ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3187/16 от 06.09.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск                                                                                           Дело № А58-3187/2016

13 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2016 года.

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2016 года.

            Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудых В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)"

к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным предписания от 14.04.2016 № 16-1-19/310 в части пунктов 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 10.1, 10.5, 11.1, 11.2, 11.5, 11.6, 11.7, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4, 13,    с участием в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: ФИО1 по доверенности от 07.10.2015; от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 11.07.2016 №16-1-33/5-678,

у с т а н о в и л:

Улусная (районная) администрация муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство) о признании недействительным предписания от 14.04.2016 № 16-1-19/310 в части пунктов 1,2,3,4 (в части возврата субсидии в размере 8 419 999руб., возврата субвенции в размере 617 330,05руб., возврата субсидии в размере 519 301,05руб.), пунктов 5, 6, 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 10.1, 10.5, 11.1, 11.2, 11.5, 11.6, 11.7, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4, 13 по основаниям, указанным в заявлении.

Министерство не согласилось с заявленными требованиями, представило отзыв с изложением доводов возражения, просит производство по делу прекратить, в связи с не подведомственностью.

Определением суда производство по делу в части оспаривания пунктов  1, 2, 3, 4 (в части возврата субсидии в размере 8 419 999руб., возврата субвенции в размере 617 330,05руб., возврата субсидии в размере 519 301,05руб.), пунктов 5, 6 предписания от 14.04.2016 № 16-1-19/310 прекращено на основании пункта 1 части 1  статьи 150 АПК РФ, в остальной части дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ. При этом в части пункта 10.2 предписания, указанного в просительной части заявления, представитель заявителя устно, с занесением в протокол судебного заседания, пояснила  о допущенной описке.

Судом установлено.

Устав МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» Республики Саха (Якутия) принят решением Улусного (районного) Совета народных депутатов МО от 21.05.2012 №18, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я) 28.06.2012 №145320002012001.

На основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 14.01.2016 № 01-05/003-к проведена выездная комплексная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренными государственными (муниципальными) программами за 2014-2015годы.

Объектами выездной проверки явились:

-Администрация МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» Республики Саха (Якутия);

- Финансовое управление Улусной (районной) администрации МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)»;

- МКУ «Анабарское улусное (районное) управление образования»;

- МКУ «Анабарское управление сельского хозяйства»;

- Администрация МО «Саскылахский национальный (эвенкийский) наслег».

По результатам проверки составлен Сводный акт от 05.02.2016 с указанием выявленных в результате проверки нарушений. Администрация, не согласившись с результатом проведенной проверки, представила в Министерство Разногласия по Сводному акту, которые Министерством не приняты к сведению.

14.04.2016 Министерством выдано Главе МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» Республики Саха (Якутия) предписание № 16-1-19/310 в целях устранения выявленных нарушений, пункты 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 10.1, 10.5, 11.1, 11.2, 11.5, 11.6, 11.7, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4, 13 которого оспариваются по данному делу.

Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Министерство является органом внутреннего государственного финансового контроля и осуществляет свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации Указом Президента Республики Саха (Якутия) от  04.04.2014 № 2557 «О Порядке осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия)" (далее по тексту – Указа № 2557).

Указанным Порядком, утвержденным Указом № 2557, установлены основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе, перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего  государственного финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц).

Решение о проведении проверки оформляется приказом министра (заместителя министра) финансов Республики Саха (Якутия) (п.18 Порядка)

Согласно подпункту «г» пункта 9 Порядка, должностные лица, вправе выдавать представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о контрактной системе.

При этом отмена представлений и предписаний Министерства осуществляется в судебном порядке (п.75 Порядка).

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом и правомерно оспорено заявителем в судебном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В рассматриваемом случае, заявитель  в обоснование доводов в части оспаривания пунктов 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 10.1,10.5,11.1,11.2,11.5,11.6,11.7,12.1,12.2,12.3,12.4,13 предписания указывает на абстрактный характер требований, не относящиеся к конкретному действию по устранению выявленных нарушений, поскольку содержащиеся общие указания о необходимости соблюдения закона в течение определённого предписанием срока не могут расцениваться как индивидуальные требования к нарушителю; выполнение требований законодательства предполагается в силу закона и не нуждается в дополнительном дублировании в предписании.

Проанализировав оспариваемое предписание в части оспоренных пунктов 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 10.1,10.5 на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к составлению такого рода документу, суд соглашается с данным доводом заявителя, в силу следующего.

В соответствии с пунктом 8 Информационного письма ВАС РФ от 25.12.1998 № 37, предписание, не содержащее указаний о прекращении конкретного нарушения Закона, не влечет ответственности за его неисполнение. Содержащиеся в предписании общие указания о необходимости соблюдения Закона в течение определенного предписанием срока не могут расцениваться как индивидуальные требования к нарушителю. Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации, носит бессрочный характер и не может ограничиваться временным промежутком на основании предписания.

По смыслу закона, выдаваемое предписание должно содержать указание на конкретные сроки устранения выявленных нарушений, позволяющие объективно в эти сроки исполнить предписание.

Следовательно, согласно указанной правовой позиции, предписание об устранении нарушений требований закона должна содержать сведения о том какие конкретно действия должны быть совершены с целью устранения нарушений требований закона. В данном случае предписание не соответствует его характеру.

При таких обстоятельствах, заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению.

В части  пунктов 11.1,11.2,11.5,11.6,11.7,12.1,12.2,12.3,12.4,13 предписания суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспорено, что указанные пункты адресованы и касаются непосредственно МКУ «Анабарское улусное управление образования», МКУ «Анабарское управление сельского хозяйства», МО «Саскылахский национальный (эвенкийский) наслег», которые являются самостоятельными объектами проведенной проверки, самостоятельными юридическими лицами и не являются соистцами по данному делу.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с частью 4 статьи 51 указанного Федерального закона муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Частью 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

МКУ «Анабарское улусное управление образования», МКУ «Анабарское управление сельского хозяйства» в силу закона являются юридическими лицами с организационно-правовой формой – муниципальное казенное учреждение, имеют самостоятельный баланс и обособленное имущество, представляют в суде интересы от своего имени.

МО «Саскылахский национальный (эвенкийский) наслег» также является самостоятельным юридическим лицом.

МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» РС(Я) и  МО «Саскылахский национальный (эвенкийский) наслег» это два самостоятельных субъекта гражданского права - два юридических лица, имеющие свои уставы, свое имущество (на праве собственности) и свои самостоятельные бюджеты.

В соответствии с пунктом 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.

В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Аналогичное положение закреплено в статье 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Ненадлежащим истцом в арбитражном процессе признается лицо, выступающее не в своих, а в чужих интересах и не имеющее правовых оснований для обращения с иском к ответчику. Замена ненадлежащего истца в арбитражном процессе невозможна, соответственно, единственным процессуальным последствием предъявления иска ненадлежащим истцом является вынесение решения об отказе в удовлетворении иска, поскольку субъективное гражданское право, в защиту которого предъявлены требования, заявителю не принадлежит.

Таким образом, заявленные требования в этой части не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать пункты № 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 10.1,10.5 предписания от 14.04.2016 № 16-1-19/31 недействительными.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

              Судья                                                                                     Евсеева Е. А