ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-6624/13 от 24.06.2013 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

Дело № А57-6624/2013

Резолютивная часть решения оглашена – 24.06.2013 года

Полный текст решения изготовлен – 26.06.2013 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Хамитовой Г.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Товарищества собственников жилья «Меркурий», г. Саратов

заинтересованное лицо:

Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, г. Саратов

о признании недействительным предписания от 13.02.2013 года № 5/4/1

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, председатель, по паспорту,

ФИО2, по доверенности от 09.04.2013 года

от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности № 5 от 25.04.2011 г.

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Меркурий» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности по Заводскому району г. Саратова Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области от 13.02.2013 года № 5/4/1, как не соответствующего Федеральному закону «О гражданской обороне».

В судебное заседание, назначенное на 17.06.2013 года на 10 час. 30 мин. явились представители заявителя и заинтересованного лица.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области считает заявленные требования незаконными и необоснованными и просит в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает дело подготовленным, и с учетом присутствия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в суде первой инстанции.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 24.06.2013 года на 14 час. 50 мин.

Спор рассмотрен по существу в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что государственным инспектором Заводского района г. Саратова по пожарному надзору на основании распоряжения от 25.01.2013 года № 5 была проведана плановая выездная проверка соблюдения требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ТСЖ «Меркурий», расположенным по адресу: <...>.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

- не разработан, не утвержден и не согласован в установленном порядке план основных мероприятий по вопросам ГОЧС и ОПБ, отсутствуют приложения; мероприятия согласно плану не проводятся; отчетные документы отсутствуют, что свидетельствует о нарушении ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ и Указаний МЧС России от 18.09.2003 № 14/2/496;

- план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера не разработан, не утвержден и не согласован в установленном порядке, отсутствуют приложения, что свидетельствует о нарушении ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, п. 23 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 и Указаний МЧС России от 18.09.2003 № 14/2/496;

- не разработан, не утвержден и не согласован в установленном порядке план эвакуации работников, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, что свидетельствует о нарушении ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, п. 2 и п. 11 Постановления Правительства Саратовской области от 17.03.2003 № 19-П.

Указанные нарушения отражены в Акте проверки № 5 от 13.02.2013 года.

По результатам проведенной проверки ТСЖ «Меркурий» выдано предписание № 5/4/1 от 13.02.2013 года по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в срок до 03.02.2014 года.

Оспаривая предписание уполномоченного органа, заявитель ссылается на то, что ТСЖ «Меркурий» не является объектом производственного или социального назначения, и не может являться предметом надзора в указанной сфере правоотношений.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8).

Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого предписания Отдела надзорной деятельности по Заводскому району г. Саратова Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области от 13.02.2013 года № 5/4/1 закону или иному нормативному правовому акту, суд основывается на следующем.

Статьей 27 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712, государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.

В силу подпункта "а" пункта 4 Положения № 712, органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Пунктом 6 Положения № 712 установлено, что должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.01.2011 № 14 утвержден Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в пункте 3 которого установлено, что должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности в Главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации (в том числе инспектор) уполномочены осуществлять государственный надзор.

Таким образом, оспариваемое предписание от 13.02.2013 года № 5/4/1 выдано уполномоченным должностным лицом.

Рассматривая доводы заявителя относительно того, что ТСЖ «Меркурий» не является объектом производственного или социального назначения, и не может являться предметом надзора в указанной сфере правоотношений, суд основывается на следующем.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании ст. 2 Федерального закона № 68-ФЗ, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 359 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пунктам 4, 5 Административного регламента, предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены ст. 14 названного Федерального закона №68-ФЗ, в частности, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

По смыслу положений ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, требования указанной правовой нормы распространяются на организацию, если она является объектом производственного или социального назначения и имеет трудовые отношения со своими работниками. Однако данные доказательства суду не представлены.

Как установлено судом, оспариваемое предписание вынесено в отношении ТСЖ «Меркурий», которое является объединением собственников помещений в многоквартирных домах для совместного управления комплексом недвижимого имущества (п. 1.1 Устава ТСЖ). Правовое положение данного юридического лица определено Жилищным кодексом РФ.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать самостоятельно наиболее удобный для них способ управления своим домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Процедура и формы проведения общего собрания определены ЖК РФ. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственником помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме (статья 138 ЖК РФ).

В Уставе ТСЖ «Меркурий», утв. протоколом общего собрания от 14.08.2006 года закреплены аналогичные положения.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Согласно части 3 статьи 136 ЖК РФ товарищество собственников жилья подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Из анализа вышеперечисленных правовых положений следует, что предметом и целями деятельности товарищества собственников жилья являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством порядке распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.

Арбитражным судом установлено и данное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу Постановлением Мирового судьи судебного участка № 9 Заводского района г. Саратова от 25.03.2013 года № 5-144/2013, что трудовой договор или гражданско-правовой договор с председателем ТСЖ «Меркурий» ФИО1 не заключались; за исполнение обязанностей председателя ТСЖ получение заработной платы либо иных материальных поощрений Уставом не предусмотрено; сотрудников Товарищество в штате не имеет.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства по настоящему делу уже были предметом исследования при рассмотрении административного дела № 5-144/2013 Мировым судьей судебного участка № 9 Заводского района г. Саратова.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Доказательств того, что Товарищество является объектом производственного или социального назначения и имеет трудовые отношения с работниками, либо относится к организациям, отнесенным к категории потенциально опасных объектов, материалы дела не содержат.

Суд признает несостоятельной ссылку уполномоченного органа на нарушение требований п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ 30.12.2003 № 794, поскольку данной нормой установлено, что проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, судом признается необоснованным довод заинтересованного лица относительно нарушения требований п. 11 Постановления Правительства Саратовской области от 17 марта 2003 г. № 19-П "Положение о проведении и обеспечении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Саратовской области", поскольку план эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера разрабатывается Комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационными комиссиями муниципальных районов и городских округов совместно с органами управления (отделами) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных районов и городских округов.

Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что предписание Отдела надзорной деятельности по Заводскому району г. Саратова Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области от 13.02.2013 года № 5/4/1 не соответствует нормам действующего законодательства, регламентирующим отношения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, и нарушает права и законные интересы ТСЖ «Меркурий» в сфере экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет его недействительность.

Руководствуясь статьями 27, 169, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Товарищества собственников жилья «Меркурий» - удовлетворить.

Признать недействительным предписание Отдела надзорной деятельности по Заводскому району г. Саратова Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области № 5/4/1 от 13.02.2013 года.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области

В.В. Землянникова