АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
26 декабря 2014 года
Дело № А57-10562/2014
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2014 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Лузиной О.И.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Трансфер» г. Вольск Саратовской области
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
третьи лица - Министерство финансов Саратовской области,
МУ МО г. Вольск «Городская диспетчерская служба» г. Вольск,
ГБУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок», г. Саратов,
Управление Федерального Казначейства по Саратовской области
о взыскании задолженность по договору № 02-06/343 от 29.12.2012 г. в размере 245 854,47 руб., взыскать задолженность по договору № 02-06/278 от 29.12.2012 г. в размере 529 163,78 руб., взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами по договору № 02-06/343 от 29.12.2013 г. в размере 12 451,50 руб., взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами по договору № 02-06/278 от 29.12.2013 г. в размере 26 799,94 руб., взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
при участии в заседании суда:
от истца – ФИО2, по доверенности,
от ответчика – ФИО3, по доверенности от 04.07.2014г.,
от Министерства финансов Саратовской области -
от МУ МО г. Вольск «Городская диспетчерская служба» -
от ГБУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» -
от Управления Федерального Казначейства по Саратовской области -
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Трансфер» г. Вольск Саратовской области к Комитету транспорта Саратовской области, г. Саратов, третьи лица - Министерство финансов Саратовской области, МУ МО г. Вольск «Городская диспетчерская служба» г. Вольск, ГБУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок», г. Саратов, Управление Федерального Казначейства по Саратовской области о взыскании задолженности по договору № 02-06/343 от 29.12.2012 г. в размере 245 854,47 руб., задолженности по договору № 02-06/278 от 29.12.2012 г. в размере 529 163,78 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по договору № 02-06/343 от 29.12.2013 г. в размере 12 451,50 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по договору № 02-06/278 от 29.12.2013 г. в размере 26 799,94 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
Истец, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просит взыскать с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, за счет казны Саратовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Трансфер» задолженность по договору № 02-06/343 от 29.12.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт) за ноябрь 2013 году в размере 245 854,47руб., задолженность по договору № 02-06/278 от 42.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения за ноябрь 2013 году в размере 363 498, 88 руб.
Уточнение принято арбитражным судом.
Определением суда от 19.08.2014г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов Саратовской области.
Определением суда от 19.08.2014г. Комитет транспорта Саратовской области, г.Саратов, заменен ответчиком – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Определением суда от 29.10.2014г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федерального казначейства по Саратовской области.
Отводов суду не заявлено.
18.12.2014г. от ГБУ СО «Управление пассажирских перевозок» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Ходатайство принято судом, приобщено к материалам дела.
22.12.2014г. от УФК по Саратовской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
Заявление принято арбитражным судом, приобщено к материалам дела.
Других заявлений и ходатайств от сторон не поступило.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением № 52169.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:
1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд;
3) копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Информация о всех принятых по делу судебных актах, о датах, времени и месте проведения судебных заседаний размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
В соответствии с п. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено, 29.12.2012 года между Обществом с ограниченной ответственностью «Трансфер», Комитетом транспорта Саратовской области , Государственным бюджетным учреждением Саратовской, области «Управление Пассажирских перевозок» (далее именуемое «Управление») и Муниципальным учреждением Муниципального образования город Вольск «Городская диспетчерская служба» были заключены договоры: № 02-06/343 от 19.12.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих оt предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт) в 2013 году; № 02-06/278 от 29.12.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение «выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения в 2013 году.
Согласно и 1. Договора № 02-06/343 от 29.12.2012 г. ООО «Трансфер» надлежало осуществлять перевозку обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования; № 02-06/278 от 29.12.2012 г. - перевозку льготных категорий граждан; Муниципальное учреждение муниципального образования город Вольск «Городская диспетчерская служба» организует продажу льготных (месячных) проездных билетов; Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» в соответствии с государственным заданием Комитета транспорта Саратовской области на 2013 год осуществляет сбор и обработку отчетов, доставленных ООО «Трансфер » и Муниципальном учреждением муниципального образования город Вольск «Городская диспетчерская служба», а Комитет транспорта натовской области предоставляет ООО «Трансфер » субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт), а также субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относиться к ведению Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения.
Настоящий договор вступает в силу с 1 января 2013 года и действует до 31.12.2013 года.
Во исполнение договоров ООО «Трансфер» осуществляло в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 г. перевозку льготных категорий граждан и обучающихся на соответствующих маршрутах, о чем свидетельствуют отчеты о выполненной работе и сводные ведомости распределения денежных средств по МУ МО г. Вольск «Городская диспетчерская служба» за
названный период.
По состоянию на 16.05.2014г. задолженность Комитета транспорта Саратовской области перед «Трансфер» составляет: по договору № 02-06/278 - 529 163,78 (пятьсот двадцать девять тысяч сто шестьдесят три)рубля 78 копеек, по договору № 02-06/343 - 245 854,47 ( двести сорок пять тысяч восемьсот пятьдесят четыре) рубля 47 копеек. Общая сумма задолженности составляет 775 018,25 (семьсот семьдесят пять тысяч восемнадцать) рублей 25 копеек.
Задолженность имеется за ноябрь 2013 года, что подтверждается актами сверки взаимных расчетов за период 2013 год.
26.02.2014г. ООО «Трансфер» была направлена претензия Комитету транспорта Саратовской области о погашении задолженности по договорам № 02-06/278 от 29.12.2012г., № 02-06/343 от 29.12.2012г., от 19.03.2014г., на которую был получен ответ на претензию, в котором сообщалось, что погашение образовавшейся задолженности будет произведено в установленном законом порядке по мере выделения Комитету транспорта Саратовской области средств на указание цели из бюджета Саратовской области.
Истец поддержал исковые требования с учетом уточнений.
Ответчик наличие задолженности перед истцом не оспаривает.
Неисполнение ответчиком обязанности по погашению задолженности, явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим исковым заявлением.
Суд, исследовав материалы дела, изучив действующее законодательство, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 314 Гражданского кодекса РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой рент в пределах такого периода. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно (йтельство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан нить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.
B соответствии с ч. 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или имущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств
соответствующего бюджета.
Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов от 28.11.2012 г., по целевой статье 3030213, по виду расходов 006 была предусмотрена субсидия на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт); а также по целевой статье 5058722 по виду расходов 006 была предусмотрена субсидия на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 года № 122-П «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан» с изменениями и дополнениями, установлен Перечень льготных категорий граждан, введены социальные месячные проездные билеты для проезда транспортом общественного пользования, определен размер возмещения.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям дан.
Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 года №122-П «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан» объект Федерации (Саратовская область) приняла на себя обязательства по возмещению транспортным предприятиям неполученных в результате предоставления доходов за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что
главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что
перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта
риской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета
устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной
структуры расходов.
Подпунктом 4 ч. 2. Ст. 2 Закона Саратовской области «О бюджетном процессе в Саратовской области» (от 16.01.2008 г. N3-3CO с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и новый период утверждается перечень главных распорядителей средств областного бюджета (распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2013 год и на «новый период 2014 и 2015 годов» от 28.11.2012 г., приложение № 7- главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области является не только Министерство финансов Саратовской области ( код 005), но в частности, и Комитет транспорта Саратовской области ( код 011).
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета Комитет транспорта Саратовской области является главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области по ведомственной принадлежности - в сфере транспортного развития Саратовской области.
Как было отмечено, в соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Из разъяснений Пленума ВАС РФ пункта 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 г. № 122-П «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан» возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки транспортом общего пользования, выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан, относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и основанием для возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан являются договоры с перевозчиками, которые определены соответствующими органами согласно названному постановлению.
Перечни льготных категорий граждан установлены также постановлением Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 г. и № 122-П.
Статьей 12 закона Саратовской области от 28 апреля 2005 г. № 33-ЗСО «Об образовании» предусмотрено право бесплатного и льготного проезда учащимся и студентам в период получения образования.
Перечни льготных категорий учащихся установлены постановлением Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 г. и № 122-П «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан».
Порядок возмещения недополученных доходов перевозчикам за реализованные льготные (месячные) проездные билеты для проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающимся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования и учреждениях среднего профессионального образования в спорный период регулировался постановлением Правительства Саратовской области от 19 февраля 2008 г. № 51-П «О компенсации выпадающих доходов транспортным организациям».
Соответственно, Саратовская область, законодательно установив льготы, приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по \ предоставлению данных льгот за счет средств бюджета.
В развитие указанных выше нормативных правовых актов постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2013г. №42-П «О предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса» было утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение вьшадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса.
Указанное Положение определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок, цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, а также положение об обязательной проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 1.3. Положения «Субсидии предоставляются перевозчикам на следующие цели: 1.3.2. Субсидия на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения.
1.3.5. Субсидия на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт).».
В соответствии с п. 1.4. Положения «Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета за счет бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке комитету транспорта области.
Пунктами 2.2.1., 3.1 Положения определено, что предоставление перевозчикам автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения, субсидии па возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования, (автомобильный транспорт), осуществляется на основании договоров, . заключенных между комитетом транспорта Саратовской области, перевозчиками, государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (по согласованию) и уполномоченной организацией на территории соответствующего муниципального образования (при наличии) (по согласованию).
Как следует из материалов дела, на период 2013 года с ООО «Трансфер» были заключены договоры:
- договор о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения в 2013 году от 29.12.2012 года №02-06/278;
- договор о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт) в 2013 году от 29.12.2012 года № 02-06/343.
В соответствии с условиями заключенных договоров порядок предоставления из областного бюджета субсидии утверждается постановлением Правительства Саратовской области; субсидии предоставляются перевозчику в пределах средств областного бюджета текущего года, полученных комитетом транспорта области на эти цели, за исключением сумм выпадающих доходов других Перевозчиков, рассчитанных в соответствии с Методикой распределения субсидий на возмещение выпадающих доходов между перевозчиками не позднее 5 календарных дней со дня их поступления на лицевой счет комитета транспорта области.
Закон Саратовской области от 6 декабря 2012 г. № 204-ЗСО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» общедоступен, соответственно, общеизвестна и сумма бюджетных средств, предусмотренная в бюджете области на 2013 год на возмещение выпадающих доходов перевозчикам.
При заключении вышеуказанных договоров сторонами по делу согласован и определен объем обязательств – в пределах лимитов бюджетных средств, предусмотренных в бюджете Саратовской области на 2013 год.
В 2013 году лимиты бюджетных обязательств были выделены не в полном объеме.
Таким образом, убытки, образовавшиеся в результате не возмещения в полном объеме понесенных ООО «Трансфер» расходов по предоставлению проезда по социальным проездным билетам отдельным категориям граждан, подлежат взысканию с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по договору № 02-06/343 от 29.12.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт) за ноябрь 2013 году в размере 245 854,47руб., по договору № 02-06/278 от 42.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения за ноябрь 2013 году в размере 363 498, 88 руб.
Суд, рассматривая требование ООО «Трансфер» о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб., с учетом доводов сторон ,которыми заявлено о чрезмерности судебных расходов по оплате услуг представителя исходит из следующего.
В обоснование понесенных судебных расходов. ООО «Трансфер» представило договор оказания юридических услуг № 5 от 12.05.2014г., заключенный между ООО «Трансфер» - заказчиком, и ФИО2 – исполнителем, в соответствии с п.1.1 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать юридические действия по взысканию задолженности с Комитета транспорта Саратовской области в Арбитражном суде Саратовской области, расходный кассовый ордер № 214 от 12.05.2014г. на сумму 25000руб.
Пунктом 2.1 настоящего договора предусмотрено, что вознаграждение исполнителя за исполнение поручения заказчика составляет 25 000руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Пунктом 3 статьи 123 Конституции РФ установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 18.11.2003 № 10734/03 и Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса РФ», возможно рассмотрение арбитражным судом заявления о распределении судебных расходов, в том числе и тогда, когда оно подано после принятия решения судом первой инстанции, постановлений судами апелляционной и кассационной инстанций.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно положениям статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 110 Кодекса расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно правоприменительной практике Европейского суда по правам человека заявитель имеет право на компенсацию судебных расходов и издержек, если докажет, что они были понесены в действительности и по необходимости и являются разумными по количеству. Европейский суд исходит из того, что если дело велось через представителя, то предполагается, что у стороны в связи с этим возникли определенные расходы, и указанные расходы должны компенсироваться за счёт проигравшей стороны в разумных пределах.
При этом разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются.
В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в арбитражном процессе.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2004 № 454-0 разъяснил, что реализация арбитражным судом права уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, возможна в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Критерии определения разумности понесенных лицом по делу расходов содержатся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах».
В пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 № 82 установлено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Независимо от способа определения размера вознаграждения и условий его выплаты суд, взыскивая фактически понесенные судебные расходы, оценивает их разумные пределы.
Факт оказания ФИО2 юридических услуг ООО «Трансфер» по договору на оказание юридических услуг № 5 от 12.05.2014г., их оплата истцом подтверждена расходным кассовым ордером № 214 от 12.05.2014г. на сумму 25000руб.
Суд, исследовав и оценив все связанные с разрешением данного вопроса обстоятельства, а именно: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов по настоящему делу квалифицированный специалист; сложившуюся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; продолжительность рассмотрения и сложность дела, пришел к выводу о чрезмерности заявленных заявителем судебных расходов в сумме 25000 руб. в силу следующих обстоятельств дела.
Настоящее дело не относится к категории сложных, предметом спора являлись требования истца о взыскании задолженности по договорным обязательствам. Доказательственная база не является объемной.
Представителем истца был подготовлен иск и приложены доказательства.
Исходя из стоимости оплаты юридических услуг по аналогичным делам в Саратовской области, фактического объема оказанных истцу юридических услуг, в частности из количества проведенных судебных заседаний по делу, характера рассматриваемого спора, небольшой сложности дела; наличия единообразной практики разрешения аналогичных споров в арбитражных судах, времени, затраченного представителем для выполнения возложенных на него обязательств, суд считает необоснованным и неразумным взыскание судебных расходов в заявленном истцом размере.
Суд, оценив фактический объем оказанных истцу юридических услуг, пришел к выводу, что истцу подлежат возмещению судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В остальной части требования истца о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, удовлетворению не подлежат.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 49,110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражного суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Трансфер» г. Вольск Саратовской области удовлетворить.
Взыскать с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, за счет казны Саратовской области в пользу Общества с
ограниченной ответственностью «Трансфер» задолженность по договору № 02-06/343 от
29.12.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих
от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт) за ноябрь 2013 году в размере 245 854,47руб.
Взыскать с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Трансфер»,г. Вольск задолженность по договору № 02-06/278 от 42.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения за ноябрь 2013 году в размере 363 498, 88 руб.
Взыскать с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, за счет казны Саратовской области в пользу Общества с
ограниченной ответственностью «Трансфер»,г. Вольск расходы на услуги представителя в размере 10 000 руб. В остальной части расходов на представителя отказать.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области О.И. Лузина