АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп. 1 под. 2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-96-86, 292-07-57
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело №А65-21936/2010
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2011. Полный текст решения изготовлен 14 марта 2011 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сальмановой Р.Р., судей Абульхановой Г.Ф., Мотрохина Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании по первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Комплект+Сервис», г. Альметьевск к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании постановления от 30.09.2009 № 2849 «О начале отопительного периода 2009-2010 года в Альметьевском муниципальном районе» не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, пункту 11.7 приказа Минэнерго от 24.03.2003 № 115 и недействующим, при участии:
от заявителя – представители ФИО1 по доверенности от 16.06.2010, ФИО2 по доверенности от 18.10.2010, ФИО3 по доверенности от 25.08.2010,
от ответчика – представитель ФИО4 по доверенности от 26.01.2010,
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:
-Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, не явились,
-МУ «Департамент жилищной политики Альметьевского муниципального района» Республики Татарстан, представитель ФИО5 по доверенности от 01.01.2011,
-ГУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан, представитель ФИО6 по доверенности от 25.01.2011,
-ОАО «Альметьевские тепловые сети», не явились,
-ООО «Альтехносервис», не явились,
при ведении протокола секретарем судебного заседания, Карпухиной Ю.Д.
УСТАНОВИЛ:
Управляющая компания ООО «Комплект+Сервис» (далее –заявитель, Общество) обратилось к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ (далее – ответчик, Исполком) с заявлением о признании постановления от 30.09.2009 № 2849 «О начале отопительного периода 2009-2010 года в Альметьевском муниципальном районе» не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, пункту 11.7 приказа Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 и недействующим.
Заявитель, извещенный о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явился, 23.02.2011 направил в суд ходатайство о внесении изменений в наименование заявителя ошибочно указанного как «Управляющая компания ООО «Комплект+Сервис» вместо «ООО «Комплект+Сервис», указанное ходатайство поддержал в судебном заседании, а также представил дополнительные пояснения, доказательства по делу.
Определением суда в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство заявителя удовлетворено, наименование заявителя изменено на ООО «Комплект+Сервис», факт государственной регистрации юридического лица с указанным наименованием подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 16.09.2009 (л.д.19 т.1).
Представитель ответчика, извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени судебного разбирательства, явился, требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, ходатайствовал о прекращении производства по делу, поскольку действие оспариваемого постановления прекратилось 05.05.2010 (л.д.45 т.1).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченные к участию в деле Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2010, извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
-Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, явку представителя не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов Министерства.
-Представитель МУ «Департамент жилищной политики Альметьевского муниципального района» РТ, вступивший в дело на стороне ответчика, явился, требования не признал, отзыв не представил, дал пояснения по делу, что проект постановления изготовлен Департаментом в силу его полномочий, предусмотренных Уставом, утвержденным постановлением Главы администрации Альметьевского района РТ и г. Альметьевска от 1 февраля 2005 г. N 262.
-Представитель ГУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ, явился, представил сведения, истребованные судом.
-ОАО «Альметьевские тепловые сети», явку представителя не обеспечило, требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве, направило истребованные судом документы.
-ООО «Альтехносервис», не явились, направили договор на отпуск тепловой энергии с заявителем.
Стороны по делу к судебному заседанию, назначенному к рассмотрению на 25.02.2011, представили дополнительные доказательства и пояснения к первоначальному заявлению, отзыву.
Определением суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв в судебном заседании до 12 час.30 мин. 04.03.2011, информация о котором размещена на официальном сайте Арбитражного суда РТ www. tatarstan. arbitr. ru, что согласно разъяснениям информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ№ 113 от 10.09.2006 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» соответствует требованиям ст. 163 АПК РФ и свидетельствует о надлежащем извещении сторон о дне и месте рассмотрения дела. В назначенное время судебное заседание продолжено при участии представителей сторон, третьих лиц: МУ «Департамент жилищной политики Альметьевского муниципального района» РТ, ГУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ.
Как следует из представленных документов, постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ от 30.09.2010 № 2849 установлено начало отопительного периода в Альметьевском районе на 2009-2010 годов с 01.10.2009 года. Заявитель, считает, что у ответчика отсутствовали основания для принятия решения о начале отопительного сезона на 2009-2010 годов с 01.10.2009, поскольку по данным ГУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ» среднесуточная температура наружного воздуха 26,27 сентября 2009 имела показатели +8 °С в течение 2-х суток, в течении трех последующих суток -более +10°С, то есть, в течение пяти суток подряд температура +8°С не сохранялась, поэтому ответчиком необоснованно установлено начало отопительного периода с 01.10.2009. По мнению заявителя, на жильцов, незаконно возложена обязанность, оплачивать тепловую энергию, получаемую для отопления жилых домов, соответственно, на управляющую компанию, несущую бремя содержания внутридомовых инженерных систем, на более длительное время, вследствии увеличения продолжительности отопительного периода. Нормативный правовой акт, принятый ответчиком, нарушает положения пункта 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 30, положения пункта 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых установок, соответственно, нарушает права граждан, потребляющих тепловую энергию и оплачивающих непосредственно за отопление, а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку заявитель является юридическим лицом, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых, потребителям (гражданам) предоставляются коммунальные услуги, заявитель нанимает работников на отопительный сезон и несёт лишние расходы. Кроме того, нормативный правовой акт не опубликован в средствах массовой информации в установленном законом порядке.
Ответчик требования заявителя не признал, в предварительном судебном заседании заявил ходатайство о прекращении производства по делу, не рассматривая требования по существу, на том основании, что оспариваемый нормативный акт на момент обращения заявителя в суд прекратил свое действие. Свои доводы ответчик обосновал правовой позицией, изложенной в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» и Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2010 № ВАС-8566/10.
Указанное ходатайство отклонено судом, поскольку положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его статьей 192 и частью 5 статьи 195 - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами. Указанные выводы соответствуют правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 12939/09.
Кроме того, ответчик считает, что оспариваемый акт не является нормативным правовым актом, поскольку он не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и не рассчитан на неоднократное применение.
Заявитель, считая постановление ответчика не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, пункту 11.7 приказа Минэнерго от 24.03.2003 № 115, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Суд, исследовав доказательства по делу, выслушав представителей сторон, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 АПК РФ).
1. В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Заявитель обратился с требованиями о признании постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30.09.2009 № 2849 «О начале отопительного периода 2009-2010 в Альметьевском муниципальном районе» не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, пункту 11.7 приказа Минэнерго от 24.03.2003 № 115 и недействующим. Указанное постановление не опубликовано в установленном порядке в средствах массовой информации.
Правовой акт, обжалуемый заявителем, является муниципальным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 34), Законом Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ (статья 25), Уставом муниципального образования «Альметьевский муниципальный район» (статья 40) Исполнительный комитет Района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Района.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее –Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Статьей 78 указанного Закона решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, рассмотрение заявленных требований отнесено к компетенции арбитражного суда.
2. Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Названные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Правила содержат используемые определения: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть, в том числе, и управляющая организация, приобретающая коммунальные ресурсы.
"Управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (пункт 3 Правил).
Согласно Агентским договорам управления многоквартирными домами, заключенными между ООО «Комплекс+Сервис» от 13.12.2006 и собственниками жилых домов, а также справке Общества о количестве лицевых счетов и договоров управления по жилым многоквартирным домам, заявитель имеет в управлении 1785 лицевых счетов и договоров управления (л.д.84,110 т.1). Указанное обстоятельство не оспаривается ответчиком. Договором № 800 от 01.04.2009, заключенным между ОАО «Альметьевские тепловые сети», являющимся ресурсоснабжающей организацией и ООО «Комплект+Сервис» (Исполнитель), предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация подает исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию до границы раздела ответственности на объекты исполнителя, а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать потребленную энергию (л.д.85 т.1). Аналогичный договор заключен с ОАО «Альтехносервис» (л.д.93 т.1).
Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право на судебную защиту служит гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод.
Таким образом, возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, включая нормативные правовые акты, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.
По смыслу приведенных конституционных положений, федеральный законодатель, располагая достаточной свободой усмотрения при регулировании способов и процедур судебной защиты, обязан обеспечить участникам судопроизводства, такой уровень гарантий права на судебную защиту, который обеспечивал бы ее полноту и своевременность, эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, недопустимость подмены судопроизводственной формы защиты права другой и произвольного прекращения начатого судопроизводства.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194); обязанность доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, распределены иным, нежели для дел искового производства, образом (часть 6 статьи 194); отказ лица, обратившегося в арбитражный суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу, а признание требования органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда не обязательно (часть 8 статьи 194).
Следовательно, заявитель, являясь исполнителем, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю (гражданам) предоставляются коммунальные услуги, вправе в интересах потребителя обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
3. В силу статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Уставом муниципального образования "Альметьевский муниципальный район", принятым решением Альметьевского городского Совета от 5 декабря 2005 г. N 17, с изменениями от 26 декабря 2006, предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов района входят: 1) Устав Района; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме; 3) нормативные и иные правовые акты Совета Района; 4) нормативные и иные правовые акты Главы Района, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом (статья 64).
Руководитель Исполнительного комитета в пределах полномочий Исполнительного комитета Района, установленных законодательством, настоящим Уставом и решениями Совета Района, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Района федеральными законами и законами Республики Татарстан, а также распоряжения по вопросам организации работы Исполнительного комитета Района (статья 70 Устава).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация в границах округа электро-, тепло - , газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пункту 3.1.Положения об Исполнительном комитете Альметьевского муниципального района, утвержденному решением Совета от 3 февраля 2006 № 39, Исполком района организует на территории района реализацию задач по решению вопросов местного значения.
Следовательно, ответчиком принято оспариваемое постановление в соответствии с предусмотренными его полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, Уставом Альметьевского муниципального района и Положением об Исполнительном комитете Альметьевского муниципального района.
4. Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление ответчика от 30.09.2009 № 2849 «О начале отопительного периода 2009-2010 в Альметьевском муниципальном районе» обладает признаками нормативного правового акта: им установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Данным правовым актом нормативно установлено начало отопительного периода на территории муниципального района, тем самым, возлагая на субъекты правоотношений, связанных с обеспечением населения района теплоснабжением, правила поведения, установленные иными нормативными правовыми актами. Действие оспариваемого постановления хоть и ограничено во времени началом отопительного периода, но подлежит применению во всех случаях и всеми, кто продает коммунальные ресурсы, предоставляет и потребляет коммунальные услуги.
Заявитель в дополнительном заявлении от 01.03.2011 указал, что оспариваемый нормативный правовой акт не опубликован в установленном законом порядке в средствах массовой информации, а представленное им 24.01.2011 доказательство об опубликовании ответчиком информации о начале отопительного периода в газете «Знамя труда» (л.д.149 т.1) не соответствует требованиям действующего законодательства об опубликовании (обнародовании) нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с изменениями до 27 июля 2010 года) Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу пункта 3 указанной статьи порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 71 Устава муниципального образования «Альметьевский муниципальный район» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Нормативные правовые акты, принятые Советом Района, Главой Района, Руководителем Исполнительного комитета Района, должны быть официально опубликованы (обнародованы) в семидневный срок со дня их подписания.
Издание оспариваемого муниципального правового акта о начале отопительного периода с 01.10.2009 было обусловлено необходимостью обеспечения прав граждан на своевременное получение коммунальных услуг надлежащего качества, охрану здоровья людей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения района, что соответствует положениям пункта 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», статьи 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, абзацу 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в их системном толковании.
Доводы ответчика о том, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, подлежащим опубликованию и что производство по настоящему делу подлежит прекращению без рассмотрения дела по существу, поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта прекратилось еще до обращения заявителя в суд, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ и пункт 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 № 80, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 № 182-О суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановление ответчика от 30.09.2009 № 2849 «О начале отопительного периода с 2009-2010 в Альметьевском районе» обладает признаками нормативного правового акта: им установлены правовые нормы, правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, затрагивают права и обязанности человека и гражданина,в силу пунктов 3 и 5 статьи 71 Устава вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) и соответствуют определению нормативного правового акта, указанному в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 31 октября 2008 г. N 270 "Об официальных печатных изданиях для опубликования муниципальных правовых актов", вступившим в законную силу с 01.01.2009,официальными печатными изданиями для опубликования муниципальных правовых актов определены газеты "Знамя труда", "Элмэт таннары" и "Яшьлэр заманы".
Ответчиком представлены для обозрения подлинник газеты "Знамя труда" от 02.10.2009 № 78 (11179), согласно которому в рубрике «Новости» опубликована информация: «Пуск тепла начался 30 сентября, сообщает Департамент жилищной политики и ЖКХ. С этого дня постепенно тепло должно прийти в каждый дом, а в больницах и поликлиниках отопительный сезон начался 28 сентября. В связи с пуском тепла руководство Департамента ЖКХ настоятельно рекомендует жителям многоквартирных домов завершить все ремонтные работы на системах центрального отопления», копия информации, опубликованной в газете, приобщено к материалам дела (л.д.149 т.1).
Однако, опубликование информации в рубрике «Новости» в редакции, изложенной в газете "Знамя труда" от 02.10.2009 № 78 (11179), в виде информационного сообщения о начале отопительного сезона с 30 сентября в жилых многоквартирных домах (а не с 01.10.2009), не отвечает требованиям официального опубликования нормативного правового акта и нарушает положения статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 71 Устава муниципального образования «Альметьевский муниципальный район», не имеет полного текста оспариваемого постановления, сведений об органе его издавшим, даты, номера нормативного правового акта, а также не определяет порядок вступления нормативного акта в законную силу.
Таким образом, отсутствие официального опубликования постановления Руководителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 30.09.2009 № 2849 означает, что он не вступил в законную силу и не может считаться введенным в действие с момента его издания.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установлено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в том числе, правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В данном случае, суд установил, что при издании оспариваемого муниципального нормативного правового акта допущено нарушение предусмотренных правил введения нормативного правового акта в действие, в частности правил их опубликования, поэтому суд вправе принять решение без исследования обстоятельств несоответствия вышеназванных пунктов Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 30, пункта 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых установок, указанных заявителем в обоснование требований.
Доводы ответчика, что Устав муниципального образования «Альметьевский муниципальный район РТ» и Положение об Исполнительном комитете Альметьевского муниципального района не предусматривает обязанности ответчика на опубликование муниципальных правовых актов, судом рассмотрен, однако не может быть учтен судом в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Арбитражный суд в соответствии с частью 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта.
Таким образом, суд, установив, что при издании оспариваемого муниципального нормативного правового акта допущено нарушение предусмотренных правил введения нормативного правового акта в действие, в частности правил их опубликования, принимает решение без исследования обстоятельств, указанных заявителем в обоснование требований.
Требование заявителя суд считает подлежащим удовлетворению и признанию постановления Руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30.09.2009 № 2849 не соответствующим части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и недействующим.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина распределяется пропорционально удовлетворенным требованиям. Заявителю при подаче заявления предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, при удовлетворении требований расходы по оплате государственной пошлины относится на ответчика, однако ответчик в силу подпункта 1.1, пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 сентября 2009 № 2849 «О начале отопительного периода 2009-2010 годов в Альметьевском районе» не соответствующим части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и не действующим.
Решение арбитражного суда первой инстанции об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: Сальманова Р.Р.
Судьи: Абульханова Г.Ф.
Мотрохин Е.Ю.