АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 18 сентября 2020 года | Дело №А57-926/2020 |
Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2020 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Тарасовой А.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васяниной Т.М., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МР Групп", г.Москва (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Саратов (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>),
о признании незаконным использование ответчиком товарного знака, взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака,
при участии:
от истца – ФИО3, доверенность от 18.03.2020 г.,
от ответчика – ФИО4, доверенность от 17.02.2020 г., ФИО5 по доверенности от 17.02.2020г.
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общества с ограниченной ответственностью "МР Групп", в котором просит: Признать незаконным использование ИП ФИО2, ИП ФИО1 товарного знака - «МЕБЕЛЬ РОССИИ», принадлежащего ООО «МР ГРУПП» по свидетельству N 440928, в товарах и услугах по 35 и 36 Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) в период с 23.01.2017 по настоящее время и обязать ИП ФИО6, ИП ФИО2 прекратить использовать товарный знак «МЕБЕЛЬ РОССИИ, принадлежащий ООО «МР ГРУПП» по свидетельству N 440928, в товарах и услугах по классам 35 и 36 Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), взыскать с ИП ФИО2, ИП ФИО1 в пользу ООО «МР ГРУПП» 2 160 000 рублей компенсацию за незаконное использование товарного знака «МЕБЕЛЬ РОССИИ, принадлежащего ООО «МР ГРУПП» по свидетельству N 440928, по адресу: <...> за период - три года, предшествующие предъявлению иска, то есть за период с 23.01.2017 по 23.01.2020. 3. Взыскать с ИП ФИО2, ИП ФИО1 в пользу ООО «МР ГРУПП» 39 800 рублей - расходы на оплату государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Саратовской области в связи с назначением судьи М.С. Воскобойникова судьей Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, дело №А57-926/2020 передано на рассмотрение судье Тарасовой А.Ю.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании присутствуют представители истца, представители ответчиков.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании был объявлен перерыв с 04.09.2020 г. по 11.09.2020 г. до 11 час. 20 мин., о чем было вынесено протокольное определение. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 99 «О процессуальных сроках», размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу пункта 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании вышеизложенного, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя истца о назначении по делу судебной экспертизы, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении данного ходатайства.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Кроме того, представитель ответчика ходатайствовал о снижении размера взыскиваемой компенсации.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доводы, изложенные в исковом заявлении, арбитражный суд исходит из следующих норм материального и процессуального права и обстоятельств дела.
Общество с ограниченной ответственностью «MP ГРУПП» с 24 февраля 2016 года является правообладателем исключительного права на товарный знак словесного обозначения «МЕБЕЛЬ РОССИИ», что подтверждается регистрационной записью № 440928 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (выдано соответствующее свидетельство). Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров, указанных в 35 и 36 классах Международной классификации товаром и услуг (МКТУ).
Согласно части 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак).
Согласно части 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Согласно статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Как указывает истец, по адресам: <...> и <...> длительное время находятся мебельные магазины, которые имеют рекламные инсталляции и рекламные вывески бело-красного цвета, повторяющие зарегистрированный товарный знак «МЕБЕЛЬ РОССИИ», принадлежащий ООО «MP ГРУПП». На вывесках при входных дверях в указанные мебельные магазины имеются указания на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность - Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН: <***>; ОГРНИП: <***>).
Как указывает истец, в сети Интернет активно распространяются рекламные материалы с указанием на возможность приобретения товаров в магазине по адресам: <...> и <...>. В каждом из этих случаев используется товарный знак «МЕБЕЛЬ РОССИИ», принадлежащий ООО «MP ГРУПП». Так, в поисковых системах: «Яндекс. Карты», 2ГИС, blizko, spravka003.ru, zoon и других имеются фотографии мебельных магазинов по указанным адресам в качестве рекламного материала.
Помимо этого, товарный знак «МЕБЕЛЬ РОССИИ» используется в рекламе для привлечения клиентов на сайте www.mebelrus64.ru и на интернет -ресурсе - YouTube, где также имеются фотографические снимки мебельных магазинов по указанным адресам с товарным знаком «МЕБЕЛЬ РОССИИ».
По мнению истца, товарный знак «МЕБЕЛЬ РОССИИ» незаконно используется для рекламы вышеуказанных магазинов в социальных сетях, где имеются отдельные страницы «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники.ru», «Twitter».
Все перечисленные способы размещения информации содержат изображения товарного знака «МЕБЕЛЬ РОССИИ» и указания на:
- товарный знак «МЕБЕЛЬ РОССИИ»;
- адреса расположения магазинов: <...> и <...>;
- адрес сайта: www.mebelrus64.ru;
- номера телефонов: <***>; (8452)54-96-97; (8452)54-14-44;
- режим работы: без перерывов понедельник- пятница с 9ч.30 мин. до 18ч. 30 мин., суббота с 9ч. 30 мин. до 17 ч.00 мин., воскресенье с 9 ч.30 мин. до 16 ч. 00 мин.
В обоснование фактов незаконного использования ИП ФИО1 товарного знака «МЕБЕЛЬ РОССИИ» составлен протокол осмотра доказательств, а также сделаны скрин-шоты материалов с Интернет -ресурса.
Ссылаясь на нарушение прав, истец обратился в суд с настоящим иском.
Представители ответчика возражали против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в отзыве.
По мнению ИП ФИО1, он законно использует товарный знак «МЕБЕЛЬ РОССИИ», поскольку 01.12.2017 зарегистрировал товарный знак в виде изображения с сочетанием слов «МЕБЕЛЬ РОССИИ», использует товарный знак в отношении товаров, а ООО «MP ГРУПП» в отношении услуг, поэтому нарушения с его стороны нет.
Согласно части 1 статьи 1250 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права».
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требований, перечисленных в статье 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия.
ООО «MP ГРУПП» требует признать незаконным использование ИП ФИО1 товарного знака - «МЕБЕЛЬ РОССИИ», принадлежащего ООО «MP ГРУПП» по свидетельству N 440928, в товарах и услугах по 35 и 36 Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) и обязать прекратить ИП ФИО1 использовать товарный знак «МЕБЕЛЬ РОССИИ, принадлежащий ООО «MP ГРУПП» по свидетельству N 440928, в товарах и услугах по 35 и 36 Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).
Согласно части 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
ООО «MP ГРУПП требует выплаты компенсации по пункту 2 части 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019г. №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» «Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав, изобретения, полезной модели, промышленного образца или товарного знака, то определение размера компенсации осуществляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное их использование тем способом, который использовал нарушитель».
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012г. №8953/12 указано, что размер компенсации за неправомерное использование объекта интеллектуальной собственности должен определяться исходя из необходимости восстановления имущественного положения правообладателя. Это означает, что он должен быть поставлен в имущественное положение, в котором находился бы, если бы объект интеллектуальной собственности использовался правомерно.
За правомерное использование товарного знака «МЕБЕЛЬ РОССИИ» по одному торговому объекту ООО «MP ГРУПП» получает ежемесячно вознаграждение по 30 000 рублей по лицензионным договорам.
По расчету истца, за три года, то есть за 36 месяцев ООО «MP ГРУПП» должно было получить от ИП ФИО1 1 080 000 рублей за использование товарного знака по одному коммерческому объекту, в рассматриваемом случае по объекту, расположенному по адресу: <...>. В связи с тем, что в силу п.2 ч. 4 ст. 1515 ЕК РФ компенсация взыскивается в двойном размере, ИП ФИО1 должен заплатить компенсацию в сумме 2 160 000 рублей.
При оценке приведенных доводов и представленных суду документов, суд исходит из следующего.
Товарные знаки регистрируются Роспатентом с обязательным указанием вида услуги или товара из определенного класса МКТУ, в отношении которых и будет использоваться товарный знак в дальнейшем.
МКТУ — это сокращенное название Международной классификации товаров и услуг (International (Nice) Classification of Goods and Services for the Purposes of the Registration of Marks), учрежденной Соглашением о классификациях (Ниццкое соглашение), предназначенной для регистрации товарных знаков.
Согласно структуре МКТУ, Международная классификация товаров и услуг состоит из 45 классов: с 1 по 34 классы МКТУ составляют товары, а с 35 по 45 классы — услуги.
Согласно руководству по применению МКТУ для достижения однозначной оценки объема прав регистрируемых товарных знаков при описании товаров/услуг рекомендуется избегать употребления неопределенных или общих выражений и руководствоваться терминологией действующей редакции МКТУ.
Каждое наименование товара/услуги представлено статьей, содержащей:
1.номер класса,
2.базовый номер,
3.и соответствующие данному базовому номеру наименование товара/услуги.
Таким образом, объем исключительных прав владельца товарного знака определяет конкретное наименование товара/услуги.
При составлении перечня услуг следует обратить внимание на то, что знак обслуживания предназначен для индивидуализации услуг, оказываемых возмездно другим лицам. Поэтому в перечень услуг не включаются услуги, которые направлены на удовлетворение потребностей самого заявителя (например, реклама собственных товаров, их перевозка, упаковка, хранение и т.п.)-
Истец владеет товарным знаком «МЕБЕЛЬ РОССИИ», в котором содержится конкретный исчерпывающий перечень наименований услуг, зарегистрированных для указанного товарного знака, а именно:
в 35 классе - аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; организация выставок и торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; продвижение товаров (для третьих лиц); распространение образцов; распространение рекламных материалов; управление процессами обработки заказов на покупки.
в 36 классе - сдача в аренду недвижимого имущества.
Между тем, указанной деятельностью ответчик не занимается, что следует из выписки ЕГРИП.
Ответчик не занимается управлением процессами обработки заказов на покупки, т.е. продвижением и доставкой товара от фирмы-производителя к потребителю - это категория услуг в классе № 35 по классификации МКТУ, которая описывает помощь в управлении бизнесом и состоит из этапов: получение заказа от клиента, процесса обработки заказа (отправка счет-фактуры товаропроизводителям или поставщикам, получение товара от товаропроизводителя или поставщика), отправка (выдача) покупателю; другими словами, посреднические действия между заказчиком и исполнителем, а не рыночные отношения между торговой точкой и потребителем - физическим лицом; не сдает в аренду площадь для размещения рекламы, не занимается распространением рекламных материалов, не организует выставки и торговые ярмарки в коммерческих или рекламных целях; не сдает в аренду недвижимого имущества; не распространяет образцы - предложения товара потребителям бесплатно или на пробу; не продвигает товары [для третьих лиц] - совокупность различных мер, усилий, действий, предпринимаемых маркетологами, продавцами товара, посредниками в целях повышения спроса, увеличения сбыта, несколько более широкий и трудоемкий вид деятельности, чем, скажем, сбыт товаров. Таким образом, услуга «продвижение товаров для третьих лиц» связана с рекламой.
В связи с этим термин «продвижение товаров для третьих лиц» не может рассматриваться как эквивалент понятий «услуги торговли», «услуги по продаже товаров» (информационное письмо Роспатента № 2 от 23.12.2011 г.).
Реализация товара потребителю (непосредственное введение товара в гражданский оборот путем заключения договора розничной купли-продажи с потребителем) не является услугой по смыслу 35 класса МКТУ.
Ответчик - ИП ФИО1 занимается розничной торговлей мебелью от своего имени, в связи с чем заключил договоры аренды на нежилые помещения по адресу: <...>, общей площадью 1498 кв. м. и <...> площадью 1 этаж - 262,4 кв.м. и подвальное помещение площадью -208,8 кв. м., что подтверждается договорами аренды от 11.12.2019 г. и от 01.12.2019 г. Данные помещения ИП ФИО1 в субаренду никому не передавал.
Мебель в магазинах принадлежит ИП ФИО1 и реализуется на прямую покупателям (не под заказ покупателей, торговля по образцам не предусмотрена). Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, стороны используют одно и то же словосочетание «МЕБЕЛЬ РОССИИ» в отношении разных товаров и услуг, которые согласно Международной классификации товаров и услуг не являются однородными, в связи, с чем потребители не могут быть введены в заблуждение.
В связи с этим доказательств осуществления ответчиком однородной деятельности в отношении 35, 36 классов МКТУ в материалах дела не содержится.
Представленные истцом фотоматериалы, скриншоты свидетельствуют о наличии вывески с изображением товарного знака ответчика, который официально зарегистрирован на имя ответчика, имеет правовую охрану в пределах 20 класса МКТУ и визуального сходства с товарным знаком истца не имеет.
Довод истца о том, что в свидетельстве на товарный знак ответчика элемент «МЕБЕЛЬ РОССИИ» является неохраняемым из-за того, что истец его зарегистрировал ранее, при этом доводы истца сводятся к тому, что никто не может использовать словесный элемент «МЕБЕЛЬ РОССИИ», отклоняется ввиду следующего.
Согласно статье 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации неохраняемый элемент может свободно использоваться третьими лицами в определенных классах МКТУ за счет того, что слово «Мебель» характеризует товары, являясь общеизвестным термином и указывает на вид/назначение товара, а слово «Россия» - указывает на место производства/сбыта товаров, а также на место нахождения производителя.
Истец не владеет самим словесным элементом, он владеет товарным знаком, где словесный элемент «МЕБЕЛЬ РОССИИ» выполнен в определенном цвете и с использованием определенного шрифта, т.е. охрана обозначения Истца заканчивается на использовании определенного цвета и шрифта в пределах услуг связанных с рекламной деятельностью и сдачей в аренду площадей.
При этом, из материалов дела следует, что Роспатент отказал истцу в правовой охране товарного знака для 20 класса МКТУ (мебель).
Гражданское законодательство предусматривает возможность регистрации в качестве товарного знака/ логотипа, включающего несколько неохраняемых изобразительных элементов или состоящий полностью из таковых, создающих оригинальную графическую композицию (за счет оригинального взаимного расположения неохраняемых элементов, сочетания цветов, примененных для окрашивания элементов, и т.д.), при условии, что ни один из таких элементов не подпадает под действие правовой нормы пункта 3 статьи 1483 ГК РФ в отношении заявленного перечня товаров.
В таких случаях при указании сведений о неохраняемых элементах под кодом ИНИД (526) может быть использована следующая запись: «Товарный знак охраняется в целом без охраны элементов: (следует перечисление неохраняемых элементов)». Т.е. правовая охрана товарному знаку предоставляется в целом (общей композиции изобразительных и словесных элементов), а не отдельным элементам, составляющим товарный знак (обозначение).
Таким образом, нельзя рассматривать в товарном знаке отдельно изобразительный элемент «три купола» и отдельно словесный элемент «МЕБЕЛЬ РОССИИ».
Кроме того, при регистрации товарного знака истца были представлены документы, подтверждающие, что обозначение обрело различительную способность в определенном цвете и с использованием определенного шрифта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности», вопрос о сходстве до степени смешения обозначений может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя, и специальных знаний не требует.
Как указано в пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015 г., при выявлении сходства до степени смешения обозначений учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.
Из представленных документов следует, что товарный знак ответчика ИП ФИО1 имеет уникальный дизайн: словесный элемент «Мебель России» выполнен оригинальным стилизованным шрифтом, отличным от шрифта словесного элемента товарного знака ООО «MP Групп».
Таким образом, визуальное восприятие абсолютно разное и не тождественны до степени смешения.
Товарный знак/знак обслуживания предназначен для индивидуализации товаров/услуг, оказываемых возмездно другим лицам. Поэтому к перечню услуг не относятся услуги, которые направлены на удовлетворение потребностей самого ответчика (например, реклама собственных товаров, их перевозка, упаковка, хранение и т.п.).
Согласно письму от 25.09.2019 № АК/83509/19 ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.
Одновременно, все сведения, размещаемые на сайте ответчика, предназначены для информирования покупателей и предоставления справочной информации о магазине, производителе, товаре, о возможности их приобретения и не направлены на формирование и поддержание интереса к конкретному производителю товара.
Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается, как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.
Кроме того, ответчик отрицает тот факт, что изготавливал и публиковал видеоролик на YouTube.
Истец представил «скриншоты» с интернет справочников sovetov.ru, nozhki.ru и тп., однако как утверждает ответчик, он не является собственником данных порталов, информацию о себе на данных порталах не размещал, не изготавливал и не публиковал видеоролик на YouTube, иных доказательств (кроме «скриншотов» в деле нет).
Относимыми и допустимыми доказательствами истец данный довод ответчика не опроверг.
На заверенных копиях документов, представленных в материалы дела, отсутствует изображение товарного знака истца.
Из материалов дела усматривается, что ответчик использует свой товарный знак, который при регистрации проверялся Роспатентом на тождество и сходство с товарным знаком истца - сходства установлено не было.
Одновременно, судом установлено, что регистрация товарного знака ООО «MP Групп» оспаривалась в Палате по патентным спорам, что подтверждается заключениями по результатам рассмотрения возражения от 04.03.2014 г. и от 26.10.2015 г., в которых установлено, что ООО «MP Групп» подтверждает и не оспаривает следующие обстоятельства:
в силу своего смыслового содержания товарный знак по свидетельству № 440928 изначально не обладал различительной способностью, так как содержит указание на географическое наименование и общепринятое видовое понятие предметов комнатной обстановки;
правовая охрана оспариваемого товарного знака не распространяется на какие-либо товары, а относится только к услугам 35, 36 классов МКТУ, т.е. ООО «MP ГРУПП» использует знак при оказании услуг по сдаче в аренду торговых помещений, для деятельности выставочных центров, а также сопутствующих услуг: реклама, организация выставок и торговых ярмарок, демонстрация товаров и т.д;
товарный знак по свидетельству № 440928 приобрел различительную способность в результате использования словесного обозначения «МЕБЕЛЬ РОССИИ», выполненного стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита в красно-белом цветовом сочетании, вследствие чего и получил правовую охрану, т.е. товарный знак ООО «MP Групп» охраняется только в том виде, в котором зарегистрирован, а именно за счет цвета и шрифта.
Исходя из документов, представленных заявке на регистрацию ООО «MP Групп» товарного знака «Мебель России» от 29.12.2009 известно, что изначально владелец товарного знака заявлял три класса МКТУ - 20, 35, 36. Однако Роспатент исключил 20 класс МКТУ (мебель) и не предоставил правовую охрану для указанной группы товаров.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Дополнительно суд считает необходимым отметить, что слово «Мебель» является общеизвестным термином, «Мебель» -совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых п общественных помещений и различных зон пребывания человека (ем. Интернет http:lidiс.асademiс.ru/). Слово «Россия» - указывает на место производства товаров, а также на место нахождения производителя.
Истец ссылается на практику суда А40-1466/2016, А40-186949/2013, однако при рассмотрении указанных дел судом было установлено, что товарный знак использовался для целей индивидуализации деятельности выставочных центров. Ответчик не занимается выставочной деятельностью, продажа мебели и организация выставок/продвижение товаров для третьих лиц.
Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 использует собственный товарный знак, который не был оспорен и на сегодняшний день зарегистрирован как действующий товарный знак в реестре Роспатента. Товарный знак истца в своей коммерческой деятельности ответчик не использует, что подтверждается материалами дела.
Доказательствами проведения выставок, ярмарок, сдачи в аренду площади в магазинах ответчика являются договоры аренды, соответствующая оферта на сайте, коммерческое предложение. Между тем, доказательств того, что ответчик осуществляет деятельность по рекламе и сдаче в аренду помещений, материалы дела не содержат.
Материалами дела не подтверждается, что ответчик оказывает рекламные услуги. Реклама собственного магазина не относится к коммерческой деятельности, которую надо регистрировать в товарном знаке в качестве 35 класса МКТУ. Согласно аб.2 п.1 Приказа Роспатента от 2 марта 1998 г. N41 "О методических рекомендациях по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака и знака обслуживания":
«При составлении перечня услуг следует обратить внимание на то, что знак обслуживания предназначен для индивидуализации услуг, оказываемых возмездно другим лицам. Поэтому в перечень услуг не следует включать услуги, которые направлены на удовлетворение потребностей самого заявителя (например, реклама собственных товаров, их перевозка, упаковка, хранение и т.п.)».
Согласно ФЗ «О рекламе» реклама - информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ГК РФ, ФЗ «О защите прав потребителей» ответчик имеет право использовать свой товарный знак на вывесках, на бланках, в сети интернет:
Размещение вывески и информации на ней регулируется: ГК РФ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», письмом Федеральной антимонопольной службы от «27» декабря 2017 г. № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама», информационным письмом УФАС России от 23.07.2009 №АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска», обычаями делового оборота.
Согласно части 1 статьи 9 ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения. Т.е. вывеска информирует о местонахождении организации. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении магазина и (или) обозначении места входа. Данная позиция отражена в Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2009 №Ф04-4507/2009(11813-А45-43), Постановление ФАС Уральского округа от 01.11.2010 №Ф09-8948/10-С1, Постановление ФАС СЗО от 02.03.2011 по делу №А56-20916/2010.
Размещение уличной вывески (таблички) с фирменным наименованием или коммерческим обозначением организации как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота (Информационное письмо УФАС России от 23.07.2009 №АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска»).
Для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, товаров, работ, услуг участники гражданского оборота могут использовать коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, в том числе путем их указания на вывесках, бланках, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, при выполнении работ и оказании услуг (статьи 1539 и 1484 ГК РФ).
Таким образом, согласно статье 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе пользоваться коммерческими обозначениями. Использование названий для определения вида деятельности и привлечения клиентов не противоречит действующему законодательству. Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе указывать обозначение на вывесках, упаковке и таре, в своей рекламе, т.е. обозначение используется для идентификации товара и фирмы потребителями.
Размер ООО «MP Групп» компенсации за использование товарного знака сделан истцом за последние 3 года, однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие период и вид деятельности ответчика. Кроме того, расчет компенсации за несанкционированное использование товарного знака должен исходить из общего срока исковой давности, а именно требования о взыскании компенсации должны заявляться в течение 3 лет с момента обнаружения нарушения исключительных прав, следовательно, производится с 17.12.2019г. (с даты обнаружения предполагаемого нарушения).
Таким образом, материалы дела не содержат надлежаще зафиксированные нарушения исключительных прав на товарный знак за период с 23.01.2017г. по 16.12.2019г. В связи с чем, расчет размера компенсации нельзя признать мотивированным и обоснованным, методологически и арифметически надлежащим.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца.
Истцом также не доказано нарушение его прав соответчиком ФИО2
Как утверждают ответчики и обратного из материалов дела не следует, между ИП ФИО1 и ИП ФИО2 складываются гражданско-правовые отношения основанные на договорах аренды по представление права пользования и владения определенным помещением.
Отношения к предпринимательской деятельности, оказываемой ИП ФИО1 (Арендатором), собственник помещений не имеет.
ИП ФИО1 подтвердил, что вывеска, расположенная на помещении, принадлежащем Арендодателю, является собственностью владельца магазина ИП ФИО1
При указанных обстоятельствах, ИП ФИО2 является ненадлежащим ответчиком. Также следует учесть, что к ней может применяться предоставленный истцом расчет компенсации за незаконное использование товарного знака.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Данные выводы основаны на установленных судом обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, с учетом требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также на представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательствах, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных расходов.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
В связи с отказом в иске расходы истца по уплате государственной пошлины возмещению ответчиком не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области http://www.saratov.arbitr.ru и в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области А.Ю. Тарасова