ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-8229/13 от 04.03.2014 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д.1; тел./факс (8452) 23-93-12;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@ saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Саратов                                                                                           Дело № А57-8229/2013

12.03.2014

Резолютивная часть объявлена 04.03.2014, в полном объеме решение изготовлено  12.03.2014.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Елистратова К.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Виноградовой А.А., после перерыва помощником судьи Ислямовой Н.Е., рассмотрев исковое заявление Управления Судебного департамента в Саратовской области, г. Саратов, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, к Администрации Фрунзенского района г. Саратова муниципального образования «Город Саратов», к  Администрации Муниципального образования «Город Саратов»; к Комитету по управлению имуществом Муниципального образования города Саратова; к Муниципальному учреждению «Транспортное управление» об обязании передать бывшее партийное имущество Фрунзенского района г. Саратова – здание, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Им. Дзержинского Ф.Э. д. 13/15 под размещение Фрунзенского районного суда г. Саратова; о признании права собственности РФ и права оперативного управления Управления Судебного Департамента в Саратовской области по зданию, расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Им. Дзержинского  Ф.Э. д. 13/15»

Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр)

При участии в заседании:

Представитель Управления Судебного департамента в Саратовской области  – Горюнова Т.Г. по доверенности от 08.05.2013г.

Представитель Администрации Фрунзенского района г. Саратова муниципального образования «Город Саратов» - Красавина О.Н. по доверенности от 24.06.2013

Представитель Муниципального учреждения «Транспортное управление» - Голубитченко В.А. по доверенности от 12.12.2013г.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области –Жулидова А.В. по доверенности от 29.08.2013г.

Представитель Администрации Муниципального образования «Город Саратов» - Макаренко М.Н. по доверенности от 07.03.2013г.

Представитель комитета по управлению имуществом г.Саратов – Алакин С.О. по доверенности от 04.12.2012г.

Представитель третьего лица – не явился - извещен

У С Т А Н О В И Л:

            В Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление Управления Судебного департамента в Саратовской области, г. Саратов, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, к Администрации Фрунзенского района г. Саратова муниципального образования «Город Саратов», к  Администрации Муниципального образования «Город Саратов»; к Комитету по управлению имуществом Муниципального образования города Саратова; к Муниципальному учреждению «Транспортное управление» (с учетом уточнений) о  признании Решения Исполнительного комитета Саратовского городского комитета народных депутатов от  19.04.1991г. №  111  о распределении частей Административного    здания    между    Фрунзенским    райкомом    КПСС    и  райисполкомом недействительным и не имеющим юридической силы, о признании отсутствующим в части зарегистрированного права муниципальной собственности на административное здание, назначение: нежилое, расположенное по адресу: Саратов, ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15, о признании права федеральной собственности на помещения:

4 го этажа площадью - 420,00 м2;

5 го этажа площадью - 424,60 м ;

 подвальные помещения площадью - 109,20 м2;

½ блока гаражей площадью - 48,45 м ;

конференц-зала расположенного на 1-м этаже; находящиеся в административном здании, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15.

истребовании из незаконного  владения Муниципального учреждения Транспортное управление» помещения:

4 го этажа площадью - 420,00 м2;

5 го этажа площадью - 424,60 м ;

 подвальные помещения площадью - 109,20 м2;

½ блока гаражей площадью - 48,45 м ;

конференц-зала расположенного на 1-м этаже; находящиеся в административном здании, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15., в котором располагается Администрация Фрунзенского района Саратова МО «Город Саратов».

Об обязании администрацию Фрунзенского района МО «Город Саратов»
освободить занимаемые помещения:

4-го этажа площадью - 420,00 м ;

5-го этажа площадью - 424,60 м ;

подвальные помещения площадью - 109,20 м ;

2 блока гаражей площадью - 48,45 м ;

½ конференц-зала расположенного на 1-м этаже; в административном   здании,   расположенном   по   адресу:   г.   Саратов,   ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15.

Ответчики представили отзывы на заявленные исковые требования, просят в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Третье лицо надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства отзыва на иск не представило.

В соответствии со ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

           Дело в арбитражном суде рассматривается в порядке ст.153-166 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо,  участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В обоснование заявленных исковых требований соистцы указывают.

В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 13,09.1991г. № 32- РП. «О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР» определены условия передачи зданий республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских, районных в городах комитетов КПСС и Коммунистической партии РСФСР судам, которые размещаются в неприспособленных для осуществления правосудия помещениях.

Данное Распоряжение не исполнено на территории Саратовской области, поскольку во Фрунзенском районе г. Саратова здание бывшего райкома партии, находящееся по адресу: г. Саратов, ул. им. Дзержинского Ф.Э. д. 13/15, не было передано под размещение Фрунзенского районного суда г. Саратова.

Фрунзенский народный суд в сентябре  1991г. располагался по адресу г.  Саратов, ул.М. Горького, д. 35 и размещался в подвальном помещении жилого дома, вход в которое находился по соседству со входом в ресторан. Помещение не было приспособлено к осуществлению правосудия, отсутствовало конвойное помещение. На сегодняшний день Фрунзенский районный суд г. Саратова расположен в неприспособленных для осуществления правосудия помещениях, частично на 2, 9, 10, 11 этажах 14-ти этажного здания, принадлежащего на праве собственности ОАО «Интеграл». Помещениями суда занимается общая площадь 1347 кв.м., из них 1116 кв.м. (9 и 10 этажи) находящимися в федеральной собственности, 155 кв.м. (11 этаж) и 76 кв.м. (2-й этаж) - арендованные площади.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации 4.08.2006г. № 1082-Р «Об утверждении концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011г.г.», установленный норматив размера общей площади помещений, приходящихся одного судью, составляет 160 кв.м. В настоящее время площадь данного суда не отвечает требованиям концепции, поскольку на штатную численность - 14 судей Фрунзенского энного суда г. Саратова, из необходимых им 2240 кв.м,. приходится только 1347кв.м. общей площади помещений. Кроме того, в 2011-2012 г.г. по инициативе прокуратуры Саратовской области было проведено обследование конвойных помещений и залов судебных заседаний в судах и установлено ненадлежащее количество камер для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и нарушение условий оснащения камер и конвойных помещений.

Ненадлежащее размещение в судах г. Саратова и Саратовской области, находящихся под стражей в конвойных помещениях, нехватка данных помещений приводит к вынужденным перерывам в судебных заседаниях, к нарушению непрерывности судебного процесса, к затягиванию сроков рассмотрения уголовных дел.

Увеличение количества рассматриваемых гражданских дел приводит к необходимости выделения площадей в судах для размещения архивных дел и обеспечения условий для их хранения.

В соответствии с приложенными доказательствами административное здание, в котором располагались райком КПСС и райисполком Фрунзенского района г. Саратова введено в эксплуатацию в декабре 1975г.

Заказчиком строительства выступал финансово-хозяйственный отдел Саратовского обкома КПСС, а дольщиком - Саратовский облисполком. Согласно Акту Государственной комиссии по приемке здания в эксплуатацию от 31.12.1975г. здание было принято обкомом КПСС.

После ввода здания в эксплуатацию реальный раздел административного здания между   собственниками   произведен   не   был,   однако,   Фрунзенским райкомом КПСС        были заняты 4 и 5 этажи площадью 844,60м , подвал площадью 109,20м , гаражи площадью 48,45 м , конференц-зал.

В целях упрощения эксплуатации и расчетов с обслуживающими организациями за получаемые от них услуги здание было принято на баланс районными государственными организациями. Районные комитеты КПСС возмещали районным государственным организациям все расходы по эксплуатации зданий пропорционально занимаемой площади.

Передача соответствующих частей здания на баланс районных государственных организаций, по мнению соистцов, была произведена с нарушением действующего порядка отчуждения имущества. В частности, не имелось постановлений ЦК КПСС или обкома КПСС, являющихся собственниками административного здания, о передаче этого имущества с баланса обкома КПСС на баланс районных государственных организаций. Передача здания произведена на основе устных указаний неустановленных должностных лиц. Факт передачи подтвержден соответствующим актом, подписанным со стороны обкома КПСС - инженером финансово- хозяйственного отдела (лицо, не имеющее полномочий), со стороны  райисполкома - заместителем председателя райисполкома. Акт передачи не  утверждался ни Бюро обкома КПСС (как юридическим лицом), ни исполкомом районного Совета депутатов трудящихся.

  Таким образом,   передача  в   1975г.   здания,   занимаемого   Фрунзенским райкомом КПСС,  юридической  силы  не  имеет  и  не  влечет  юридических  последствий.

Решение Исполнительного комитета Саратовского городского совета народных депутатов от 19.04.1991 г. № 111 о распределении частей административного здания между Фрунзенским райкомом КПСС и райисполкомом, так же осуществлено без согласования и утверждения Бюро обкома КПСС ( как юридическое лицо) и исполкома районного Совета

В соответствии с Решением исполнительного комитета Фрунзенского районного совета народных депутатов г. Саратова от 20.02.1991г. № 59 актом приема передачи части здания по ул. Дзержинского 13/15 с баланса райисполкома      на      баланс      райкома      КП      РСФСР      от      20.02.1991г. были переданы следующие помещения, занимаемые Фрунзенским райкомом КПСС:

4 этаж:

Коридор (вспомогательное помещение)  -      14,0м

Туалет (вспомогательное помещение)     -      2,80 м

Туалет (вспомогательное помещение)     -      7,30 м

Вестибюль (вспомогательное помещение)-      41,20 м

Кабинет № 41 (основная площадь) -                  14,30 м.

Кабинет № 41 (основная площадь -                  9,90 м

Кабинет № 42 (основная площадь)-                 13,10 м

Кабинет № 43 (основная площадь)-                 13,00 м

Кабинет № 44 (основная площадь)-                 10,60м

Кабинет № 45 (основная площадь)-                 16,00 м

Коридор (вспомогательное помещение) -          51,00 м

  Кабинет № 46 (основная площадь) -                   22,80 м.

  Кабинет № 47 (основная площадь) -                   17,10 м

 ( Кабинет № 48 (основная площадь)-                    15,70 м

Кабинет № 49 (основная площадь)-                     18,10м

Кабинет № 50 (основная площадь)-                   23,60 м

Кабинет № 51 (основная площадь)-                   14,40 м

Кабинет № 52 (основная площадь)-                   34,20 м

Кабинет № 53 (зал заседаний)-                          80,90 м

Итого по 4 этажу-                                           420,00 м2

в т.ч. основной площади      -    303,70 м

Таким образом, собственником здания с 1975г. по 1991г. являлся Саратовский обком КПСС.

В Конституции СССР от 12.04.1978 г. до изменений, внесенных в 09.12.1992г. в РСФСР было два вида собственности:

- социалистическая (ст. 10),

- личная собственность граждан РСФСР (ст. 13).

Основу экономической системы РСФСР составляла Социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социалистической собственностью являлось также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимых им для осуществления уставных задач (ст. 10).

  В отношении правового положения партийной собственности: статьей 10 Конституции СССР (принятой 12.04.1978г.) она относится к социалистической собственности, охраняемой государством.

  В пункте 1 Указа Президента от 25.08.1991 N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" в связи с роспуском ЦК КПСС и приостановлением деятельности Коммунистической партии РСФСР все, принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР, недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на территории РСФСР и за границей, объявлено государственной собственностью РСФСР.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.1992 N 9-П пункт 1 Указа Президента РСФСР от 25.08.1991 N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" признан конституционным в той части имущества, собственником которой являлось государство, которая на момент издания настоящего Указа фактически находилась во владении и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР.

В части того, что все имущество Коммунистической партии Советского Союза объявлено собственностью одной из республик Советского Союза - Российской Федерации, а также в отношении имущества, занимаемого органами и организациями КПСС и КП РСФСР, но собственник которого определен не был, пункт 1 названного Указа Президента РФСР признан не конституционным.

03.09.1991г. было издано Распоряжение Президента Российской  Федерации № 32- рп. «О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР», где определены условия передачи зданий республиканских, краевых, Властных, окружных, районных, городских, районных в городах комитетов КПСС и Коммунистической партии РСФСР судам, которые размещаются в неприспособленных для осуществления правосудия помещениях.

Ни в Указе, ни в Распоряжении Президента РФ, ни в каких-либо других нормативных документах не говорится о том, за чей счёт должны были быть выстроены партийные здания, передаваемые судам.

Из телеграммы Министерства юстиции РСФСР от 16.09.1991г. следует, что необходимо незамедлительно принять меры по отмене незаконных помещений по передаче зданий партийных комитетов другим учреждениям и обеспечить безусловное выполнение Распоряжения Президента от 03.09.1991г. №32- рп. «О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР». О ходе передачи партийных зданий судам необходимо сообщить председателю комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству - не позднее 10.10.1991 г.

Письмом Контрольного Управления Администрации Президента РСФСР установлен 10-ти дневный срок для принятия соответствующих решений в случаях невыполнения на местах Распоряжения Президента от 03.09.1991г. 32-рп.

Таким образом, к декабрю 1991г. партийное имущество в виде зданий должно было принадлежать судам.

27.12.1991г. вступает в силу Постановление ВС РФ № 3020-1 «О ограничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», где перечислены объекты, которые относятся:

-    исключительно к Федеральной собственности (Приложение 1);

к Федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность Республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга (Приложение 2);

-           к муниципальной собственности (Приложение 3).

В перечень объектов,  передаваемых в муниципальную  собственность, могут быть  включены  только  объекты,  необходимые  для  осуществления деятельности   органов   муниципальной   собственности,   в   соответствии   с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную  собственность,   государственную   собственность  республик  в составе   Российской   Федерации,    краев,    областей,    автономной    области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1.

Поскольку объекты, предназначенные для размещения районных судов  общей юрисдикции  не указаны  в Приложении N  3   к указанному выше  постановлению, то они не могли быть включены в перечень объектов для  обеспечения деятельности муниципальных органов. Эти объекты должны были  передаваться в собственность Российской Федерации.

Действия по включению спорного объекта недвижимости в реестр муниципального имущества, по мнению соистцов, не соответствуют положениям действующего гражданского законодательства, Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также распоряжению Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" и нарушают права и законные интересы как Управления Судебного департамента в Саратовской области, так  и  Федерального  агентства  по  управлению  государственным имуществом.      

Соистцы указывают, что Саратовский городской совет народных депутатов не обоснованно применил Постановление ВС РФ 27.12.1991г № 3020-1 при принятии Решения от 28.05.1993г. № 301 «О формировании реестра муниципального нежилого фонда и дополнении в перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность» и не имел права включать здание, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. им. Дзержинского Ф.Э. д. 13/15, в реестр муниципальной собственности.

Возражая на заявленные исковые требования, ответчики указывают.

Истцами пропущен срок исковой давности на предъявление иска о признании права федеральной собственности на административное здание, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. им. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15.

Кроме того, по мнению ответчиков, соистцы не представили доказательств права федеральной собственности на спорные помещения здания по адресу: г. Саратов, ул. им. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15. Ответчики указывают, что имущество, принадлежавшее ранее Коммунистической партии Советского Союза, не указано в приложении 1 к Постановлению № 3020-1, содержащем перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.

Здание, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. им. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15, в 1991 году было закреплено и находилось в управлении Фрунзенского райисполкома и соответственно входило в перечень № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Объекты, относящиеся к муниципальной собственности).

Законность нахождения спорного имущества в составе имущества муниципальной казны подтверждается решением Саратовского городского Совета народных депутатов от 28.05.1993 № 301 «О формировании реестра муниципального нежилого фонда и дополнениях в перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность» и Свидетельством о государственной регистрации права муниципальной собственности от 06.09.2001 серия 64 АА № 180844.

Данные акты в судебном порядке не оспаривались, истцы также не оспаривают их в рамках поданного иска.

Право собственности муниципального образования на указанное здание было зарегистрировано 06.09.2001. Данная информация является общедоступной. Однако, истец с 2001 года никаких требований в отношении здания не предъявлял, что свидетельствует о пропуске срока исковой давности.

Таким образом, считают ответчики, требования о признании отсутствующим права муниципальной собственности на спорный объект является необоснованным, с учетом того, что доказательства наличия зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества отсутствуют.

Принимая во внимание, что право собственности Российской Федерации на указанное здание в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, требование о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования «Город Саратов» заявлено необоснованно.

Кроме того, по мнению ответчиков, заявляя требование о признании права собственности за РФ на имущество КПСС и КП РСФСР, соистцы  должны подтвердить, что спорное имущество построено или приобретено на средства государства, поскольку принадлежность его КПСС или неопределенность в отношении собственника спорного объекта исключает возникновение права собственности государства на данный объект недвижимости.

Истцы представили документы, свидетельствующие о софинансировании строительства спорного здания обкомом КП РСФСР (КПСС), доказательств того,  что спорное имущество построено на средства государства не представлено.

Исходя из предоставленных суду документов, следует, что по состоянию на 1991 год в спорном здании размещались: на 1,2,3 этажах здания - Фрунзенский райисполком; на 4 и 5 этажах - Фрунзенский райком КП РСФСР (КПСС).

При этом, ссылаясь на возникновение права на основании Распоряжения Президента Российской Федерации от 03.09.1991 № 32-рп, соистцы, выдвигая требования в отношении части помещений здания, не представили доказательств, что по состоянию на 03.09.1991 год 4 и 5 этаж здания занимал Фрунзенский райком КП РСФСР (КПСС).

В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение по ул. Дзержинского, 13/15, от 28.08.2009 г. площадь 4 и 5 этажа составляет 858, 9 кв. м, что на 36,3 % меньше площади, занимаемой в настоящее время Фрунзенским районным судом г. Саратова, составляющей 1347 кв. м.

Также истцами не представлены доказательства, что на 1991 год Фрунзенский районный суд г. Саратова размещался в не приспособленном для осуществления правосудия помещении, а также доказательства, что спорное здание соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к помещениям для осуществления правосудия.

Так же ответчики указывают, что распоряжения Президента Российской Федерации от 03.09.1991 № 32-рп, носит срочный характер - до 1 октября 1995 года.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей присутствующих сторон, Арбитражный суд при вынесении решения исходит из следующих обстоятельств и норм материального и процессуального права.

Основанием для обращения в Арбитражный суд явилось Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.09.1991г. № 32-рп «О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР», которым были определены условия передачи зданий республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских, районных в городах комитетов КПСС и Коммунистической    партии    РСФСР    судам,    которые    размещаются    в неприспособленных для правосудия помещениях.

В соответствии с предоставленными в судебное заседание доказательствами, в сентябре 1991 года Фрунзенский народный суд располагался по адресу: г.Саратов, ул.М.Горького, д.35 и размещался в подвальном помещении жилого дома, вход в которое находился по соседству со входом в ресторан. Помещение не было приспособлено к осуществлению правосудия, отсутствовало конвойное помещение.

Решение исполнительного комитета Саратовского городского совета депутатов трудящихся от 30.05.69г. № 88/3 обязывает исполком Фрунзенского районного Совета предоставить в управление архитектуры на согласование проект строительства административного здания и благоустройства территории, а также произвести снос зданий и сооружений на отведенной территории в соответствии с действующим законодательством. К решению приложены выкопировка из плана г. Саратова (с указанием места строительства) и список жильцов, проживающих на месте планируемой застройки.

В 1972г. ЦК КПСС было принято решение  о строительстве административного здания Фрунзенского райкома КПСС.

В письме от 14.12.72г. Управление делами ЦК КПС информирует о решении ЦК КПСС о принятии к целевому финансированию и началу строительства административного здания Фрунзенского райком КПСС.

Заказчиком строительства выступал финансово-хозяйственный отдел Саратовского обкома КПСС, а дольщиком - Саратовский облисполком.

Из представленных документов следует, что финансирование строительства административного здания Фрунзенского райком КПСС, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15, осуществлялось на государственные и партийные средства.

Согласно Акту Государственной комиссии от 31.12.1975г. здание было принято обкомом КПСС.

После ввода здания в эксплуатацию реальный раздел административного здания между собственниками произведен не был, однако, Фрунзенским райкомом КПСС были заняты 4 и 5 этажи площадью 844,60м2, подвал площадью 109,20м2 , гаражи площадью 48,45 м2, конференц-зал.

В целях упрощения эксплуатации и расчетов с обслуживающими организациями за получаемые от них услуги здание было принято на баланс районными государственными организациями. Районные комитеты КПСС возмещали районным государственным организациям все расходы по эксплуатации здания пропорционально занимаемой площади.

Исполнительный комитет городского Совета народных депутатов отмечает, что передача соответствующих частей здания на баланс районных государственных организаций был произведен с нарушением действующего порядка отчуждения имущества. В частности, не имелось постановлений ЦК КПСС или обкома КПСС, являющихся собственниками административного здания, о передаче этого имущества с баланса обкома КПСС на баланс районных государственных организаций.

Передача здания произведена на основе устных указаний неустановленных должностных лиц. Факт передачи подтвержден соответствующим актом, подписанным    со    стороны    обкома    КПСС    -    инженером    финансово-хозяйственного отдела, со стороны райисполкома - заместителем председателя райисполкома. Полномочия данных лиц не подтверждены Акт передачи не утверждался ни Бюро обкома КПСС (как юридическим лицом), ни исполкомом районного Совета депутатов трудящихся.

Таким образом, правомерен довод соистцов о том, что передача в 1975г. здания, занимаемого Фрунзенским райкомом КПСС, юридической силы не имеет и не влечет юридических последствий.

В соответствии с Решением исполнительного комитета Фрунзенского районного совета народных депутатов г. Саратова от 20.02.1991г. № 59 и Актом приема передачи части здания по ул. Дзержинского 13/15 с баланса исполкома на баланс райкома КП РСФСР от 20.02.1991г. были переданы следующие помещения, занимаемые Фрунзенским райкомом КПСС:

4 -й этаж                                                        -     420,00 м

5- й этаж                                                        -     424,60 м2              

подвальные помещения площадью            -     109,20 м2

2 блока гаражей общей площадью             -     48,45 м

Конференц-зал,  расположенный на  1-м этаже здания (использовать совместно).

В пункте 1 Указа Президента от 25.08.1991 N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" в связи с роспуском ЦК КПСС и приостановлением деятельности Коммунистической партии РСФСР все, принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР, недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на территории РСФСР и за границей, объявлено государственной собственностью РСФСР.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.1992 N 9-П пункт 1 Указа Президента РСФСР от 25.08.1991 N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" признан конституционным в той части имущества, собственником которой являлось государство, которая на момент издания настоящего Указа фактически находилась во владении и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР.

Таким образом, указанный объект, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15, являлся государственной собственностью, что сторонами не оспорено.

Таким образом, собственником спорных площадей являлось государство, а Фрунзенский райком КПСС с момента ввода здания в эксплуатацию и до момента прекращения деятельности КПСС (с 1975г. и до конца 1991г.) фактически занимал, пользовался и распоряжался 4-м и 5-м. этажами площадью 844,60м, подвальными помещениями площадью 109,20м, гаражами площадью 48,45 м, конференц-залом,   возмещал районной государственной организации все расходы по эксплуатации зданий пропорционально занимаемой площади.

Факт оплаты расходов за содержания указанных помещений, находящихся во владении, пользовании и распоряжении Фрунзенского райкома КПСС, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15, сторонами не оспорен.

В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 03.09.1991г. № 32- рп. «О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР» определены условия передачи зданий республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских, районных ш городах комитетов КПСС и Коммунистической партии РСФСР судам, которые размещаются в неприспособленных для осуществления правосудия помещениях.

Доводы сторон о том, что Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.09.1991г. № 32- рп «О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР» носит срочный характер - до 01.10.95г. являются не обоснованными, т.к. в п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.95г. №521 «О некоторых организационных мерах по ускорению проведения судебной реформы в Российской Федерации», говорится о возложении на руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ персональной ответственности за безусловное исполнение до 01.10.95г. п. 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 03.09.1991г. № 32- рп, но не говорится о том, что после 01.10.95г. данное распоряжение утрачивает силу или исполнение его не обязательно.

06.01.99г. издается новая редакция Указа Президента РФ от 23.05.95г. №521 «О некоторых организационных мерах по ускорению проведения судебной реформы в Российской Федерации», и свое действие Указ утратил в связи с изданием Указа Президента РФ от 05.08.2002г. № 855.

Кроме того, Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.09.1991г. № 32- рп «О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР» не признано не конституционным и является действующим.

Ни в Указе, ни в Распоряжении Президента РФ, ни в каких-либо других нормативных документах не говорится о том, за чей счёт должны были быть построены партийные здания, передаваемые судам.

Из телеграммы Министерства юстиции РСФСР от 16.09.1991г. следует, что необходимо незамедлительно принять меры по отмене незаконных решений по передаче зданий партийных комитетов другим учреждениям и обеспечить безусловное выполнение Распоряжения Президента от 03.09.1991г. № 32-рп «О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР». О ходе передачи партийных зданий судам необходимо сообщить председателю Комитета   Верховного   Совета   РСФСР   по   законодательству   не   позднее 10.10.1991г.

Письмом Контрольного Управления Администрации Президента РСФСР установлен 10-ти дневный срок для принятия соответствующих решений в случаях невыполнения на местах Распоряжения Президента от 03.09.1991г. №32-рп.

Из вышеизложенного следует, что к декабрю 1991г. партийное имущество в виде зданий должно было принадлежать судам.

27.12.1991г. вступило в силу Постановление ВС РФ № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» где перечислены объекты, которые относятся:

-              исключительно к Федеральной собственности (Приложении 1);

-                к Федеральной собственности, которые могут передаваться в
государственную собственность Республик в составе РФ, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-
Петербурга (Приложение 2);

-              к муниципальной собственности (Приложение 3).

В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, необходимые для осуществления деятельности органов муниципальной собственности, в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1.

Поскольку объекты, предназначенные для размещения районных судов общей юрисдикции не указаны в Приложении N 3 к указанному выше постановлению, то они не могли быть включены в перечень объектов для обеспечения деятельности муниципальных органов. Эти объекты должны были передаваться в собственность Российской Федерации.

Действия по включению спорного объекта недвижимости в реестр муниципального имущества не соответствуют положениям действующего гражданского законодательства: Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации,  краев,  областей,  автономной области,  автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также распоряжению Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" и нарушают права и законные интересы как Управления Судебного департамента в Саратовской области, так и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Саратовский городской совет народных депутатов не обоснованно применил Постановление ВС РФ 27.12.1991т № 3020-1 при принятии Решения в 28.05.1993г. № 301 «О формировании реестра муниципального нежилого фонда и дополнении в перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность» и не имел права включать полностью здание, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. им. Дзержинского Ф.Э. д. 13/15 в реестр муниципальной собственности.      

Саратовский городской совет народных депутатов распорядился не принадлежащим ему имуществом.

На сегодняшний день Фрунзенский районный суд г. Саратова расположен в неприспособленных для осуществления правосудия помещениях, частично на 2, 9, 10, 11 этажах 14-ти этажного здания, принадлежащего на праве собственности ОАО «Интеграл». Помещениями суда занимается общая площадь 1347 кв.м., из них 1116 кв.м. (9 и 10 этажи), находящимися в федеральной собственности, 155 кв.м. (11 этаж) и 76 кв.м. (2-й этаж) - арендованные площади.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.08.2006г. № 1082-Р «Об утверждении концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011г.г.», установленный норматив размера общей площади помещений, приходящихся на одного судью, составляет 160 кв.м.

В настоящее время площадь данного суда не отвечает требованиям концепции, поскольку на штатную численность - 14 судей Фрунзенского районного суда г. Саратова, из необходимых им 2240 кв.м,. приходится только 1347 кв.м. общей площади помещений.

Кроме того, в 2011-2012 г.г. по инициативе прокуратуры Саратовской области было проведено обследование конвойных помещений и залов судебных заседаний в судах и установлено ненадлежащее количество камер для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и нарушение условий оснащения камер и конвойных помещений

Довод стороны о применении срока исковой давности суд считает необоснованным, поскольку ст. 208 ГК РФ закреплены требования, на которые исковая давность не распространяется.

Ст. 301 ГК РФ установлено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, что также нашло свое отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав».

В Постановлении также указанно, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно пункту 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Спорные помещения не могли быть переданы в муниципальную собственность по причине не соответствия принципу разграничения государственной собственности, установленном в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в отношении учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета, а также Указу Президента РСФСР N 90 от 25.08.1991 "Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР", Распоряжению Президента Российской Федерации N 32-рп от 03.09.1991 "О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР".

Таким образом, иск о признании права на спорные помещения подлежит удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 301 ГК РФ Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с приведенной нормой права, пунктом 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рекомендациями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Информационном письме от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения" право на истребование имущества из чужого незаконного владения имеет только собственник имущества или иной законный владелец имущества.

Согласно пункту 32 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.

Доказательственную базу виндикационного требования составляют обстоятельства, подтверждающие наличие у истца законного титула на истребуемую вещь, обладающую индивидуально-определенными признаками, сохранившуюся в натуре, утрату истцом фактического владения вещью, а также нахождение ее в незаконном владении ответчика.

Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания, либо по порочному основанию приобретения.

Для состоятельности исковых требований необходимо наличие указанных фактов в совокупности, виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.

С учетом того, что спорные помещения занимаются в настоящее время ответчиками, требования о виндикации также подлежат удовлетворению.

В то же время в соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Принимая во внимание, что право собственности Российской Федерации на спорные помещения, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, требование о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования "Город Саратов" заявлено необоснованно.

Требование о  признании Решения Исполнительного комитета Саратовского городского комитета народных депутатов от  19.04.1991г. №  111  о распределении частей Административного    здания    между    Фрунзенским    райкомом    КПСС    и  райисполкомом недействительным и не имеющей юридической силы так же не подлежит удовлетворению, т.к. заявлено к ненадлежащим ответчикам. В то же время, поскольку указанное распоряжение не могло повлиять на судьбу объекта недвижимости, отказ суда в данной части не влияет на заявленные требования в части виндикации и признания права.

Руководствуясь ст.ст. 110, 123, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                          РЕШИЛ

1. Признать право федеральной собственности на помещения:

4 го этажа площадью - 420,00 м2;

5 го этажа площадью - 424,60 м ;

 подвальные помещения площадью - 109,20 м2;

½ блока гаражей площадью - 48,45 м ;

конференц-зала расположенного на 1-м этаже; находящиеся в административном здании, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15.

2. Истребовать из незаконного  владения Муниципального учреждения Транспортное управление» помещения:

4 го этажа площадью - 420,00 м2;

5 го этажа площадью - 424,60 м ;

 подвальные помещения площадью - 109,20 м2;

½ блока гаражей площадью - 48,45 м ;

конференц-зала расположенного на 1-м этаже; находящиеся в административном здании, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15., в котором располагается Администрация Фрунзенского района Саратова МО «Город Саратов».

3.           Обязать администрацию Фрунзенского района МО «Город Саратов»
освободить занимаемые помещения:

4-го этажа площадью - 420,00 м ;

5-го этажа площадью - 424,60 м ;

подвальные помещения площадью - 109,20 м ;

2 блока гаражей площадью - 48,45 м ;

½ конференц-зала расположенного на 1-м этаже; в административном   здании,   расположенном   по   адресу:   г.   Саратов,   ул. Дзержинского Ф.Э., д. 13/15.

4. В остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исполнительные лист выдать взыскателю после вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                            К.А. Елистратов