Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
18 июля 2022 года | Дело № А58-4838/2022 |
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нерюнгринскому району
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нерюнгринскому району ( далее ОМВД России по Нерюнгринскому району, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Агарзаева Логмана Шахбала оглы (далее – предприниматель, ИП Агарзаев Л.Ш.) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Определением суда от 17.06.2022 были определены дата и время судебного заседания. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время.
Учитывая отсутствие возражений на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
В судебное заседание заявитель и предприниматель не явились, в деле имеются доказательства надлежащего извещения в соответствии со ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 30.08.2021 сотрудниками ОМВД России по Нерюнгринскому району в магазине «Луна», расположенном по адресу: Нерюнгринский район, п.Серебряный бор, центральная площадь, в районе ЦТП-3, где свою деятельность осуществляет предприниматель ФИО1 установлен факт реализации алкогольной продукции без лицензии, а именно: розничная продажа продавцом алкогольной продукции водки «Охота и рыбалка» в количестве 1 бутылки по цене 250 рублей, что является нарушением требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с протоколом проверочной закупки от 30.08.2021 указанная бутылка водки была изъята (л.д.18-20).
Кроме того, при проведении осмотра в магазине обнаружена алкогольная и спиртосодержащая продукция, а именно:
1. Водка «Пристань», объем 0,5 литра, крепостью 40% об., в стеклянной бутылке, в количестве 20 бутылок;
2. Водка «Охота и рыбалка» объем 0,5 литра, крепостью 40% об., в стеклянной бутылке, в количестве 2 бутылок;
3. Коньяк «Бастион» объем 0,5 литра, крепостью 140 % об., в стеклянной бутылке, в количестве 2 бутылок.
Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе обследования от 30.08.2021, вышеперечисленная алкогольная и спиртосодержащая продукция была изъята, о чем составлен протокол (л.д. 14.17).
По данному факту ОМВД России по Нерюнгринскому району 04.06.2022 в отношении ИП ФИО1, в его присутствии, составлен протокол об административном правонарушении 47 №283362 с квалификацией действий по ч.2 ст.14.17.1 КоАП РФ.
На основании статьи 202 АПК РФ ОМВД России по Нерюнгринскому району обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.17.1 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не ограничены в обороте (пункт 1). Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2).
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П и от 30 марта 2016 года N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, за несоблюдение которых организации (их должностные лица) и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности, в том числе административной и уголовной (пункт 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
Применительно к розничной продаже алкогольной продукции данный запрет продублирован в подпункте 12 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции (в том числе при оказании услуг общественного питания), подлежит лицензированию.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.
То есть выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией действующим законодательством не предусмотрена.
Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Факт осуществления предпринимателем ФИО1 30.08.2021 в торговом магазине «Луна», расположенном по адресу: Нерюнгринский район, п.Серебряный бор, центральная площадь, в районе ЦТП-3, незаконной розничной продажи алкогольной продукции подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, протоколами проверочной закупки и обследования помещения от 30.08.2021, объяснениями продавца ФИО2, подтвердившей факт реализации ею алкогольной продукции, принадлежавшей ИП ФИО1, протоколом об административном правонарушении от 04.06.2022 и пояснениями предпринимателя при его составлении, который вину признал, с обстоятельствами, изложенными в протоколе согласился.
ФИО1 является предпринимателем, что предполагает знание им требований действующего законодательства, в том числе в области государственного регулировании оборота алкогольной продукции, в связи с чем суд приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку он имела возможность надлежащим образом выполнить требования Закона № 171-ФЗ, но не принял все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона № 171-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Каких-либо исключений в отношении физических лиц, фактически допущенных к осуществлению деятельности в области оборота алкогольной продукции, приведенными положениями не установлено, в связи с чем требования Закона №171-ФЗ (в том числе его статей 16 и 26) распространяются на работодателя в полной мере как лица, фактически предоставившего возможность для своего работника свободно реализовывать алкогольную продукцию без законных к тому оснований.
Иными словами, кому принадлежит алкогольная продукция, - предпринимателю или его работнику, - в рассматриваемом случае не имеет правового значения, так как ответственность за соблюдение законодательства, в том числе при розничной продаже алкогольной продукции в принадлежащем предпринимателю магазине, несет непосредственно сам ИП ФИО1.
Таким образом, ИП ФИО1 как субъект предпринимательской деятельности несет ответственность за действия своего работника при исполнении последним трудовых обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ.
Проверив процедуру привлечения предпринимателя к административной ответственности, суд приходит к выводу о том, что порядок составления протокола, установленный статьей 28.2 КоАП РФ, а также права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ, соблюдены.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Поскольку оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное предпринимателем административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи спиртосодержащей продукции, данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. По указанным основаниям суд считает, что правонарушение не может быть признано малозначительным, положения ст. 2.9 КоАП РФ применению не подлежат. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
Санкция части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает, что ранее к административной ответственности предприниматель не привлекался. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, являющихся основанием для применения положений части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ судом из материалов дела не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь общими конституционными принципами справедливости наказания, его индивидуализации, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд считает необходимым назначить предпринимателю наказание в виде административного штрафа в минимальном размере - 100 000 рублей.
Достаточных и надлежащих доказательств, указывающих на возможность применения правила о снижении штрафа ниже низшего предела, не имеется, как и доказательств, свидетельствующих о невозможности уплатить штраф в определенном судом размере. Назначенный размер штрафа сопоставим с характером административного правонарушения и степенью вины нарушителя, не является инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы и не влечет ограничений конституционных прав и свобод заявителя, свободы предпринимательства и права собственности, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая, что незаконная продажа алкогольной продукции в отсутствие лицензии и документов, подтверждающих легальность ее оборота, свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителям такой продукции, суд приходит к выводу о том, что предупреждение в соответствии с положениями статьи 3.4 КоАП РФ не может быть назначено.
Таким образом, основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлены.
На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ арбитражный суд в резолютивной части решения должен решить вопрос об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Пункт 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ определяет, что изъятию из незаконного оборота подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются, в том числе, без соответствующих лицензий и без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Материалам дела подтверждено, что изъятая алкогольная продукция находится в незаконном обороте. В связи с этим указанные обстоятельства являются основанием для передачи ее соответствующей организации для переработки или уничтожения в порядке постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г.Баку Азербайджанской ССР, место регистрации: Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, пос.Серебряный бор, д.59/1 кв.48, зарегистрирован в качестве предпринимателя МИФНС №5 по Республике Саха (Якутия) 17.10.2008, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.14.17.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Алкогольную продукцию:
1. Водка «Пристань», объем 0,5 литра, крепостью 40% об., в стеклянной бутылке, в количестве 20 бутылок;
2. Водка «Охота и рыбалка» объем 0,5 литра, крепостью 40% об., в стеклянной бутылке, в количестве 3 бутылок;
3. Коньяк «Бастион» объем 0,5 литра, крепостью 140 % об., в стеклянной бутылке, в количестве 2 бутылок,
- изъятую на основании протоколов проверочной закупки и обследования помещений от 30.08.2021, направить на уничтожение в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по РС (Я) (МВД по РСЯ), КПП 143501001, счет получателя 03100643000000011600 в отделение-НБ РС (Я) Банка России/УФК по РСЯ, БИК 019805001, л/сч <***> 10345340000085, КБК 18811601141010171140, УИН 18880414220472833624.
Штраф в соответствии со статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с обязательным указанием номера дела №А58-4838/2022.
Исполнительный лист по делу не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании настоящего решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Клишина Ю. Ю.