Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов
«25» марта 2020 года Дело №А64-5035/2019
Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2020
Решение в полном объеме изготовлено 25.03.2020
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Митиной Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Нестеровой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 20.08.1991 г., 392000, <...>)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 01.07.2009, 392000, <...>)
о признании права государственной собственности Тамбовской области
третьи лица: ТОГБУК «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области», Управление здравоохранения Тамбовской области, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, Администрация Тамбовской области
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, доверенность от 10.12.2019,
от ответчика: ФИО2, доверенность от 12.11.2019,
от третьих лиц: от ТОГБУК «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» - ФИО3, доверенность от 22.05.2019,
от Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области – ФИО4, доверенность от 05.09.2019
от Управления здравоохранения Тамбовской области, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», администрации Тамбовской области - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 20.08.1991 г., 392000, <...>) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 01.07.2009, 392000, <...>) о признании права государственной собственности Тамбовской области.
Определением от 28.06.2019 г. исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 13.08.2019, в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТОГБУК «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области».
Определением суда от 13.08.2019 дело назначено к судебному разбирательству на 09.09.2019, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление здравоохранения Тамбовской области.
Определением суда от 09.09.2019 дело назначено к судебному разбирательству на 28.10.2019, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет».
Определением суда от 23.10.2019 дело назначено к судебному разбирательству на 28.11.2019, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области.
Определением суда от 25.02.2020 дело назначено к судебному разбирательству на 18.03.2020, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администраци я Тамбовской области (ИНН 6831003555, ОГРН 1026801158009, дата регистрации: 25.09.2002 г., 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д.14).
Представители третьих лиц (ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Администрация Тамбовской области) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся материалам, поскольку указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца поддерживает исковые требования, пояснил свою позицию, представил дополнительные документы, приобщены судом к материалам дела.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения исковых требований, представил в материалы дела план границ земельного участка, приобщен судом к материалам дела.
Как следует из материалов дела, вреестре государственной собственности области, на балансе Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» числится объект культурного наследия - «Здание бывшей губернской земской управы», назначение: нежилое здание, общей площадью: 6 757, 9 кв.м., количество этажей: 4, в т.ч. подземных: 1, инвентарным номером: 13993, кадастровым номером 68:29:0101036:106, расположенное по адресу: <...>
17.10.2017 Приказом управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области №260 утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшей губернской земской управы», расположенного по адресу: <...>, включенного в реестр.
Фактическое пользование нежилым помещением №1, назначение: нежилое помещение, общей площадью: 1 042,5 кв.м., номер этажа: подвал, этаж №1, этаж №2, инвентарным номером: 13993/329:0001, расположенном по адресу: <...> в вышеуказанном здании осуществляет управление здравоохранения Тамбовской области на основании договора безвозмездного пользования №150 от 10.04.2007, несет бремя содержания имущества.
В целях необходимости регистрации прав на указанный объект недвижимости в 2018 году были проведены мероприятия по технической инвентаризации объекта и постановке его на кадастровый учет. Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Тамбовской области 11.12.2018 подготовлен технический паспорт на спорное нежилое помещение №1, расположенное по адресу: <...>
Согласно данным, содержащимся в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом города от 06.05.2019 №30-30-1838/9, в реестре муниципальной собственности спорный объект недвижимости отсутствует.
В соответствии с уведомлением от 24.04.2019 №954 Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Тамбовской области сведения о зарегистрированных правах до 01.04.1998 на спорные объекты недвижимости отсутствуют, равно как и сведения о них в реестре МУП «Тамбов-недвижимость», что подтверждается соответствующим письмом от 26.04.2019 №537.
Согласно выписке из ЕГРН от 17.04.2019 сведения о спорном объекте недвижимости в реестре отсутствуют.
В связи с тем, что произвести государственную регистрацию права собственности ввиду отсутствия правоустанавливающих документов не представляется возможным, заявлен настоящий иск.
В силу ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ, согласно которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на балансе Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» числится объект культурного наследия - «Здание бывшей губернской земской управы», назначение: нежилое здание, общей площадью: 6 757, 9 кв.м., количество этажей: 4, в т.ч. подземных: 1, инвентарным номером: 13993, кадастровым номером 68:29:0101036:106, расположенное по адресу: <...>
Здание бывшей губернской земской управы состоит из двух частей, одна из которых расположена по ул. М. Горького, вторая – по ул. Советской. По результатам технической инвентаризации в здании сформированы два нежилых помещения: нежилое помещение №1 и нежилое помещение №2; спорное нежилое помещение №1 расположено в части здания по ул. М. Горького.
Как следует из паспорта объекта культурного наследия, сведения о дате создания (времени возникновения) Здания бывшей губернской земской управы датированы 1914 г.
Решением Тамбовского областного Совета народных депутатов от 05.12.1979 №513 Здание бывшей губернской земской управы включено в качестве объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Здание бывшей губернской земской управы является объектом культурного наследия регионального значения.
Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 24.12.2015.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.04.2019, распоряжению территориального управления Росимущества в Тамбовской области от 16.07.2009 №19-р право собственности на нежилое помещение №2 с кадастровым номером 68:29:0101023:368, площадью 5668,7 кв.м. в Здании бывшей губернской земской управы, зарегистрировано за Российской Федерацией в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях и передано в оперативное управление ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет».
При этом фактическое пользование нежилым помещением №1, назначение: нежилое, общей площадью: 1 042,5 кв.м., в вышеуказанном здании осуществляет управление здравоохранения Тамбовской области на основании договора безвозмездного пользования №150 от 10.04.2007 по настоящее время.
Судом установлено, что согласно постановлению администрации Тамбовской области от 16.02.1994 №69 административное здание по ул. Советской, д. 106 в г. Тамбове, передано в долгосрочную аренду Тамбовскому государственному техническому университету сроком до 10 лет без взимания арендной платы (т. 1, л.д. 131). Из договора аренды, акта приемки административного здания от 11.03.1994 следует, что Комитетом по управлению государственным имуществом Тамбовской области на правах территориального агентства Госимущества РФ по Тамбовской области (арендодатель) сдано в аренду трехэтажное здание администрации области по адресу: ул. Советская, д. 106, общей площадью 5752 кв.м., с 01.03.1994 по 01.03.2004 с последующей пролонгацией договора.
Впоследствии на основании договора на передачу комитетом по управлению имуществом Тамбовской области в безвозмездное пользование объекта недвижимости от 29.11.2002 №57, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области (комитет), администрацией Тамбовской области (владелец) и ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» (пользователь), здание – памятник истории и архитектуры «Здание губернской управы» передано Комитетом и Владельцем Пользователю для использования под образовательную деятельность на срок до 31.12.2020. В состав помещений, передаваемых в безвозмездное пользование, вошли помещения, общей площадью 6362,2 кв.м. (т. 1, л.д. 137-145).
Представитель ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» пояснил, что несмотря на указание в договорах на передачу университету административного здания, университету передавалась только часть здания, расположенная по ул. Советской, что соответствует площади передаваемых помещений, указанных в договорах.
Из распоряжения территориального управления Росимущества в Тамбовской области от 16.10.2007 №258-р следует, что за ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» на праве оперативного управления закреплена часть здания (литеры А, А2), расположенного по адресу: ул. Советская/М.Горького, д. 106/5.
При этом, спорное помещение №1 согласно данным технического учета, является частью здания (литер А1). Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, схеме технического паспорта от 2006 г., нежилое помещение №2, закрепленное за ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» на праве оперативного управления, числится под литером А, А2, а1.
Представитель ответчика и третьего лица - ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» возражали против удовлетворения исковых требований, полагая, что все Здание бывшей губернской земской управы, в том числе и спорное нежилое помещение №1, является федеральной собственностью.
При этом, ответчик ссылался на порядок разграничения государственной собственности, предусмотренный Законом РСФСР от 31.10.1990 «Об обеспечении экономической основы суверенитета Российской Федерации», постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Распоряжение Президента РФ от 18.03.1992 №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».
Ответчик указал, что процедура передачи объекта федеральной собственности в государственную собственность субъекта РФ не была соблюдена, решение органа государственной власти Российской Федерации о передаче спорного объекта в собственности области не принималось.
Согласно позиции ответчика, все государственные памятники истории и культуры, независимо от их категории (памятники государственного или местного значения) подлежали внесению в реестр федерального имущества. По мнению ответчика, поскольку собственник нежилого помещения №1 не определен, спорный объект относится к федеральной собственности.
В свою очередь, представитель истца и третьего лица - Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, пояснили, что в период разграничения государственной собственности в Здании бывшей губернской земской управы размещались органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Тамбовской области.
Из распоряжения администрации Тамбовской области от 18.02.1994 №55-р следует, что передача административного здания в аренду университету осуществлялась поэтапно по мере вывода из него архивов отдела ЗАГС, комитета по экономике, экономической реформе и прогнозированию и складов администрации области в срок до 01.04.1994.
Более того, в части Здания бывшей губернской земской управы по ул. М. Горького, всегда располагались органы исполнительной власти Тамбовской области; в период разграничения государственной собственности - Финансовое управление области.
Представитель третьего лица - Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области указал, что спорное помещение №1 является объектом культурного наследия регионального значения, к числу объектов культурного наследия федерального значения никогда не относился.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, полагает следующее.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении №1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела I названного приложения в состав имущества, находящегося исключительно в федеральной собственности, входят объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327.
Из правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что содержащаяся в пункте 3 раздела I Приложения №1 к постановлению №3020-1 правовая норма об отнесении памятников общероссийского значения к федеральной собственности означает то, что для целей разграничения права собственности на государственное имущество и на момент такого разграничения соответствующие объекты были отнесены к объектам исключительно федеральной собственности и, следовательно, при таком разграничении не могли поступить ни в собственность субъектов Российской Федерации, ни в муниципальную собственность (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2002 N 3424/02, от 30.11.2010 N 10478/10, решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2006 N 11159/04).
Согласно Распоряжению Президента РФ от 18.03.1992 №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.
Запрещается включение в перечни объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в соответствии с приложением 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1.
В перечни объектов, передаваемых в государственную собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга, включаются объекты, не отнесенные к федеральной и муниципальной собственности, в соответствии с приложениями 1, 2, 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1.
Между тем, Здание бывшей губернской земской управы в момент разграничения права собственности на государственное имущество не являлось памятником общероссийского значения. Здание бывшей губернской земской управы до издания Указа Президента Российской Федерации от 20.02.95 №176 являлось памятником истории и культуры регионального значения, на основании Решения Тамбовского облисполкома от 05.12.1979 №513, а затем на основании постановления администрации Тамбовской области от 10.08.1993 №280.
Ответчиком не оспаривались доводы истца о том, что спорный объект никогда не являлся памятником культуры общероссийского значения. Таким образом, ссылка ответчика на пункт 3 раздела I приложения №1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1, отклоняется судом.
Приведенный правовой подход подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2002 №3424/02 по делу №А06-1095-16/01).
В ходе судебного разбирательства истец указывал, что Тамбовская область в лице уполномоченных органов с 1993 года владеет, пользуется помещением как своим собственным, несет бремя содержания спорного нежилого помещения №1, в связи с чем, у области возникло право собственности на спорное помещение, в том числе, в силу приобретательной давности.
В силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.1995 и продолжается в момент действия части первой Кодекса.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Таким образом, с учетом правовой позиции приведенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015 №127-КГ14-9, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Судом установлено, что с 1993 года истец фактически владел спорным объектом недвижимости; администрация области являлась балансодержателем нежилого помещения.
Согласно представленным в материалы дела документам, на основании договора от 21.12.1993, заключенного между Комитетом по управлению государственным имуществом Тамбовской области на правах территориального агентства Госимущества РФ по Тамбовской области (арендодатель), администрацией Тамбовской области (балансодержатель) и Финансовым управлением администрации области (арендатор), Комитет при участии Балансодержателя сдает, а Арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, для использования под служебные кабинеты в период с 22.12.1993 по 31.12.2008.
В материалы дела представлена переписка Финансового управления администрации Тамбовской области с Комитетом по управлению имуществом области, иными органами власти, организациями, касающаяся использования спорного объекта, акты сверки взаимных расчетов в части оплаты по договору аренды от 21.12.1993 за период с 2000 по 2006 гг.; денежные средства от использования спорного помещения перечислялись в областной бюджет.
Постановлением администрации Тамбовской области от 22.03.2004 №191 здание губернской земской управы по ул. Советская, 106/ул. М. Горького, 5 в г. Тамбове, закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением «Инспекция охраны историко-культурного наследия Тамбовской области».
Впоследствии, согласно договору от 10.04.2007 №150 спорное нежилое помещение №1, находящееся в здании по ул. Советская, 106/ул. М. Горького, 5 в г. Тамбове, передано Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области (балансодержатель) Управлению здравоохранения Тамбовской области (пользователь) в безвозмездное пользование для реализации уставных целей и задач на период с 01.03.2007 по 01.03.2022. Состав переданных помещений определен приложением №1 к договору. Нежилое помещение передано по акту приема-передачи от 01.03.2007.
Доказательств того, что давностное владение прерывалось, ответчиком в материалы дела не представлено.
Как следует из пояснений представителя Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, выписки из ЕГРН от 21.08.2019, сведений из публичной кадастровой карты, плана границ земельного участка №106 по ул. Советская, земельный участок в с кадастровым номером 68:20:40101036:5, находящийся в собственности Российской Федерации и постоянном (бессрочном) пользовании ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», сформирован под нежилым помещением №2. Земельный участок под частью Здания бывшей губернской земской управы, где расположено спорное нежилое помещение №1 неотмежеван, право государственной собственности на земельный участок неразграничено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренные законодательством критерии, при которых право собственности возникает в силу приобретательной давности, соблюдены.
По смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.
Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в едином государственном реестре недвижимости (пункты 20, 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из требований ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ст.333.37 НК РФ истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право государственной собственности – субъекта Российской Федерации Тамбовской области на нежилое помещение №1, общей площадью 1042,5 кв.м., расположенное по адресу: <...>./М. Горького ул., д. 106/5.
Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество в установленном законном порядке и не заменяет собой документы, выдаваемые этим органом.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.