АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 19 мая 2022 года | Дело № А57-11847/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 19 мая 2022 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи И.Н. Ваниной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уколовой Г.О., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, с. Новополье Татищевского района Саратовской области, к Администрации Турковского муниципального района Саратовской области, р.п. Турки Саратовской области, об обязании вернуть денежные средства в размере 78 473,82 руб., внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта № 9К-320 от 03.04.2020.
при участии:
от истца – ФИО2, доверенность от 22.11.2021 года,
от ответчика – представитель не явился, извещен надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - ИП ФИО1, истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Турковского муниципального района Саратовской области (далее по тексту Администрация, ответчик) об обязании оплатить понесенные затраты за выполненные работ, произведенные по муниципальному контракту № 9К-320 от 03.04.2020 в размере 349 452 руб.
Отводов суду не заявлено.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, материалы дела содержат отзыв на исковое заявление.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 29.04.2022 объявлялся перерыв до 14 часов 45 минут 12.05.2022, о чем вынесено протокольное определение. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru, в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
В силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Дело рассматривается в порядке статей 153-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявлений в соответствии со статьями 24, 47, 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В соответствии со статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Арбитражному суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав доказательства, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьей 123 Конституции Российской Федерации, принципу состязательности сторон, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между
07.02.2020 года Администрацией Турковского Муниципального района Саратовской области в единой информационной системе в сфере закупок были размещены Извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе. В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Извещении об осуществлении закупки установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 78 473,92 руб. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 850 148,00 руб.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.02.2020 г. № 10/0160300000720000006 ИП ФИО1 признан победителем Аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обеспечение исполнения контракта в размере 78 473,92 руб. предоставлено истцом ответчику в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 6 от 03.03.2020 года.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 04.03.2020 между Администрацией Турковского Муниципального района Саратовской области и ИП ФИО1 был заключен контракт № 9К-320 на выполнение работ по расчистке территории, удалению растительности (далее - Контракт),
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в рамках настоящего Контракта выполнить работы по расчистке территории, удалению растительности (далее по тексту - Работы), в объеме, содержании и по ценам, определенными в Техническом задании (Приложение № 1 к настоящему Контракту), Локально-сметном расчете (далее по тексту - Смете) (Приложение № 2 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить Работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Работы должны быть выполнены с момента заключения Контракта до 01 сентября 2020 года. Подрядчик вправе выполнить работы досрочно.
Согласно п. 2.1. Контракта Цена Контракта составляет 1 046 318,91 руб., НДС не облагается.
Согласно ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 10.7 Контракта от 03.04.2020 г. № 9К-320 предусмотрены следующий порядок и сроки возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта:
Обеспечение исполнения Контракта, предоставленное в форме перечисленных денежных средств, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с пунктом 10.4, 10.5 Контракта, возвращается Подрядчику, с которым заключен Контракт в течение 15 (пятнадцати) дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом. Денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным в Контракте, либо в требовании (заявлении) о возврате.
Требование (претензию) истца от "23" марта 2021 г. N 19 о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере 78 473,92 руб. ответчик добровольно не удовлетворил, оставил без ответа.
Согласно представленному истцом в материалы дела отчету № 322-2021 от 07.06.2021 года об определении рыночной стоимости объекта оценки, произведенному ООО «Областной центр оценки», стоимость выполненных работ и затрат, произведенных по муниципальному контракту № 9К-320 от 04.03.2020 года, составляет 649 452 руб.
В связи с чем, истец в порядке ст. 49 АПК РФ, принял уточнения (дополнение) исковых требований и просил обязать Администрацию Турковского Муниципального района Саратовской области оплатить понесённые затраты за выполненные работы, произведенных по муниципальному контракту № 9К-320 от 03.04.2020 года, в размере 649 452 руб.
Буквальное толкование условий муниципального контракта № 9К-320 от 03.04.2020 года позволяет сделать вывод о том, что по своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором подряда. Взаимоотношения сторон по договору строительного подряда регулируются положениями разделов 1, 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки) (пункт 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом положений статей 702, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными условиями договора подряда являются его предмет и начальный и конечный сроки выполнения работ.
В судебном заседании установлено, что в муниципальном контракте № 9К-320 от 03.04.2020 года определены все существенные условия договора подряда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Пунктом 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Ответчик с иском не согласился, представил отзыв на исковое заявление в котором указал следующее.
На момент истечения срока исполнения работ по контракту 01 сентября 2020 года ИП ФИО1 свои обязательства по контракту не выполнил в полном объеме.
В соответствии с. ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.4.4 контракта установлено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и расторгнуть Контракт в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
В связи с чем, 20.11.2020 Администрацией Турковского муниципального района принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04 марта 2020 года №9К-320.
Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.03.2020 №9к-320 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 25.11.2020.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение администрации Турковского муниципального района об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.03.2020 №9К-320 вступило в силу 29.12.2020.
В соответствии с ч.1 ст. 381.1 Гражданского кодекса Российской Федерации денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, и обязательство, возникшее по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 1062 настоящего Кодекса, по соглашению сторон могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж).
При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
Согласно ч. 4 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 3, 6 ст. 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Пунктом 10.1 контракта установлено, что в целях обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту, гарантийных обязательств Подрядчик обязан оформить и предоставить Заказчику в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта, гарантийных обязательств Подрядчик определяет самостоятельно.
Размер обеспечения исполнения обязательств по контракту составляет 7,5% от цены контракта - 78 473,92 руб. Обеспечение исполнения контракта осуществлено Истцом внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику в полном объеме.
Пунктом 10.3 контракта определено, что финансовые средства обеспечения исполнения настоящего Контракта подлежат выплате Заказчику в качестве компенсации за любые убытки, которые он может понести вследствие неисполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту, в том числе в связи с расторжением Контракта.
В связи с принятием Администрацией Турковского муниципального района решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.03.2020 №9К-320, в связи с неоднократным неисполнением своих обязательств, предусмотренных контрактом ИП ФИО1, и на основании пункта 10.3 контракта, администрация Турковского муниципального района удержала обеспечение исполнения обязательств по контракту, в полном объеме, в размере 78 473,92 руб.
Кроме того, Администрация не согласилась с требованиями истца об обязании оплатить понесенные затраты за выполненные работы по муниципальному контракту №9к-320 от 04 марта 2020 года в размере 649452 руб., по следующим основаниям:
Понесенные затраты Истцом за выполненные работы, произведенные по муниципальному контракту №9к-320 от 04 марта 2020 года в размере 649452 руб., заказчик считает не соответствующими действительности.
Согласно пункту 4.1.8 Контракта подрядчик обязан передать результат выполненных Работ Заказчику, предоставив акты о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, Журнал производства работ и другие сопроводительные документы согласно настоящему Контракту.
Согласно пункту 5.2 Контракта приемка Работ осуществляется по факту выполненных Работ на основании актов о приемке выполненных работ формы КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, Журнала производства работ, в котором Подрядчик обязан отражать весь ход фактического производства работ, и другими сопроводительными документами Подрядчика в соответствии с положениями настоящего Контракта.
На основании пункта 2.6 Контракта расчеты между Сторонами настоящего Контракта производятся в рублях РФ следующим образом: оплата Заказчиком осуществляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика платежным поручением по факту выполненных работ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней на основании актов о приемке выполненных работ формы КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, подписанных Сторонами, а также счетов (или счетов-фактур).
На момент истечения срока выполнения работ, на 01.09.2020, Истец свои обязательства по Контракту полностью не выполнил, результат выполненных Работ, акты о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, Журнал производства работ и другие сопроводительные документы Истец в администрацию Турковского муниципального района не предоставил.
Истец направил в администрацию Турковского муниципального района по электронной почте гарантийное письмо № 54 от 01.09.2020, в котором обязался выполнить работы до 30.092020 включительно.
Администрацией Турковского муниципального района направлена Истцу 03.09.2020 претензия в связи с нарушением срока выполнения работ №3615.
Однако по истечении срока выполнения работ, указанному в гарантийном письме, а именно 30.09.2020, работы также выполнены не были.
Администрацией Турковского муниципального района 16.10.2020 электронной почтой Истцу было направлено письмо № 4337 от 16.10.2020, в котором было рекомендовано Истцу исполнить свои обязательства по Контракту в полном объеме и в кратчайшие сроки с момента получения данного уведомления. 22.10.2020 по электронной почте Истцом в адрес администрации Турковского муниципального района направлено гарантийное письмо № 59 от 22.10.2020, в котором Истец, ссылаясь на сложившуюся ситуацию, вызванную COVID-19 в период с 27.03.2020 по 11.05.2020, обязался выполнить работы в полном объеме в срок до 31.10.2020. Однако к работам истец не приступил, вследствие чего до 31.10.2020 работы Истцом завершены не были.
В соответствии с ч. 10 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 4.3.6 Контракта Заказчик обязан провести экспертизу выполненных работ своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
11.11.2020 администрацией Турковского муниципального района проведена оценка выполненных работ по контракту от 04.03.2020 №9К-320 и составлен акт обследования. Актом обследования объекта установлено, что Истцом работы выполнены не в полном объеме. Согласно калькуляции финансовой оценки выполненных работ по расчистке территории и удалению растительности на автомобильной дороге общего пользования «Турки-Шепелевка» в рамках муниципального контракта №9к-320 от 04.03.2020, являющейся приложением к акту обследования объекта от 11.11.2020, по состоянию на 11.11.2020 затраты по фактически выполненным работам составили 220 713,85 руб.
Представленный Истцом отчет №322-2021 от 07.06.2021 об определении рыночной стоимости объекта оценки: Работы, произведенные по муниципальному контракту №9к-320 от 04.03.2020 составлен без осмотра выполненных работ. Оценка произведена на основании представленных документов. В основу данной оценки положены в том числе Акт выполненных работ №1 от 16.03.2021 (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 16.03.2021 (форма КС-3).
В месте с тем, по мнению ответчика, данные формы КС-2, КС-3, представленные оценщику, не имеют юридической силы и не являются действительными. Данные документы составлены 16.03.2021, отчетным периодом согласно данных форм является период с 15.03.2021 по 31.03.2021. Администрацией Турковского муниципального района данные формы получены 14.04.2021. Однако в соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение администрации Турковского муниципального района об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.03.2020 №9К-320 вступило в силу 29.12.2020. Таким образом на момент составления Истцом данных форм, договорных отношений между истцом и администрацией Турковского муниципального района не было. На этот момент муниципальный контракт от 04.03.2020 №9К-320 был расторгнут.
Кроме того, единые требования по организации бухгалтерского (бюджетного) учета для организаций государственного сектора определены Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 года №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», согласно которой первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденные согласно законодательству Российской Федерации правовыми акт1ши уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.
Одними из обязательных реквизитов являются: наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, а также личные подписи указанных лиц.
Однако данные формы КС-2, КС-3, представленные оценщику, составленные Истцом 16.03.2021, не имеют подписи представителя администрации Турковского муниципального района. Администрацией Турковского муниципального района не подписывались, в связи с тем, что на момент получения, 14.04.2021, договорных отношений между ИП ФИО1 и администрацией Турковского муниципального района не было, муниципальный контракт от 04.03.2020 №9К-320 расторгнут.
Кроме того, в направленном в администрацию Турковского муниципального района 14.04.2021 акте выполненных работ указан, завышенный объем фактически выполненных работ, не соответствующий объему работ, действительно выполненных Истцом и установленного актом обследования объекта 11.11.2020. Журнал производства работ Истцом не велся, в администрацию Турковского муниципального района не предоставлялся. Доказательств, выполнения работ в том объеме, который указан в акте выполненных работ от 16.03.2021 Истцом не предоставлено.
Кроме того, Истцом, по требованию: обязать администрацию Турковского муниципального района оплатить понесенные затраты за выполненные работы по муниципальному контракту №9к-320 от 04.03.2020 в размере 649 452 руб., не приняты меры досудебного урегулирования спора, так как в соответствии с ч.5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Истец в администрацию Турковского муниципального района с претензией об оплате понесенных затрат за выполненные работы по муниципальному контракту №9к-320 от 04.03.2020 в размере 649 452 руб. не обращался.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации врбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
В случае принятия арбитражным судом к производству требование Истца об обязании администрации Турковского муниципального района оплатить понесенные затраты за выполненные работы по муниципальному контракту №9к-320 от 04 марта 2020 года в размере 649 452 руб., администрация Турковского муниципального района ходатайствовала о проведении судебной экспертизы для определения фактически выполненных работ Истцом по муниципальному контракту №9к-320 от 04 марта 2020 года и их стоимостном выражении.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" разъяснено, что если в обращении содержатся указание на конкретный материально-правовой спор, связанный с нарушением прав истца, и предложение ответчику его урегулировать, несовпадение сумм основного долга, неустойки, процентов, указанных в обращении и в исковом заявлении, само по себе не свидетельствует о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Таким образом, довод ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора судом отклонен.
Суд, посчитав соблюденным досудебный порядок урегулирования спора, принял в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения исковых требований.
14.01.2021 в УФАС по Саратовской области поступила информация Администрации ФИО3 Саратовской области о включении ИП ФИО1. (Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона № 0160300000720000006 «Выполнение работ по расчистке территории, удалению растительности».
В соответствии с Письмом ФАС от 18.03.2020 №ИА/21684/20 в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), ФАС России сообщает, что указанная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации Комиссия Саратовского УФАС России пришла к выводу об отсутствии сведений, свидетельствующих об уклонении Общества от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В связи с чем, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков» Комиссией УФАС по Саратовской области принято Решение РНП № 64-19 об отказе включить информацию, представленную Администрацией ФИО3 Саратовской области в отношении ИП ФИО1 в реестр недобросовестных поставщиков.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Ответчиком представлены возражения относительно объема, качества выполненных работ.
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
В ходе рассмотрения настоящего спора по ходатайству ответчика определением суда от 21.12.2021 года по настоящему делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено Союзу «Торгово-промышленная палата Саратовской области», экспертам ФИО4, ФИО5, на разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1) Определить фактический объем и стоимость выполненных работ по муниципальному контракту № 9К-320 от 04.03.2020?
2) Соответствует ли качество фактически выполненных подрядчиком работ техническому заданию по муниципальному контракту № 9К-320 от 04.03.2020? Если не соответствуют, то в чем выражается данное несоответствие и какова стоимость устранения недостатков?
Из поступившего в материалы дела заключения экспертов № 008 43 00003 от 15.04.2022 года усматриваются следующие выводы:
По первому вопросу:
- фактический объем выполненных «Подрядчиком» ИП ФИО1 работ по валке деревьев, при расчистке территории и удалению растительности вдоль автомобильной дороги «Турки - Шепелевка» от 40 лет Победы р.п. Турки, был выполнен в количестве 6 653 шт. на протяжении 5,1 км;
- фактическая стоимость выполненных работ по валке деревьев в количестве 6 653 шт. составила 196 674 рублей;
- фактический объем выполненных «Подрядчиком» ИП ФИО1 работ по дроблению древесно-кустарниковой растительности в щепу, при расчистке территории и удалению растительности вдоль автомобильной дороги «Турки - Шепелевка» от 40 лет Победы р.п. Турки, был выполнен на площади 2,5 га;
- фактическая стоимость выполненных работ по дроблению древесно-кустарниковой растительности в щепу составила 225 028 рублей;
- общая фактическая стоимость выполненных работ по расчистке территории и удалению растительности на автомобильной дороге общего пользования «Турки - Шепелевка» в рамках муниципального контракта № 9К-3230 от 04 марта 2020 года составила 421 702 рублей.
По второму вопросу:
- качество фактически выполненных Подрядчиком ИП ФИО1 работ не соответствует требованиям муниципального Контракта № 9К-320 от 04 марта 2020 года, Техническому заданию (Приложение №1 к Контракту № 9К-320 от 04 марта 2020 года), в связи с невыполнением всех видов работ в полном объеме, которые были указаны в Контракте № 9К-320 от 04 марта 2020 года и Техническом задании (Приложение №1 к Контракту № 9К-320 от 04 марта 2020 года) и, а именно:
- в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение №1 к Контракту № 9К-320 от 04 марта 2020 года) Подрядчик ИП ФИО1 обязан был выполнить работы по валке деревьев в количестве 6 745 шт. на автомобильной дороге «Турки - Шепелевка» от 40 лет Победы р.п. Турки на участке км 0+000 - км 6+100, однако, Подрядчиком ИП ФИО1 фактически работы по валке деревьев были выполнены в количестве 6 653шт., что не соответствует качеству выполненных Подрядчиком ИП ФИО1 работ Техническому заданию по муниципальному Контракту № 9К-320 от 04 марта 2020 года;
- в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение №1 к Контракту № 9К-320 от 04 марта 2020 года) Подрядчик ИП ФИО1 обязан был выполнить на автомобильной дороге «Турки - Шепелевка» от 40 лет Победы р.п. Турки на участке км 0+000 - км 6+100 работы по дроблению древесно-кустарниковой растительности в щепу на площади в количестве 7,4 га, однако, Подрядчиком ИП ФИО1 фактически работы по дроблению древесно-кустарниковой растительности в щепу были выполнены на площади 2,5 га, что не соответствует качеству выполненных работ Техническому заданию по муниципальному Контракту № 9К-320 от 04 марта 2020 года;
- в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение №1 к Контракту № 9К-320 от 04 марта 2020 года) Подрядчик ИП ФИО1 обязан был выполнить на автомобильной дороге «Турки - Шепелевка» от 40 лет Победы р.п. Турки на участке км 0+000 - 6+100 км работы по корчеванию пней бульдозером в количестве 6745 шт., однако Подрядчиком ИП ФИО1 работа по корчеванию пней бульдозеров в количестве 6745 шт. не была выполнена, что не соответствует качеству выполненных работ Техническому заданию по муниципальному Контракту № 9К-320 от 04 марта 2020 года;
- в соответствии с требованиями п/п 3.6., п. 3 «Срок выполнения работ», в соответствии с Контрактом № 9К-320 от 04 марта 2020 год Подрядчик ИП ФИО1 обязан был выполнить работы по вывозу мусора с автомобильной дороги «Турки - Шепелевка» от 40 лет Победы р.п. Турки на участке км 0+000 - 6+100 км, после завершения работ в срок до 01.09.2020 года. Однако Подрядчиком ИП ФИО1 работы по вывозу мусора не были выполнены, что не соответствует обязательным требованиям Контракта № 9К-320 от 04 марта 2020 года. При проведении натурального визуального детального обследования, в ходе проведения судебной строительно-технической экспертизы, экспертами установлено, что с территории на протяжении 6,1 км на расстоянии 6 м от кромки проезжей части вывоз мусора «Подрядчиком» ИП ФИО1 не выполнен до настоящего времени;
- «Подрядчик» ИП ФИО6 своевременно не оформил и не передал «Заказчику» все необходимые документы (сертификаты, технические паспорта или другие документы, инструкции (памятки), удостоверяющие качество используемых материалов, подлежащих обязательной сертификации, при поведении работ по расчистке территории и удалению растительности на объекте экспертизы, что является нарушением требований п/п 4.1.1., п.4.1 Контракта № 9К-320 от 04 марта 2020 года;
- «Подрядчик» ИП ФИО1 своевременно не оформил пакет исполнительной документации по выполненным работам и не передал его «Заказчику», что является нарушением обязательных требований п/п 4.1.8, 4.1.9., 4.1.11., п.4.1. Контракта № 9К-320 от 04 марта 2020 года. Исполнительная документация: Журнал производства работ, в котором ежедневно должен отражаться ход выполнения всех видов работ, данные о проведении ревизий, испытаний, опробования оборудования, все согласования отступления от сметы, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством работ, имеющие значение во взаимоотношениях между «Заказчиком» и «Подрядчиком», Акты о приемке выполненных работ формы КС-2, Акты освидетельствования скрытых работ, Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и другие сопроводительные документы Подрядчиком ИП ФИО1 своевременно не составлялась, не оформлялась и не была предоставлена (передана) Заказчику, в установленные сроки, что является нарушением обязательных требований п/п 4.1.8., 4.1.9., 4.1.11., п.4.1. «Подрядчик обязан» муниципального Контракта № 9К-320 от 04 марта 2020 года.
- «Подрядчик» ИП ФИО1 письменно не извещал «Заказчика» о готовности скрытых работ, не оформлял и не предоставлял своевременно Акты освидетельствования скрытых работ. Только после приемки «Заказчиком» скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ, «Подрядчик» должен приступать к выполнению последующих работ, однако данные документы «Подрядчиком» ИП ФИО1 не были оформлены, что является нарушением обязательных требований п/п 4.1.9., п. 4.1, п/п 5.2., п. 5. Контракта № 9К-320 от 04 марта 2020 года;
- «Подрядчик» ИП ФИО1 объем фактически выполненных работ ежедневно не фиксировал в журнале производства выполненных работ, что является нарушением обязательных требований п/п 5.2., п. 5. Контракта № 9К-№320 от 04 марта 2020 года;
Стоимость устранения недостатков по валке деревьев в количестве 92 шт. составляет 2 719 рублей;
- Стоимость по устранению недостатков по дроблению древесно-кустарниковой растительности в щепу на 4,9 га составляет 441 055 рублей.
На основании вышеизложенного экспертами сделан вывод, что выполненные «Подрядчиком» ИП ФИО1 работы по расчистке территории, удалению растительности на вышеуказанном объекте экспертизы не выполнены в полном объеме, что является нарушением обязательных требований указанных в Контракте № 9К-320 от 04 марта 2020 года и Техническом задании (Приложение №1 к Контракту № 9К-320 от 04 марта 2020 года).
Суд, исследовав указанное заключение эксперта в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности.
Сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта судом не установлено, экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что процедура назначения и проведения экспертизы соблюдена, заключение эксперта соответствует предъявляемым законом требованиям, является достаточно ясным и полным, не вызывает сомнений в его обоснованности, а противоречий, исключающих однозначное толкование выводов эксперта, судом не установлено, судебная экспертиза, результаты которой отражены в заключении экспертов № 008 43 00003 от 15.04.2022 года, является надлежащим доказательством по настоящему делу.
По результатам проведенной экспертизы истец не представил уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
В связи с принятием Администрацией Турковского муниципального района решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.03.2020 №9К-320, в связи с неоднократным неисполнением своих обязательств, предусмотренных контрактом ИП ФИО1, и на основании пункта 10.3 контракта, администрация Турковского муниципального района правомерно удержала обеспечение исполнения обязательств по контракту, в размере 78 473,92 руб. В связи с чем, оснований для возврата удержанных денежных средств у суда не имеется.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Таким образом, с учетом проведенной по настоящему делу судебной экспертизы, суд считает подлежащей взысканию в ответчика сумму задолженности за выполненные работы по муниципальному контракту №9к-320 от 04.03.2020 в размере 421 702 руб. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований следует отказать.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных расходов.
В силу статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Как усматривается из материалов настоящего дела, определением суда от 21.12.2021 года в рамках рассматриваемого спора по ходатайству сторон была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам Союза «Торгово-промышленная палата Саратовской области», ФИО4, ФИО5
Согласно представленному в материалы дела счету на оплату № 43/003 от 15.04.2022 года, стоимость проведенной по настоящему делу экспертизы составила 42 000 руб.
Доказательств внесения на депозитный счет Арбитражного суда Саратовской области денежных средств за проведение экспертизы не представлено.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из содержания части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом из содержания указанной статьи следует, что в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой, т.е. возмещение судебных издержек осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
Таким образом, с учетом удовлетворения исковых требований в части (65%), суд приходит к выводу о том, что расходы по оплате экспертизы подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения в размере 27 300 руб. с ответчика, в размере 14 700 руб. с истца.
При обращении с настоящим исковым заявлением в суд истец оплатил государственную пошлину в размере 3 139 руб.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований в части отказано, что составило 35% от цены иска, а Администрация освобождена от оплаты государственной пошлины, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 457 руб. подлежат взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Администрации Турковского муниципального района Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), р.п. Турки Саратовской области, в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), с. Новополье Татищевского района Саратовской области, задолженность за выполненные работы по муниципальному контракту №9к-320 от 04.03.2020 в размере 421 702 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований – отказать.
Взыскать с Администрации Турковского муниципального района Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), р.п. Турки Саратовской области, в пользу Союза «Торгово-промышленная палата Саратовской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Саратов, за проведение экспертизы денежные средства в размере 27 300 руб.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), с. Новополье Татищевского района Саратовской области, в пользу Союза «Торгово-промышленная палата Саратовской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Саратов, за проведение экспертизы денежные средства в размере 14 700 руб.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), с. Новополье Татищевского района Саратовской области, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 2 467 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области И.Н. Ванина