ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-1359/2011 от 18.08.2011 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002 г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  город Саратов

25 августа 2011 года Дело № А57-1359/2011

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2011 года

Полный текст решения изготовлен 25 августа 2011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Викленко Т.И., судей: Калининой А.В., Пермяковой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фирсовой Е.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Саратов

о признании не соответствующим закону и недействующим Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного Решением Саратовской городской Думы № 51-606 от 27.05.2010 г.

заинтересованные лица:

Саратовская городская Дума, город Саратов

Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области

Администрация муниципального образования «Город Саратов», город Саратов

Саратовская областная Дума, г. Саратов

Прокуратура Саратовской области

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2, по доверенности,

Саратовской городской Думы – ФИО3, по доверенности,

Прокуратуры Саратовской области – ФИО4, сл.удостоверение,

Администрации МО «Город Саратов» - ФИО5, по доверенности,

УФАС по Саратовской области – не явился, извещено,

Саратовская областная Дума – не явился, извещена,

У С Т А Н О В И Л :

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>/ОГРН <***>) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением в порядке ст.ст.191-193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании не соответствующим закону и недействующим Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденное Решением Саратовской городской Думы № 51-606 от 27.05.2010 г.

Заявитель полагает, что рассматриваемый нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, препятствует ее осуществлению. Данный нормативный правовой акт вынесен органом местного самоуправления с превышением полномочий, в нарушение Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч.4 и ч.7 ст.36), Земельного кодекса Российской Федерации (п.3 ст.3, ст.27); Гражданского кодекса РФ (ст.3, 129); установленный в оспариваемом нормативном правовом акте срок предоставления в использование земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов, не превышающий 11 мес., нарушает ст.610 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, предприниматель считает, что положения п.1.5 и п.1.9 оспариваемого Положения нарушают ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».

К участию в дело в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация муниципального образования «Город Саратов», УФАС по Саратовской области, Саратовская областная Дума.

В порядке ст.ст.40, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 01 марта 2011 г. к участию в дело допущена Прокуратура Саратовской области, которая поддержала требования заявителя, представила письменную позицию по делу.

Саратовская городская Дума, Саратовская областная Дума и Администрация МО «Город Саратов» высказали противоположную заявителю точку зрения, полагают, что нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, полномочия по его принятию имеются у органа местного самоуправления, в части требований заявителя об оспаривании п.1.5 и п.1.9 оспариваемого Положения считают дело подлежащим прекращению производством ввиду вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области от 16 мая 2011 г. по делу № А57-16664/2010, оставленного без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа Российской Федерации от 12 августа 2011 г.

УФАС по Саратовской области полагает, что нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» при принятии нормативного правового акта органом местного самоуправления допущено не было.

В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 18 августа 2011 г. 16 часов, объявление о котором размещено на официальном сайте арбитражного суда первой инстанции. После перерыва рассмотрение дела продолжено.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась в Администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 25 лет земельного участка, расположенного по адресу: г.Саратов, пересечение ул. Соколовогорской и 2 Соколовогорский пр-д, кадастровый номер 64:48:01 01 44:17 для целей, не связанных со строительством.

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07 сентября 2010 г. № 2137 ФИО1 отказано в предоставлении в аренду земельного участка сроком на двадцать пять лет. При вынесении названного постановления орган местного самоуправления руководствовался положениями ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации и решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 г. № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов».

Судом установлено, что Решение Саратовской городской Думы от 27.05.2010 г. № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» опубликовано в периодическом печатном издании - газете «Саратовская панорама», Спецвыпуск № 5252(569), 02.06.2010 г., оно утвердило Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», которое содержит обязательные для исполнения правовые нормы, подлежащие неоднократному применению, распространяется на неопределенный круг лиц, действует в пределах территории муниципального образования – город Саратов, то есть обладает всеми признаками нормативного правового акта органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.78 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Дело рассмотрено судом по существу заявленных требований по правилам гл.23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации.

Исходя из норм ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.262 Гражданского кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Территории общего пользования, в частности, могут быть заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами и отчуждению в соответствии со ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат.

Единый нормативный правовой акт, исчерпывающе регулирующий отношения, связанные с использованием территорий общего пользования, в законодательстве федерального уровня отсутствует, в связи с чем, регулирование данного вопроса осуществляется в соответствии с отдельными правовыми нормами, содержащимися в различных федеральных законах.

Полномочия органов местного самоуправления в отношении территорий общего пользования определены в правовых нормах Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленных на обеспечение рационального использования таких территорий.

Оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления регулирует использование территорий общего пользования в границах муниципального образования - город Саратов в целях размещения клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий, детских игровых площадок, площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО, остановочных пунктов общественного транспорта; в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций; для размещения на указанных территориях нестационарных объектов торговли, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии со ст.ст.14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, в том числе, к вопросам местного значения городского округа, относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления, в том числе городских округов, обладают правом на издание муниципальных правовых актов.

Данные полномочия в области местного самоуправления на территории города Саратова закреплены также в Уставе муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. № 67-649 (гл.1У Устава).

Кроме того, полномочия органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с размещением нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения таких объектов, определены специальным Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (п.3 ст.3 Закона).

В связи с тем, что полномочия органа местного самоуправления в отношении регулирования объектов и правоотношений, в отношении которых вынесен оспариваемый нормативный правовой акт, находятся в правовом регулировании, в том числе, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не признаются судом обоснованными доводы заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта земельному, градостроительному законодательству, в частности, п.3 ст.3, ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.4 и ч.7 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Судом не усматривается также несоответствия оспариваемого нормативного правового акта правилам, установленным статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на что обращает внимание прокуратура.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Однако из содержания Положения не следует, что органом местного самоуправления введены ограничения или установлены запреты в отношении осуществления определенного вида предпринимательской деятельности или ограничены права хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Требования заявителя в части п.1.9 оспариваемого нормативного правового акта подлежат прекращению, поскольку решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2011 г. по делу № А57-166664/2010 названный пункт Положения признан недействующим, как не соответствующий ст.ст.1, 3, 160 Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.08.2011 г. названное решение оставлено без изменения.

Руководствуясь п.п.2 п.1 ст.150, ст.ст.167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

  Прекратить производство по настоящему делу по заявлению ИП ФИО1 о признании п.1.9 Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы № 51-606 от 27.05.2010 г. недействующим, в остальной части Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы № 51-606 от 27.05.2010 г. «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» признать соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации и в удовлетворении требований заявителя в данной части – отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий - Т.И. Викленко

Судьи: А.В. Калинина

И.В. Пермякова