ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-4276/13 от 20.08.2013 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

21 августа 2013 г. Дело №А64-4276/2013

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 21 августа 2013 г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Лужайской

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Администрации Тамбовского района Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, с. Столовое Тамбовского р-на Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: 1) Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовская центральная районная больница», с. Покрово-Пригородное Тамбовского р-на Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

2) Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)

3) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании права муниципальной собственности

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, доверенность от 02.04.2013;

от ответчика: не явился, извещен надлежащем образом;

от третьего лица: 1) не явился, извещен надлежащем образом;

2) не явился, извещен надлежащем образом;

3) не явился, извещен надлежащем образом.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

установил:

Администрация Тамбовского района Тамбовской области, г. Тамбов, обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, с. Столовое Тамбовского р-на Тамбовской области о признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием – Тамбовский район Тамбовской области на помещение лит. А, а1, площадью 62,2 кв.м., инвентарный номер 227/04, кадастровый номер 68:20:0802001:510, расположенное по адресу: <...>, часть №2.

В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовская центральная районная больница», Тамбовская область, Тамбовский район, с. Покрово-Пригородное; Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г. Тамбов.

От ответчика и третьих лиц, Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовская центральная районная больница», Комитет по управлению имуществом Тамбовской области в материалы дела представлены отзывы на иск, в которых лица участвующие в деле заявляют, что не возражают против удовлетворения исковых требований, и просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представители ответчика и третьих лиц, в суд не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в судебном заседании в отсутствие вышеуказанных представителей.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Как следует из материалов дела, решением Малого Совета Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 28.07.1992 №179 «О перечне объектов, передаваемых в муниципальную собственность Тамбовского района», утвержден перечень предприятий и имущества, передаваемых в муниципальную собственность. В приложении к указанному решению под порядковым номером 105 значится спорный объект недвижимости - «Б-Талинский ФАП», расположенный в с. Б-Талинка, остаточная балансовая стоимость 1265,0, среднесписочная численность персонала 667, который согласно исковому заявлению, представляет собой бывший фельдшерско-акушерский пункт, осуществляющий начальный (доврачебный) этап оказания медицинской помощи в сельской местности.

Указанный перечень объектов предаваемых в муниципальную собственность не содержит указаний на точные адреса местонахождения и характеристики передаваемых объектов, что обусловлено тем, что на момент передачи объектов в муниципальную собственность основной характеристикой таких объектов являлась остаточная балансовая стоимость и среднесписочная численность персонала.

Решение Малого Совета Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 28.07.1992 №179 «О перечне объектов, передаваемых в муниципальную собственность Тамбовского района» предполагает собой то, что оно является основанием возникновения права собственности Тамбовского района на объекты указанные в перечне предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность.

Истцом в 2012 году осуществлена техническая инвентаризация, согласно материалам которой, износ спорного объекта недвижимости составил более 50%, в связи с чем возникла необходимость проведения ремонтных работ, требующих дополнительного финансирования. Проведение конкурса по выбору подрядных организаций по капитальному ремонту, согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», возможно только на индивидуально-определенный объект, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке.

Поскольку указанное в перечне описание объектов предаваемых в муниципальную собственность Тамбовского района, не позволяет идентифицировать спорный объект, то решение Малого Совета Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 28.07.1992 №179 «О перечне объектов, передаваемых в муниципальную собственность Тамбовского района» не может выступать в качестве основания для осуществления государственной регистрации права собственности на спорный объект.

В связи с тем, что произвести государственную регистрацию права собственности на спорный объект во внесудебном порядке ввиду несоответствия правоустанавливающего документа характеристикам строения не представляется возможным, заявлен настоящий иск.

Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.

В силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В силу ст. 11, 12 ГК РФ защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права.

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту годом постройки спорного объекта является 1979 г.

В силу ст. 94 Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного 11.06.1964, государство являлось единым собственником всего государственного имущества. Ст. 2, ст. 20 Закона РСФСР от 24.12.1990 №443-1 «О собственности в РСФСР» установлено, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).

Порядок разграничения собственности определен Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», до принятия которого разграничение государственной собственности не производилось. Разграничение имущества осуществлялось в соответствии с перечнями объектов, содержащихся в Приложениях №№1 - 3 к Постановлению №3020-1.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно Приложению 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся, в том числе объекты здравоохранения.

Согласно архивной выписке из приложения к решению Малого Совета Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 28.07.1992 №179 «О перечне объектов, передаваемых в муниципальную собственность Тамбовского района» в перечне предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность под порядковым номером 105 значится спорный объект недвижимости - «Б-Талинский ФАП», являющийся объектом здравоохранения Тамбовского района, расположенный в с. Б-Талинка, остаточная балансовая стоимость 1265,0, среднесписочная численность персонала 667.

На основании данных норм и представленных в дело доказательств, суд делает вывод, что спорное имущество в данном случае должно относиться к муниципальной собственности муниципального образования – Тамбовский район Тамбовской области.

Согласно п. 10 ст. З Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Собственность на земельный участок, на котором расположен спорный объект, не разграничена. Кадастровая выписка о земельном участке от 21.11.2012 №6800/201/2012-138184 подтверждают, что на территории земель, находящихся по адресу <...> расположено нежилое помещение, признать право собственности, на которое просит истец.

Безопасность спорного объекта недвижимости подтверждается техническим паспортом, составленным МУП «Тамбов-недвижимость», кадастровым паспортом на помещение.

Согласно уведомлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области от 24.01.2013 №370, запись о регистрации прав на спорный объект в реестре федерального имущества отсутствует. В реестре государственной собственности Тамбовской области спорный объект недвижимого имущества не числится, что подтверждает отзыв на исковое заявление Комитета по управлению имуществом Тамбовской области.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области уведомлением от 15.08.2013 №14/013/2013-791, сообщает об отсутствии Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о регистрации прав, ограничений (обременений) прав на помещение, кадастровый номер 68:20:0802001:510, расположенное по адресу <...>, часть №2.

С учетом изложенного, поскольку в настоящее время иным способом, иначе как в судебном порядке невозможно установить право собственности истца на спорное имущество, а также, принимая во внимание отсутствие сведений и заявлений других лиц о принадлежности им спорного объекта на праве собственности или ином праве, суд считает требования истца обоснованными.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.

Исходя из требований ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием – Тамбовский район Тамбовской области на объект недвижимости - помещение площадью 62,2 кв.м., лит. А, а1, инвентарный номер 227/04, кадастровый номер 68:20:0802001:510, расположенное по адресу: <...>, часть №2.

Решение суда об удовлетворении заявления о признании права на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права лица на недвижимое имущество в установленном законом порядке и не заменяет собой документы, выдаваемые этим органом.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (394006,<...>).

Судья Т.В. Егорова