Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 апреля 2022 года Дело № А56-96950/2021
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Ист ФИО4»,
заинтересованное лицо: Астраханская таможня,
третье лицо: Южное таможенное управление,
о признании незаконным и отмене постановления от 18.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10311000-166/2021,
при участии
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 06.09.2021,
от заинтересованного лица: извещено, представитель не явился,
от третьего лица: ФИО2 по доверенности от 17.03.2022 (он-лайн),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ист ФИО4» (далее – заявитель, Общество, ООО «Ист ФИО4») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни (далее – таможня, заинтересованное лицо) от 18.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10311000-166/2021.
Определением суда от 02.11.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).
Определением от 25.02.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства и назначил судебное заседание на 12.04.2022 на 12.50 час., к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Южное таможенное управление.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения требований заявителя, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направило в судебное заседание своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 210 АПК РФ в его отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки ФИО3 (ИНН <***>), являющейся в соответствии со статьями 322, 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) формой таможенного контроля по вопросу проверки факта выпуска товара «катер Larson 350, заводской номер US-LAR85134D707», установлено, что таможней проведена проверка факта таможенного декларирования катера Larson 350 идентификационный номер - US-LAR85134D707, должностными лицами таможни проведен анализ баз данных ДТ с применением АС «АЮД», ИАС «Мониторинг-Анализ», АС «КТС», ИСС «Малахит». Информации о таможенном декларировании вышеуказанного катера не найдено.
В ходе проведения аналитической работы (предшествующей камеральной таможенной проверке) и при проведении камеральной таможенной проверки в ЦИТТУ ФТС России были направлены запросы о декларировании товара «катер Larson 350, заводской номер US-LAR85134D707». Согласно ответам ЦИТТУ ФТС России от 01.04.2020 №12-08/03075, от №12-08/07651 от 28.08.2020 установлено, что в период с 01.01.2007 по 27.08.2020 в ЦБД ЕАИС таможенных органов сведений о таможенных операциях в отношении судна не найдено.
Таким образом, по результатам уточненного поиска (по данным, полученным в ходе камеральной таможенной проверки о российском покупателе, о дате и номере инвойса, производителе) в ЦБ ЕАИС таможенных органов информации о декларировании товара «маломерное судно катер LarsonCabrio 350, заводской номер US-LAR85134D707», не получено.
Для установления факта продажи маломерного судна Larson 350 направлено письмо производителю маломерного судна Корпорации LarsonBoats, LLC (США).
Согласно полученному ответу от 21.08.2020, данное судно построено Корпорацией LarsonBoats в 2007 году и имеет идентификационный (заводской) номер US-LAR85134D707.
Согласно представленному Корпорацией LarsonBoats, LLC (США) инвойсу №753982 от 23.05.2007 грузополучателем маломерного судна Larson 350 идентификационный (заводской) номер US-LAR85134D707 является ООО «ИСТ ФИО4» (ИНН <***>, КПП 781301001, ОГРН <***>, адрес регистрации: 197022, <...>).
В ходе проведения камеральной таможенной проверки, в соответствии со статьями 337, 340 ТК ЕАЭС в адрес Общества по форме, установленной приказом ФТС России от 14.02.2019 № 258, направлено требование о представлении документов и (или) сведений лицом, связанным с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка от 25.08.2020 №08.1-14/13299, содержащее требование о представлении следующих документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров:
1. Документы, подтверждающие факт приобретения маломерного судна «MotorizеyCraft (Larson 350)», идентификационный номер - US-LAR85134D707, год постройки 2007, страна происхождения США (далее - маломерное судно Larson 350), по инвойсу № 753982 от 23.05.2007, содержащие сведения о судне, стоимости, а также документы, подтверждающие сопровождение сделки;
2. Документы, подтверждающие продажу вышеуказанного маломерного судна, а также документы, подтверждающие сопровождение сделки;
3. Документы, подтверждающие дату, время и место передачи (при купле и продаже) маломерного судна Larson 350, акт приема-передачи, документы, подтверждающие оплату маломерного судна Larson 350;
4. Документы, содержащие сведения о таможенном декларировании маломерного судна Larson 350 на территории РФ;
5. Является ли Общество официальным дилером компании LarsonFX (верфь Larson) (если является, то с какого периода);
6. В случае, если Общество является официальным дилером компании Larson, то предоставить информацию о факте поставки компанией Larson катера «MotorizeyCraft (Larson 350)» (идентификационный номер - US-LAR85134D707, год постройки 2007, страна происхождения США), на территорию РФ (ТС, ЕАЭС).
Срок предоставления документов по вышеуказанному требованию установлен десять календарных дней с даты получения.
Требование направлено в адрес Общества по почте, почтовому отправлению присвоен номер почтового идентификатора 41401853496205. Согласно сведениям с официального сайта «Почта России», требование от 25.08.2020 № 08.1-14/13299 прибыло в место вручения 02.09.2020 и возвращено отправителю 05.10.2020, получено отправителем 21.11.2020.
Требование от 25.08.2020 № 08.1-14/13299 также было направлено по электронной почте upiterl3@gmail.comгенеральному директору Общества ФИО5 29.09.2020. В ответном письме генеральный директор Общества 29.09.2020 ФИО5 подтвердил получение требования от 25.08.2020 № 08.1-14/13299. Документы по вышеуказанному требованию Обществом представлены на электронную почту GasilinaIG@jtu.customs.ru 29.09.2020 №1-09/20 (вх. AT от 29.09.2020).
Согласно представленному письму Общества от 29.09.2020 №1-09/20 запрошенные документы не могут быть представлены на основании статьи 320 ТК ЕАЭС. Таким образом, по требованию таможенного органа № 08.1-14/13299 от 25.08.2020, документы Обществом не представлены.
Согласно письменных пояснений Общества, Общество не приобретало катер Larson 350 (идентификационный номер - US-LAR85134D707), каким образом и кем был ввезен катер на таможенную территорию ЕАЭС Обществу не известно. Поскольку катер Обществом не приобретался, документы, подтверждающие его покупку и таможенное декларирование на таможенной территории ЕАЭС, не могли быть представлены.
В связи с непредоставлением Обществом в установленный срок запрашиваемых документов и сведений определением таможни от 06.04.2021 возбуждено дело №10311000-166/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
04.06.2021 в отношении Общества уполномоченным должностным лицом таможни составлен протокол об административном правонарушении №10311000-166/2021 по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 18.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10311000-166/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Согласно выводам акта камеральной таможенной проверки от 09.08.2021 №10311000/210/230421/А000103, не обнаружив фактов таможенного оформления вышеуказанного товара «катер Larson 350 заводской номер US-LAR8513D707» в информационных базах данных, Астраханская таможня пришла к выводу о незаконном ввозе в РФ катера Larson 350 и вынесла, в том числе, в отношении ООО «Ист ФИО4» решение по результатам таможенного контроля от 09.06.2021 №10311000/210/090621/Т000103/00001, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.06.2021 №10311000/У2021/0000104, а также приняла решение о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке от 19.07.2021 № 10311000/2021/РБП/0000014.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, указав в обоснование заявления на отсутствие состава правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектом правонарушения является лицо, в обязанности которого входит предоставление таможенному органу документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в непредставлении в установленный таможенным органом срок документов, запрошенных при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Пунктом 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовал в период ввоза на таможенную территорию Союза товара - катера; далее - ТК РФ) устанавливалось, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 15 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным Кодексом.
Статьей 16 ТК РФ устанавливалось, что обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров возлагалась на:
российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена (в случаях, когда перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом);
лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, иных лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем (если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом).
На основании статьи 123 ТК РФ товары подлежали декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных данным Кодексом.
Аналогичные положения закреплены нормами статей 9, 13, 83, 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Пунктом 3 статьи 337 ТК ЕАЭС установлено, что лица, связанные с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, обязаны представлять по требованию таможенного органа копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами, необходимые для проведения таможенной проверки.
Из положений статьи 340 ТК ЕАЭС следует, что при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
Запрошенные таможенными органами документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе бумажных копий электронных документов, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлено обязательное представление оригиналов документов.
Декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Пунктом 1 статьи 320 ТК ЕАЭС установлено, что документами, необходимыми для проведения таможенного контроля, подлежащими хранению, являются: 1) таможенные документы; 2) документы, указанные в статье 108 настоящего Кодекса; 3) документы, подтверждающие соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов; 4) документы, составленные при совершении таможенных операций; 5) документы, подтверждающие условия использования товаров в соответствии с заявленными таможенными процедурами.
Согласно пункту 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: 1) документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; 2) транспортные (перевозочные) документы; 3) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; 4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка; 5) документы о происхождении товаров; 6) документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, предварительное решение о классификации товаров, при его наличии, а в случае таможенного декларирования товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита - принятое таможенным органом любого государства-члена в отношении таких товаров предварительное решение о классификации товаров либо решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде; 7) документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; 8) документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей; 9) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; 10) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров; 11) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита; 12) документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры; 13) документы, подтверждающие заявленную стоимость операций по переработке товаров при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории; 14) документы, указанные в статье 261 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 320 ТК ЕАЭС документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны храниться лицами и таможенными органами до истечения 5 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 настоящего Кодекса, вне зависимости от того, представлялись они при подаче таможенной декларации или нет.
Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для проведения таможенного контроля в отношении их деятельности, связанной с оказанием услуг в сфере таможенного дела, в течение 5 лет после истечения года, в котором совершались таможенные операции (пункт 3 статьи 320 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Согласно пункту 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, а также указанные в пункте 4 настоящей статьи товары, не признанные товарами Союза в соответствии со статьями 210 и 218 настоящего Кодекса, находятся под таможенным контролем до наступления перечисленных в данном пункте обстоятельств, в том числе, приобретение в соответствии с настоящим Кодексом статуса товаров Союза, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи.
Решением Южного таможенного управления от 13.10.2021 №10300000/131021/031-р/2021, вынесенным в порядке ведомственного контроля, решения Астраханской таможни по результатам таможенного контроля от 09.06.2021 № 10311000/210/090621/Т00103/00001, о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке от 19.07.2021 №10311000/2021/РБП/0000014 признаны не соответствующими требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, и отменены.
Также названным решением в порядке ведомственного контроля признаны не соответствующими требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании действия таможни по направлению уведомлений (уточнений к уведомлениям) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.06.2021 №№ 10311000/У2021/0000103, 10311000/У2021/0000104.
Указанным решением в совокупности с представленными по настоящему делу доказательствами подтверждается, что в ходе проверки таможней от производителя товара - корпорации «LarsonBoats» (США) получена копия инвойса (счета на оплату за судно) от 23.05.2007 № 753982, согласно которому продавцом судна является компания «GenmarInternational» (США), грузополучателем - Общество.
Согласно ответа ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области от 18.06.2020 №4445-7-1-13 на запрос Астраханской таможни согласно базы АИС ГИМС и Реестра маломерных судов первичная регистрация спорного суда в ГИМС произведена 02.08.2007 за судовладельцем ФИО6, договор, на основании которого судно поступило во владение ФИО6 не представлен.
С 30.04.2019 по настоящее время судно принадлежит на праве собственности ФИО3 на основании договора купли-продажи маломерного судна от 22.11.2018, заключенного ФИО7
В ходе проверки ФИО3 информировала таможенный орган об отсутствии документов, содержащих сведения о таможенном декларировании (письмо от 05.10.2020 без номера).
По результатам анализа сведений, представленных письмом Центра ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области от 18.06.2020 № 4445-7-1-13, таможней было установлено, что катер в период с августа 2007 года по ноябрь 2018 года последовательно находился в собственности у ФИО6, ФИО8, ФИО7
Согласно полученным копиям SWIFT-сообщений АО «Альфа-Банк» от 23.05.2007, от 28.05.2007 ФИО6 в адрес компании «UBMLLC» (США) были осуществлены переводы денежных средств в общей сумме 190300 долларов США в качестве оплаты по счету от 16.05.2007 № 995/07 к контракту от 16.05.2007 №60/70 за катер «Ларсон Кабрио 350».
В некоторых случаях компания «UВМ LLC» являлась отправителем товаров - катеров «LARSON» в адрес Общества, что было установлено результатам анализа базы данных таможенных органов таможней.
По информации, представленной письмом Центра ГИМС МЧС России по Волгоградской области от 02.02.2021 №732-7-1-13, иные маломерные суда, за исключением рассматриваемого катера, за ФИО6 не регистрировались.
В ходе судебного заседания в Дзержинском районном суде г. Волгограда по делу по обращению ФИО3 о признании незаконными решения таможни от 09.06.2021 № 10311000/210/090621/Т000103/00001 и уведомления от 15.06.2021 №10311000/У2021 /0000103 представителем привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО6 было заявлено об имевшем место факте таможенного декларирования спорного судна.
В связи с этим таможней был направлен запрос в ЦИТТУ ФТС России (исх. от 20.09.2021 № 12-07/08658) с более подробной детализацией запрашиваемых сведений, исходя из полученной в ходе судебного разбирательства информации.
Согласно письму ЦИТТУ ФТС России от 22.09.2021 № 12-07/08658 сведения о совершении таможенных операций в отношении катера «LarsonCabrio 350 идентификационный номер -US-LAR85134D707» в период с 01.01.2007 по 30.07.2007 в ЦБД ЕАИС таможенных органов не найдены. Однако выявлен факт декларирования товара - катер «LarsonCabrio 350 VINUSLAR851 34D707» ФИО6 на Советском таможенном посту Волгоградской таможни в 2007 году с уплатой таможенных платежей по ТПО №10312070/190707/ВБ-1885971.
Сопоставительный анализ сведений, содержащихся в указанном ТПО и регистрационной карточке от 02.08.2007 № Р39-34ВИ - заявлении ФИО6, заполненном при регистрации катера, выявил совпадение наименования катера, его заводского номера, года выпуска, типа и заводских номеров главных двигателей, а также персональных данных (фамилия, имя, отчество, паспортные данные) владельца.
Таким образом, полученные после завершения камеральной таможенной проверки и принятия решения по результатам таможенного контроля от 09.06.2021 №10311000/210/090621/Т000103/00001 документы и сведения подтверждают факт таможенного декларирования катера «LarsonCabrio 350» и, следовательно, свидетельствуют о несостоятельности вывода таможенного органа, изложенного в акте проверки и решении, о незаконности перемещения катера через таможенную границу ЕАЭС.
В связи с чем представленными доказательствами подтверждается неучастие Общества в приобретении и перемещении через таможенную границу РФ катера Larson 350 заводской номер US-LAR8513D707, и, соответственно, отсутствие истребованных таможней документов.
Следует отметить, что при направлении ответа на запрос таможенного органа от 25.08.2020 № 08.1-14/13299, заявитель обратил внимание таможни, что интересующая орган информация о катере, якобы, проданном Обществу в 2007 году, отсутствует в распоряжении Общества, так как срок хранения документов, необходимых для проведения таможенного контроля, установленный статьей 320 ТК ЕАЭС не обязывает участников таможенных правоотношений хранить документы более 5 лет. Тогда как запрос касался товара, по мнению таможенного органа, проданного более 13 лет назад. Обществом не осуществляется хранение документов, относящихся к таможенным операциям более 5 лет, что корреспондирует с требованиями таможенного законодательства, а также законодательства о бухгалтерском учете, которым также определен пятилетний срок хранения бухгалтерских документов.
По указанным причинам таможенный орган был проинформирован об объективной невозможности предоставления запрошенной по пунктам 1-4 запроса информации. Вместе с тем иная информация, касающаяся вопросов дилерства, таможенному органу была предоставлена.
Таким образом, со стороны Общества нарушения сроков предоставления ответа на запрос таможни, а также установленного ТК ЕАЭС порядка предоставления документов с учетом положений статьи 320 ТК ЕАЭС и части 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не допущено.
Также при вынесении постановления таможней не учтено, что в процессе административного расследования не получено доказательств, свидетельствующих об участии ООО «Ист ФИО4» в перемещении через таможенную границу РФ катера Larson 350 заводской номер US-LAR8513D707. Из предоставленных Обществом как в ходе таможенного контроля, так и в процессе производства по делу №10311000-166/2021 объяснений следовало, что заявитель не приобретал, не ввозил на территорию РФ и иным образом не участвовал в перемещении указанного катера. Данное обстоятельство исключало и обязанность Общества по хранению таможенных документов, и ответственность за нарушение требований статей 337, 340 ТК ЕАЭС, связанных с непредоставлением документов, которых у Общества не имелось.
При этом ссылки таможни на полученную от третьего лица копию инвойса №753982 от 23.05.2007 суд оценивает критически, так как в процессе камеральной проверки таможней анализировалось движение денежных средств в банковских организациях по счетам как заявителя, так и иных лиц. Однако подтверждения оплаты инвойса № 753982 от 23.05.2007 со счетов ООО «Ист ФИО4» или со счетов иных лиц получено не было. При таких обстоятельствах в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя информации о существовании инвойса № 753982 от 23.05.2007.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая во внимание вышеизложенное, таможенным органом не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьей 16.12 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 2 статья 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Астраханской таможни от 18.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10311000-166/2021, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ист ФИО4».
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Анисимова О.В.