Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Якутск
09 октября 2019 г. | Дело № А58-8573/2019 |
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шумского А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 18 июля 2019 г. по делу № 014/04/9.21-1085/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) гр. ФИО1,
без вызова лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Сахатранснефтегаз» (далее, в том числе – АО «Сахатранснефтегаз», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление ФАС по РС (Я), Якутское УФАС, административный орган, антимонопольный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 18 июля 2019 г. по делу № 014/04/9.21-1085/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 06 августа 2019 г. заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – АПК РФ). Лицам, участвующим в деле, предложено в срок не позднее 28 августа 2019 г. представить доказательства, на которых они основывают свои требования, административному органу – представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 19 сентября 2019 г.
Копия определения направлялась судом лицам, участвующим в деле, в установленном АПК РФ порядке.
Определение получено административным органом и обществом 12 августа 2019 г. (почтовые уведомления о вручении почтовых отправлений №677999 37 73805 0, №677999 37 73807 4). В рамках установленных судом сроков административным органом представлен отзыв на заявление, обществом – соответствующие возражения.
Указанное определение, направленное в адрес третьего лица, возвращено организацией почтовой связи неврученным по истечении установленного срока хранения почтовой корреспонденции. В рамках установленных судом сроков третьим лицом представлен отзыв на заявление.
Информация о движении дела также размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в силу статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Требования заявителя основаны на следующих обстоятельствах: при рассмотрении заявки третьего лица было установлено, что ближайшая точка подключения, от которой возможно подключение объекта капитального строительства третьего лица, находится более чем за 735 метров, в связи чем возникает необходимость строительства газораспределительной сети, строительство которой должно производится в соответствии с программой газификации; поскольку программа газификации мкр. Марха отсутствует, отсутствует и возможность строительства газораспределительной сети, а, значит, и отсутствует техническая возможность подключения (технологического присоединения) третьего лица к сетям газораспределения, поскольку таких сетей нет фактически; общество не имело возможности направить третьему лицу проект договора на подключение в связи с невозможностю отнесения гр. ФИО1 к категории заявителей согласно Методике определения платы за подключение.
Административный орган с требованием общества не согласился,полагает, что отсутствие газораспределительных сетей, равно как и отсутствие программы газификации не может расцениваться как отсутствие технической возможности для подключения объекта заявителя без проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 32 Правил подключения №1314; в нарушение указанных Правил проект договора на подключение обществом заявителю не направлен, а направлен немотивированный отказ в подключении, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения.
Согласно отзыву третьего лица в ее районе (через улицу напротив ФИО2 д. 1, на соседних улицах) имеются сети и газ, только ее участок обходят стороной.
В возражениях на отзыв административного органа общество указывает, что оно не может считаться нарушившим пункты 14, 25 Правил подключения №1314, поскольку третье лицо обратилось с заявлением о заключении договора, порядок заключения которого определен разделом VI Правил подключения №1314; общество определило наличие (отсутствие) технической возможности присоединения на основании данных о загрузке сетей газораспределения и наличии пропускной способности системы, опубликованных на официальном сайте общества; необходимость проведения дополнительного анализа пропускной способности сети отсутствовала; в действия общества отсутствует вина, поскольку для подключения объектов третьего лица необходимо строительство нового распределительного газопровода.
30 сентября 2019 г. судом принято решение путем подписания резолютивной части в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ. Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 01 октября 2019 г.
03 октября 2019 г. от АО «Сахатранснефтегаз» поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Учитывая поступление заявления о составлении мотивированного решения в пределах установленного законом срока, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
В соответствии со статьями 226, 227, 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
ОАО «Сахатранснефтегаз» приказом ФСТ России от 28 января 2005 г. №2-э включено в Реестр субъектов естественных монополий, раздел 2 – транспортировка газа по трубопроводам.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явилось заявление гр. ФИО1 (вх. № 4073 от 29 апреля 2019 г.). В ходе рассмотрения обращения административным органом установлено следующее.
28 марта 2019 г. гр. ФИО1 направила в АО «Сахатранснефтегаз» заявку, в которой просила заключить договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства – дом (материальный склад), находящегося по адресу: <...>, кадастровый номер 14:35:109001:4270, планируемый максимальный часовой расход газа - 5 мЗ/час. Ранее технические условия заявитель не получала.
11 апреля 2019 г. письмом № 30/СТ-2269 общество уведомило гр. ФИО1 об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) указанного объекта капитального строительства к сетям газораспределения ввиду фактического отсутствия сетей газораспределения, от которых возможно подключение (технологическое присоединение) объекта.
Также общество сообщило в указанном письме об отсутствии в настоящее время утвержденной программы газификации по мкр. Марха, предусматривающей строительство новых газораспределительных сетей, от которых впоследствии возникла бы возможность подключения объекта и о том, что АО «Сахатранснефтегаз» не располагает информацией о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта к газораспределительным сетям.
Уведомлением от 28 июня 2019 г. № 03/2605 административный орган известил общество о составлении 09 июля 2019 г. в 15 часов 30 минут протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ по факту не мотивированного отказа в подключении к сетям газораспределения по заявке гр. ФИО1
Уведомление получено обществом 28 июня 2019 г. (вх. №4063).
В назначенный день, 09 июля 2019 г., главным государственным инспектором отдела естественных монополий и рекламы Управления ФАС по РС (Я) ФИО3 в присутствии представителя общества ФИО4 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №014/04/9.21-1085/2019. Согласно протоколу АО «Сахатранснефтегаз», отказав гр. ФИО1 в подключении объекта к сетям газораспределения только на сновании отсутствия сетей газораспределения, от которых возможно подключение, без установления отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, не направив проект договора на подключение, предусмотренного пунктом 74 Правил подключения, при установленных уполномоченным органом стандартизированных тарифных ставок, предусматривающих покрытие расходов газораспределительной организации, связанных со строительством газопроводов, нарушило пункты 14, 18, 25, 32, 74, 74 (1) Правил подключения и тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При составлении протокола уполномоченному представителю общества разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, и ею представлены объяснения по факту нарушения.
Копия протокола вручена представителю общества ФИО4 под роспись в тот же день.
09 июля 2019 г. определением административный орган известил общество о дате, времени и месте рассмотрения административного материала (рассмотрение назначено на 18 июля 2019 г. в 11 часов 00 минут). Определение вручено представителю общества ФИО4 под роспись в этот же день.
17 июля 2019 г. общество направило в Управление ФАС по РС (Я) дополнительные пояснения.
18 июля 2019 г. руководителем Управления ФАС по РС (Я) ФИО5 вынесено постановление о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 рублей.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителей общества ФИО4 по доверенности от 01 января 2019 г., ФИО6 по доверенности от 18 июля 2019 г. Постановление вручено обществу 22 июля 2019 г. (вх.№4579).
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Оспариваемое постановление датируется 18 июля 2019 г., вручено уполномоченному представителю общества 22 июля 2019 г., с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении общество обратилось 30 июля 2019 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Проверяя полномочия лиц, составившего протокол об административном правонарушении и принявшего оспариваемые постановление, арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 9.21 Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ, вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Согласно Приказу ФАС России от 19 ноября 2004 г. № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов ФАС России, управомоченных составлять протоколы об административном правонарушении» главный государственный инспектор вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России.
Протокол об административном правонарушении от 09 июля 2019 г. по делу № 014/04/9.21-1085/2019 составлен в отношении заявителя главным государственным инспектором отдела естественных монополий и рекламы Управления ФАС по РС (Я) ФИО3, постановление о назначении административного наказания от 18 июля 2019 г. по делу № 014/04/9.21-1085/2019 вынесено руководителем Управления ФАС по РС (Я) ФИО5, то есть уполномоченными должностными лицами управления.
Согласно оспариваемому постановлению общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Статьей 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем газоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.
Вмененное в вину общества событие административного правонарушения выразилось в необоснованном отказе гражданину в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения и в не направлении проекта договора о подключении.
Положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в силу статьи 4 Федерального закона от 19 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее и выше – Правила подключения №1314).
Согласно пунктам 1, 2 Правил подключения № 1314 настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее – объект капитального строительства).
Исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Пунктом 3 Правил подключения № 1314 установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, который включает в себя:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
б) выдачу технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Порядок заключения договоров подключения регулируется разделом VI Правил подключения № 1314.
В соответствии с пунктом 59 Правил подключения № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом (пункт 64 Правил подключения № 1314).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами (пункт 62 Правил подключения № 1314).
Согласно пункту 71 Правил подключения № 1314 (в редакции, действующей на момент обращения заявителя), в случае если заявитель ранее не получал технические условия, к заявке о подключении (технологическом присоединении) дополнительно к документам, указанным в пункте 69 настоящих Правил, прилагаются следующие документы:
а) ситуационный план;
в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок.
В силу пункта 72 Правил подключения № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами.
В порядке пункта 73.1 Правил подключения № 1314 заявителю не направлялось уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения, о приостановлении рассмотрения заявки до получения недостающих документов и сведений.
В силу пункта 74 Правил подключения № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 – 69 и 71 Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.
28 марта 2019 г. гр. ФИО1 направила в АО «Сахатранснефтегаз» заявку, в которой просила заключить договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства – дом (материальный склад), находящегося по адресу: <...>, кадастровый номер 14:35:109001:4270, планируемый максимальный часовой расход газа - 5 мЗ/час.
Согласно направленному гр. ФИО1 письму от 11 апреля 2019 г. № 30/СТ-2269 общество уведомило об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к сети газораспределения ввиду фактического отсутствия сетей газораспределения, от которого возможно подключение (технологическое присоединение).
В пункте 74.1 Правил подключения № 1314 указано, что основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее – мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.
Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам», а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Таким образом, техническая возможность подключения к сетям газораспределения определяется на основании:
1) данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании;
2) данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»;
3) а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
При этом при подключении объектов третьего лица должны сохраняться условия газоснабжения уже подключенных потребителей.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует, в том числе в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения.
В соответствии с пунктом 32 Правил подключения № 1314 исполнитель определяет технические условия:
а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения;
б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения;
в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Между тем ответ общества не соответствует требованиям Правил подключения № 1314, так как не содержит указания на наличие оснований и принятия мер, предусмотренных пунктом 74.1 Правил подключения № 1314.
Из направленного обществом отказа усматривается, что обществом указанные действия не производились, отказ мотивирован лишь отсутствием сетей газораспределения, от которых возможно подключение (технологическое присоединение).
Как сам отказ, так и представленные административному органу документы не свидетельствуют о том, что обществом проверялись, а также приводились в качестве аргумента для отказа, сведения о загрузке сетей газораспределения, сведения о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованные в соответствии со стандартами раскрытия информации, а также данные о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения. Также обществом анализ пропускной способности сети газораспределения и оценка альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения не проводились.
При этом фактическое отсутствие сетей газораспределения опровергается данными общества. Как следует из письма общества от 18 июня 2019 г. № 10-3714 в районе гр. ФИО1 расположены следующие сети газораспределения:
- «Подводящий газопровод к котельной СМУ «Меливедстрой» п. Марха»;
- «газопровод к ГРК с-за Якутский II пусковой комплекс»;
- «Магистральный газопровод Таас-Тумус-Якутск-Покровск».
Доводы общества о надлежащей проверке наличия (отсутствия) технической возможности присоединения судом отклоняются, поскольку отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения, как указывалось ранее, определяется на основании комплекса мероприятий, предусмотренных Правилами подключения № 1314, которые обществом не проводились.
Доводы об отсутствии вины суд признает необоснованными, поскольку обществу вменяется нарушение Правил подключения № 1314, выразившееся, в том числе в направлении необоснованного отказа.
В рассматриваемом случае обществом не приведено надлежащих доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности подключения, что свидетельствует о необоснованности отказа от заключения договора.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что по состоянию на 18 июля 2019 г. (дата рассмотрения дела об административном правонарушении) экземпляры проекта договора о подключении (технологическом присоединении) вышеуказанного объекта капитального строительства к сети газораспределения гр. ФИО1 не направлялись.
Одно лишь уведомление об отсутствиив настоящий момент утвержденной схемы газоснабжения, предусматривающей строительство новых газораспределительных сетей, невозможно квалифицировать как надлежащее исполнение порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявки гр. ФИО1 общество нарушило требования Правил подключения № 1314, то есть установленный данными нормами порядок подключения (технологического присоединения) объекта к газораспределительным сетям.
Более того, исходя из положений раздела VI Правил подключения № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 – 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме, отказ в заключение договора не предусмотрен.
Иные доводы общества судом отклоняются, поскольку отказ с такими мотивировками в адрес гр. ФИО1 не направлялся и на наличие таких оснований заявитель не указывал.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным органом правомерно установлено наличие события вмененного заявителю административного правонарушения, правонарушение верно квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно оспариваемому постановлению и по материалам дела обстоятельства, объективно препятствующие обществу соблюсти требования Правил подключения № 1314, не установлены, доказательства принятия всех необходимых мер, направленных на недопущение нарушения Правил, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, 100 000 рублей.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, поскольку характер совершенного правонарушения не позволяет сделать вывод о его исключительности. Само нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, выразившееся в направлении немотивированного отказа, свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к установленным правовым требованиям и предписаниям.
Возможности замены назначенного обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом не усматривается ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 180, 181, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированному в качестве юридического лица 18 декабря 2003 г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Якутску Республики Саха (Якутия), находящемуся по адресу: 677027, <...>, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 июля 2019 г. по делу №014/04/9.21-1085/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение арбитражного суда принято путем подписания резолютивной части.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита), а в случае составления по заявлению мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья А.В. Шумский