта 5 «Ответственность сторон» договора перевозки грузов №25-04/2016/CTS от 25.04.2016 сторонами установлено, что в случае, если при прибытии на территорию России таможенными органами РФ будет установлено, что сведения, заявленные в товаросопроводительных документах не соответствуют фактически перемещающемуся грузу по наименованию, количеству, весу и иным характеристикам, за что Исполнитель (перевозчик) будет привлечен к административно ответственности, Заказчик обязан возместить Исполнителю уплаченную последним в пользу государства сумму административного штрафа.
Обладая информацией о том, что товар обладает свойством при транспортировке и хранении которого весовые характеристики (гидроскопичностью) увеличиваются и сведения, заявленные в товаросопроводительных документах могут не соответствовать фактически перемещающемуся грузу по наименованию, количеству, весу и иным характеристикам (сторонами закреплено в заключенном договоре перевозки грузов №25-04/2016/CTS от 25.04.2016) перед подачей транзитной декларации таможенному органу, Общество должно было обратиться за получением разрешения совершать операции по осмотру и взвешиванию груза, взвесить его и указать достоверные сведения о весе брутто, то есть у перевозчика имелась правовая и реальная возможность для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Пункт 1 статьи 84 ТК ЕАЭС предусматривает право декларанта осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, в том числе для помещения товаров под таможенную процедуру.
Из документов и сведений, установленных в ходе производства по делу, следует, что ЗАО «Картранссервис» в таможенный орган за получением разрешения совершать операции по осмотру и выполнению грузовых операций с товаром не обращалось.
Следует определить, что объективных обстоятельств, препятствующих выполнению декларантом обязанностей, предусмотренных ст.ст. 84, 107 ТК ЕАЭС в процессе административного расследования не установлено.
Также было установлено, что отсутствует факт реализации предусмотренных таможенным законодательством прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть ЗАО «Картранссервис» имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм, что позволяет сделать вывод о виновности ЗАО «Картранссервис» в заявлении недостоверных сведений о весе брутто товара путем представления недействительных документов.
Таким образом, деяние ЗАО «Картранссервис», выразившееся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года № 10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в декларации.
В ходе административного расследования по делу установлено, что ЗАО «Картранссервис» совершало в течение срока, установленного ст.4.6 КоАП РФ, однородные административные правонарушения, что в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания ЗАО «Картранссервис» учтены характер совершенного им административного правонарушения, имущественное положение Общества, наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Таким образом, на основании изложенного следует сделать вывод о том, что таможенным органом ЗАО «Картранссервис» обоснованно привлечено к ответственности за совершение правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, постановление таможни от 31.03.2021 по делу об административном правонарушении № 10216000-202/2021 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 211, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом «Картранссервис» требований о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни от 31.03.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10216000-202/2021 отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия
Судья Лебедева И.В.