ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-58804/20 от 28.04.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 апреля 2021 года Дело № А56-58804/2020

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабуновой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании 26.01.2021 – 02.02.2021 дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «ГлавПетербургСтрой»,

заинтересованное лицо: 1. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Санкт-Петербургу; 2. Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении ответа на официальный запрос в установленные законом порядке; об обязании принять решение о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 094 556,63 руб. и вернуть указанную сумму на депозитный счет нотариуса

при участии

от заявителя: извещен, представитель не явился,

от заинтересованного лица: 1. ФИО1 на основании доверенности от 14.09.2020, 2. ФИО2 на основании доверенности от 11.01.2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ГлавПетербургСтрой» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №30 (далее – заинтересованное лица, ФСС, Учреждение), выразившегося в непредставлении ответа на официальный запрос в установленные законом порядке; об обязании указанного заинтересованного лица принять решение о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчет, недоимка, задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в сумме 1 094 556,63 руб., вернуть указанную сумму переплаты на депозитный счет нотариуса (в связи с отсутствием у заявителя расчетного счета).

В судебном заседании представители заинтересованных лиц против удовлетворения заявления возражали.

26.01.2021 в судебном заседании объявлен перерыв до 13.10 час. 02.02.2021. После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направил в судебное заседание своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ в его отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей заинтересованных лиц в судебном заседании, суд установил следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с выданной Обществу справкой Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, МИ ФНС №24 по СПб) № 195501 от 07.07.2020 о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам имеется положительное сальдо по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с 01.01.2017) в сумме 1 094 556,63 руб.

Из материалов дела следует, что заявитель 12.03.2020 направил в Учреждение обращение с просьбой образовавшуюся за счет превышения расходов переплату по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечислить в счет погашения задолженности Общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 962 583 руб. 28 коп., а также в счет погашения задолженности Общества по страховых взносам на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 131 973 руб. 35 коп.

Письмом от 06.04.2020 № 18-30-01-22/01-4633 Учреждение разъяснило заявителю порядок обращения за возвратом излишне уплаченных страховых взносов, указав, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено перечисление денежных средств, предназначенных на выделение (возмещение) средств на выплату страхового обеспечения, сторонним организациям, в том числе внебюджетным фондам в счет погашения задолженностей по взносам.

Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании законности бездействия Учреждения, выразившегося в не рассмотрении обращения от 12.03.2020 в установленный законом срок, об обязании указанного заинтересованного лица принять решение о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1 094 556,63 руб., вернуть указанную сумму переплаты на депозитный счет нотариуса.

В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее - Закон № 250-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 Федеральный закон от 24.07.2019 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» признан утратившим силу, с этого момента вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон №243-ФЗ).

Таким образом, возврат излишне уплаченных страховых взносов, образовавшихся за расчетные периоды после 01.01.2017, производится налоговым органом в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователями по указанному виду страхования являются организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании указанных норм Общество является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа установлен статьей 78 НК РФ. В силу пункта 14 названной статьи правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Пунктом 1.1 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В силу пункта 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно абзаца 2 пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Форма заявления при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182(a) «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов».

Как следует из материалов дела и отзыва Учреждения, по его данным на 01.01.2020 имеется задолженность за Региональным отделением ФСС перед Обществом за счет превышения расходов на уплату страхового обеспечения в сумме 1 094 556 руб. 63 коп.

Доказательств того, что указанная сумма представляет собой излишне уплаченные Обществом страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возврат которых или зачет может быть осуществлен в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, материалы дела не содержат.

Переплата выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период с платежными документами, относящимися к тому периоду, свидетельствующими о начислении и уплате в бюджет налога. Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.02.2006 №11074/05.

Доказательств обращения Общества в налоговый орган с соответствующим заявлением о зачете или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов суду также не представлено.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен статьей 431 НК РФ.

После назначения и выплаты, указанных выше пособий страхователь в соответствии с пунктом 2 статьи 431 НК РФ вправе уменьшить сумму начисленных за определенный период страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на страхового обеспечения, то есть на суммы выплаченных застрахованным лицам (работникам) пособий.

Указанная норма корреспондирует с пунктом 1 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, согласно которого страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

Пунктом 2 статьи 4.6 Федерального закона №255-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

Согласно пункту 3 статьи 4.6 Федерального закона №255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Пунктом 4 статьи 4.6 Федерального закона №255-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

Минфин России в письме от 12.05.2017 №03-15-06/28675 указал, что норма пункта 9 статьи 431 НК РФ применяется в целях контроля налоговым органом обоснованности осуществления плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения и не содержит запрета на зачет суммы превышения упомянутых расходов над исчисленными страховыми взносами, сложившейся по итогам истекшего отчетного периода, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за последующие месяцы расчетного периода.

Следовательно, разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных указанных страховых взносов может быть только засчитана налоговым органом по пункту 9 статьи 431 НК РФ в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования или возмещена территориальными органами Фонда социального страхования в соответствии с порядком, установленным Законом №255-ФЗ.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено перечисление денежных средств, предназначенных на выделение (возмещение) средств на выплату страхового обеспечения, сторонним организациям, в т.ч. внебюджетным фондам в счет погашения задолженностей по взносам.

Из отзыва Учреждения и материалов дела следует, что 08.07.2020 (вх. №№9547, 9545, 9546) от Общества поступили заявления о выделении средств за 2017 год в размере 473 288 руб. 57 коп., за 2018 год в размере 641 414 руб. 82 коп., за 2019 год в размере 300 167 руб. 64 коп.

С целью предоставления заявителем документов, подтверждающих правильность и обоснованность произведенных расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отраженных в приложении к заявлениям о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения Региональным отделением 14.04.2020 направлены соответствующие требования о предоставлении документов № 62603, 62604, 62605, которые Обществом не исполнены.

Оспаривание законности действий Учреждения, связанных с рассмотрением заявлений Общества от 08.07.2020 (вх. №№9547, 9545, 9546) о выделении средств, предметом требований заявления и рассмотрения по делу не является.

С учетом вышеизложенного, в удовлетворении требований Общества об обязании Учреждения принять решение о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 094 556,63 руб., вернуть указанную сумму переплаты на депозитный счет нотариуса надлежит отказать.

Учитывая, что Законом №255-ФЗ не предусмотрено перечисление денежных средств, предназначенных на выделение (возмещение) средств на выплату страхового обеспечения, сторонним организациям, и, соответственно, порядок и сроки рассмотрения таких требований страхователя, письмо заявителя в Учреждение от 12.03.2020 о перечислении переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет погашения задолженности Общества по иным страховым взносам подлежало рассмотрению в течение 30 дней в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ответ Учреждения от 06.04.2020 № 18-30-01-22/01-4633 на письмо заявителя от 12.03.2020 направлен заявителю по указанному в ЕГРЮЛ адресу в течение установленного законом срока - 09.04.2020 почтовым отправлением 19085543349999, что подтверждается списком заказных писем от 07.04.2020 №09 с отметкой организации почтовой связи о принятии, и в соответствии с данными сайта Почты России поступило в отделение связи по месту нахождения Общества 11.04.2020, 13.04.2020 состоялась неудачная попытка вручения, 11.06.2020 отправление письмо отправителю из-за отсутствия адресата.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 30.06.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии со статьей 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 63-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также следует, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконным бездействия Учреждения, выразившегося в непредставлении ответа на официальный запрос в установленные законом порядке удовлетворению не подлежат, в связи с отсутствием незаконного бездействия.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, ввиду отсутствия совокупности оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Анисимова О.В.