392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12
http://www.tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тамбов
05 сентября 2014 г. Дело №А64-8415/2013
Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 сентября 2014 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.М. Уляхиной
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО «СтартСити», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к 1) Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2) Тамбовской городской Думе, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
Третье лицо: ООО «ФинГрупп», г. Тамбов.
о признании отказа незаконным и обязании заключить договор
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, руководитель, паспорт;
от ответчиков: 1) ФИО2, доверенность от 07.04.2014 №01-32(15)632;
От третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом.
У С Т А Н О В И Л :
ООО «СтартСити», г. Тамбов обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, г. Тамбов о признании отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова незаконными; об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова заключить договор купли-продажи нежилого помещения №130, площадью 109,00 кв.м, расположенного по адресу: <...>, по цене, равной его рыночной стоимости в размере 1974466 руб. согласно отчета об оценке ООО «АвтоКонсалтинг Партнер» от 09.12.2013 №76/Ю-13.
В порядке ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Тамбовская городская Дума, г. Тамбов. В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечено ООО «ФинГрупп», г. Тамбов.
Определением арбитражного суда от 26.05.2014 производство по делу приостановлено до проведения экспертизы ООО БНПО «Эконометр» по вопросам соответствия отчёта об оценке от №0507-13 об определении рыночной стоимости нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>, составленный ООО «ФинГрупп» требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; определения рыночной стоимости нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>, площадью 109,0 кв.м.
В материалы дела №А64-8415/2013 поступило заключение эксперта от 01.07.2014 №272/05 по указанным вопросам.
Определением арбитражного суда от 06.08.2014 производство по делу №А64-8415/2013 возобновлено, назначено предварительное судебное заседание.
В предварительное судебное заседание 02.09.2014 представитель третьего лица не явился, извещен надлежащим образом. Суд в порядке ст. 123, 136 АПК РФ считает возможным проведение предварительного судебного заседания в отсутствии представителя третьего лица.
Представитель истца поддержал иск, представители ответчиков возражали против исковых требований.
Руководствуясь ст. 137 АПК РФ арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании 02.09.2014 в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 03.09.2014 до 09 ч. 20 мин., после окончания которого судебное заседание продолжено.
В судебное заседание после перерыва представитель третьего лица также не явился, извещен надлежащим образом. Суд в порядке ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным проведение предварительного судебного заседания в отсутствии представителя третьего лица.
Представитель истца в порядке ст. 49 АПК РФ заявил об уточнении иска (письмо от 03.09.2014) с учетом устного уточнения, просит суд признать действия (бездействия) Тамбовской городской Думы, выразившиеся в непринятии решения об условиях приватизации арендуемого имущества, а именно помещения №130, площадью 109,00 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", незаконными; а также просит суд обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова заключить с ООО «СтартСити» договор купли-продажи нежилого помещения №130, площадью 109,00 кв.м, расположенного по адресу: <...>, по цене, равной его рыночной стоимости в размере 2129000,00 руб., согласно выводам экспертизы, проведенной ООО БНПО «Эконометр», в установленные законом порядки и сроки. Указанное уточнение иска рассмотрено судом и принято.
Представитель истца поддержал исковые требования с учетом уточнения иска, позиция ответчиков по спору не изменилась.
Как следует из материалов дела, 28.04.2010 администрация города Тамбова постановлением №3638 предоставила ООО «СтартСити» муниципальное нежилое помещение №130, площадью 109,00 кв.м, расположенное по адресу: <...>.
05.05.2010 между комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (арендодатель) и ООО «СтартСити» (арендатор), заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова №1748/к, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор по передаточному акту принимает в аренду нежилое помещение №130, площадью 109,00 кв.м, расположенное по адресу: <...> (п. 1.1. договора). Размер арендной платы установлен в приложении №2 к договору от 05.05.2010.
Пунктом 2.1. договора от 05.05.2010 установлен период действия договора сроком с 05.05.2010 по 03.05.2020.
05.05.2010 комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова передал, ООО «СтартСити» приняло в аренду нежилое помещение №130, площадью 109,00 кв.м, расположенное по адресу: <...>, о чем составлен акт приема-передачи в аренду нежилого помещения (здания) от 05.05.2010.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.12.2013 №01/240/2013-570 указанное помещение находится в собственности городского округа-города Тамбова и обременено арендой в пользу ООО «СтартСити».
В целях реализации права, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008 № 159-ФЗ), истец направил в адрес комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова заявление от 19.07.2013, что Комитетом не оспаривается. Согласно указанному заявлению от 19.07.2013 истец просит комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова предоставить преимущественное право на приобретение нежилого помещения №130, площадью 109,00 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
В рамках муниципального контракта от 29.11.2012 №12 на выполнение работ для муниципальных нужд городского округа – город Тамбов по определению рыночной стоимости объектов муниципального нежилого фонда в городе Тамбове, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (заказчик) и ООО «ФинГрупп» (подрядчик), последним выполнены работы по определению рыночной стоимости спорного объекта, о чем составлен отчет №0507-13, согласно которому итоговая рыночная стоимость объекта оценки составляет 2125892,00 руб. (без НДС), 2508553,00 руб. (с НДС).
Указанный отчет принят заказчиком 06.08.2013, что подтверждается сопроводительным письмом от 06.08.2013. Далее в рамках действующего законодательства проект решения, пояснительная записка, распоряжение администрации города Тамбова направлены главе города Тамбова на принятие решения об условиях приватизации спорного объекта, что подтверждается сопроводительным письмом от 14.08.2013 №2-10-180/13 и подтверждается сторонами.
В соответствии с протоколом от 19.09.2013 №75 Комитет Тамбовской городской Думы пятого созыва по муниципальной собственности и развитию предпринимательства решил рекомендовать администрации города Тамбова подготовить и внести в Тамбовскую городскую Думу проект решения об исключении из прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Тамбова на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов помещения №130, расположенного по адресу: <...>.
Однако решение или проект решения об исключении из прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Тамбова на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов, равно как и отказ в реализации преимущественного права выкупа указанного объекта в материалы дела не поступали.
20.09.2013 со стороны ООО «СтартСити» повторно подано заявление в комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно распоряжению администрации города Тамбова от 02.10.2013 №1593-р «О внесении в Тамбовскую городскую Думу проекта решения «Об условиях приватизации нежилого помещения № 130, расположенного по адресу: <...>» подготовлен проект решения Тамбовской городской Думы «Об условиях приватизации нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>».
В соответствии с протоколом от 24.10.2013 №78 Комитет Тамбовской городской Думы пятого созыва по муниципальной собственности и развитию предпринимательства решил не рекомендовать проект решения Тамбовской городской Думы «Об условиях приватизации нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>» к принятию, а также рекомендовать администрации города Тамбова обратиться в саморегулируемую организацию оценщиков для экспертизы отчета №0507-13 в целях проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и подтверждении стоимости объекта оценки.
Сопроводительным письмом от 28.10.2013 №01-26-1852 Тамбовской городской Думы проект решения «Об условиях приватизации нежилого помещения № 130, расположенного по адресу: <...>» возвращен главе администрации города Тамбова без рассмотрения.
Письмом от 12.11.2013 №01-08-6785 комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова сообщил истцу, что сделка по заключению договора купли-продажи вышеуказанного арендованного имущества не может быть совершена, в связи с тем, что 28.10.2013 проект решения Тамбовской городской Думы «Об условиях приватизации нежилого помещения №130 площадью 109,00 кв.м, расположенного по адресу: <...>» возвращен в комитет без рассмотрения.
Считая, что указанные действия Тамбовской городской Думы нарушают права и законные интересы Общества, а также, указывая на наличие у него права преимущественной покупки в силу Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском в уточненном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь при этом следующим.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 1, ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу Положения от 28.05.2008 №639 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа-город Тамбов», Положения от 27.06.2007 №402 «О комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова», решения Тамбовской городской Думы от 30.03.2011 №234 «О Регламенте Тамбовской городской Думы» комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации г.Тамбова и Тамбовская городская Дума являются органами администрации города Тамбова с правами юридического лица, осуществляющими в установленном порядке управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов.
В соответствии с Положением от 28.05.2008 №639 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа-город Тамбов» к полномочиям городской Думы по управлению и распоряжению имуществом города относится установление порядка планирования приватизации муниципального имущества; определение порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, к полномочиям комитета по управлению муниципальный имуществом относится управление, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; разработку примерных договоров по сделкам, совершаемым в отношении муниципального имущества.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (абз. 1 ст. 217 ГК РФ).
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно пункту 5 статьи 3 данного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Перечень условий, при наличии которых арендатор имеет преимущественное право на приобретение арендуемого нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, является исчерпывающим. При этом для использования указанного права необходимо наличие всех условий одновременно.
Согласно пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 2009 г. № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при применении положений статьи 3 Закона арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества (заключенному, как с указанием срока аренды, так и на неопределенный срок), действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества (в том числе и по договору аренды, действие которого возобновлено на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что ООО «СтартСити» в соответствии с условиями отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным ст.4 Федерального закона РФ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является субъектом малого предпринимательства.
Между комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (арендодатель) и ООО «СтартСити» (арендатор), заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова от 05.05.2010 №1748/к, в соответствии с которым, арендодатель сдает, а арендатор по передаточному акту принимает в аренду нежилое помещение №130, площадью 109,00 кв.м, расположенное по адресу: <...> (п. 1.1. договора). Размер арендной платы установлен в приложении №2 к договору от 05.05.2010. Срок действия договора установлен с 05.05.2010 по 03.05.2020.
05.05.2010 указанное имущество передано ООО «СтартСити» в аренду, о чем составлен акт приема-передачи в аренду нежилого помещения (здания).
Таким образом, арендуемое нежилое помещение находится во временном владении и пользовании ООО «СтартСити» с 05.05.2010, то есть непрерывно в течение более двух лет в соответствии с договором аренды от 05.05.2010 №1748/к.
Доказательств подтверждающих расторжение договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова от 05.05.2010 №1748/к или заключение его на иных условиях в материалы дела не представлено в связи с чем указанный договор считается действующим.
Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова от 12.12.2013 №01-08-8942 по состоянию на 11.12.2013 задолженность ООО «СтартСити» по арендным платежам по договору аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова от 05.05.2010 №1748/к отсутствует.
В соответствии с решением Тамбовской городской Думы от 21.11.2012 № 769 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества города Тамбова на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" нежилое помещение №130, площадью 109,00 кв.м, расположенное по адресу: <...> входит в перечень объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, подлежащих приватизации в 2013 году.
Тот факт, что площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности (в силу статьи 2 Закона Тамбовской области от 06.10.2008г. №441-З «Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области или муниципальной собственности» - 3000кв.м.), а также арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, сторонами не оспаривается.
Таким образом, в связи с соблюдением всех условий статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008г. № 159-ФЗ, в отношении нежилого помещения №130, площадью 109,00 кв.м, расположенного по адресу: <...> субъектом малого и среднего предпринимательства ООО «СтартСити» может быть реализовано преимущественное право покупки, что ответчиками не оспаривается.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу п. 3 данной статьи Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008г. № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Материалами дела подтверждается, что истец дважды обращался в комитет по управлению муниципальным имуществом города Тамбова с письмами от 19.07.2013, от 20.09.2013 о предоставлении преимущественного права на приобретение нежилого помещения №130, площадью 109,00 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Оценка имущества произведена, что сторонами не отрицается и подтверждается материалами дела. В рамках муниципального контракта от 29.11.2012 №12 на выполнение работ для муниципальных нужд городского округа – город Тамбов по определению рыночной стоимости объектов муниципального нежилого фонда в городе Тамбове, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (заказчик) и ООО «ФинГрупп» (подрядчик), последним выполнены работы по определению рыночной стоимости спорного объекта, о чем составлен отчет №0507-13, согласно которому итоговая рыночная стоимость объекта оценки составляет 2125892,00 руб. (без НДС), 2508553,00 руб. (с НДС).
Указанный отчет принят заказчиком 06.08.2013, что подтверждается сопроводительным письмом от 06.08.2013. Далее в рамках действующего законодательства проект решения, пояснительная записка, распоряжение администрации города Тамбова дважды направлялись главе города Тамбова на принятие решения об условиях приватизации спорного объекта.
В силу ст. 2 решений Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 №639, №640 "О Положении "О порядке приватизации муниципального имущества городского округа - город Тамбов" "О Положении "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов" Городская Дума в области приватизации муниципального имущества:
1) определяет полномочия городской Думы и администрации города;
2) утверждает прогнозный план приватизации муниципального имущества;
3) утверждает решения об условиях приватизации муниципального имущества;
4) принимает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
5) осуществляет контроль за приватизацией муниципального имущества, заслушивает отчет администрации города о результатах приватизации;
6) выполняет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, Уставом города Тамбова, нормативными правовыми актами городской Думы.
Письмом от 12.11.2013 №01-08-6785 комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова сообщил истцу, что сделка по заключению договора купли-продажи вышеуказанного арендованного имущества не может быть совершена, в связи с тем, что 28.10.2013 проект решения Тамбовской городской Думы «Об условиях приватизации нежилого помещения №130 площадью 109,00 кв.м, расположенного по адресу: <...>» возвращен в комитет без рассмотрения.
Согласно пояснениям Тамбовской городской Думы, изложенным в дополнении к отзыву от 26.05.2014 при рассмотрении комитетом Тамбовской городской Думы пятого созыва по муниципальной собственности и развитию предпринимательства проекта решения Тамбовской городской Думы «Об условиях приватизации нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>» возникли сомнения по обоснованности цены объекта определенной оценщиком.
Указанные сомнения как, сообщает Тамбовская городская Дума возникли, в том числе в связи с тем, что ранее на основании решения Тамбовской городской Думы от 24.11.2010 № 60 «Об условиях приватизации нежилого помещения № 130, расположенного по адресу: <...>» начальная цена объекта недвижимости составляла 3270000,00 руб. Данное решение утратило силу, в связи с тем, что данный объект недвижимого имущества выставлялся на продажу посредствам аукциона 3 раза по начальной цене в размере 3270000,00 руб., однако продажа не состоялась ввиду отсутствия заявок. В представленном на утверждении проекте решения цена объекта недвижимости составляла 2125892,00 руб.
Как сообщает Тамбовская городская Дума, глава администрации руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 11 решения Тамбовской городской Думы от 29.09.2010 №1553 Положения «О правовых актах Тамбовской городской Думы» вправе возвратить проект решения субъекту правотворческой инициативы при предоставлении недостоверной экономической и (или) финансовой информации».
При этом, в соответствии с протоколом от 19.09.2013 №75 при первоначальном рассмотрении Комитет Тамбовской городской Думы пятого созыва по муниципальной собственности и развитию предпринимательства решил рекомендовать администрации города Тамбова подготовить и внести в Тамбовскую городскую Думу проект решения об исключении из прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Тамбова на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов помещения №130, расположенного по адресу: <...>.
Впоследствии в соответствии с протоколом от 24.10.2013 №78 Комитет Тамбовской городской Думы пятого созыва по муниципальной собственности и развитию предпринимательства решил не рекомендовать проект решения Тамбовской городской Думы «Об условиях приватизации нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>» к принятию, а также рекомендовать администрации города Тамбова обратиться в саморегулируемую организацию оценщиков для экспертизы отчета №0507-13 в целях проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и подтверждении стоимости объекта оценки.
Сопроводительным письмом от 28.10.2013 №01-26-1852 Тамбовской городской Думы проект решения «Об условиях приватизации нежилого помещения № 130, расположенного по адресу: <...>» возвращен администрации города Тамбова.
В силу ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008г. № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (пункт 4). Других оснований для отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества закон не предусматривает.
Комитет провел оценку арендуемого помещения, что подтверждается как проектом решения, так и представителем Комитета. И в силу прямого указания закона (ч.3 ст. 9 Закона №159-ФЗ) уполномоченные органы обязаны в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценки принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества и направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества.
Такого полномочия, как возвращение проекта решения об условиях приватизации без рассмотрения Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 № 159-ФЗ не предусматривает.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, недействительным может быть признан ненормативный правовой акт, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На момент рассмотрения Тамбовской городской Думой проекта решения об условиях приватизации спорного объекта отчет ООО «ФинГрупп» от 09.12.2013 №76/Ю-13 уполномоченным органом принят, в судебном порядке не оспорен, экспертиза отчета по инициативе муниципального образования не произведена.
Кроме того, в материалы дела представлены положительные заключения по проекту решения об условиях приватизации спорного объекта Контрольно-счетной палаты города Тамбова от 26.08.2013 №3-147, экономического отдела Тамбовской городской Думы от 21.08.2013, от 15.10.2013, экспертно-правового отдела Тамбовской городской Думы от 22.08.2013, от 10.10.2013.
При действительности (по сроку действия) отчета, а также отсутствии данных о признании его недействительным судом, у Тамбовской городской Думы отсутствовали правовые основания для непринятия решения об условиях приватизации спорного объекта по мотиву несогласия с рыночной стоимостью, определенной соответствующим отчетом.
Ссылка Тамбовской городской Думы на решение от 24.11.2010 №60, согласно которому начальная цена спорного объекта составляла 3270000,00 руб. не может быть принята в основу решения суда, поскольку данное решение утратило силу ввиду отсутствия заявок.
На основании статьи 12 ГК РФ, части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными.
В силу п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
При этом соответствующий орган (должностное лицо), принимая ненормативный правовой акт или решение, совершая действие либо не исполняя обязанность, возложенную на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия, (бездействие), должен выступать именно как субъект, наделенный властными полномочиями, по своему статусу не равный статусу того лица, права и законные интересы которого нарушаются.
В порядке устранения последствий совершения незаконного действия (бездействия) суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность.
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к итоговому выводу о том, что со стороны Тамбовской городской Думы имеет место действия (бездействия), выразившиеся в непринятии решения об условиях приватизации арендуемого имущества, а именно помещения №130, площадью 109,00 кв.м., расположенного по адресу: <...>, которые противоречат положениям действующего законодательства, Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное ответчиками не доказано, установленные по делу обстоятельства не опровергнуты.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у истца совокупности всех условий, необходимых в силу Федерального закона РФ от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для реализации преимущественного права выкупа нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>».
Согласно п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 АПК РФ).
В обоснование требований истцом представлен отчет об оценке ООО «АвтоКонсалтинг Партнер» от 09.12.2013 №76/Ю-13, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта составляет 1974466 руб.
От истца поступило ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы на предмет определения соответствия отчёта об оценке №0507-13 об определении рыночной стоимости нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>, составленного ООО «ФинГрупп», требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. От ответчика муниципального образования в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова поступило ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>, площадью 109,0 кв.м. Указанные ходатайства рассмотрены и удовлетворены.
Учитывая, что устранение противоречий в определении рыночной цены спорного объекта недвижимости имело существенное значение для правильного рассмотрения настоящего дела по существу, а также то обстоятельство, что исследование отчета (оценок) требует специальных познаний, суд назначил экспертизу отчета (оценок) рыночной стоимости нежилого помещения с целью установления рекомендуемой стоимости для сделок с отчуждением недвижимого имущества. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Целесообразность проведения судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного объекта обусловлена с учетом истечением срока отчета и необходимости обязания органа, допустившего нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность.
В соответствии со ст.82 АПК РФ в рамках настоящего арбитражного дела произведена судебная экспертиза по вопросам 1) соответствия отчёта об оценке №0507-13 об определении рыночной стоимости нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>, составленного ООО «ФинГрупп», требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; 2) определения рыночной стоимости нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>, площадью 109,0 кв.м.
Согласно заключению эксперта 01.07.2014 №272/05 отчёт об оценке от №0507-13 об определении рыночной стоимости нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>, составленный ООО «ФинГрупп» не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Федеральных стандартов оценки ФСО №1, ФСО №2, ФСО №3, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности; рыночная стоимость нежилого помещения №130, расположенного по адресу: <...>, площадью 109,0 кв.м. по состоянию на 19.06.2014 составляет 2129000,00 руб. (с НДС).
Выводы эксперта изложенные в заключении от 01.07.2014 №272/05 ответчиками не оспорены.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из требований ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании части 4 статьи 201 АПК РФ суд полагает обоснованным требование о признании незаконными действий (бездействий) Тамбовской городской Думы, а также требование о возложении на Комитет обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания заключить в установленном порядке и в установленные сроки договор купли-продажи спорного объекта. В данном случае решение суда в этой части подлежит исполнению в соответствии Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000,00 руб. за требование в порядке ст. 198 АПК РФ отнести на ответчика Тамбовскую городскую Думу, в сумме 4000,00 руб. за требование об обязании заключить договор, а также судебные расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 20000,00 руб. отнести на Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, г. Тамбов.
При этом, принимая во внимание, что заявитель предъявил требования к Тамбовской городской Думе, а не муниципальному образованию в ее лице, суд приходит к выводу, что судебные расходы подлежат взысканию с Тамбовской городской Думы как с самостоятельного участника бюджетного процесса.
В силу п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" когда орган государственной власти (орган местного самоуправления) выступает в арбитражном суде от имени публично-правового образования, требование другой стороны о возмещении понесенных судебных расходов подлежит удовлетворению за счет казны соответствующего публично-правового образования. Требования в части обязания заключить договор предъявлены муниципальному образованию в лице Комитета, в связи с чем судебные расходы в соответствующей части подлежат взысканию за счет казны муниципального образования.
Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 112, 167, 169, 170, 173, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия (бездействия) Тамбовской городской Думы, г. Тамбов, (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившиеся в непринятии решения об условиях приватизации арендуемого имущества, а именно помещения №130, площадью 109,00 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", незаконными.
Обязать Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>) заключить с ООО «СтартСити», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>) договор купли-продажи указанного помещения в установленном порядке и сроки на условиях цены с учетом заключения судебной экспертизы от 01.07.2014 №272/05 по настоящему делу в размере 2129000,00 руб. (с учетом НДС).
Судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 10000,00 руб. оставить за Муниципальным образованием городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Взыскать с Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны муниципального образования в пользу ООО «СтартСити», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>), судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000,00 руб., по оплате судебной экспертизы в сумме 10000,00 руб.
Взыскать с Тамбовской городской Думы, г. Тамбов, (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ООО «СтартСити», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>), судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000,00 руб.
Произвести из федерального бюджета ООО «СтартСити», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>) возврат государственной пошлины в сумме 2000,00 руб., выдать справку.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (394006,<...>).
Судья Т.В. Егорова