АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-7274/2021
21 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Костюкова Д.Ю., при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Воропиновым А.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска» г. Пятигорск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 г. Пятигорск (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании неосновательного обогащения в размере 75 200 рублей,
без участия представителей сторон,
У С Т А Н О В И Л:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в размере 75 200 рублей.
В обоснование указано, что ИП ФИО1 нарушила условия взятых на себя по договору обязательств не предоставила документы, подтверждающие целевое расходование средств финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом. Поясняют, что договором прямо предусмотрены случаи, когда получатель субсидии обязан вернуть полученную субсидию, однако, в добровольном порядке денежные средства в полном объеме не возвращены, в связи с чем, учреждение вынуждено обратиться в суд.
Стороны, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
Судом ответчик извещался по адресу, указанному в исковом заявлении, в выписке из ЕГРЮЛ, в товарных накладных, а также, сведения о месте и времени проведения судебного заседания размещены на официальном сайте арбитражного суда http://www.stavropol.arbitr.ru.
Почтовые отправления возвращены органом почтовой связи с отметкой: «истек срок хранения», в соответствии с пунктом 36 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, Приказом ФГУП «Почта России» № 343 от 31.08.2005.
Согласно части 2 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, в случае, если адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован; несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд; копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с истечением срока хранения, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
С учетом названных норм, а также в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся материалам.
Суд, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон) государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности.
На основании положений, закрепленных в Федеральном государственном стандарте государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимательства либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.12.2013 № 777н) ; в Постановлении Правительства Ставропольского края от 13 апреля 2012 года № 134-п «О некоторых мерах по реализации Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Государственной программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения», Административного регламента от 05.08.2014 № 412 «Предоставление государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан» содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности осуществляется в целях расширения возможностей обеспечения занятости населения.
Мероприятия по оказанию содействия самозанятости безработных граждан реализуются для граждан, зарегистрированных в учреждениях службы занятости в установленном законодательством порядке в качестве безработных и граждан, признанных в установленном порядке безработными, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование по направлению служб занятости. Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства а также единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, предусматривает расходы на:
- оказание единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;
- подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, оплату государственной пошлины за государственную регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства; оплату нотариальных действий при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной продукции, изготовление печатей, штампов и др.
Зарегистрировавшись на интерактивном портале «Работа в России» и получив статус безработного от 01.05.2020, ФИО1 было назначено пособие по безработице и установлены сроки его выплаты.
Приказом государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска» от 08.05.2020 г. №129Д309/2027 «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице» Ответчица признана безработным (личное дело получателя государственных услуг от 01.05.2020 г. № 1220249/2027) с 01.05.2020 г. и ей назначено пособие по безработице в соответствии со ст. 30, 31, 33,34,34.1,34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Изъявив желание в организации собственного дела (самозанятость), ФИО1 обратилась с заявлением в Центр населения г. Пятигорска занятости о заключении договора о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
09 октября 2020 года истец и ответчик заключили договор № 64/2-27 (далее -Договор) о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Предметом договора является предоставление Центром занятости ответчику единовременной финансовой помощи на самозанятость для ведения предпринимательской деятельности в размере 73 500 рублей и единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере фактических затрат 1 700 рублей, а ответчик обязуется принять ее и использовать в соответствии с целевым назначением, определенным бизнес-планом по выбранному виду деятельности.
В соответствии с договором безработная ФИО1 обязуется организовать собственное дело, зарегистрировать предприятие как юридически лицо или получить свидетельство на право заниматься индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью, а учреждение занятости - компенсировать затраты на организацию самозанятости (на подготовку учредительных документов, оплату госпошлины за регистрацию предприятия, или за получение свидетельства на право заниматься индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов).
Пункт 2.2.3. договора закрепляет обязанность ФИО1 представить в Центр занятости г. Пятигорска документы, подтверждающие использование единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с направлениями расходование указанными в бизнес-плане (договоры купли-продажи (подряда, аренды, займа и т.п.), кредитные договоры, счета-фактуры и т.п.), в срок не позднее пяти рабочих дней по истечении двух месяцев со дня зачисления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства на лицевой счет ответчика, открытый в российской кредитной организации, или со дня ее получения через организации почтовой связи и Отчет о выполнении обязательств по настоящему договору и единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной
На основании Приказов государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска» от № 295Ф561Д/2027 и № 295 Ф564/2027 от 21.10.2020 г. «Об оказании единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» денежные средства в полном объеме были перечислены Ответчику по платежным поручениям № 3905 от 21.10.2020 и № 3906 от 21.10.2020.
По условиям договора ответчик в срок до 26.12.2020 должна была представить в Центр занятости г. Пятигорска документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, что ею не было сделано. (Акт о невыполнении условий договора о предоставлении единовременной помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации от 30.12.2020).
Пунктами 3.1 и 3.2 договора установлено, что за нецелевое использование финансовой помощи, в том числе в результате обманных действий, гражданин несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, и обязан возвратить финансовую помощь в порядке, предусмотренном пунктом 3.2.2. договора.
В связи с неисполнением ответчиком условий договора, не предоставлением документов, подтверждающих целевое расходование средств финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом, 30.12.2020 Центром занятости населения г. Пятигорска в адрес ФИО2 направлено требование (претензия) о возврате в полном объеме средств в размере 75 220 рублей, единовременной финансовой помощи в течение 30 дней с момента получения требования.
Данные требования ответчиком не выполнены.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.02.2020 , что на указанную дату ФИО1 сохраняла статус индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями Закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев., предусмотренных законом.
В силу положений статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
По смыслу названной нормы для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: приобретение или сбережение имущества на стороне приобретателя (то есть увеличение стоимости его имущества); приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, что, как правило, означает уменьшение стоимости имущества потерпевшего вследствие выбытия из его состава некоторой части имущества; отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В предмет доказывания при взыскании неосновательного обогащения входят факт перечисления денежных средств, отсутствие законных оснований для такого пользования и размер неосновательно сохраненного или увеличенного имущества на стороне ответчика.
Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в арбитражном судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения; предусматривается, что лица, участвующие в деле, свободно распоряжаются принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.
Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.
На истце лежит бремя доказывания факта обогащения приобретателя, включая количественную характеристику размера обогащения, и факта наступления такого обогащения за счет истца. Бремя доказывания наличия основания для обогащения за счет истца лежит на приобретателе.
Судом установлено, что в материалы дела не представлены, доказательства исполнения ответчиком обязательств, на основании чего суд считает, что полученная ответчиком от истца сумма в размере 75 200 рублей представляет собой неосновательное обогащение и неправомерно удерживается ответчиком.
Размер неосновательного обогащения и факт перечисление указанных средств ответчику подтвержден истцом документально.
В свою очередь, доказательства возврата перечисленной суммы субсидии ответчиком не представлены и в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований.
Согласно пункту 4.2 договора в случае невыполнения требования о возврате единовременной финансовой помощи на самозанятость в установленный срок средства взыскиваются Центром занятости населения с получателя финансовой помощи в судебном порядке.
ГКУ «Центр занятости населения г. Пятигорска» является действующим юридическим лицом, государственным казенным учреждением, осуществляющим содействие в занятости населения, о чем свидетельствуют выписка из ЕГРЮЛ от 18.02.2021 устав учреждения и свидетельство о внесении записи юридического лица в ЕГРЮЛ.
В связи с указанными обстоятельствами, суд находит требование Центром занятости населения о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 полученные ей средств субсидии в размере 75 200 рублей, в бюджет Ставропольского края, подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем не выполнены условия предоставления субсидии.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ министерство освобождено от уплаты госпошлины, поскольку является государственным органом, выступающим в качестве истца в суде.
Принимая во внимание освобождение от уплаты государственной пошлины министерства при обращении с иском в суд с индивидуального предпринимателя подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2 900 рублей суммы государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
требования государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска» г. Пятигорск (ОГРН <***>, ИНН <***>), удовлетворить полностью.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 г. Пятигорск (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход бюджета Ставропольского края сумму гранта в размере 75 200 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 г. Пятигорск (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2 900 рублей.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Д.Ю. Костюков