Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://www.tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
10 декабря 2018 года Дело №А64-9114/2018
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 декабря 2018 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
Федерального казенного учреждения «Колония-поселение №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области», Кирсановский район Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации Кирсановского района Тамбовской области, Кирсановский район Тамбовской области
третье лицо: Межрегиональное Территориальное управление государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании права оперативного управления
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО2, доверенность от 09.02.2018 №3;
от ответчика: не явился, извещён надлежащим образом;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области», Кирсановский район Тамбовской области (далее - ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к администрации Кирсановского района Тамбовской области, Кирсановский район Тамбовской области о признании права оперативного управления на сооружение-газопровод высокого давления; инвентарный номер 240/111/237, общей протяженностью 293,35 пог. м., из которых протяженность газопровода высокого давления подземной прокладки 249,3 пог.м., протяженность газопровода высокого давления надземной прокладки 44,06 пог.м., расположенное по адресу: примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-восток от ориентира п. Садовый, почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, Кирсановский район, пос. Садовый на земельном участке с кадастровым номером 68:06:1304003:9.
Определением арбитражного суда от 09.11.2018 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях.
В судебное заседание 04.12.2018 представители ответчика, третьего лица не явились, о месте и времени его проведения и назначении судебного разбирательства извещены определением от 09.11.2018. В заявлении от 03.12.2018 №9100-02.3 третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях поддержало заявленные истцом требования, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. От ответчика возражений против заявленных истцом требований в материалы дела не поступало. Руководствуясь ч. 4 ст. 137 АПК РФ арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. Суд в порядке ст.ст. 123, 136, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных представителей. Представитель истца заявленные исковые требования поддержал.
Как следует из материалов дела, в 2002 г. за счет средств структурного подразделения ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области – Государственного унитарного предприятия учреждения ЯТ 30/2 ГУИНМ Минюста России по УИН Тамбовской области (далее - ГУП учреждения ЯТ 30/2) осуществлено строительство сооружения: газопровод высокого давления; инвентарный номер 240/111/237, общей протяженностью 293,35 пог. м., из которых протяженность газопровода высокого давления подземной прокладки 249,3 пог.м., протяженность газопровода высокого давления надземной прокладки 44,06 пог.м., расположенное по адресу: примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-восток от ориентира п. Садовый, почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, Кирсановский район, пос. Садовый на земельном участке с кадастровым номером 68:06:1304003:9. Законченный строительством объект системы газоснабжения 27.12.2002 принят уполномоченной комиссией, о чем представлен соответствующий акт.
Строительство объекта производилось на земельном участке с кадастровым номером 68:06:1304003:9, площадью 68098 кв.м., расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир п. Садовый, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, Кирсановский район. Указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для размещения жилой зоны и КПП.
Земельный участок с кадастровым номером 68:06:1304003:9 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем представлены свидетельства о государственной регистрации права от 05.12.2006 №68АА645290, от 14.10.2014 №68АБ880441.
Согласно уведомлению от 05.07.2011 №758942 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тамбовской области ГУП учреждения ЯТ 30/2 снято с учета 05.07.2011 на основании сведений о ликвидации, в связи с чем спорный газопровод высокого давления фактически поступил во владение и пользование ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области. Сооружение используется учреждением на режимной территории колонии для выполнения задач стоящих перед уголовно-исполнительной системой и не выбывало из его владения.
В соответствии с п. 5.1. устава ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области, имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.
Полагая, что спорный газопровод высокого давления является самостоятельным объектом недвижимого имущества и подлежат отдельному учету, ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании права оперативного управления.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ и п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Истец является учреждением и в силу ч. 2 ст.48 ГК РФ относится к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности.
В силу ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
В ч. 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Статьей 11 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с ч. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу ч. 2 ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 8 разд. II приложения № 1 указанного постановления № 3020-1 предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.
Таким образом, спорный объект является имуществом, находящимся в федеральной собственности в силу закона.
Согласно пункту 5 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Материалами дела установлено, что в 2002 г. за счет средств структурного подразделения ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области – ГУП учреждения ЯТ 30/2 осуществлено строительство сооружения: газопровод высокого давления; инвентарный номер 240/111/237, общей протяженностью 293,35 пог. м., из которых протяженность газопровода высокого давления подземной прокладки 249,3 пог.м., протяженность газопровода высокого давления надземной прокладки 44,06 пог.м., расположенное по адресу: примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-восток от ориентира п. Садовый, почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, Кирсановский район, пос. Садовый на земельном участке с кадастровым номером 68:06:1304003:9. После снятия с учета 05.07.2011 ГУП учреждения ЯТ 30/2 объект фактически поступил во владение и пользование ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области.
Газопровод используются учреждением для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой по настоящее время, из владения не выбывал и право федеральной собственности возникло в силу закона.
То обстоятельство, что право оперативного управления на спорный объект не было зарегистрировано учреждением ГУП учреждения ЯТ 30/2 в установленном порядке, не может служить основанием для отказа в иске.
В соответствии с разделом V Устава ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством РФ.
Источниками формирования имущества учреждения являются федеральной имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; федеральное имущество, приобретенное за счет средств федерального бюджета; иные источники приобретения имущества, предусмотренные законодательством РФ.
Права на линейные объекты, имеющие признаки объекта недвижимого имущества, подлежат государственной регистрации.
В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи и т.д.
В силу п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо разрешение на строительство.
В ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство.
Приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим. При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу ст. ст. 23, 90, 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования.
На основании ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации установлены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
К числу таких объектов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 отнесены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования.
Строительство спорного объекта осуществлялось за счет средств федерального бюджета на земельном участке с кадастровым номером 68:06:1304003:9, площадью 68098 кв.м., расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир п. Садовый, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, Кирсановский район.
Земельный участок с кадастровым номером 68:06:1304003:9 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем представлены свидетельства о государственной регистрации права от 05.12.2006 №68АА645290, от 14.10.2014 №68АБ880441.
Статьей 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
В соответствии с ч. 2 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.
На основании данных норм и представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу, что относящийся к федеральной собственности объект является недвижимом имуществом и принадлежит истцу на праве оперативного управления.
С учетом изложенного, поскольку в настоящее время иным способом, иначе как в судебном порядке невозможно установить право оперативного управления истца на спорное имущество, суд считает требования истца обоснованными.
В соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Тамбовской области от 17.10.2018 №КУВИ-001/2018-10944180 в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации прав на спорный объект. В реестре федерального имущества газопровод не значится, о чем МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях указано в отзыве на иск.
В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из требований ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право оперативного управления Федерального казенного учреждения «Колония-поселение №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области», Кирсановский район Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), на сооружение-газопровод высокого давления; инвентарный номер 240/111/237, общей протяженностью 293,35 пог. м., из которых протяженность газопровода высокого давления подземной прокладки 249,3 пог.м., протяженность газопровода высокого давления надземной прокладки 44,06 пог.м., расположенное по адресу: примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-восток от ориентира п. Садовый, почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, Кирсановский район, пос. Садовый на земельном участке с кадастровым номером 68:06:1304003:9.
Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество в установленном законом порядке и не заменяет собой документы, выдаваемые этим органом.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.