Арбитражный суд Тамбовской области
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
15 июня 2022 года Дело №А64-1859/2022
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2022 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи С.О. Зотовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Лужайской,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Администрации Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области, с.Новоникольское Мичуринского района Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Мичуринского района Тамбовской области, с.Заворонежское Мичуринского района Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица:
1) Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, г.Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>);
2) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, г.Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
3) ФИО1
о признании права муниципальной собственности,
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО2, глава сельсовета, распоряжение от 21.09.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.03.2022 по делу №А64-1704/2022 в отдельное производство выделено требование Администрации Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области, с.Новоникольское Мичуринского района Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Мичуринского района Тамбовской области, с.Заворонежское Мичуринского района Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: автомобильную дорогу общего пользования местного значения, протяженностью 0,5 км, местоположением: <...> с присвоением номера дела № А64-1859/2022.
Определением арбитражного суда от 18.03.2022 указанное исковое заявление принято к производству арбитражного суда.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, ФИО1.
В судебное заседание представители ответчика, третьих лиц не явились, о дате, месте, времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных представителей.
Представитель истца поддержал исковые требования, представил в материалы дела актуальный технический план спорного соорежения.
Администрация Мичуринского района Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области в отзывах на иск просят рассмотреть дело в отсутствии своих представителей, возражений против удовлетворения иска не заявили.
МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях в материалы дела направлено ходатайство от 18.04.2022 №Вр-7801200 о привлечении к участию в деле Федерального казенного учреждения «Упрдор Москва-Волгоград».
В обоснование указанного ходатайства МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях ссылается на то, что исковые требования по настоящему делу направлены на признание права муниципальной собственности на автомобильную дорогу.
В соответствие с пунктами 5.3.4, 5.3.5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374, Росавтодор осуществляет обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, ведет учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог.
На территории Тамбовской области полномочия по обеспечению сохранности дорог, их эксплуатации и содержания, безаварийного проезда пассажирского транспорта и провоза грузов осуществляет Федеральное казенное учреждение «Упрдор Москва-Волгоград».
В соответствии с ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из смысла указанной правовой нормы следует, что при решении вопроса о вступлении в дело третьего лица арбитражный суд должен дать оценку характеру спорного правоотношения и определить юридический интерес нового участника процесса по отношению к предмету спора по заявленному исковому требованию.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, вступает в процесс с целью защиты своих прав и законных интересов которые могут быть нарушены судебным актом, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда. Наличие у такого лица права связано с тем, что оно является предполагаемым субъектом спорного правоотношения.
Имеющимися в деле доказательствами, пояснениями в достаточной степени подтверждаются обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного и всестороннего разрешения спора, в связи с чем, суд не установил оснований для удовлетворения ходатайства третьего лица в привлечении Федерального казенного учреждения «Упрдор Москва-Волгоград» к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Основания для привлечения Федерального казенного учреждения «Упрдор Москва-Волгоград» к участию в деле в качестве соответчика в порядке ст. 46 АПК РФ у суда отсутствуют, истец к учреждению требования не заявляет.
Протокольным определением от 15.06.2022 в удовлетворении ходатайства МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях о привлечении к участию в деле Федерального казенного учреждения «Упрдор Москва-Волгоград» отказано, в связи с необоснованностью.
Суд, не выявив обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в судебном заседании 15.06.2022, рассмотрел дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, за счет денежных средств муниципального бюджета Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области в 1965 году осуществлено строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 500 м, местоположение: <...>.
На основании решения Новоникольского сельского совета народных депутатов Мичуринского района Тамбовской области от 06.08.2018 №253 указанная автомобильная дорога включена в перечень муниципальной собственности Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области.
Согласно законодательству, действовавшему на момент создания объекта -автомобильная дорога общего пользования местного значения, не требовалось изготовление разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, проектной документации и иной разрешительной документации, в связи с чем у истца отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный объект.
Ссылаясь на то, что произвести государственную регистрацию права собственности на спорный объект во внесудебном порядке не представляется возможным по причине отсутствия правоустанавливающих документов, администрацией Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области заявлен настоящий иск.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований могут находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно пунктам 3, 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в частности владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 указанного закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с Уставом Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области от 12.08.2015 №99 к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Таким образом, администрацией Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области должны приниматься меры по оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги сельсовета, исполняться иные полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в целях предупреждения нарушения прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" разграничена государственная собственность в Российской Федерации. В силу пункта Приложением N 3 к данному постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры муниципальных образований, за исключением входящих в состав имущества предприятий.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1, пунктами 2 и 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ спорное сооружение является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. При этом в пункте 8 статьи 6 Закона N 257-ФЗ установлена презумпция муниципальной собственности на дороги данного типа.
Согласно техническому плану сооружения от 20.12.2017, строительство автомобильной дороги, протяженностью 500 м, местоположение: <...> завершено в 1965 году.
Так как объект недвижимости создан в 1965 году, представление разрешения на строительство или разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию не требуется, и в силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области на спорный объект недвижимости признаются юридически действительными и подлежат государственной регистрации по его заявлению.
В соответствии с техническим планом сооружения от 18.05.2022 автомобильная дорога расположена в пределах земельного участка с кадастровым номером 68:07:0000000:2358, через иные земельные участки сооружение не проходит.
Согласно выписке из ЕГРН от 13.08.2021 №99/2021/411004686 земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000:2358 относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для размещения и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования местного значения». Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст. 3.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Спорный объект отвечает признакам недвижимого имущества, установленным статьей 130 ГК РФ: объект прочно связан с землей и его перемещение без нанесения несоразмерного ущерба невозможно.
В соответствии с поступившими в материалы дела письмами от администрации Мичуринского района Тамбовской области, комитета по управлению имуществом Тамбовской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях в реестре государственной собственности Тамбовской области, реестре муниципального имущества Мичуринского района Тамбовской области, реестре федерального имущества спорный объект не значится.
В соответствии с поступившими в материалы дела отзывами от администрации Мичуринского района Тамбовской области от 12.04.2022 №03-13/749, комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 15.04.2022 №04-04/2794, в реестре муниципального имущества Мичуринского района и Тамбовской области, в реестре государственной собственности Тамбовской области спорный объект не значится.
С учетом изложенного, поскольку в настоящее время иным способом, иначе как в судебном порядке невозможно установить право собственности истца на спорное имущество, а также, принимая во внимание отсутствие сведений и заявлений других лиц о принадлежности им спорного имущества на праве собственности или ином праве, суд считает требования истца обоснованными.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из требований ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области на сооружение дорожного транспорта - автомобильную дорогу общего пользования местного значения, протяженностью 500 м, расположенную по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с/с Новоникольский, <...>.
Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество в установленном законом порядке и не заменяет собой документы, выдаваемые этим органом.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья С.О. Зотова