ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-2003/16 от 03.03.2016 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

14 марта 2016 года                                             Дело № А60-2003/2016

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен 14 марта 2016 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Г.Италмасовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В.Бондарук  рассмотрел в судебном заседании дело

по иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834)

к Администрации городского округа Краснотурьинск (далее - Администрация) (ИНН 6617002880, ОГРН 1026601184037), муниципальному казенному учреждению "Отдел капитального строительства" (далее – Учреждение) (ИНН 6617006187, ОГРН 1036600970196)

о  восстановлении положения, существовавшего до нарушения права

при участии в судебном заседании

от истца: ФИО1,  представитель по доверенности от 01.02.2016,

от Администрации: представитель не явился,

от Учреждения: ФИО2, начальник, приказ от 03.03.2014 № 07-01/67р.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Процессуальные права и обязанности разъяснены.  Отводов суду не заявлено.

В соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ответчику со следующими требованиями:

-признать незаконными действия Администрации Городского округа Краснотурьинск по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 66:50:0529005:16 и 66:50:0529005:12,

-прекратить право постоянного (бессрочного) пользования муниципального казенного учреждения «Отдел капитального строительства» на земельные участки с кадастровыми номерами 66:50:0529005:16 и 66:50:0529005:12,

-признать недействительным описание местоположения границ земельных участков с кадастровым номерами 66:50:0529005:16 и 66:50:0529005:12, расположенных соответственно в 2950 м и 1840 м от жилого дома, расположенного по адресу: Россия, <...>, и исключить сведения о местоположении границ данных земельных участков из государственного кадастра недвижимости.

От ответчиков поступили отзывы на исковое заявление, в которых ответчики указывают, что ошибка была допущена изначально кадастровым инженером, выполнявшим работы по формированию спорных земельных участков, поскольку им не были использованы в работе материалы лесоустройства, из которых возможно было определить наложение границ земель лесного фонда с формируемыми земельными участками.

В части несоблюдения процедуры перевода земель поясняют, что кадастровым инженером спорные участки формировались из земель категории «земли населенных пунктов», так как граница земель категории «земли лесного фонда» не была уточнена.

Поскольку, кадастровым инженером были установлены границы вновь сформированных (спорных) земельных участков рядом со смежной границей земель лесного фонда, то кадастровый инженер уточнил границы и не посчитал необходимым осуществлять перевод земель из одной категории в другую.

В части незаконности действий органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, считают необходимым обратить внимание, что как уже было указано выше, кадастровым инженером спорные земельные участки были сформированы из состава земель «земли населенных пунктов», а не из земель лесного фонда, следовательно, Администрация городского округа Краснотурьинск не знала и не могла знать, что издавая постановление от 24.01.2011 № 68 фактически распоряжается землями лесного фонда.

Ответчики считают возможным удовлетворить исковые требования истца в полном объеме.

В судебном заседании по ходатайству истца к материалам дела приобщены дополнительные документы.

Других заявлений и ходатайств не поступило.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

установил:

В адрес Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент) 08 декабря 2015 года поступило обращение Администрации «Об урегулировании вопросов по границам участков лесного фонда».

Согласно указанному обращению Администрацией в лице Учреждения заключен муниципальный контракт от 29.09.2015 № 32 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Трасса водопровода от Северопесчанского месторождения подземных вод до г. Краснотурьинска Свердловской области». Земельные участки, на которых планируется проведение строительно-монтажных работ, были сформированы, поставлены на кадастровый учет и предоставлены Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.

По результатам рассмотрения указанного обращения и приложенных к нему документов (свидетельств на постоянное (бессрочное) пользование и кадастровых паспортов земельных участков), а также сопоставления представленных сведений с данными государственного лесного реестра и материалами лесоустройства было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:50:0529005:16 и 66:50:0529005:12 фактически образованы в составе лесных участков в кварталах 124, 126, 127 Краснотурьинского участка Краснотурьинского участкового лесничества Карпинского лесничества, которые отнесены к категории земель лесного фонда и, соответственно, к федеральной собственности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Статья 8 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные участки в состава земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 93 Лесного кодекса РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 66 АГ 120386 от 24.01.2008 г. на земельный участок площадью 57286,5 га, расположенный в Свердловской области, Карпинский район, Воронцовское лесничество, квартал «1-29,31,115 и часть 30 квартала<...> Краснотурьинского лесничества, а также входящий в состав земель лесного фонда, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (запись регистрации № 66-66-06/033/2007-365 от 24.01.2008 г.).

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Во исполнение указанной нормы, а также в связи с вступлением в силу в законную силу Лесного кодекса РФ от 04Л2.2006 № 200-ФЗ, сведения об указанном лесном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера 66:50:0000000:246 и статуса ранее учтенного объекта недвижимости.

При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера 66:50:0000000:246 его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», посредством определения координат характерных точек не устанавливались. Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:50:0000000:246 в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Таким образом, исходный лесной участок с кадастровым номером 66:50:0000000:246, в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, поскольку идентификация лесных участков ведется на основании материалов лесоустройства(топографических карт, фотопланшетов, описаний), что было подтверждено Президиумом Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении от 24.06.2014 №4890/14 по делу №А67-1041/2013.

Кроме того, в указанном Постановлении отдельно отмечено, что при проведении кадастровых работ в отношении ранее учтенных лесных участков должны приниматься во внимание материалы лесоустройства.

Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления -вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и 3) и 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. В состав указанной документации входят: сведения из государственного лесного реестра, лесохозяйственного регламента лесничества, таксационные описания, а также разработанные в установленном порядке планшеты лесоустройства и планы лесонасаждений.

В рассматриваемом случае при сопоставлении данных государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:50:0529005:16 и 66:50:0529005:12 и сведений государственного лесного реестра, лесохозяйственного регламента, планов лесонасаждений и планшетов лесоустройства, выявлено, что переданный в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению земельный участок фактически расположен в кварталах 124, 126, 127 Краснотурьинского участка Краснотурьинского участкового лесничества Карпинского лесничества, которые отнесены к категории земель лесного фонда и, соответственно, к федеральной собственности.

При проведении кадастровых работ в отношении спорных земельных участков не исследовались материалы лесоустройства, свидетельствующие о наличии фактов наложения участков друг на друга, в результате чего в состав незаконно переданных участков были включены лесные площади.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом действующим законодательством установлена особая процедура согласования проектов генеральных планов в случае, если в границы населенного пункта планируется включение участков из состава земель лесного фонда.

Так в соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе, в случае если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Согласно подпункту «а» пункта 2.1 указанного Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации (в настоящее время - Министерство экономического развития РФ) в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления направляет его в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности для подготовки мотивированного заключения о возможности перевода земель в категорию земель населенных пунктов.

В рассматриваемом случае данным органом является Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации в силу пункта 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736.

На основании заключений федеральных органов Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования.

При этом обязательность проведения вышеуказанной публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Соблюдение органом местного самоуправления установленной процедуры перевода земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов посредством установления или изменения границ населенного пункта города Краснотурьинск привело бы к исключению Департаментом сведений о соответствующих лесных площадях, в том числе о частях кварталов 124, 126, 127 Краснотурьинского участка Краснотурьинского участкового лесничества Карпинского лесничества, в границах которых расположены спорные земельные участки, из государственного лесного реестра.

В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

 Статья 8 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, орган местного самоуправления в лице Администрации Городского округа Краснотурьинск не наделен полномочиями по распоряжению лесными участками из состава земель лесного фонда.

Как следует из Свидетельств о государственной регистрации права от 15.12.2011 № 66АЕ171415 и № 66АЕ171414 документом-основанием для регистрации постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на спорные земельные участки послужило Постановление администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области от 24.01.2011 № 68.

Согласно части 1 статьи 60 Земельного Кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Частью 2 указанной статьи установлено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

- признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из содержания статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, издание Администрацией Постановления от 24.01.2011 № 68 является незаконным, а принадлежащее Учреждению право постоянного (бессрочного) пользования подлежащим прекращению, как основанное на незаконном (недействительном) акте органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Городского округа Краснотурьинск по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 66:50:0529005:16 и 66:50:0529005:12,

Прекратить право постоянного (бессрочного) пользования муниципального казенного учреждения «Отдел капитального строительства» на земельные участки с кадастровыми номерами 66:50:0529005:16 и 66:50:0529005:12,

Признать недействительным описание местоположения границ земельных участков с кадастровым номерами 66:50:0529005:16 и 66:50:0529005:12, расположенных соответственно в 2950 м и 1840 м от жилого дома, расположенного по адресу: Россия, <...>, и исключить сведения о местоположении границ данных земельных участков из государственного кадастра недвижимости.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                 Е.ФИО3